Тема 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения



1. Особенности развития европейской философии ХVII – XVIII в.в.

2. Проблемы теории познания в философии Нового времени.

3. Теории естественного права и общественного договора.

4. Разработка концепции исторического прогресса в социальной философии просветителей.

Основные понятия темы

Метод, эмпиризм, рационализм, механицизм, сенсуализм, дуализм, индукция, дедукция, рефлексия, деизм, просвещение, философия истории, общественный договор, естественное состояние, естественные права, гражданское общество, правовое государство, социальный прогресс, свобода.

Темы сообщений

1. Критика Ф. Бэконом заблуждений разума.

2. Принцип сомнения в философии Р. Декарта.

3. Этика Б. Спинозы.

4. Учение о субстанции Б. Спинозы.

5. Учение Дж. Локка о государстве.

6. Монадология Г. В. Лейбница.

Тематика рефератов

1. Социально-утопические идеи в романе Ф. Бэкона «Новая Атлантида».

2. Проблема соотношения свободы и необходимости в этике Спинозы.

3. Философия истории французских просветителей.

4. Идея общественного прогресса в философии Просвещения.

5. Французский материализм XVIII века.

Практические задания

1. Объясните смысл тезиса Б. Спинозы "Свобода есть осознанная - необходимость". Какие Вы знаете другие подходы к пониманию свободы?

2. Сравните анализ учений о субстанции Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница.

3. Определите гносеологическую позицию, выраженную в высказывании французского философа ХVIII в. К. Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Всё, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

4. Определите гносеологическую позицию, заключённую в высказывании учёного и философа ХVIII в. Г. Лейбница: «…Все мысли и действия нашей души вытекают из её собственной сущности и не могут ей быть сообщены… чувствами».

5. Определите основополагающие темы философии XVII в.

Литература

1. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.

2. Момджан Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1976,

4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

5. Рассел Б. История западной философии. М., 1992.

6. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП в.в. М., 1984.

7. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

8. Философия эпохи буржуазных революций. М., 1983.

9. Хрестоматия по истории философии. 4.1. С. 238-353.

 

Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Гносеология И. Канта и его этическое учение.

3. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Основные понятия темы

«Докритический период», «критический период», «вещь в себе», категорический императив нравственности, диалектика, тезис, антитезис, синтез, снятие, диалектический метод, абсолютная идея, гражданское общество, антропологический материализм.

Темы сообщений

1. Космогонические идеи И. Канта.

2. Натурфилософия Шеллинга.

3. Субъективный идеализм И. Г. Фихте.

Тематика рефератов

1. Идея свободы в социальной философии Гегеля.

2. Философия истории в учении Г. В. Ф. Гегеля.

3. Сущность и назначение человека в учении Л. Фейербаха.

4. Немецкая классическая философия и её влияние на развитие европейской философской традиции.

Практические задания

1. Прочитайте отрывок из произведения И. Канта "Критика чистого разума" (Мир философии. Ч. 1. С. 508-509) и ответьте на следующие вопросы:

Что такое "чистое познание" по Канту? Каковы компоненты этого знания? Что такое по Канту априорное и апостериорное знание и как их следует различать? Приведите примеры того и другого знания.

2. Прочитайте отрывок из произведения Гегеля "Наука логики" (Мир философии. Ч. 1. С. 395-397) и ответьте на вопросы: Что такое" диалектический метод с точки зрения Гегеля? Как Гегель оценивал диалектическую мысль в истории философии?

3. В чём отличие этического учения И. Канта от учений его предшественников? Почему И. Кант считает возможным и необходимым построение этики как строгой теоретической науки?

4. На чём основано убеждение Г. В. Ф. Гегеля в прогрессивном ходе истории? В чём по Г. В. Ф. Гегелю состоит смысл истории?

5. Сформулируйте основные положения гегелевской философии истории. Какая роль отводится в ней «великим личностям»? В чём смысл гегелевского понятия «великая личность»?

6. Укажите тип философского мировоззрения, представленный следующими суждениями: Мир есть не-Я, созданное нашим Я (И.Фихте); Мир есть Абсолютная идея (Г. Гегель).

7. Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении… Каковы предметы в себе и обособленно от…восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизве­стно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их».

Литература

1. Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.

2. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе// Вопросы философии. 2003.№9.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

4. Гулыга А.В., Гуревич П.С. Проблема свободы и духа в немецкой классической философии // Человек. Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.

5. История диалектики. М., 1978.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в.в. М., 1989.

7. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта // Вопросы философии. 1998, № 10.

8. Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант -Шопенгауэр) // Вопросы философии. 1999. № 1.

9. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 353 – 422

 

Тема 8. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Предпосылки возникновения марксистской философии, её основные черты и особенности.

2. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма.

3. Эволюция идей марксистской философии: неомарксизм, Постмарксизм и др.

Основные понятия темы

Материалистическое понимание истории, отчуждение, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, материалистическая диалектика, общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, способ производства материальных благ, классовая борьба, социальная революция.

Темы сообщений

1.Развитие К.Марксом диалектического учения.

2.Философия природы Ф. Энгельса.

3.Политическая экономия марксизма.

4. Ж.-П. Сартр о философии марксизма.

5. К.Поппер о философии марксизма.

Тематика рефератов

1. Проблема отчуждения человека в философии марксизма.

2. Диалектико-материалистическое понимание истории в учении К. Маркса.

3. Развитие философии марксизма Лениным.

4. Судьба марксизма в современном мире.

Практические задания

1. Прочитайте отрывок из работы К. Маркса "К критике политической экономии. Предисловие" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 1, С. 438-440). Выделите основные понятия социальной философии К. Маркса. Сформулируйте основную идею материалистического подхода к объяснению общественных явлений. Какие законы общественного развития выявил К. Маркс?

2. Как вы понимаете следующее высказывание К. Маркса: «У Гегеля диалектика стоит на голове, надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»?

3. Назовите достижения естествознания XIX века, явившиеся предпосылками формирования философии марксизма. раскройте значение этих открытий в становлении философии марксизма.

4. Сопоставьте подходы Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса к решению онтологических, антропологических и социальных проблем.

5. Прочитайте фрагмент из работы К.Поппера «Открытое общество и его враги» (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т 2. М., 1992. С160-161. 222-223, 226-228). Как Вы думаете, почему К.Поппер называет К.Маркса и Ф.Энгельса ложными пророками? Покажите, как К.Поппер, используя принцип фальсификации (опровержения), доказывает несостоятельность выводов марксизма о неизбежности замены капитализма социализмом в результате революции.

Литература

1. Альтюссер Луи. Просто ли быть марксистом в философии //Философские науки. 1990. № 7.

2. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991.,.

3. Карл Маркс и современная философия. М., 1999.

4. Марксистская философия в XIX в. В 2-х кн. М., 1979.

5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. С. 5-9.

6. Поппер Карл. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2.

7. Стоянович Светозар. От марксизма к постмарксизму //Вопросы философии. 1990. №1.

8. Сартр Ж.-П. Марксизм и экзистенциализм //Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители: Алексеев П.В., Панин А.В, М,, 1997. С. 207-218.

9. Сирота А.М. Неомарксизм: попытка реформации //'Вопросы философии. 1998. №8.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.003 с.)