Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Философия Древнего ВостокаСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Возникновение философии. 2. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. 3. Рационально-практическая направленность философии Древнего Китая. Основные понятия темы Пракрити, пуруша, Брахман, Атман, нирвана, аскеза, сансара, майя, страдание, Дао, дэ, инь и ян, фа, у вэй. Темы сообщений 1. Общие закономерности развития философии на Востоке и Западе. 2. Проблема страдания в философии буддизма. 3. Религиозный характер философии Древнего Востока. 4. Особенности древнекитайского философского мышления. 5. Образ «благородного мужа» в философском учении Конфуция. 6. Этический идеал даосов. Тематика рефератов 1. Западная и восточная философские традиции: общее и особенное. 2. Эволюция древнеиндийской философской мысли. 3. Традиции и особенности древнекитайской философии. 4. Интерпретация понятия «Дао» в различных школах древнекитайской философии. 5. Социально-этическое учение Конфуция. Практические задания 1. Объясните смысл высказывания: «Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало». Как Вы понимаете сущность понятия «недеяние»? 2. Дао, дэ, у вэй, ци, ли, сяо, жэнь – какие из этих понятий употребляются в даосизме, а какие – в конфуцианстве и почему. 3. Выделите основные понятия философии Древней Индии и раскройте их смысл. В каких древних книгах эти понятия используются? 4. Раскройте смысл «учения о середине». К какому направлению древневосточной философии оно принадлежит? Литература 1. Антология даосской философии / Сост. Малявин В.В., Виноградский Б.Б.. М., 1994. 2. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. Ч.1. М., 1969. 3. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. М., 1072-1973. 4. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1988. 5. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983. 6. Радхакришнен С. Индийская философия. М., 1993. Т. 1-2. 7. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987. 8. Чанышев А.Н. курс лекций по древней философии. М., 1981. 9. Хрестоматия по истории философии. Ч1. с.5-43. 10. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Этапы развития и особенности античной философии. 2. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. 3. Философские учения Платона и Аристотеля. 4. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные понятия темы Космос, бытие, небытие, субстанция, идея, душа, материя, форма, природа, человек, добродетель, государство, логос, Бог, счастье, наслаждение. Темы сообщений 1. Проблема бытия в элейской школе. 2. Специфика философского учения Сократа. 3. Учение о душе в философии Платона. 4. Теория идеального государства в философии Платона. 5. Проблема соотношения материи и формы в философии Аристотеля. 6. Эпикур о счастье и смысле жизни человека. Тематика рефератов 1. Философия элеатов. 2. Эпоха эллинизма и новый тип философствования. 3. Философия Древнего Рима. 4. Общество и государство в философских учениях Платона и Аристотеля. 5. Антропология античной философии. 6. Неоплатонизм и завершение античной философии. Практические задания 1. Составьте структурно-логическую схему «Философские школы Древней Греции». 2. Представьте в форме рисунка философское учение конкретного представителя античности. 3. Раскройте платоновскую типологию форм правления с позиций теории развития по кругу. 4. Раскройте смысл тезиса Сократа «Я знаю то, что я ничего не знаю». Действительно ли философ «ничего не знает» или это специфический метод философствования? 5. Проанализируйте знаменитые апории Зенона (Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. С. 77-79) и попытайтесь ответить на вопрос, почему Аристотель назвал Зенона «отцом диалектики». 6. Известно, что пифагорейцы объясняли гармонию природы и космоса с помощью числа. Ряд каких сущностей образовывала символика чисел с 1 до 10? 7. Раскройте смысл этической концепции Сократа, которая может быть представлена в виде формулы «Знание = добродетель = счастье». Литература 1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. 2. Боннар Андре. Греческая цивилизация: В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1994. 3. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985. 4. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л.,1990. 5. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989. 6. Псевдо - Плутарх. Мнения философов // Человек. 1998. № 3, 4, 5, 6; 1999. № 1. 7. Рожанский И.Д. Анаксагор. М.,1983. 8. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991. 9. Флоренский П.А. личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии. 2003.№5. 10. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. 11. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 44 - 148. 12. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. 13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981. 14. Янков В.А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5.
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Характерные особенности средневековой философии. 2. Становление и развитие патристики. 3. Схоластика: рационализация христианского вероучения. Основные понятия темы Теоцентризм, реализм, номинализм, вера, разум, универсалии, свобода воли, креационизм, божественное откровение, вечность, время, истина, Бог, душа, человек, аскеза, смысл жизни. Темы сообщений 1. Философия эпохи средневековья как «служанка богословия». 2. Рациональные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. 3. Проблема смысла жизни человека в средневековой философии. 4. Новое понимание отношения веры, философии и теологии в философии Фомы Аквинского. 5. Проблема соотношения вечности и временности в философии Августина. 6. Диалектика всемирной истории в учении Августина. Тематика рефератов. 1. Неоплатонизм и становление христианской философии. 2. Проблема веры и разума в философии средневековья. 3. Августин как основоположник христианской теологии. 4. Реализм и номинализм в средневековой философии. Практические задания. 1. Сопоставьте античную и средневековую философии по схеме: онтология, гносеология, антропология, социальные идеи. 2. Сопоставьте философские учения Фомы Аквинского и Аристотеля по схеме: онтология, гносеология, антропология, этика. 3. Проанализируйте термин «схоластика» с точки зрения философии средневековья и с позиций современного знания. 4. Средневековый схоласт – это философ или теолог? Объясните соотношение этих трех терминов. Литература 1. Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем, Христианином // Вопросы философии. 1995. № 3. 2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. 3. Аквинский Ф. Сумма теологии I-II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9. 4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. 5. Неретина С. Парадоксы Тертуллиана // Человек. 1996. № 1. 6. Нестин Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии. 1998. № 10. 7. Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья 8. Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени // Вопросы философии. 2004. № 12. 9. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979. 10. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 149 - 162, 177 - 182. 11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991.
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. 2. Натурфилософия и пантеистическая картина мира (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно). 3. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения. Основные понятия темы Гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, гелиоцентризм, Бог, природа, Единое, материя, человек, душа, государство, политика, нравственность, утопия. Темы сообщений 1. Особенности антропоцентризма философии эпохи Возрождения. 2. Связь философии эпохи Возрождения с развитием современного ей естествознания. 3. Особенности новой космологии (Н. Коперник, Дж. Бруно). 4. Сущность концепции «ученого незнания» Н. Кузанского. 5. Особенности пантеистической картины мира Дж. Бруно. 6. Образ государя в социально-политической теории Н. Макиавелли. 7. Особенность скептицизма М. Монтеня. Темы рефератов 1. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения. 2. Неоплатонизм и философия эпохи Возрождения. 3. Философия и естествознание в эпоху Возрождения. 4. Антропоцентрический характер мировоззрения эпохи Возрождения. Практические задания 1. Проведите сравнительный анализ: а) схоластической философии и философии эпохи Возрождения; б) античной философии и философии эпохи Возрождения; в) учений гуманистов эпохи Возрождения о человеке и обществе. 2. Сопоставьте пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Выделите общие и специфические черты их учений. 3. Какой принцип деятельности политика раскрывает Н. Макиавелли в работе «Государь», анализируя поступки главы государства: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши». Каково ваше отношение к этому принципу? Назовите политических деятелей, которые следовали этому принципу. 4. «Мир одушевлен вместе с его членами», - говорит Дж. Бруно в диалоге «О причине, начале и Едином». Означает ли это, что у Дж. Бруно все природные существа, тела и предметы в равной мере обладают сознанием? Если нет, то в чем смысл данного высказывания? 5. Что такое «макиавеллизм»? Каково соотношение между действительным учением Н. Макиавелли и «макиавеллизмом»? Литература 1. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. М., 1970. 2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М, 1980. 3. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. 4. История диалектики XIV-XVIII в.в. М., 1974. 5. Кампанелла Т. Город Солнца. М.- Л., 1947. 6. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 7. Мор Т. Утопия. М.-Л., 1947. 8. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М., 1980. 9. Никитин Е.П., Никитина А.Г. Загадка "Государя" // Вопросы философии. 1997. № 1. 10. Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке // Человек. 1992. № 3. 11. Утопический роман XVI-XVII в.в. М., 1971. 12. Хрестоматия по истории философии. Ч.1. С. 202-237.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.009 с.) |