Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15 . Философия сознанияСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Сознание: сущность, структура, функции. 2. Генезис сознания. 3. Сознательное и бессознательное, их соотношение. Основные понятия темы Психика, сознание, мышление, бессознательное, коллективное бессознательное, социальное бессознательное: отражение, самосознание, память, внимание, воображение, язык, эмоции, ценности, идеалы. Темы сообщений 1. Сознание и отражение. 2. Сознание и мозг. 3. Сознание и самосознание. 4. Сознание, мышление, язык. 5. Сознание и творчество. Тематика рефератов 1. Проблема искусственного интеллекта. 2. Эволюция проблемы сознания в историко-философской мысли. 3. Современная наука о природе сознания. 4. Феномен самосознания человека. 5. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в теории психоанализа. Практические задания 1. Составьте схему эволюции философских представлений о сознании. 2. Философия Нового времени выдвинула тезис о том, что сознание есть самосознание. В чём суть этого тезиса? 3. Проведите сравнительный анализ учений о бессознательном З. Фрейда, К. Юнга и Э.Фромма. 4. Прочитайте отрывок из работы З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (Хрестоматия по философии. С. 257-263). Прокомментируйте понимание З. Фрейдом соотношения основных элементов структуры личности: Я, Оно, Сверх-Я. Литература 1. Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии. 2005.№6. 2. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975. 3. Булыгин А.В. К истокам идеального (Естественнонаучный анализ проблемы). М., 1988. 4. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Вопросы философии. 1996. № 5. 5. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980. 6. Дубровский Д.И. Новые открытия сознания? // Вопросы философии. 2003. №7. 7. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. 8. Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 9. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. 10. Оезер Э. Мозг, язык и мир // Вопросы философии. 1998. № 5. 11. Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект?// Вопросы философии. 2005. №4. 12. Проблема сознания в западной философии. М., 1989. 13. Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. № 11. 14. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. 15. Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. Мн., 1989. 16. Юлина Н.С. Тайны сознания: альтернативная стратегия исследования // Вопросы философии. 2004. №10,11. 17. Юнг К. Приближаясь к бессознательному / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Тема 16. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ 1. Познавательная деятельность человека. 2. Структура и основные закономерности процесса познания. 3. Познание как постижение истины. 4. Научное познание и его специфика. Основные понятия темы Деятельность, познание, агностицизм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, вера, истина, правда, заблуждение, наука, метод, методология, опыт, теория, картина мира. Темы сообщений 1. Агностицизм и его разновидности. 2. Истина и правда. 3. Роль интуиции в познании. 4. Социальная ответственность ученого в современных условиях. 5. Концепции истины. Тематика рефератов 1. Статус вненаучного знания в современной культуре. 2. Феномен научной революции 3. Классическая концепция истины и ее альтернативы. 4. Наука и власть. Практические задания 1. Проведите сравнительный анализ форм познания действительности: мифологической, стихийно-эмпирической, художественной, религиозной, философской, научной. 2. Составьте схему «Основные этапы разработки проблем познания в истории философии». 3. Каково соотношение познания и понимания? Раскройте точку зрения на эту проблему представителя современной философской герменевтики П. Рикера (Рикер П. Современная западная философия. Словарь. М., 1991; Хрестоматия по истории философии. Т. 2. С. 409-411). 4. «… Вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки. Есть некий духовный закон … человек сам постепенно уподобляется тому, во что верит» (Ильин И.А. Путь к очевидности // Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 437-441). 5. «Наука - не творчество, а послушание, её стихия - не свобода, а необходимость… Наука никогда не может быть освобождением человеческого духа» (Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. С. 264-267). Прокомментируйте высказывание Н.А. Бердява. Какие другие точки зрения на науку, её функции и роль в жизни человека Вы знаете? 6. Прочитайте фрагмент из произведения Т. Куна «Структура научных революций» (Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды. М., 1997.С. 419-428). Раскройте представление Т. Куна о сути и взаимосвязи таких понятий, как «нормальная наука», «парадигма», «кризис парадигмы нормальной науки», «научная революция». Литература 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. С. 130-149. 2. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Вопросы философии. 1996. № 5. 3. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 4. Глебкин В.В. Наука в контексте культуры. М., 1994. 5. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991. 6. Елсуков А.Н. Познание и миф. Мн., 1984. 7. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. 8. Зеленков А.И. Мировоззренческие компоненты в структуре современного образа науки // Мировоззренческие структуры в научном познании. Мн., 1993. 9. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М., 1985. С. 24-77. 10. Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Проблема истины в социально-гуманитарных науках: интервальный подход// Вопросы философии. 2005. №4. 11. Митюгов В.В. Познание и вера // Вопросы философии. 1996. № 6. 12. Проблема истины в современной западной философии науки. М., 1987. 13. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев, 1997. 14. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997. 15. Сачков Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии. 1995. № 11. 16. Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1996. 17. Старостин Б.А. К определению понятия науки // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1991. № 6. 18. Стёпин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска // Идеалы и нормы научного исследования. Мн., 1981. С. 10-64. 19. Стёпин В.С. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке. М., 1991. 20. Фролов И.Т. Философия и этика науки // Вопросы философии. 1995. № 7. 21. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 238-253. 22. Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития. Мн., 1996. С. 6-29.
Тема 17. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Современные концепции антропогенеза. 2. Человек как проблема современной философской антропологии. 3. Основополагающие феномены бытия человека (свобода, коммуникация, одиночество, игра, любовь и др.). Основные понятия темы Философская антропология, человек, индивид, индивидуальность, личность, труд, язык, смысл жизни, смерть, игра, одиночество, коммуникация, любовь, страх, страдание, свобода, ответственность, творчество. Темы сообщений 1. Основные положения трудовой теории происхождения человека (Ф. Энгельс). 2. Биологическое и социальное в человеке. 3. Понятие «философская антропология» и его значение. 4. Свобода и ответственность человека. 5. Смысл существования человека в концепции Н.А. Бердяева. 6. Одиночество и коммуникация в философии экзистенциализма. Тематика рефератов 1. Проблема отчуждения в философских учениях Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса. 2. Проблема человека и его свободы в философии экзистенциализма. 3. Человек в поисках смысла жизни. 4. Жизнь, смерть и бессмертие как феномены бытия человека. 5. «Антропологический поворот» в европейской философии ХІХ - ХХ вв. 6. Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер). Практические задания 1. Сравните образы человека, вытекающие из принципов космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма, природоцентризма. 2. Раскройте суть свободы человека, рассматривая содержание следующих парных категорий: свобода и произвол, свобода и фатализм, свобода и необходимость, свобода и отчуждение, свобода и выбор, свобода и ответственность. 3. Раскрыть отличие двух способов существования человека: обладание и бытие (См.: Фромм Э. «Иметь или быть»). 4. Составьте структурно-логическую схему, раскрывающую эволюцию представлений о человеке в истории философской мысли. 5. Сопоставьте рассуждения Э. Фромма, М. Хайдеггера и М. Шелера о природе и сущности человека (Мир философии. Ч. 2. С. 61-86). 6. Объясните смысл тезиса Н. Бердяева: «Личность в человеке есть результат борьбы» (Мир философии. Ч. 2. С. 48). Согласны ли Вы с мнением автора? Как Вы думаете, человек и личность – это одно и то же? Литература 1. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн., 1999. 2. Капустин В.Г. Современность – как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998. №4. 3. Киселёв Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека// Вопросы философии. 1999. №1. 4. Коган Л.В. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. №5. 5. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ// Вопросы философии. 1997. №1. 6. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке. М.. 1991. 7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991. 8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX. М., 1995. 9. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004. №2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.007 с.) |