Иоган генрих песталоцци о роли природы в воспитании детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иоган генрих песталоцци о роли природы в воспитании детей



Швейцарский педагог-демократ И. Г. Песталоцци (1746–1827), поставивший целью своей жизни улучшить положение народа путем правильного воспитания и обучения подрастающего поколения, считал, что обучение должно быть подчинено целям воспитания. Он писал, что обучение должно иметь развивающий характер, то есть воздействовать не только на ум, но и оказывать влияние на чувство, волю, характер, вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками. «В качестве образовательного средства надо пользоваться не искусственными вспомогательными средствами, а только природой, окружающей детей, повседневными их потребностями и их постоянно живой действительностью». «Большинство современников, – писал он, – не придают никакого значения громадному влиянию природы на наше воспитание. Одна только природа и делает нам добро, она одна неподкупно и бестрепетно ведет нас к истине и мудрости» [45].

Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал необходимым «учить и воспитывать детей под руководством природы», то есть в соответствии с принципом природосообразности. Педагог создал новые методы воспитания, помогающие развивать силы ребенка в соответствии с природой. «Воспитание ребенка, – говорил он, – должно начаться с первого дня его появления на свет». И. Г. Песталоцци относил принцип природосообразности к развитию умственной, моральной и физической природы ребенка. Он исходил из предпосылки: человек рождается способным развиваться умственно и нравственно: «Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога ходить, рука хватать, сердце хочет верить и любить, ум мыслить» [45]. Важнейшую цель природосообразного воспитания великий педагог усматривал в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей, то есть физически он должен стать здоровым и сильным, умственно-разумным, душевно-нравственным.

И. Г. Песталоцци высказал положение о единстве обучения и воспитания, умственного и нравственного становления личности. Природа человека представляет единое целое, поэтому развитие ума и формирование нравственных качеств совершается в органическом единстве.

На основе обобщения личного педагогического опыта в Ивердонском институте (1805–1825 гг.) И. Г. Песталоцци создает теорию элементарного образования, включающего в себя умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которую рассматривал как основу формирования всесторонне развитой личности. Он приходит к убеждению о необходимости гармонического развития личности, одновременного развития «ума, сердца и руки». «Силы, умения»… И. Г. Песталоцци рассматривал в единстве с «силами знания» и «хотения», которые приводятся в движении в процессе воспитания. Сущность элементарного образования он видел в гармоническом развитии умственных задатков, обеспечивающих интеллектуальную самостоятельность.

Педагог считал необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики и, прежде всего, вооружать знаниями о растениях ближайшего окружения, животных, сезонных явлениях и умением использовать их в практической деятельности. Например, знакомя со свойствами плодовых деревьев, нужно показать детям, как лучше их сажать и растить. Овладение умениями и практическими навыками должно доставлять ребенку радость.

И. Г. Песталоцци был глубоко убежден, что уже в дошкольном возрасте необходимо всесторонне развивать детей, так как их первоначальное развитие и воспитание имеет решающее значение во всем последующем формировании личности.

Говоря о детях раннего возраста, он отмечал, что их способности и опыт, «самой природой вызываемые», велики, но школа уничтожает их. Ужас этого положения педагог видит в том, что до 5 лет дети наслаждаются природой, «все впечатления природы благотворно влияют на них», ребенок живет чувственным восприятием внешних впечатлений. И вдруг «мы заставляем природу исчезнуть из глаз». Связь между природой, воспитанием и образованием у И. Г. Песталоцци просматривается во многих положениях его теории. Воспитание, основанное на природосообразности, тем и ценно, что оно по сути своей нравственно. И. Г. Песталоцци говорил о необходимости получения ребенком правильных знаний о природе. «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы, хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы. Созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно является единственной основой человеческого познания» [45]. Таким образом, исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считал восприятие окружающего мира посредством органов чувств. По его мнению, только тогда можно начать обучение грамоте, связанному со сложным процессом абстракции, когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания – созерцание природы. Он различает «внешнее созерцание», то есть восприятие «вне нас находящегося мира», и «внутреннее». В «Фрагменте об основах образования» уточняет понятие внутреннего созерцания: осознание собственных впечатлений и суждение ума о впечатлениях. Следовательно, задача сенсорного развития и воспитания не только в том, чтобы развивать органы чувств ребенка, но и в том, чтобы научить его «внутреннему созерцанию», то есть осмыслению своих собственных впечатлений, чувств, переживаний, желаний и потребностей. С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются, беспорядочные и смутные представления (впечатления) эмпирически воспринимаемого мира. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий.

И. Г. Песталоцци отмечал, что внутреннее созерцание – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Здесь важна не только постепенность, но и последовательность ступеней процесса познания (определенность восприятий – ясность представлений – четкость понятий). В сочинении «Как Гертруда учит своих детей» (1801), в «Книге для матерей» (1803) в определенной последовательности даны элементарные знания об окружающих детей предметах и явлениях, с которыми должна познакомить мать.

И. Г. Песталоцци указывал на следующие ступени процесса познания: чувственное восприятие окружающего нас мира; осознание впечатлений и ступень мышления. Названным ступеням процесса познания соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, речи и мышлению. С развития способности к наблюдению начинается природосообразное развитие умственных сил человека. Через способность к речи и мышлению завершается путь к познанию. Элементарное умственное воспитание (образование) педагог рассматривал как один из факторов формирования человеческой личности.

Успех всего обучения в школе, по мнению И. Г. Песталоцци, зависит во многом от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте созерцательные способности. Так как основой духовного развития личности он считал всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка, то вслед за Я. А. Коменским придавал решающее значение в обучении наглядности.

Отдавая предпочтение наглядному методу, он формулирует его в виде следующего тезиса: сначала видеть, слышать и действовать, потом рассуждать и делать выводы. Поэтому ребенка надо учить «в свободной аудитории природы… в поле, в лесу, в горах и долинах… Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись следовать за природой» [22].

Он считал, что не следует торопиться навязывать ребенку знания. «Пускай истинный мир, явления и предметы проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят… редко требуй от него (ребенка) суждений». «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит и червяк учит, больше и лучше. Молчи» [45]. Это по существу идея сенсорного воспитания. Каким же образом, при помощи каких средств может быть реализована идея элементарного умственного образования? Эти средства по своему существу и во всем своем объеме исходят из присущей нам способности свободно и самостоятельно сопоставлять, различать и сравнивать предметы, ясно осознанные нами самими через чувственное восприятие, выявляя общие и отличительные признаки и соотношение между ними, то есть логически их рассматривать и логически их обрабатывать, тем самым позволяя нам подняться до развитой человеческой способности к суждению. Выделение существенных свойств в наблюдаемых предметах, их осмысливание и выражение в речи составляет основу логического мышления. И. Г. Песталоцци справедливо отмечал, что ребенок должен «научиться мыслить о них» (предметах и явлениях природы) и что наглядность – это фундамент и «основа основ искусства педагогики».

Он подчеркивал важность развития детской наблюдательности, способности к анализу и синтезу, умения четко и полно описывать предмет, устанавливать сходство и различие. Суждения детей будут обоснованными и правильными, лишь в том случае, если они базируются на наблюдении окружающих предметов и явлений, доступных пониманию детей.

И. Г. Песталоцци уделял большое внимание развитию у детей умения наблюдать, так как наблюдение для ребенка есть основа всех его знаний, дальнейшего обучения. Средства, формирующие способность к наблюдению, должны обязательно носить эмоциональный характер. Важным и достаточно простым доступным средством в развитии наблюдательности он считал родную природу. Заслуживает внимания высказывание относительно многократности повторения наблюдений за одним и тем же объектом или явлением: «Не подлежит сомнению, что повторное наблюдение предметов, частое и разностороннее восприятие этих предметов органами чувств ребенка – вот что в состоянии довести до зрелости и совершенства впечатления от их чувственного восприятия» [45]. Развивая детскую наблюдательность, И. Г. Песталоцци рекомендовал вырабатывать у детей умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки. «Благодаря сопоставлению предметов, одинаковых по их сущности, твое понимание их станет значительно более широким, острым и основательным», – писал он [45].

«Правило наблюдения» Я. А. Коменского и «Азбука наблюдения» И. Г. Песталоцци не потеряли своего значения и в настоящее время. Однако у обоих отмечается формализм отдельных методических приемов, направленных, в основном, на изучение ребенком внешних признаков предмета (форма) в процессе наблюдения и словесное выражение их. Способность логически обрабатывать впечатления стимулируется развитой способностью считать (число), измерять, говорить (выражать). Наилучшими элементарными средствами для достижения этой цели И. Г. Песталоцци считал формулу (схему): число, форму, слово.

В отличие от Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, целью всякого обучения И. Г. Песталоцци провозглашал не столько приобретение детьми знаний, сколько развитие способности мыслить, рассуждать, быстро ориентироваться в явлениях, то есть образовывать ум и задачу приобретения знаний следует подчинить этому. Таким образом, он разрушал старый взгляд на обучение, только как на пассивное усвоение детьми знаний.

Уже в первоначальном элементарном обучении И. Г. Песталоцци видел главную цель в развитии и укреплении умственных и нравственных сил ребенка. Это совершается в процессе упражнений, которые необходимы в умственном и нравственном воспитании. Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание на необходимость руководства взрослым процессом познания (в отличие от Ж. Ж. Руссо). Без воспитателя ребенок не способен разобраться во всем многообразии окружающего мира. Поэтому педагог выдвигал важные идеи: единство и непрерывность обучения и воспитания; ребенок – активный субъект педпроцесса (находить ребенку все, что в состоянии найти сам). Содержание и методы обучения должны соответствовать силам и возможностям ребенка, учитывать, как возрастные, так индивидуальные особенности детей.

Таким образом, мысль о равном воспитании всех детей независимо от сословия, идея элементарного образования, предусматривающая всестороннее развитие ребенка, совершенствование его сил и способностей, значение умственного воспитания и речи для развития дошкольника – важные положения в педагогическом учении И. Г. Песталоцци. В то же время идеалистический подход к созданию мира, перенос явлений природы в социальную жизнь общества, переоценка роли природы в развитии детей – эти положения не совсем приемлемы в настоящее время.


Контрольные Вопросы И Задания

1. С какой целью И. Г. Песталоцци предлагал знакомить детей с различными областями наук?

2. Как понимать высказывание И. Г. Песталоцци «Если усилия, делаемые природой, для развития человеческих сил, оставить без помощи, она медленно освободит людей от чувственно-животных свойств»?

3. В чем своеобразие принципа природосообразности по И. Г. Песталоцци?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.229.194 (0.013 с.)