Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русские Просветители (Революционные Демократы) О Значении Ознакомления С Природой В Воспитании ДетейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В России прогрессивные педагогические идеи развивали русские просветители (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский). Во второй половине XIX в. они выступали против формального словесного изучения природы, а также против узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней. В своих статьях, посвященных вопросам воспитания и образования подрастающего поколения, особую роль отводили воспитанию у детей интереса к изучению естественных наук, отдавая им приоритет в содержании образования как наукам, призванным заложить основу диалектико-материалистического мировоззрения. Русские просветители, стоявшие на материалистических позициях, придавали большое значение правильному познанию детьми окружающего мира, что будет способствовать не только умственному воспитанию, развитию любознательности, пытливости, формированию основ материалистического миропонимания, но и подчеркивали роль природоведческих знаний в развитии нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе. Чувственное восприятие предметов и явлений природы в процессе практического воздействия на них является первой ступенью и фундаментом материалистического мировоззрения (воспитание детей в материалистическом духе). Отдавая дань изучению естествознания, особое значение в этом отношении они придавали формированию реальных представлений о природе. Начиная с первых шагов обучения, необходимо, по их мнению, приучать детей рассматривать явления природы в их взаимной связи и обусловленности. Исключительно большое значение изучению наук о природе придавал А. И. Герцен (1812–1870). Он резко критиковал существующую систему обучения и воспитания, последовательно боролся за увеличение роли естественных наук. По его мнению, естествознание должно быть фундаментом всей образовательной системы. А. И. Герцен стремился у молодежи возбудить живой интерес к изучению природы, выработке материалистического подхода к окружающей действительности, сформировать атеистические взгляды: «Нам кажется почти невозможным без естествознания воспитать действительно мощное умственное развитие, чем мы начинали бы воспитание, чтобы очистить отроческий ум от суеверий и предрассудков и дать ему возмужать на этой здоровой пище» [9]. Основная задача воспитания, дать детям возможность применять свои знания на практике. Именно естественные науки, указывал А. И. Герцен, «открывают двери прямо в деятельность». Он считал, что природа эмоционально воздействует на ребенка. Впечатления, полученные от общения с родной природой, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, своему народу, стране. А. И. Герцен утверждал: «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению родине» [9]. Это чувство возникает на основе ярких эмоциональных переживаний, что тонко выразил А. И. Герцен. В середине 50‑х начале 60‑х гг. XIX в. отмечается широкое педагогическое движение: во всех слоях населения растет тяга к образованию. В этот период в работах Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева обосновывается необходимость всестороннего развития личности ребенка как будущего человека. Высоко оценивая естественнонаучные знания, как средство воспитания правильных (материалистических) представлений о явлениях окружающей природы, Н. Г. Чернышевский (1828–1889), называл их «коренными» в системе образования. При этом высоко ценя и искусство в жизни человека, он писал, что восторг от созерцания природы выше, чем от искусства. В процессе ознакомления детей с природой любое соприкосновение, особенно с живыми развивающимися существами, побуждает учитывать нравственную, интеллектуальную и эстетическую направленность этого воздействия на ребенка. Живое даже перестает быть живым, если рассматривается, по выражению Н. Г. Чернышевского, лишь с точки зрения полезности для человека. Вместе с другими русскими демократами Н. А. Добролюбов (1836–1861) закладывал основы материалистического учения о первоначальном воспитании детей. Учитывая огромную важность естественных наук в воспитании материалистических взглядов и суждений, интереса детей к явлениям природы, он со всей категоричностью отстаивал природоведение как один из самых ценных предметов школьного обучения. Вооружение детей разносторонними основательными знаниями о природе, «процесс усвоения которых заключает в себе рассудочную деятельность», Н. А. Добролюбов оценивал как важную основу для выработки твердых непогрешимых взглядов и убеждений, что придает знаниям действенную силу. Он указывал на необходимость давать детям реалистические представления о природе, развивать их любознательность и стремление познать природу, чтобы использовать ее богатства на пользу людям. Разрабатывая общие вопросы развития подрастающего поколения, русские просветители неоднократно писали о любознательности детей, проницательности их ума, способности к наблюдению. Педагог должен исходить из того, что дети «очень умны и проницательны», «сколько любознательности, сколько жадного стремления к исследованию истины высказывают дети». Ребенка необходимо знакомить с природой, потому что «он имеет к ней тяготение». «Обязанность воспитателя состоит в том, чтобы сообщить дитяти, сколько возможно, скорее, возможно наибольшее количество всякого рода данных, фактов, заботясь при этом особенно о полноте и правильности восприятия их ребенком… сколько представляется вам прекрасных поводов передать ребенку множество верных, живых сведений о законах природы» [14]. Одна из важнейших задач первоначального воспитания, по Н. А. Добролюбову, научить детей правильно воспринимать предметы и явления окружающего мира, понимать причинно-следственные связи, существующие в природе. У детей рано развивается понимание связи между причинами и следствиями. Видя, что зимой бывает снег, а летом – нет, ребенок при таянии снега догадывается, что приближается лето и др. «Что может быть лучше для детей, как не изучение естественных наук не книжным образом, а практически, наглядно, на открытом воздухе, с живыми наблюдениями и опытами», «как охотно они обращаются к природе, с какой радостью изучают все действительное, а не призрачное, как их занимает всякое живое явление. Они не любят отвлеченности» [14]. Особая необходимость начинать ознакомление маленьких детей с предметами и явлениями природы с чувственного восприятия диктуется не только своеобразием психики детей, но и задачами воспитания детей в материалистическом духе. Иными словами, одна из первоочередных задач состоит в развитии органов чувств, в сенсорном воспитании. Критик подчеркивал, что нужно сколько можно более и правильнее упражнять внешние чувства ребенка, чтобы увеличился запас впечатлений в его мозгу и тогда светлые взгляды и суждения о различных отношениях предметов неизбежно явятся в голове его сами собою. Не следует, конечно, переоценивать спонтанность в развитии «взглядов и суждений», ибо в процессе сенсорного воспитания закладываются лишь основы для последующего более эффективного духовного развития личности. В целях активного сенсорного развития детей Н. А. Добролюбов рекомендовал практиковать непосредственные наблюдения предметов и явлений внешнего мира, наглядное обучение. Первоначальное воспитание детей должно учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности дошкольников. К наиболее характерным чертам психики детей этого возраста Н. А. Добролюбов относил разумность и любознательность, впечатлительность и сильное воображение, склонность к фантазированию, внушаемость, подражательность. По его мнению, способность к аналогии, умение классифицировать весьма рано развивается в ребенке. Под умственным воспитанием он понимал целенаправленное развитие «мыслительных способностей». Иногда это понятие отождествляется с понятием «познавательные способности». Развитие логического мышления является основным средством умственного воспитания детей. Привлекает внимание идея Н. А. Добролюбова о приучении детей к самостоятельному логическому мышлению, к установлению причинно-следственных связей. Он писал: «С пятого и, особенно с шестого года, необходимо приучать детей к рассуждению и отчетливости во всем, что они делают. Поэтому никогда не следует заставлять детей делать то, что превышает их понятие, и в чем они не могут ясно убедиться при маленьком запасе своих знаний, почерпнутых из наблюдений внешнего мира» [14]. В процессе умственной деятельности функционируют все психические процессы в их взаимосвязи: воображение, память, мышление. Необходимо обращать внимание на взаимосвязь интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разностороннее воспитательное воздействие природы на ребенка просветители связывали не только с приобретением знаний о ней, но и с тем, что природа своим многообразием, динамичностью эмоционально захватывает детей и предоставляет богатые возможности для их деятельности. Они были глубоко убеждены, что именно в дошкольном возрасте всего сильнее западают в душу ребенка первые впечатления, наиболее сильно развиваются чувства и ум детей, впечатления детства остаются на всю жизнь. Н. А. Добролюбов отмечал, что «в первом своем проявлении патриотизм даже и не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным…». Постепенно, с усвоением более широких и отвлеченных понятий «детский патриотизм» перерастает в любовь к своему народу, своей стране. Впоследствии он возвышается до интернационального чувства. Чувство патриотизма воспитывается в детях примером взрослых, чтением о родной природе и родной стране. Он выдвинул требования «относительно детских книг». «Они состоят в том, – писал Н. А. Добролюбов, – чтобы книжки эти были полезны для умственного и нравственного развития детей. Детские книжки должны быть по содержанию интересны для детей, а по изложению – совершенно просты… в них должны сообщаться положительные сведения о мире и человеке… Детская книга должна увлекать воображение ребенка, давать занятие его мыслительной способности, знакомить с окружающим, с домашними животными, трудом взрослых, укреплять положительные нравственные чувства» [14]. Чувства, по мнению Н. А. Добролюбова, должны быть разумными. Особую роль следует отводить наглядности детских книг, четкому и верному изображению на рисунках всех предметов. Смысл нравственного воспитания педагог-мыслитель видел в том, чтобы в самом раннем возрасте детям внедрялось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Содержание нравственного воспитания определяется характером воспитательного идеала. Демократическая направленность целей и задач воспитания требовала формирования в детях таких нравственных качеств, как гуманность, патриотизм, активность и самостоятельность, трудолюбие. Лучшие человеческие качества формируются, начиная с дошкольного возраста, считали демократы. В. Г. Белинский (1811–1848) – выдающийся мыслитель-диалектик, воинствующий материалист, пламенный литературный критик, основоположник материалистической эстетики вошел в историю русской общественной мысли и как зачинатель нового демократического направления в педагогике. В. Г. Белинский страстно любил свою Родину, свой народ, жаждал его освобождения от гнета и унижения. Передовое мировоззрение В. Г. Белинского отразилось и на его педагогических взглядах. Он указывал, что умственное воспитание должно осуществляться благодаря систематическому обучению ребенка и включать в себя знания основ наук о природе. В связи с этим рекомендовал знакомить детей с самыми обычными явлениями, рассказывая им о дождике, бабочке, о том, как строят дома и пекут хлеб. Развивать должна наука, ее постепенное, медленное, но тем более верное изучение, поскольку понимание природы такой, какая она есть, как раз и закладывает основы материалистического мировоззрения. В. Г. Белинский в выдвинутой им идее равного для всех образования отмечал, как важно давать детям знания о природе, провести их по всем «царствам природы». «Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности. Красота природы выражена в красках, звуках, формах и воспринимать эту красоту, наслаждаться ею, нужно научить ребенка. Эмоциональная сила природы особенно сильно действует в детские годы». Знакомство детей с природой нужно начинать с ранних шагов жизни, до школы, надо дать детям знания фактов окружающей действительности, соответствующие науке, чтобы удовлетворить их любопытство. «Естественные науки сильнее всего могут заинтересовать детей. Это предмет близкий, они на каждом шагу сталкиваются с природой, природа сродни детям» [68]. В. Г. Белинский считал природу одним из факторов формирования личности. В тесной связи с умственным и нравственным воспитанием он рассматривал и проблему эстетического воспитания. Называя природу «вечным образцом искусства», полагал, что эстетическое чувство основа нравственности. Поэтому необходимо развивать у детей способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, красоту природы, и на основе этого воспитывать у детей бережное отношение, любовь к ней, к родному краю, а через нее и любовь к своей Родине. «Природа, – писал великий критик, – полна, поэзии, которая наиболее свидетельствует о ее жизни; в ее вечном движении, в колыхании ее лесов, в трепете серебристого листа, на котором любовно играет луч солнца, в ропоте ручья, в веянии ветра, волнующего золотистую жатву, разлит для человека таинственный блеск и слышатся ему живые голоса, то грустные и одинокие, как звуки эоловой арфы, то веселые и радостные, как песнь взвивающегося под небеса жаворонка». «Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений, надо одушевить для них весь мир и всю природу». Окружающая природа, считал В. Г. Белинский, может оказать большое воспитательное воздействие, если педагог во время экскурсий сумеет «заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку» [68]. Исключительно важной областью воспитательной работы В. Г. Белинский считал детское чтение. Он выступал за литературу, способную развивать ум и сердце. «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон»… Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а не на их рассудок». «Детям надо читать книги, доступные их пониманию. Лучшими книгами для чтения детей первого возраста могли бы быть такие книги, которые бы весело знакомили их с землею, с природой. Книги эти непременно должны быть с картинками, ибо наглядность должна быть основанием детского развития. Малыши не требуют выводов, доказательств, им нужны образные краски и звуки» [68]. Говоря о содержании детских книг, В. Г. Белинский много внимания уделял темам о природе, считал их обязательными для детского чтения, помогающими воспитывать любовь к миру природы. Он мечтал о том, чтобы нашлась книжка с картинками, изображающими горы, моря, острова, полуострова, минералы, разные чудеса физической природы, потом явления растительного и, наконец, животного царства и при этих картинках был бы объяснительный текст; простой, толковый, без фраз и восклицаний о том, как прекрасна природа и т. д. Д. И. Писарев (1840–1868 гг.) также утверждал, что «знания о природе вполне соответствуют естественным потребностям детского ума». Он считал, что в дошкольный период «накапливаются материалы для последующего формирования личности… Фактические сведения могут прийти со временем, их можно приобрести собственным трудом, но умственное развитие может быть надолго задержано, если развитие мыслительных способностей не начать с самого раннего возраста» [46]. Д. И. Писарев обращал внимание на особенности дошкольного возраста как первой ступени формирования личности будущего гражданина, отмечая, что у детей есть «самородная любознательность», пытливость мысли, свои развивающиеся интересы. Уже в раннем возрасте ребенок интересуется природными явлениями. Соприкасаясь с миром красок, звуков и ощущений, дети развиваются умственно, накапливают начатки знаний по естествознанию, что важно для будущего обучения в школе. Знания о природе способствуют развитию детского ума, развивают наблюдательность и внимательность, мыслительные способности. В умственном развитии ребенка-дошкольника особое значение приобретают его наблюдения над предметами окружающей природы, его восприятие. Детское восприятие, по мнению Д. И. Писарева, имеет свои особенности: носит непреднамеренный характер, эпизодический, случайный, отрывочный. Поэтому культивирование восприятия имеет немаловажное значение в общем развитии личности. Разумное и плодотворное изучение природы возможно только при соблюдении самой строгой постепенности: переходить к сложным явлениям тогда, когда уже усвоено знание более простых явлений, «попытка прыгнуть разом на высшую ступеньку естествознания, не побывав предварительно на низших, ведет за собой только размножение фразеров и верхоглядов… Знание природы ни в коем случае, ни при каких условиях жизни не может быть мертвым капиталом для ребенка». Именно естественные науки дают человеку власть над окружающей природой, возможность управлять ее силами и «…ставят человека лицом к лицу с действительной жизнью и кладут свою печать на все его рассуждения и поступки» [46]. Д. И. Писарев считал, что важнейшее средство умственного воспитания детей – это развитие мышления, воспитание любознательности. Первые проблески ребяческой любознательности направляются прямо на окружающие впечатления, что первые вопросы детей заполнены содержанием окружающей природы и направлены на ее узнавание. Именно в раннем возрасте важно дать направление детской любознательности, ибо она может очень быстро иссякнуть, «период такой живой любознательности продолжается недолго». Указывал на причину, исходящую от взрослых, не желающих или не умеющих отвечать на вопросы детей, бережно и увлекательно развивать их стремление к познанию природы. Он подметил, что дети никогда не задают отвлеченных вопросов, они обычно расспрашивают взрослых о том, что непосредственно воспринимают: «Отчего месяц сегодня стоит на небе серпом, а неделю назад был круглый?», «Отчего бутылка с водой лопнула на морозе?», «Отчего облака по небу ходят?», «Отчего дождь идет?». Такие вопросы возникают у детей под влиянием непрерывно меняющихся впечатлений. Если взрослые будут серьезно относиться к этим несерьезным детским вопросам, умело отвечать на них, то они будут тем самым развивать стремление к знаниям. И напротив, если взрослые будут ссылаться на свою занятость или нехотя отвечать на вопросы, то дети перестанут их задавать. А это значит, что они погасили в ребенке живую любознательность. Д. И. Писарев рассматривал в органическом единстве сенсорное, умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие и воспитание. «Развивая способность чувственного восприятия мира, – писал он, – мы тем самым способствуем умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка в органическом единстве названных сторон личности» [46]. Любопытны высказывания Д. И. Писарева об эстетическом воспитании дошкольников. Он доказывал, что «человеку свойственно стремление к прекрасному», поэтому это свойство следует развивать у детей с дошкольного возраста. А для этого, по выражению Д. И. Писарева, необходима только добрая воля да убеждение в необходимости эстетического воспитания с первых впечатлений ребенка. В нем следует пробуждать способность наслаждаться прекрасным. Таким образом, революционные демократы придерживались единой точки зрения о неразрывности умственного и нравственного воспитания и о необходимости применения детьми получаемых знаний в полезной деятельности. Особо выделяется ими значение знаний о природе для формирования моральных представлений, определяющих поведение детей. Прогрессивная русская педагогика середины XIX в. стояла на позициях воспитывающего обучения. Образование и воспитание рассматривались как процессы не только дающие ребенку знания, но и формирующие направленность его личности, его отношение к действительности. Большое значение в этом отношении придавалось изучению естественных наук, что объяснялось повышенным интересом к естествознанию, который являлся характерным для передовых деятелей 60‑х гг. XIX в. Знакомство с родной природой, по мнению передовых педагогов того времени, должно было занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Это сказалось на взглядах В. Ф. Одоевского, К. Д. Ушинского и других передовых деятелей о значении знаний для практической деятельности и в формировании личности в целом. Читая и перечитывая дневники всемирно известного писателя, гениального мыслителя, великого подвижника и неутомимого радетеля всего рода человеческого, пользуясь только дневниками Л. Н. Толстого, можно показать, что его мировоззрение как нельзя более актуально и злободневно сегодня, и что он как философ опередил свое время по меньшей мере на сто лет. Что же можно вынести из прочитанного? «Главное – это дело жизни. Но жить можно только любя. Любовная же жизнь немыслима без природы – источника жизни, начала всех начал (Бога). Мир, который есть благо или добро истинное, наполнен красотой». Триада или троица, как говорил Л. Н. Толстой (1828–1910), добро – истина – красота ведет к установлению гармонии между человеком и миром (природой), который он познает и в котором совершенствуется, но мешает всему этому зло, сосредоточенное в церкви и государстве. Бороться со злом – бороться с насилием, духовным и физическим порабощением человека. Человека надо раскрепостить, освободить от оков преступной власти. Чем больше людей в мире поймет необходимость единения на основе любви к жизни, благоговения к природе, веры в нее как в божественное начало, стремления к добру – истине – красоте, тем легче будет устранить в мире зло. Роль науки и искусства в жизни человечества огромна, но они, к сожалению, чаще служили до сих пор корыстным интересам государства, а не делу жизни. Квазихристианская цивилизация завела человечество в тупик, выход из которого в принятии религиозно-философской альтернативы, включающей ценностные ориентации на установление гармонии между человеком и окружающим миром (природой). В природе все совершенно, надо только жить в согласии с ней. Человек рожден быть свободным, открытым миру и любви. И цель его жизни заключается в духовном совершенствовании путем избавления от низких животных инстинктов – убивать и насиловать, плотски-похотливо наслаждаться, жить за счет других. Следовательно, надо бороться с ложными учениями, господствующими в мире. Необходимо утверждать, пропагандировать и внедрять в души людей единое учение на религиозном, философском и политическом уровнях, исходя из вечных не переходящих истин и ценностей жизни. Должна быть вера в то, что мир движется к Добру (благу, познанию божественности Природы). Только тогда это учение станет действенным, активным и массовым. Нынешние же властные структуры государств несут только зло людям. Следовательно, никоим образом не участвовать в них, не сотрудничать с ними, не помогать им. Все очень просто, когда люди проникнуться единой верой и сознанием, что они – сила, против которой злу не устоять. А сила людей в их единении на принципах опять же любви к жизни, ненасилия и духовного совершенствования. Любовь к жизни означает не агрессивное отношение к людям и природе, ненасилие – отсутствие физической и моральной эксплуатации человека, духовное совершенствование – стремление к гармонии и познанию ее законов. Обучение, полагал Л. Н. Толстой должно содействовать всестороннему выявлению способностей ребенка и не сводиться только к сообщению знаний. Он переоценивал, как и Ж. Ж. Руссо, роль личного опыта детей и пытался построить обучение таким образом, чтобы все научные данные были ими усвоены только эмпирическим путем. Считал, что нужно давать детям как можно более самых подробных сведений о жизни различных животных и растений. Организатором дошкольного воспитания в России выступил В. Ф. Одоевский (1804–1869). Критик и общественный деятель, писатель, теоретик и практик педагогики говорил о необходимости воспитания детей с раннего возраста. В. Ф. Одоевский явился энергичным защитником реальной программы обучения, начиная с дошкольных учреждений. Он придавал большое значение естественнонаучным знаниям. Включил естественные науки в образовательную программу подрастающего поколения. Уже в дошкольном возрасте, подготавливая ребенка к школе, как указывал В. Ф. Одоевский, необходимо организовать наглядное обучение, развивать его умственно и нравственно, давая в известной системе знания о жизни природы. Умственное воспитание начинается при их соприкосновении с окружающим миром, в процессе приобретения личного опыта. В. Ф. Одоевский создал пособие по ознакомлению с окружающим детей дошкольного возраста «Наука до науки: Книжка дедушки Иринея». Это была первая книга, где рассматривались вопросы о роли природы в воспитании детей дошкольного возраста. Пособие помогало педагогам вести с детьми развивающие беседы об окружающем, цель которых внести ясность во впечатления и представления детей, полученные в повседневной жизни, формируемые на основе наблюдений (в пособии он дает некоторую систему наблюдений детьми природы), дать детям знания, вырабатывать понятия и суждения, воспитать сознательное отношение к действительности. Он высказал идею о необходимости бесед с детьми, разработал ценные указания, требования к проведению бесед: продумывать вопросы, задавать их, не торопясь, не отвечать на них взрослому, а чтобы сам ребенок подумал и ответил. В. Ф. Одоевский считал необходимым развивать у ребенка умение учиться. Он разработал вопросы, которые должны помогать ребенку в следующем: сосредоточить внимание на каком-либо предмете, обозначая его для облегчения «он», «это», заметить качество или признаки предмета и отличие его от другого, обозначить место, где находится предмет, показать главные видимые части в предмете и т. п. Получение знаний о природе В. Ф. Одоевский тесно связывал с активной деятельностью, с трудом по выращиванию растений, он указывал на то, что необходим огород, «где сами дети должны сажать употребительнейшие огородные растения» В воспитательных целях к занятиям на огороде должны быть допущены дети «для награды отличившихся». В связи с работой по выращиванию растений В. Ф. Одоевский раскрывает содержание ряда развивающих бесед (в пособии сформулированы вопросы детям и примерные ответы на них), в которых дети уточняют знания о росте, состоянии растений в разные времена года (Зимой в саду цветут цветы? Когда цветут цветы? Какие ты знаешь цветы? Может быть цветок посажен в саду, в горшке? Когда цветок расцвел? Заметь, когда завянет, скажи мне. Деревья и цветы – видят ли они, слушают ли они? Живые ли они?). Кроме воспитательного значения содержания знаний детей В. Ф. Одоевский уделял большое внимание надлежаще организованным педагогическим методам. Он предостерегал воспитателей от того, чтобы «набить ребенку голову фактами». Нужно приучать его «прежде всего к приему, как прилагать свою мысль к знакомому предмету, тогда в эту готовую сумку войдут все другие предметы, другими словами, умейте возбудить его душу, его слово». «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1840) заслужили восторженный отзыв В. Г. Белинского: «…какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание, иногда, самым, по-видимому, простым рассказом!». В сказке «Мороз Иванович» детям дается представление о закономерности смены зимы и лета, о тепле и холоде, о крестьянских трудах. В рассказе «Бедный Гнедко» звучат любовь и жалость к живой природе. Но писатель не только возбуждает эмоции детей, он прямо подсказывает им, что надо делать, чтобы помочь. Контрольные Вопросы И Задания 1. Покажите единство во взглядах русских просветителей на роль природы в воспитании детей. 2. Почему, по мнению революционеров-демократов, естественные науки необходимо изучать с детства?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.250 (0.013 с.) |