Проблема Воспитания Детей Средствами Природы В Педагогической Теории Фридриха Фребеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема Воспитания Детей Средствами Природы В Педагогической Теории Фридриха Фребеля



С именем Ф. Фребеля (1782–1852 гг.), немецкого педагога, чья жизнь и деятельность представляют высокий образец служения идее первоначального воспитания детей связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании и обучении детей. Многое в наследии Ф. Фребеля принадлежит истории, однако его заслуга в том, что он впервые выделил дошкольную педагогику как самостоятельную отрасль педагогических знаний, разработал методику воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Ф. Фребель был последователем идей И. Г. Песталоцци. Все положения о воспитании и образовании, высказанные им опираются, как он и сам неоднократно указывал на принципы, разработанные великим педагогом. Он также не видел влияния социальной среды на развитие ребенка; считая, что ребенок наделен инстинктами от рождения: инстинктом деятельности, религиозности, познания, художественным. На основе этого Ф. Фребель понимал образование и обучение маленьких детей в тесной связи с воспитанием и пропагандировал правильную идею «развивающего воспитывающего образования». Он сформулировал основные педагогические задачи: развитие внешних чувств, развитие речи, овладение знаниями.

В своей книге «Детский сад» (1844) Ф. Фребель раскрыл систему дошкольного воспитания. Он заботился о необходимости воспитания детей из народа, считал, что до школы они должны воспитываться в детских садах.

Нарекая свое учреждение «Детский сад», Ф. Фребель, прежде всего, имел в виду, что дети большую часть времени будут проводить на открытом воздухе, в саду, под непосредственным влиянием природы. Он не представлял себе жизнь ребенка без самой тесной связи с природой, без общения с природой; считал ее важным средством всестороннего воспитания детей, одним из условий их гармонического развития.

В дошкольном возрасте развитие стремления к познанию должно осуществляться через непосредственное созерцание предметов окружающего мира. Познание Ф. Фребель понимал как процесс пробуждения дремлющих внутренних сил путем сенсорного опыта и физических движений.

Цель воспитания – развитие природных способностей человека. В работе «Воспитание человека» Ф. Фребель высказывал мысль о том, что воспитание и назидание в начале жизни человека должны быть по необходимости пассивными (следящими), но отнюдь не предписывающими, решающими и насильственными. Само воспитание он строит на образцах и явлениях из природы, когда требует для ребенка естественного и свободного развития. «Растениям и животным, молодым растеньицам и молодым животным мы даем пространство и время, зная, что они тогда, согласно законам, действующим в каждом из них, прекрасно развиваются и хорошо растут; молодым животным и растениям дают покой и стараются не допустить воздействий, насильственно влияющих на них, зная, что в противном случае будет задержано их чистое и здоровое развитие, а молодой человек для человека – кусок воска, ком глины, из которого он может лепить, что ему угодно» [63].

Ф. Фребель замечал, что дети крестьян, работающие с лошадью в саду, пасущие гусей, познают глубже окружающий мир, учатся отличать петрушку от сельдерея, при этом обращают внимание на различие листьев и запаха этих растений, знакомятся с различными свойствами других растений. Огромное богатство знаний постигается путем такой работы. Он также подметил необычайную любознательность ребенка: «Не отталкивайте его недружелюбно, не гоните его прочь от себя, не будьте нетерпеливы при его всегда повторяющихся вопросах. Каждым грубым или резким словом вы уничтожаете почку на его жизненном дереве» [62]. Но отвечая ребенку, не следует говорить ему больше, нежели это необходимо, потому что легче услышать ответ от другого, нежели самому поискать и найти его для себя. Ответ даже в четверть верный, но найденный самостоятельно, для ребенка гораздо важнее, чем наполовину услышанный и наполовину понятый.

Дошкольники овладевают знаниями о живой и неживой природе на прогулках при непосредственном общении с окружающим миром. Ф. Фребель подчеркивал благотворное влияние частых прогулок с детьми, причем необходимо «не гонять детей как стадо баранов, не вести их как роту солдат, а идти с ними как отец с сыновьями, как брат среди братьев и показать им воочию, что дает природа в каждое время года». Не следует думать, что дети, живущие в деревне или на даче, не нуждаются в прогулках и беседах, так как «бегают на воле». «Да, они бегают на воле, но они не живут в единении с природой. Не только детям, но и многим взрослым приходится жить в отношении к природе и ее существам, как человеку, который живет среди нее и почти не знает ее, как свою собственность… поэтому с детьми бывает то же, что и с людьми, выросшими в очень красивой местности, красоты которой они даже не предчувствуют» [62].

По мысли Ф. Фребеля, небольшие путешествия и отдаленные прогулки должны научить ребенка смотреть на местность, в которой он живет как на нечто цельное, чувствовать и осознавать природу как нечто цельное. Изучить свою долину, потом соседние, исследовать свой ручеек или речку от истока до устья, подняться на высокие вершины, уяснить себе образование и течение реки, наблюдать на месте продукты гор, долин и равнин, земли и воды, животных и растений в их обычной жизни и жилищах – вот цели прогулок и путешествий. Таким образом, «посредством непосредственных наблюдений вещей природы, а не посредством словесных объяснений и понятий, для которых у мальчика нет в себе образов, в нем рано сначала смутно, а потом все яснее и яснее будет развиваться мысль о внутренней и живой связи всех вещей и явлений в природе». Постоянные наблюдения, изучение природных явлений способствуют пониманию ребенком существующих между ними взаимосвязей и зависимостей. Важно рассматривать животных по их образу жизни (месту и времени). Ф. Фребель высказал мысль о том, что предметы «ближайшей среды», «ближайшего окружения»: сада, огорода, поля, леса и т. д. должны служить объектами для первоначального наблюдения ребенка. Природа благотворно влияет на ум и сердце ребенка, поэтому он дает наказ педагогам: «Мы должны наблюдать, развивать наблюдательность и то, что видели, вводить в сознание ваших воспитанников» [63].

Ф. Фребель подчеркивал способность ребенка к созидательной деятельности (это ориентировка на активную деятельность ребенка у него от И. Г. Песталоцци). Считая, что развитие ребенка происходит главным образом на основе деятельного вхождения в мир природы, Ф. Фребель придавал большое значение деятельности детей в природе и как источнику знаний, и как источнику приобретения опыта. Обращал внимание на необходимость наблюдений во время развития растений от семени до семени, на протяжении их роста, цветения и поспевания. Во время труда ребенок задает вопросы, у него появляется страстное желание познать природу, которое побуждает детей рассматривать растения, отличать их друг от друга. Ф. Фребель подчеркивал, через уход за растениями ребенок учится вдумчиво наблюдать их, видит изменения, происходящие в процессе роста и развития, получает определенные знания о потребностях, способах их удовлетворения. Все это способствует совершенствованию органов чувств, развитию наблюдательности, дети учатся думать. «Уход за растениями, животными, воздействие на природу влияет на дух и познание ребенка равно как на характер и чувства, является источником для внутреннего нравственного возвышения» [63].

В работе «Детский сад» Ф. Фребель рекомендовал в каждом детском саду создавать участки, где должны быть огород, цветник (у каждого ребенка должна быть своя грядка), садик для детей (описывает форму, размеры, расположение). Сад служит для того, чтобы ребенок ухаживал за природой, он отражает отношение ребенка к своей семье, поэтому является не только развивающим, но и воспитывающим, поучительным («осмысленный уход за маленьким садом на окне или в горшке составляет для ребенка чистый источник нравственного облагораживания»). Так, образовательно влияет природа, оказывая свое воздействие посредством самого простого растения на того, кто рано открывает свое сердце и ум для ее благотворных влияний.

Главная сущность детского сада, по мнению Ф. Фребеля, – это дать возможность ребенку сравнивать, наблюдать все, что происходит вокруг него, для этого нужно в детском саду создать сад детей, так как ребенка, как члена человечества, и при том в очень раннем возрасте, не только нужно признать и рассматривать как отдельное лицо…, а равно и как члена общей жизни большого масштаба. Это взаимодействие между отдельным элементом и единением элементов, между частью и целым нигде так хорошо не выражается, нигде не бывает более полно жизни и более определенно, как в общем уходе за природой и растениями, в общей обработке сада, в котором ясно выражается именно отношение общего к частному, то есть оно проявляется, так сказать, в общественном домашнем саду, в котором каждый ребенок имеет свое местечко для собственного садика.

Для организации такого сада в детском саду Ф. Фребель выводит и устанавливает следующие основания:

1. Все пространство сада целесообразно организовывать в форме прямоугольника.

2. Все пространство должно распадаться на две части: на часть для общего и на часть для частного.

3. Детей нужно знакомить с той частью растительного мира, которая ближайшим образом служит для человеческих потребностей: следовательно, с полевыми и садовыми растениями в узком смысле. И таким образом земля общего сада могла бы быть разделена на землю сада и полевую землю.

4. Землю сада разделить на цветник, огород, поле разделить на землю масленичных растений, злаков, стручковых, клубневых, репных и трав вообще.

Особое внимание Ф. Фребелем было обращено на возможность ребенка самому распоряжаться небольшим клочком земли. На этой земле дети могут сажать что и как хотят, а так же обходиться с растениями как им угодно, чтобы они сами на опыте узнали, что с растениями следует обходиться также внимательно и бережно.

Ребенок познает природу в сравнении «при обсеменении, возделывании и засаживании общего поля показываются, следовательно, и различные семена растений детям для сравнения, сопоставляются между собой, отыскиваются общие, равно, как и отличительные признаки их, чтобы ребенок был в состоянии назвать различные растения и отличить их семена друг от друга» [63]. В процессе ухода за своей грядкой ребенок старается добиваться лучших результатов, при этом заслуживает похвалу или при недостаточной работе – порицание. Эмоциональный настрой на работу создается садовницей (воспитательницей) исполнением песенок, стишков.

У ребенка появляется удовлетворение от хороших результатов и интерес к живым существам. Но, как отмечает Ф. Фребель, этот интерес иногда проявляется у детей в нездоровом виде и объясняет он «мучение животных и насекомых» не врожденной жестокостью, как Д. Локк, а «стремлением маленького мальчика проникнуть во внутреннюю жизнь животных и усвоить себе ее смысл». Отсутствие надлежащего объяснения и руководства, неправильное объяснение могут сделать детей закоренелыми мучителями.

Как мы говорили выше, Ф. Фребель считал, что правильные знания о природе ребенок получает «эмпирически» и «практически», то есть на основе непосредственного восприятия и трудовой деятельности. Таким образом, близость маленьких детей к природе имеет большое значение в познавательном плане и воспитании на этой основе нравственных качеств через активную деятельность ребенка. Ф. Фребель правильно указывал, что познанием детей, их деятельностью надо руководить, и показывал, как это делать.

Педагогом поставлена задача развития не только круга представлений, навыков и поведения ребенка, но и начатков будущего воззрения на мир (то есть воспитание мировоззрения – сообщить ребенку правильную картину мира во всех взаимосвязях, существующих в природе).

Разрабатывая свою систему, Ф. Фребель исходил из идеалистической философии Канта, Шеллинга, Гегеля, Фихте, из философии, объяснившей объективный мир неким абсолютным началом, самосознающим духом, божеством.

Единство человека и природы, объективная необходимость жизни природы и человека, многообразие природы и жизни, внутренняя связность явлений в природе и в жизни человека – все это объяснялось проявлением абсолютного духа. Эти философско-религиозные идеи были спроецированы Ф. Фребелем в область педагогики. Он уловил вырабатывающуюся в науке идею органической эволюции и первый применил ее к воспитанию. Эта идея лежит у него как в основе понимания природы, так и в основе его педагогических методов. «Все последующее должно исходить из предшествующего» – в этой формуле заключается и понимание процесса развития, и основное методическое требование Ф. Фребеля.

Философское мировоззрение Ф. Фребеля близко к пантеизму, поэтому понимание естествознания им своеобразно. Подобно тому, как в процессе жизни и развития человека он видел внешнее проявление внутренней жизни, отраженный свет божественного начала, так и в природе он видел откровение бога. Природа – создание бога. Развитие природы и человека совершается по одним и тем же законам, но только в разных степенях. Человек видит себя в природе, как в наглядных, живых письменах. Он усматривает в природе «свои стремления, свое назначение, свое призвание…». Дух божий таится в природе, сообщается посредством природы, образуется в природе и через природу. Поэтому Ф. Фребель требовал, чтобы детей с ранних лет ставили в близость с природой, Ничто не сближает так воспитателей и детей, как обоюдные стремления заниматься изучением природы.

В основу своей педагогической теории Ф. Фребель положил понимание развития, как непрерывного процесса «раскрытия божественной сущности ребенка, всех его духовных и физических сил».

Казалось, что познание ребенком реального мира через чувственное восприятие и практическую деятельность должны содействовать формированию у детей начатков материалистического миропонимания. Однако религиозно-мистическое объяснение детям сущности природы (идея – Бог выражает себя в природе; природа, как и все сущее, есть проявление во вне, имеет свое основание, все сущее в откровении Бога), которые предлагает. Ф. Фребель ведет к обратному. Поскольку в своих воззрениях на природу, общество, человека и процесс познания он был идеалистом и мистиком, утверждал приоритет духа над материей, отсюда и вся его система дошкольного воспитания обосновывается его общим философским мировоззрением.

Ценными являются положения Ф. Фребеля о необходимости вооружения детей знаниями о природе, практическими навыками воздействия на нее, об организации труда детей. Негативные стороны педагогической системы, которые критиковались прогрессивными русскими и советскими педагогами, – это религиозные, идеалистические взгляды на природу; ограничение кругозора, творчества ребенка рамками своей системы, занятиями, пособиями; дидактический материал «Дары Фребеля» слабо развивал детей, отличался большой назидательностью, дидактизмом.


Контрольные Вопросы И Задания

1. В чем значение теории Ф. Фребеля для современного экологического образования дошкольников?

2. Дать оценку рекомендациям Ф. Фребеля по организации участка с учетом современных требований.

3. Раскрыть взгляды Ф. Фребеля на использование природы как источника умственного и нравственного воспитания детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.038 с.)