Основные Положения Теории Марии Монтессори 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные Положения Теории Марии Монтессори



Система дошкольного воспитания в буржуазной педагогике разрабатывалась М. Монтессори (1870–1952), итальянским доктором медицины, ассистентом психиатрической клиники Римского Университета, профессором антропологии и гигиены.

В соответствии со своим религиозным мировоззрением и задачами воспитания детей в капиталистическом обществе она ставит вопрос о «разностороннем развитии» детей народа – будущих рабочих и верных слуг католической церкви.

В своей работе по вопросам дошкольного воспитания («Дом ребенка. Метод научной педагогики» 1912) М. Монтессори указывала, что нужно помочь ребенку овладеть всеми полезными для «самостоятельной деятельности» знаниями. Задача по отношению к раннему детству должна состоять в том, чтобы помочь саморазвитию психофизической личности ребенка, а не в том, чтобы дать ему образование. Но помощь ребенку она отрицала, не видя значения обучения как фактора формирования и развития личности. Отрицается также возможность познания закономерностей развития ребенка и управления формированием личности: «Никто, ни один опытный руководитель не может отгадать внутреннюю потребность каждого ученика, ни установить времени, нужного ученику для внутреннего развертывания». Таким образом, М. Монтессори фактически становится на позиции педагогического агностицизма, непознаваемости сущности процесса развития, а отсюда и на позиции отрицания руководства развитием ребенка со стороны взрослого. Вмешательство взрослого в действия детей это «не только факт угодливости, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную самостоятельную деятельность» [37].

По своим философским убеждениям М. Монтессори – субъективный идеалист, метафизик, противопоставлявший душу и тело. Последовательница философии витализма, она в качестве двигательной силы развития человека принимала мистическую неизменную «жизненную силу». Будучи сторонницей идеалистического направления в биологии, М. Монтессори выступала против материалистических взглядов на природу человека. Исходя из этих воззрений, она и сущность процесса воспитания рассматривала с идеалистических позиций. Школа, по ее мнению, должна перейти на действительно научную педагогику, цель которой – «открыть простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка». Она поставила ребенка в центр педагогического процесса, создала условия для его свободного развития, самовоспитания и самообразования. Исходила из того, что природа сама позаботилась «о форме всех конструкций человека, и для их функционирования не нужны дополнительные приспособления». Каждая способность в условиях свободы и естественности проявляется сама собой. Помощь в воспитании ребенка она понимает как создание условий, наиболее благоприятствующих развитию всей личности, только как содействие «естественному проявлению личности ребенка», переходу от одного уровня развития к другому, обусловленному внутренними факторами, не зависящими от педагогического воздействия. Задача учителя в упорядочении впечатлений детей.

Она сделала вывод, что догматическая, авторитарная, схоластическая, педагогическая система, господствующая в то время сама по себе тормозит развитие детей. В условиях недовольства традиционными методами воспитания система М. Монтессори получила распространение в разных странах. «Под воспитанием следует разуметь активное содействие нормальному выявлению жизни в ребенке». Главную цель воспитания она видела в том, чтобы «привести человека в прямое общение с внешним миром». Ребенок принадлежит природе и наилучший способ, «лучшее средство укрепить ребенка – это погрузить его в природу» [37].

М. Монтессори признавала огромное влияние природного окружения на физическое воспитание детей, укрепление их здоровья, развитие органов чувств, интереса и любознательности. Она была убеждена, что особенно в детском возрасте человек нуждается в природе, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума. Люди находятся в тесном общении с природой, которая влияет даже материально на рост организма (например, «один физиолог, изолировав морских свинок от влияния земного магнетизма при помощи изоляторов, увидел, что у них “стал развиваться рахитизм”»). Но если для физической жизни необходимо предоставить ребенка живительным силам природы, то также необходимо для психической жизни привести душу ребенка в общение с мирозданием, чтобы обогатить ее непосредственными воспитательными силами живой природы.

Наибольшую значимость представляет система сенсорного воспитания, разработанная М. Монтессори в начале XX в. За основу воспитания детей она предлагала взять развитие органов чувств, считала, что природа – незаменимое средство сенсорного воспитания детей. В ней большое разнообразие цветов, оттенков, запахов, форм. При ознакомлении с окружающим миром надо заботиться, в первую очередь, о формировании органов чувств и ручной умелости, необходимой для будущих рабочих. На материале природы М. Монтессори создала много разнообразных пособий, дидактического материала. Метод воспитания, разработанный ею, заключался в упражнении каждого органа чувств самого по себе (путем их тренировки). Созданный материал отличается сухостью, излишней дидактичностью. Полное отрицание в методике работы с детьми использования элементов игры и игровых приемов, привело к тому, что индивидуальную форму свободного саморазвития детей в домах ребенка М. Монтессори обеспечивал специально для этого созданный дидактический материал. Работа с материалом предполагала изоляцию ребенка от среды, развитие всех основных чувств, кроме вкуса и обоняния. Обоняние, считала М. Монтессори, очень мало развито у детей, и поэтому очень трудно обратить их внимание на это чувство. «Мы давали ребенку нюхать свежие фиалки и цветы жасмина или весною розы, растущие в горшках у нас на окнах. Потом завязывали ребенку глаза и говорили: “Сейчас мы дадим тебе понюхать цветы”. – Ребенок должен был отгадать название цветка. Для усиления запаха мы брали то один цветок, то целый букет. Обоняние может успешно упражняться во время еды, когда ребенок непосредственно вдыхает разные запахи: свежего хлеба, слив и оливкового масла, уксуса, разных приправ, кофе, и эти запахи вместе с запахом цветов в саду, дают полезное упражнение чувству обоняния. Для распознания неприятных запахов можно брать испорченные продукты: прокисшее, пригорелое молоко и т. д.» [37].

Что касается развития вкуса, то метод прикосновения к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими и солеными растворами вполне применим. Четырехлетние дети очень любят такие игры, и это приучает их полоскать рот. После каждой пробы они набирают из стакана тепловатой воды и тщательно полощут рот. Таким образом, упражнения вкусового чувства приучают детей к чистоплотности.

Распознавание вкуса может быть также очень ценным и настоящим самовоспитательным упражнением для детей от 4 до 5 лет. В стеклянные стаканчики сыплют белые порошки хинина, сахара и соли. Ребенку всегда интересно попробовать этот белый порошок, он берет на язык немного порошка и сейчас же прополаскивает рот. Как подчеркивала сама М. Монтессори, «эти предметы и составляют дидактическую систему». Ребенку предоставлялась в действии с материалом свобода, воспитатель занимал позицию наблюдателя, свой метод она так и назвала «метод свободы и наблюдений». Работа с материалом преследовала цель психосенсорного упражнения, которые, в свою очередь, воспитывали чувства. Получался замкнутый круг – воспитание чувств для сенсорного развития, а сенсорное развитие для воспитания чувств. Упражнения не влияли на другие аспекты личности ребенка. Сенсорное воспитание рассматривалось как самоцель, и, в конечном счете, было направлено на развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и точной координации движений. Упражнения с материалом отличались абстрактностью, оторванностью от реальной жизни, монотонностью. Важной гранью метода М. Монтессори являлось воспитание чувств, развитие ощущений восприятия, представлений, памяти, воображения. Под умственным воспитанием детей она понимала способность перехода от конкретного к абстрактному, от ощущений к идеям и т. д.

Видный педагог А. П. Усова дала обстоятельную критику идеям М. Монтессори. Но она положительно оценивала идею самоконтроля в работе с дидактическим материалом. Работая с ним, ребенок сам находит правильный путь действия благодаря тому, что материал помогает обнаружить и исправить ошибки.

Таким образом, в отечественной дошкольной педагогике система М. Монтессори получила критическую оценку, но прогрессивные идеи о создании обстановки и дидактического материала использовались в практике работы русского и советского детского сада. Создавалась методика работы с живым (природным) дидактическим материалом, сенсорное развитие ребенка русские и советские педагоги никогда не рассматривали как основную цель воспитания, а как составную часть умственного развития, его фундамент.

В оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М. Монтессори приближается к Ф. Фребелю. Она также считала, что развитию ребенка в большей мере способствует общение и деятельность детей в природе. Ребенок должен быть совершенно свободным в своих наблюдениях и деятельности. Взрослый не должен подавлять всякую активность в детях, а направлять деятельность ребенка помощью, участием.

М. Монтессори рекомендовала не утомлять ребенка работой, облегчать ее путем свободы выбора. Главное – максимальное невмешательство учителя, состязательность, возможность познания нового. Поиск нового и как награда – радость, восторг открытия, одобрение воспитателя. Ребенок развивается в деятельности, в работе, «к которой его естественным образом влекут скрытые наклонности и к которой индивид восходит шаг за шагом». Средством для достижения этого является направление ребенка к земледельческим работам, к разведению растений и животных, а, следовательно, их сознательному наблюдению природы. Поэтому она много внимания уделяла этому в Домах ребенка.

Педагог направляет деятельность ребенка, он руководитель, а не воспитатель. В этой работе ребенок получает много интересных и полезных знаний. Наблюдая за развитием растений от семени до плода, дети узнают, что растения – однолетки живут ускоренной жизнью, плодовые растения растут медленно. И дети «приучаются к терпению и доверчивому ожиданию». Это, по ее мнению, – род веры и философия жизни. «Когда они кладут в землю семя и ожидают его всхода, видят первое появление бесформенного растеньица, и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают, что одно растение пускает ростки раньше, другие позднее, – они постепенно приобретают спокойную уравновешенность сознания, первые зародыши той мудрости, которая характеризовала земледельца в те давние времена, когда они сохраняли еще свою примитивную простоту» [37].

Ребенок научается и предусмотрительности в силу самовоспитания, когда «он узнает, что жизнь посаженных им растений зависит от его забот об их поливке, а жизнь животных – от его стараний кормить их, без чего маленькое растение засохнет, а животное будет страдать от голода – он становится бдительным, как человек, начинающий сознавать, что у него есть призвание в жизни». В процессе наблюдений ребенок становится по отношению к растениям и животным в такое же положение, как учитель по отношению к ребенку. По мере развития интереса к наблюдениям одновременно с получением знаний в процессе труда воспитывается «предупредительная заботливость по отношению к живым существам», а это приводит к тому, что ребенок начинает ценить заботы о нем матери и учительницы. Развивается у ребенка и чувство доверчивости и близости к живым существам, что представляет один из видов любви и единения с природой. «Ребенок слышит внутренний голос, непохожий на голос матери или учительницы, напоминающий ему о его обязанностях. Этот голос говорит, чтобы он никогда не забывал взятую на себя задачу» [37].

М. Монтессори считала, что сельскохозяйственные работы, разведение животных «заключают в себе драгоценные данные для духовного воспитания». Более всего развивает чувство природы забота о живых организмах, потому что они в своем естественном развитии дают нам гораздо больше, чем получают, в их красоте и разнообразии проявляется что-то бесконечное. «Ребенок, – пишет М. Монтессори, – естественно любит проявления жизни: как живо интересуются дети даже земляными червями и движениями личинок насекомых в навозе, совсем не чувствуя того отвращения, которое мы, выросшие вдали от природы, испытываем к некоторым животным» [37].

Воздействие воспитательной силы природы является практически вполне достижимым. При домах ребенка должны быть грядки с растениями, животные, рыбки в фонтане или голуби, американские курочки, садики, участки земли; где это невозможно, расставлены на террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения. Но даже там, где нет большого участка земли или двора всегда найдется уголок в квадратный метр, годный для возделывания или какой-нибудь закоулок, где голуби могут свить себе гнездо, а этого уже будет достаточно для духовного воспитания. Даже горшок с цветами на окне может, в крайнем случае, служить для этой цели.

М. Монтессори критикует родителей и воспитателей, находящихся во власти предрассудка, отрицающего необходимость для ребенка выражений и потребностей духовных, считающих, что хорошее воспитание заключается в приказании не рвать цветов и не мять травы, когда ребенок бегает между цветочными клумбами «как будто для удовлетворения физиологических потребностей своего тела ему довольно двигать ногами и вдыхать свежий воздух».

Ценность деятельности детей в природе М. Монтессори видит не только в получении правильных знаний о ней и практических навыков, но и в том, что она является основой для религиозно-мистического воспитания. Надо дать детям возможность понять разницу между тем, что создано богом и руками человека.

Также она говорила, что дети вдохновляются чувством природы, которое поддерживается в них чудесами мироздания, осыпающего их щедрыми дарами. В процессе труда зарождается «какая-то таинственная связь между душой ребенка и живыми существами», развивающимися под заботливым уходом, которая заставляет его выполнять известные определенные акты без вмешательства учителя, то есть приводит его к самовоспитанию. «Ребенок вырастил цветок; посадил в землю зерно или луковицу и периодически поливал их или посадил дерево и распустившийся цветок или зрелый плод является для него щедрым даром природы, богатой наградой за небольшое усилие». «Кажется, что природа стремится скорее вознаградить чувство доброжелательности и заботливой любви к ней земледельца, чем соразмерить свои дары с его физическими усилиями» [37].

Награды, которые достаются ребенку, остаются также между ним и природой: вот он видит однажды утром, что сидевшие на яйцах голуби, которым он давно и заботливо приносил корм и солому, вывели птенцов. В другой раз он находит маленьких грациозных кроликов в садике, где уединенно жила прежде пара больших.

М. Монтессори раскрывает многообразие, красоту природы, законы ее жизни, как проявление величия «творца природы» – Бога.

Таким образом, система М. Монтессори построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которой являются деятельность, самостоятельность, самовоспитание, проявление задатков природы.

Воспитание дошкольника по системе М. Монтессори имеет такие цели, как развитие внешних чувств, а через них и психических функций, воспитание высших интеллектуальных эмоций, этических и эстетических чувств, развитие навыков и потребностей в самостоятельной работе в пределах, соответствующих возможностям ребенка.

Современники считали, что М. Монтессори создала метод, адекватный природе развивающейся личности. Интерес к нему появился и в нашей стране. Он сослужил добрую службу. Но в конце 1920‑х гг. подвергся острой критике. Он пришелся не ко двору авторитарной школе, и она его отвергла.


Контрольные Вопросы И Задания

1. Раскройте воспитательное значение использования природы в дошкольных учреждениях по системе М. Монтессори.

2. Каково значение системы М. Монтессори в современных условиях?

3. Какие ступени можно выделить на пути сознательного наблюдения природы, предложенном М. Монтессори?

4. В чем заключается сходство взглядов М. Монтессори и Ф. Фребеля на использование природы в воспитании детей?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.016 с.)