Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая теория И.Г.ПесталоцциСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем, чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился. В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен "начинаться" с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному. П. автор многочисленных трудов: «Лингардт и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня». П. считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды. П. разработал теорию элементарного образования. Содержание элементарного образования: физическое воспит (основа-стремление ребенка к движению); нравственное воспитание (любовь ребенка к матери); трудовое воспит (овладение приемами труда); умственное воспит (развитие познавательных способностей). По П. основная цель обучения-«возбуждение ума» детей к активной деятельности. П. предлагал строить процесс обучения в соответствии с естественным путем познания у ребенка. По его мнению существуют простейшие элементы всякого знания о вещах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы: число, форма, слово. Элементарное образование означало умение считать, измерять, владеть речью. Т.о. П. стремился упростить методику начального обучения. Пишет произведение «Лебединая песнь». Педаг. идеи П. 1) идея природосообразности воспитания – (задача воспитания – способствовать саморазвитию всех способностей человека, ведущая роль обучения, особая роль нравственного воспитания) 2) идея элементарного образования – на основе наблюдения за практикой обучения, учения. В каждом предмете выделяет первонач., основ. элементы, на кот. строится весь процесс обучения. Проблема элементарного образования связана с содержанием образования. Элементы, сост. умственное образование – число. форма, слово). Задача школы – научить мыслить (опора на определенные фигуры, их форма, простейшее число- единица). Нравственное воспитание – любовь ребенка к матери, патриотизм; главная задача – сформировать гармонично развитого человека - основы закладываются в семье, а потом развиваются в школе. Физическое воспитание – развитие суставов, укрепление всех физич. сил и возможностей путем выполнения простейших движений 3) идея соединения обучения с производств. трудом – положительное влияние на умственное развитие, повышение познават. интересам. Задача труда – служить средством развития детей, формирование нравственных качеств. Труд должен быть разносторонним., связан с развитием промышленности, индустрии, приобщает к слож. видам деятельности, труд – основа для будущего профес. образования, элементы политехнизма – знакомство со всеми элементами производственной практики. 4) идея всестороннего гармоничного развития личности Образование д. основываться на наблюдении и опыте. Элементарное образование сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Основа обучения – наглядность, постепенность, переход от части к целому, развитие практических навыков. Основные положения педагогической теории Песталоцци Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития "физической и духовной природы ребенка". Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. "Деятельная любовь к людям" вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно. Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери. Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа. Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети по мысли Песталоцци ("Лингард и Гертруда") проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы "согревать и развивать ум детей" ибо цель, которую он себе ставил, - воспитание человека, а "не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами". Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.
Однако такое "практическое" трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.006 с.) |