Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Состояние школьного дела в Европе в 17 веке.

Поиск

XVII в., с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной мере сохранил

многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни средневековья, и поэтому по крайней мере его первую половину следует рассматривать лишь как перекидной мостик от эпохи позднего средневековья к началу собственно Нового времени.Крупнейшим историческим событием, открывшим эпоху Нового времени, явилась Тридцатилетняя война (1618–1648), начавшаяся под флагом религиозных противоречий между католиками и протестантами, в ходе которой все более и более усиливались социально-политические мотивы.Тридцатилетняя война может рассматриваться как первая в истории общеевропейская война, течение

и результаты которой в той или иной степени отразились на общественно-политической,

экономической и культурной жизни большей части стран Европы: стало сильным общекультурное

влияние Франции, увеличился экономический потенциал Англии, вследствие сохранившейся

феодальной территориальной раздробленности Германии ее роль в Европе стала крайне

незначительной.Состояние школьного дела в начале Нового времени мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации: в течение XVII–XVIII вв. в основном укреплялись и совершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному – гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллегии (во Франции и у иезуитов), грамматические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение школьниками не только гуманитарными, но и реальными знаниями происходит через освоение литературного наследия античного, главным образом римского, мира. Поэтому естественно, что центральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. В этом отношении латинские школы у католиков и протестантов различались преимущественно трактовкой религиозных догм. С точки же зрения постановки учебного процесса католические школы, содержавшиеся орденом иезуитов, стояли даже выше протестантских гимназий. В содержании образования, дававшегося в латинских школах, как бы они ни назывались, происходили постепенно значительные изменения: само изучение латинского языка стало рассматриваться как средство обучения учащихся правильному и осмысленному владению речью, а не простому подражанию языку римских классиков. В связи с этим стали появляться грамматики латинского языка с использованием родного языка учащихся. Популярные в то время постановки школьных спектаклей на латинском языке стали наполняться библейским и даже светским содержанием, что должно было способствовать использованию латинского языка в качестве разговорного. Вместе с этим в школах повышенного типа начали включать в число предметов изучения родной и французский языки, последний как язык международного общения. В содержание повышенного образования постепенно стали вводиться в той или иной форме сугубо светские предметы: математика, история, естествознание, астрономия, история, география и т.п. Однако выбор учебных предметов зависел преимущественно от руководителей образовательных учреждений. Может быть, самым специфичным явлением в организации образования в XVII – первой половине XVIII в. было распространение так называемых рыцарских или дворянских академий, получивших

особо широкое распространение в немецких княжествах. Их развитие было связано с упадком в ходе Тридцатилетней войны городов и городских сословий, возвышением дворянства, которое, поглощенное придворными делами, не хотело, чтобы дворянские дети обучались в латинских школах вместе с детьми горожан. Самоизоляция дворянства от других сословий нашла крайнее выражение в том, что дворянское сословие в Германии в 1672 г. потребовало даже, чтобы их детей крестили на дому, дабы не было смешения в одной купели детей благородных и низших сословий. Содержание образования в учебных заведениях для дворян определялось традиционным требованием подготовки «образованного человека»: на первое место здесь выступали языки – французский, частично итальянский и испанский, а позднее и английский; изучались общая история, история права, мораль и естественное право, логика; было положено начало изучению математики и механики с их практическим применением в архитектуре, строительстве и военном деле. Большое внимание уделялось и обучению «рыцарским искусствам» – верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т.п.

В годы Тридцатилетней войны особенно пострадали народные школы, что было связано с

разрушением многих сельских населенных пунктов и мелких городов. Значительное число школ для народа прекратило свое существование из-за отсутствия мало-мальски грамотных людей, которые могли бы быть учителями. Однако, как бы это парадоксально ни казалось, именно в тяжелейшие годы накануне и во время войны в немецких протестантских княжествах зародились многие плодотворные идеи, касавшиеся всех сторон деятельности народных школ: всеобщность обучения, обучение на родном языке, при сохранении в школах религиозного духа, выдвижение на передний план реальных знаний, упорядочение самого учебного процесса, создание дидактических пособий для учителей и учебников для учащихся и др.

Состояние школьного дела в Европе находилось в непосредственной преемственности с предыдущими десятилетиями XVII века. Это наглядно проявилось в сохранении принципа сословности образования; наличии духовных и светских школ; соперничестве католической и протестантской образовательных систем. Вместе с тем обнаружились новые тенденции: - создание школьных систем классического типа, предоставляющих полное среднее образование для имущих слоев общества;

- становление образования как приоритета государственной политики;

- расширение начального образования, особенно для представителей третьего сословия;

- появление альтернативных школ как следствие влияния прогрессивных педагогических течений;

- изменение приоритета высшей школы: от классического (Греко-латинского) образования к образованию, основанном на новом научном знании;

В русле данных тенденций совершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному — гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллежи (во Франции), грамматические школы (в Англии). Центральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. Большинство средних учебных заведений Франции находилось в руках иезуитов, вплоть до их изгнания в 1762 г. Интересный опыт оставили коллежи Пор-Рояля и «Оратории».

В содержании образования средних школ происходили постепенно изменения: изучение латинского языка стало рассматриваться как средство обучения правильному владению речью, а не простому подражанию языку римских классиков. Стали появляться грамматики латинского языка с использованием родного языка учащихся, в школах по-вышенного типа начали включать в число предметов изучения родной и французский язык, вводят светские предметы: математику, историю, астрономию, географию и т.п.

Специфичным явлением в образовании в XVII — первой половине XVIII века стали рыцарские и дворянские академии. Содержание образования в учебных заведениях для дворян определялось традиционным требованием подготовки «образованного человека»: языки — французский, частично итальянский и испанский; изучались общая история, история права, мораль и естественное право, логика; было положено начало изучению математики и механики с их практическим применением в архитектуре, строительстве и военном деле; обучение «рыцарским искусствам» — верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т.п.

 

XVIII веке инициатива открытия школ переходит от церкви к государству. Лидирующие позиции занимала Германия. В немецких государствах указы и школьные уставы о начальном обучении детей 6 -12 лет принимались на протяжении XVII—XVIII вв., в Англии, Италии, Франции - это оставалось приоритетом церкви, несмотря на отдельные попытки реформ в контексте революционных событий.

На протяжении XVIII в. начальные школы создавались не только для мальчиков, но и для девочек, хотя рост их числа шел медленно. В Германии городские начальные школы функционировали в соответствии с Готским школьным уставом (1642); в Англии создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков под эгидой англиканской церкви, а также католические начальные школы; во Франции укреплялись католические школы.Библейские общества открывали приходские начальные школы, где наряду с религиозным воспитанием, обучением начаткам грамоты, детей знакомили и с некоторыми ремеслами и сельским хозяйством.

В 18 веке во многих странах Западной Европы нарастают движения за переустройство школ. (Во Франции, Нидерландах – янсенизм, пиетизм и филантропизм в Германии). В ходе их появились новые типы школ:

- «маленькие школы» - интернаты для мальчиков и девочек (К.Янсений, Голландия; Ф.Фенелон и Ш.Роллен, Франция);

- филантропин в Германии (И.-Б. Базедов, 1774, Десау).

Существенные изменения происходят в высшей школе. Во Франции альтернативу средневековому университету составила деятельность Королевского коллежа, Академии естественных наук и медицины, которые содействовали распространению научных знаний. В Англии открываются факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже.

Свои особенности имела образовательная система в США.

Школы в США. Становление школьного образования на территории Северной Америки значительно отличалось друг от друга. Южные колонии: школ не было, богатые землевладельцы обучали своих детей дома, нанимая им учителей. Продолжали обучение дети богатых в Европе. Обучением детей рабов-негров никто не занимался. В целях распространения образования появляются законы, предписывающие каждой общине, насчитывающей более 50 домов, содержать за свой счет учителя для обучения детей. В общине, превышавшей 100 домов, предписывалось открывать учебные заведения по типу английской грамматической школы. Со временем несколько общин объединялись в учебные округа, в обязанность которых входило содержать помимо элементарной школы школу повышенную — английскую или латинскую.

В результате просветительской деятельности общин появились воспитательные учреждения для маленьких детей, приходские школы, грамматические школы, благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т.д.

Начало XVIII в.: стали открываться школы, учебная программа которых приближалась к требованиям жизни (предусматривалось 4 часа учебных занятий в день и 4 часа работы в мастерских, в число учебных предметов были включены новые дисциплины — счетоводство, деловая документация, оформление торговых операций и некоторые другие). Школы практической ориентации стали приобретать все больший авторитет, а грамматическая школа теряет свое значение.

Начало среднему образованию в США было положено в 1635 г. открытием церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах.

Т. Джефферсон выдвинул идею создания новой системы образования, была разработана модель трехступенчатой общеобразовательной школы. Первая ступень - начальная трехлетняя школа, вторая ступень обучения - дифференциация обучения (два направления: кто интересовался ремеслами и сельским хозяйством, и кто был склонен к наукам). Третья ступень - школой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному направлению. Эта модель - первая попытка освободиться от европейской системы образования.

Конец XVIII века: в штатах сложилась общеобразовательная школа с бесплатным девяти- или двенадцатилетним сроком обучения (состояла из начальной школы, школы средней ступени и старшей школы).

В целом, в Северной Америке школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, прежде всего английского.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.01 с.)