Лекция 1. Введение в менеджмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Введение в менеджмент



МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра Экономика и технология транспортных процессов

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине (модулю)

 

 

«Менеджмент»

 

Образовательная программа:

23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (уровень бакалавриата)

 

Направленность (профиль):

«Автомобильный сервис»


 

ЧЕБОКСАРЫ

 


Настоящий конспект лекций по дисциплине (модулю) «Менеджмент» входит в состав методических материалов основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (уровень бакалавриата), направленность (профиль) «Автомобильный сервис» и предназначен для оказания помощи обучающимся в освоении дисциплины (модуля), а также при подготовке к прохождению процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

  Разработчики:
Ф.И.О., должность, ученая степень, учёное звание
п/п  

 

1 к.и.н, доцент Комлев И. Г.


 


Содержание

 

Лекция 1. Введение в менеджмент.......................................................................................................... 4

 

Лекция 2. Внешняя и внутренняя среда................................................................................... 14

 

Лекция 3. Планирование и прогнозирование в системе

 

менеджмента................................................................................................................................................................... 20

 

Лекция 4. Мотивация деятельности в менеджменте..................................................... 25

 

Лекция 5. Разработка управленческого решения............................................................ 31

 

Лекция 6. Управление организационными процессами......................................... 51


 


Десять управленческих ролей по определению Минцберга

 

Роль Описание

 

Межличностные роли

 

Главный руководитель Символический глава, в обязанности

 

которого входит выполнение

 

обычных обязанностей правового или

 

социального характера.

 

Лидер Ответственный за мотивацию и

 

активизацию подчиненных,

 

ответственный за набор, подготовку

 

работников и связанные с этим

 

обязанности.

 

Связующее звено Обеспечивает работу

 

саморазвивающейся сети внешних

 

контактов и источников информации,

 

которые представляют информацию и

 

оказывают услуги

 

Информационные роли


 

 


Приемник информации Ищет и получает разнообразную

 

информацию (в основном текущую)

 

специализированного характера,

 

которую успешно использует в

 

интересах своего дела; выступает как

 

нервный центр внешней и внутренней

 

информации, поступающей в

 

организацию.

 

Распространитель информации Передает информацию, полученную

 

из внешних источников или от

 

других подчиненных, членам

 

организации; часть этой информации

 

носит чисто фактический характер,

 

другая требует интерпретации

 

отдельных фактов для формирования

 

взглядов организации.

 

Представитель Передает информацию для внешних

 

контактов организации относительно

 

планов, политики, действий,

 

результатов работы организации,

 

действует как эксперт по вопросам

 

данной отрасли

 

Роли, связанные с принятием

 

решений

 

Предприниматель Изыскивает возможности внутри

 

самой организации и за ее пределами,

 

разрабатывает и запускает "проекты

 

по совершенствованию", приносящие

 

изменения, контролирует разработку

 

определенных проектов.

 

Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные

 

действия, когда организация

 

оказывается перед необходимостью

 

важных и неожиданных нарушений.

 

Распределитель ресурсов Ответственный за распределение

 

всевозможных ресурсов организации

 

— что фактически сводится к

 

принятию или одобрению всех

 

значительных решений в


 

 


организации.

 

Ведущий переговоры Ответственный за представительство

 

организации на всех значительных и

 

важных переговорах

 

Рис. 1.2. Уровни управления

 

Форма пирамиды используется для того, чтобы показать, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

 

Понятия "предприниматель" и "менеджер" не являются синонимами. Предприниматель - это человек, который берет на себя риск, связанный

 

с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, т.е. это собственник, рационально использующий свой и других капитал.

 

Менеджер - это управляющий, т.е. руководитель различного уровня (генеральный директор, директор, начальник цеха, участка, смены и т.д.). Он может собственности и не иметь, а управлять по контракту (договору), но может быть и собственником предприятия, фирмы и сам же ею управлять.

 

Менеджеры решают, какими должны быть цели организации, какие методы получения продукции будут использованы в организации, какие формы стимулирования будут применяться для того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.

 

Менеджер должен уметь организовать успешную групповую работу. Групповая работа позволяет:

 

привлечь к работе большее число людей; улучшить качество выполняемых работ;

повысить продуктивность труда за счет специализации и организации работ;

уменьшить возможность принятия неверных решений; создать комфортную среду и душевный подъем в команде;

оптимально формировать промежуточные и конечные цели, их принятие всеми членами команды.

Малые группы (команды) могут создаваться:


 


производственная команда на длительный срок по выполнению определенных заказов;

проектная команда (короткий, средний и длительный сроки) на время работы над проектом;

краткосрочная команда по формированию идей, обсуждение целей, миссии, распределение ролей, принятие решений (футбольная команда), улучшению процесса.

Составляющие успеха организации:

 

Выживание. Возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства фирм.

Результативность и эффективность. По словам исследователя Питера Друккера, результативность является следствием того, что "делаются нужные правильные вещи". А эффективность является следствием того, что "правильно создаются эти самые вещи".

Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

Практическая реализация. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически превращается в действие - результативно и эффективно.

Обобщение. Трудно представить себе, что происходит внутри самой организации и между организацией и ее внешней средой. Обобщение позволяет нам увидеть работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы.

Необходимость ситуационного подхода. При исполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различие между организациями, которые называются ситуационными переменными (внутренние и внешние переменные).

Внутренние: цели, ресурсы, люди, размер, горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Внешние: факторы среды вне организации.

 

Необходимость интегрированного подхода. Компоненты ситуации и

 

управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

 

Нет "правильных ответов". Руководитель никогда не может предполагать, что какой-то конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является всегда правильным.

Принципы качественного менеджмента:


 


ориентация на покупателя;

 

постоянное усовершенствование;

 

вовлечение в управление всех служащих;

 

постоянное оценивание;

 

система статистического контроля этапов и сроков работы

 

Статистический контроль осуществляется путем анализа статистической отчетности.

 

Контроль качества. Кто виновен: поставщик, технология, материалы, проектировщики и т.д. Должен четко выдерживаться предел терпимости: как часто переделывать, как часто устранять брак.

 

Совершенный менеджмент обеспечивается:

 

знанием нужд потребителя;

 

совершенствованием процессов;

 

использованием информации для усовершенствования процесса и

 

работы команд;

 

вовлечением в работу каждого;

 

исключением переделывания.

 

Технологии

 

Технология. Чарльз Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис предлагает широкое сходное описание: "Технология - это сочетание квалификационных навыков,


 


оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях". Таким образом, технология - это средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт.

 

Средство преобразования вводимых ресурсов в конечные искомые продукты или услуги.

 

 

Взаимосвязь внутренних переменных Внешняя среда организации

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики и их технологии, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, социально-культурная среда, релевантные по отношению к операциям организации. Характеристики внешней среды

 

1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

 

2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию

 

3. Подвижность: относительная скорость изменения среды

 

4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности

 


 

Рис. 2.2. Модель влияния внешней среды на организацию

 

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

 

Пол сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.

 

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

 

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.


 

 


Рис. 2.3. Среда прямого воздействия

 

Поставщики. Организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

 

Потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности

 

и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Не случайно говорят: "Потребитель - король на рынке".

 

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

 

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией

 

и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже и неопределенностью.

 

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

 

Среда косвенного воздействия - это факторы, не оказывающие прямого воздействия на операции организации, но все же сказываются на них опосредственно. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.


 


Рис. 2.4. Среда косвенного воздействия

 

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; на скорость устаревания продукта; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

 

Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги; может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

 

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

 

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты.


 

 


Лекция 3. Планирование и прогнозирование в системе менеджмента

 

Прогнозирование -это взгляд в будущее,оценка возможных путей развития,последствий тех или иных решений.

 

Планирование же-это разработка последовательности действий,позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны. Разберем простой пример, показывающий взаимосвязь прогнозирования и планирования. Представьте себе, что вы находитесь в степи, а ваша максимальная скорость ходьбы - 6 километров в час. Тогда можно предсказать, что через час вы будете находиться в какой-то точке круга радиуса 6 километров с центром в начальной точке. Результаты прогнозирования вы можете использовать для планирования. Если место, куда вы направляетесь, отстоит от начальной точки не более чем на 6 километров, то вы доберетесь туда пешком не более чем за час. Если же это расстояние - 18 километров, то прогноз показывает невозможность решения поставленной задачи. Что же делать? Либо отказаться от своего намерения, либо увеличить выделенной время (до 3 часов), либо воспользоваться более быстрым транспортным средством, чем ноги (автомобилем, вертолетом).

 

Методы прогнозирования

 

Простейшие методы восстановления зависимостей в детерминированном

 

случае исходят из заданного временного ряда, т.е. функции, определенной в

 

конечном числе точек на оси времени. Задачам анализа и прогноза

 

временных рядов посвящена большая литература. Временной ряд при этом

 

часто рассматривается в рамках вероятностной модели, вводятся иные

 

факторы (независимые переменные), помимо времени, например, объем

 

денежной массы (агрегат М2). Временной ряд может быть многомерным, т.е.

 

число откликов (зависимых переменных) может быть больше одного.

 

Основные решаемые задачи - интерполяция и экстраполяция (т.е. собственно

 

прогноз). Метод наименьших квадратов в простейшем случае (линейная

 

функция от одного фактора) был разработан немецким математиком

 

К.Гауссом в 1794-1795 гг. Могут оказаться полезными предварительные

 

преобразования переменных. Для игроков на финансовых рынках такой

 

подход именуется "техническим анализом".

 

Опыт прогнозирования индекса инфляции и стоимости потребительской

 

корзины накоплен в Лаборатории эконометрических исследований

 

Московского государственного института электроники и математики

 

(технического университета). При этом оказалось полезным преобразование

 

(логарифмирование) переменной - текущего индекса инфляции. Характерно,

 

что при стабильности условий точность прогнозирования оказывалась

 

достаточно удовлетворительной - 10-15 %. Однако спрогнозированное на


 


осень 1996 г. значительное повышение уровня цен не осуществилось. Дело в том, что руководство страны перешло к стратегии сдерживания роста потребительских цен путем массовой невыплаты зарплаты и пенсий. Условия изменились - и статистический прогноз оказался непригодным. Влияние решений руководства Москвы проявилось также в том, что в ноябре 1995 г. (перед парламентскими выборами) цены в Москве упали в среднем на 9,5%, хотя обычно для ноября характерен более быстрый рост цен, чем в другие месяцы года, кроме декабря и января.

 

Для применения статистических методов прогнозирования нужны длинные временные ряды. Поэтому в быстро меняющейся обстановке, при прогнозировании развития вновь возникших ситуаций их применять не удается. Конкретный пример только что приведен: переход правительства к новой политике изменил ситуацию и обесценил сделанные ранее прогнозы. Альтернативой статистическим методам служат экспертные методы прогнозирования, опирающиеся на опыт и интуицию специалистов. О методе экспертных оценок подробно рассказано в главе."Принятие управленческих решений".

 

Для прогнозирования могут использоваться также эконометрические и экономико-математические модели, а также создаваться специальные компьютерные системы, позволяющие совместно применять все перечисленные методы. Целью является учет всех возможных факторов, с помощью которых есть надежда улучшить прогноз. Для игроков на финансовых рынках такой подход именуется "фундаментальным анализом". Иногда крупные государственные или частные организации создают т.н. "ситуационные комнаты", в которых группа высококвалифицированных экспертов анализирует ситуацию, имея доступ к различным банкам статистических данных и базам знаний, пользуясь широким спектром математических и имитационных моделей.

 

Как проверить достоверность прогноза? Самое простое - получить текст прогноза, запечатать его в пакет и положить в сейф. Когда придет срок, на который рассчитан прогноз - вскройте пакет и сравните прогноз с реальностью. Конечно, для этого прогноз должен быть сформулирован так, чтобы можно было в будущем определить, сбылся прогноз или нет. Недаром прогнозы астрологов, хироманты и гадалок столь туманны. Если же ваш собеседник отказывается от подобной проверки достоверности прогноза, не сомневайтесь - он шарлатан.

 

Если у вас есть технология прогнозирования, для оценки достоверности прогноза не обязательно ждать. Пусть для определенности речь идет о прогнозе на год вперед. Отбросьте информацию за последний год и примените вашу технологию. Получите прогноз на год вперед от последних


 


по времени данных - т.е. на настоящий момент. Остается сравнить его с реальностью и оценить качество прогностического правила.

 

Планирование как управленческое решение

 

Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. В его книге описано планирование в концернах "Даймлер-Бенц" и "Сименс". Таким образом, решения в области планирования - частный вид управленческих решений (см. главу. "Принятие управленческих решений"). Выделяют стратегическое планирование. ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей. Последняя фраза взята из книги российских авторов, среди которых - руководитель отдела "Газпромбанка".

 

Надо предупредить об одном укоренившемся заблуждении. После развала СССР слова "план", "плановая экономика" стали употребляться с отрицательным оттенком. Недостатки экономики СССР некоторые связывали

 

с тем, что она была "плановой". Однако знакомство с опытом ведущих западных компаний, с западной наукой об управлении показывает, что вопросам планирования на Западе уделяется больше внимания, планы готовились и готовятся более тщательно, чем это было в СССР. Например, очереди в советских магазинах и недостаток ряда товаров объясняется прежде всего плохим планированием системы торгового обслуживания и, соответственно, выпуска товаров народного потребления.

 

Методы планирования

 

Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из миссии и основных принципов фирмы, отвечающих на вопрос "Зачем?", формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы - материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Например, Вы решили стать экономистом. Это - ваша миссия. Стратегические цели состоят в том, чтобы изучить те учебные предметы, что входят в программу подготовки экономиста. Значит, одна из таких целей -


 


познакомиться с менеджментом по тому учебному пособию, что вы держите

 

в руках. Эта цель делится на задачи, каждая из которых - изучить определенную главу. Конкретное задание состоит в освоении определенного раздела главы. Ресурсы, которые вам нужны - это время для учебы. В учебном пособии около 240 страниц. Сколько понадобится времени? Детективы вы читаете со скоростью 60 страниц в час, значит, на менеджмент уйдет 4 часа. Всего в учебном плане около 30 предметов, значит, на весь курс понадобится 120 часов. Если заниматься по 8 часов в день, то экономическое образование можно получить за 120 / 8 = 15 дней. Зачем же студент учится 5 лет? В чем ошибка проведенного рассуждения? Во-первых, изучение учебного пособия - это не чтение детектива. Надо не только читать текст, но и обдумывать его, отвечать на вопросы в конце глав, готовить рефераты, обращаться к дополнительной литературе, наконец, сдавать экзамен. Поэтому на "Менеджмент" уйдет не 4 часа, а в 10-30 раз больше времени. Во-вторых, очень трудно освободить даже 15 дней от всех дел, кроме изучения экономики. Непредвиденные задержки (болезни, приходы друзей и др.) еще в несколько раз снизят темпы вашей работы.

 

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

 

1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы(или вашафирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

 

2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

 

Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

 

3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужносделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

 

4. Составление программы работ (плана мероприятий). В какомпорядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

 

5. Анализ ресурсов. Какие материальные,финансовые,информационные,кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

 

6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанныйплан поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно,


 


целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

 

7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализироватьразработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

 

8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудимв одном из дальнейших разделов настоящей главы.

 

Результаты планирования часто оформляют в виде "бизнес-плана"

 

Ясно, что реально используемые фирмами технологии планирования

 

достаточно сложны. Обычно им занимаются специальные подразделения.

 

Полезными оказываются математические методы планирования. В 1975 г.

 

Нобелевскую премию по экономике получили советский математик Леонид

 

Витальевич Канторович и американский экономист Тьяллинг Купманс

 

(родился в Нидерландах). Премия была присуждена за разработку теории

 

оптимального использования ресурсов, которая составляет важную часть

 

математического арсенала плановика.


 

 


Теория Маслоу

 

1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархичную структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом.

 

2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры.

 

3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается

 

Теория МакКлелланда

 

1. Три потребности, мотивирующие человека - это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность).

 

2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены

 

Теория Герцберга

 

1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.

 

2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой.

 

3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.

 

4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть а сущность работы

 

К процессуальным теориям относятся: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

 

Ожидания. Теория ожидания базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на достижение определенной цели.

 

Ожидания в отношении затрат труда - результатов -это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

 

Ожидания в отношении результатов - вознаграждений есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

 

Валентность -это предполагаемая степень относительного удовлетворенияили неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного


 


вознаграждения.

 

Если значение любого из этих трех критически важных для операции мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низкие результаты труда.

 

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

 

Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.

 

Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.

 

Рис. 4.4. Модель Портера-Лоулера


 


Разновидности прогнозов

 

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

 

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

 

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

 

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания.

 

5. Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне

 

можно использовать как основу для планирования.

 

Общие модели науки управления:

 

1. Теория игр

 

2. Модель теории очередей

 

3. Модели управления запасами

 

4. Модель линейного программирования

 

5. Имитационное моделирование

 

Теория игр

 

Теория игр. Данный метод служит для моделирования оценки воздействия


 


принятого решения на конкурентов. Изначально была разработана военными

 

с тем, чтобы в стратегии учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, модификацию и освоение новой продукции, предложения дополнительного обслуживания и т.д. Теория игр используется реже, чем другие модели, так как ситуации в реальном мире очень сложны и часто меняются. Но, тем не менее, теория игр полезна для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Благодаря применению данной теории организация может прогнозировать действия конкурентов, что является преимуществом и увеличивает конкурентоспособность.

 

Модели теории очередей, или модели оптимального обслуживания Модели теории очередей, или модели оптимального обслуживания используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в различных ситуациях, где есть клиенты и пункты их обслуживания (резервирование билетов по телефону, обслуживание клиентов в банке, количество разгрузочных площадок на складах и т.д.). Используются для уравновешивания расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.319 с.)