Лекция 4. Мотивация деятельности в менеджменте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Мотивация деятельности в менеджменте



 

Мотивация -это процесс побуждения себя и других к деятельности длядостижения личных целей или целей организации. Она необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

 

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

 

 

Потребность -это когда человек ощущает свой физиологический илипсихологический недостаток чего-либо.

 

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и,как правило, врожденными (потребности в пище, воде, потребность дышать, спать, сексуальные потребности).

 

Вторичные потребности по природе своей психологические(потребность вуспехе, уважении, привязанности, власти, в принадлежности кому-либо или чему-либо).

 

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.

 

Цели в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

 

Вознаграждение -это все,что человек считает ценным для себя.Но понятияценности у людей специфичны, а, следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.

 

Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения.

 

Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией (зарплата, продвижение по службе, символы служебного

 

статуса и престижа, похвалы и признание и др.). Первоначальные теории мотивации Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора

 

Понятие Теория «Х» Теория «Y»

 

1.Представление о Люди первоначально не Труд – процесс


 


человеке любят трудиться и естественный, при  
  избегают работы. благоприятных условиях  
    люди не только  
    принимают  
    ответственность, но и  
    стремятся к ней.  
  У людей нет честолюбия, Если люди принимают  
  они избегают цели организации, то они  
  ответственности, будут использовать  
  предпочитая, чтобы ими самоуправление и  
  руководили самоконтроль.  
  Больше всего люди хотят У людей развиты  
  защищенности. потребности высших  
    уровней.  
  Чтобы заставить людей Способность к  
  работать, необходимо творческому решению  
  принуждение и угроза проблем у людей  
  наказания. встречается часто,  
    потенциальный  
    интеллект среднего  
    человека  
2.Практика руководства   недоиспользуется.  
     
а) планирование Центральное Поощрение определения  
  распределение задач, целей подчиненными в  
  единоличное соответствии с целями  
  определение стратегии, организации.  
  целей и тактики.    
б) организация Четкое структурирование Высокая степень  
  задач, полномочия не децентрализации  
  делегируются. полномочий.  
в) мотивация Апелляция к мотивам Апелляция к  
  низкого уровня, потребностям высших  
  навязывание своей воли. уровней.  
г) контроль Тотальный, Самоконтроль  
  всеобъемлющий. подчиненных в процессе  
    работы, контроль  
    руководителя в процессе  
    завершения.  
д) общение Жесткая регламентация Руководитель действует  

 


 

 


  поведения. как связующее звено в
    процессе передачи
    информации.
е) принятие решений Отрицание права Активное участие
  свободы принятия подчиненных в процессе
  решения подчиненным. принятия решений.
3.Использование власти иПсихологическое Убеждение и участие,
влияния давление, угроза власть через
  наказания, власть, положительное
  основанная на подкрепление
  принуждении.  
4.Стиль руководства Авторитарный Демократический

К содержательным теориям мотивации относятся теории Маслоу, Герцберга и МакКлелланда.

 

Рис. 4.1. Иерархия потребностей по Маслоу

 

Этой иерархической структурой Маслоу хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.

 

Теория Девида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

 

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.

 

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения.

 

Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой

 

работой, которая будет давать им обширные возможности социального

 

общения.

 

Таблица 4.1

 

Двухфакторная теории Герцберга

 

Гигиенические факторы Мотивация


 


Политика фирмы и администрации Успех

 

Условия работы Продвижение по службе

 

Заработок Признание и одобрение результатов

 

Межличностные отношения с работы Высокая степень

 

начальниками, коллегами и ответственности

 

подчиненными Возможности творческого и делового

 

Степень непосредственного контроля роста за работой

 

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация — с самим характером и сущностью работы.

 

Гигиенические факторы всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов - таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.

 

Самовыражение Уважение Мотивирующие факторы

 

Социальные потребности Гигиенические факторы

 

Потребности в безопасности и

 

уверенности в будущем

 

Физиологические

 

Рис. 4.2. Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга

 

 

Рис. 4.3. Модель мотивации по Вруму


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.01 с.)