Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профиля антикризисный менеджмент

Поиск

 

Квалификация (степень) бакалавр

Форма обучения очная

Москва 2013


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки___________

 

Разработчики:

Зав. кафедрой ЭТиУ Института менеджмента МГПУ, профессор Ю.В. Гуськов

Профессор кафедры ЭТиУ Института менеджмента МГПУ Б.А. Фурман

 

 

Рецензенты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры____________________________________________

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой: ___________________________________

(должность и Ф.И.О.)

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра экономической теории и управления, 2013

 

 

Цель и задачи курса

Курс «Маркетинг» является обще профессиональной учебной дисциплиной, входящей в программу обучения в Институте менеджмента Московского городского педагогического университета. Её цель – сформировать у студентов систему знаний о маркетинговой деятельности и роли маркетинга в современной рыночной экономике.

Достижение поставленной цели предусматривает последовательное решение следующих задач:

- изучение сущности маркетинга и его роли в развитии современной экономики;

- исследование предпосылок возникновения, истории становления и развития маркетинга, специфики его современного состояния и функционирования в России;

- приобретение знаний о современном потребителе и специфике потребительского поведения;

- рассмотрение товара и особенностей формирования товарной политики в организации;

- обучение навыкам осуществления маркетингового исследования рынка, проведения его сегментирования, выбора рыночной ниши и позиционирования товара;

- изучение сущности ценовой политики и порядка ценообразования на продукцию организации;

- исследование сбыта продукции организации и способов стимулирования этого процесса;

- ознакомление с организацией маркетинговой службы и спецификой её деятельности;

- изучение опыта маркетинговой деятельности в экономически развитых странах и возможности использования его в нашей стране.

Предметом дисциплины являются социально – экономические процессы, связанные с продвижением товаров и услуг от производителей к потребителям в целях удовлетворения их потребностей и получения экономической выгоды.

по выбору профессионального цикла.

Для успешного овладения этой дисциплиной студенту необходимо использовать информацию, ранее полученную при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а так же математического и естественно –научного циклов. Изучение маркетинга неразрывно связано и предшествует таким дисциплинам, как Стратегический менеджмент, История управленческой мысли, Организационное поведение, Ценообразование, Основы предпринимательства.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

(указываю соответтвии с матрицей компетенций ООП ВПО

ОК – 2 «знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности»;

· ОК – 13 «способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы»;

· ПК – 10 «способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию»;

· ПК – 15 «готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента»;

· ПК – 18 «владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной деятельностью организации»;

· ПК - 23 «знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентноспособности»;

· ПК -24 «способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации»;

· ПК -25 «знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде»;

· ПК -27 «способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления»;

· ПК -29 «способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;

· ПК-30 «знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли»;

· ПК -36 «умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте»;

· ПК -42 «способностью проводить анализ рыночных и специфичных рисков, использовать его результаты для подготовки управленческих решений»;

· ПК -48 «умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес –идею»;

· ПК -49 «способностью разрабатывать бизнес –планы создания и развития новых продуктов»;

· ПК -50 «способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности».

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- сущность маркетинга и его роль в современной экономике;

-историю возникновения и основные этапы развития;

-особенности маркетинга, характерные для постиндустриального периода развития и соответствующую этому периоду маркетинговую философию;

-особенности психологии и поведения современных потребителей;

-разновидности и подходы к формированию товарной стратегии и тактики предприятия;

-методы сбора, переработки и анализа маркетинговой информации;

-практику ценообразования в условиях конкурентной борьбы;

-принципы позиционирования товарной продукции;

-формы и каналы сбытовой деятельности;

-опыт проведения маркетинговых операций успешными зарубежными компаниями.

Уметь:

-анализировать и учитывать факторы внешней и внутренней сред предприятия, способные воздействовать на результаты его хозяйственной деятельности и положение на конкурентном рынке;

-осуществлять комплексное исследование основных маркетинговых компонентов, определяющих позицию предприятия на рынке;

-разрабатывать программы мер по стимулированию сбыта, в т.ч. и за счет совершенствования рекламы и улучшения имиджа предприятия в глазах потребителей;

-формировать свою позицию по вопросам маркетинговой деятельности и отстаивать ее в ходе дискуссий со сторонниками альтернативных вариантов.

ВЛАДЕТЬ:

-теоретической информацией, позволяющей понимать мотивы потребительского поведения;

-специальной профессиональной маркетинговой терминологией и навыками ее использования в практической работе;

-методами применения результатов маркетинговых исследований и построения маркетинговых автоматизированных информационных систем;

-формами разработки прогнозов сбыта товаров и услуг в средне срочном периоде;

-приемами добросовестной конкурентной борьбы на целевых рынках;

-

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц  
Аудиторные занятия (всего) 95/4 III IV
В том числе:      
Лекции (Л)      
Семинары (С)      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:      
Подготовка к тестовому опросу     -
Подготовка к дискуссии      
Подготовка эссе      
Подготовка к деловой игре      
Подготовка дайджеста   -  
       
Вид промежуточной аттестации: зачет     -
   
  -  
Общая трудоемкость / зачетные единицы 203/1    

(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Семинары СРС Всего
  Теоретические основы и экономико-социальные предпосылки возникновения маркетинга        
  Основные компоненты маркетинговой деятельности        
  Маркетинг на конкурентных рынках        
  Условия и содержание организации сбыта продукции или услуг        
  Специфика современного международного и российского маркетинга        
  И Т О Г О:          

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела Объем раздела дисциплины в аудиторн. часах, всего В т.ч. Лекции Семинары
1. Теоретические основы и социально –экономические предпосылки возникновения маркетинга 1)Вводная лекция: место и роль маркетинга в современном менеджменте; 2) Экономические и социальные предпосылки возникновения маркетинга; 3)Этапы развития маркетинга как инструмента рыночной экономики                    
    Всего по разделу      
2. Основные компоненты маркетинговой деятельности 4) Потребитель как субъект и объект маркетинговой деятельности; 5)Товар в маркетинге; 6) Товарные стратегии; 7)Маркетинговые исследования и использование маркетинговой информации; 8)Маркетинговые коммуникации и товародвижение; 9) Операторы маркетинговой деятельности; 10)Реклама и ее роль в продвижении товара (услуг) потребителю;                                                  
    Всего по разделу      
3. Маркетинг на конкурентных рынках 11)Разновидности и особенности функционирования современных рынков; 12)Сегментирование рынка; 13) Выбор рыночной ниши; 14)Позиционирование товара (услуги) и их производителя на рынке; 15)Ценообразование и его роль в условиях конкуренции;                              
    Всего по разделу      
4. Условия и содержание сбыта продукции или услуг 16)Сбыт товара или услуг и меры по стимулированию потребительского спроса; 17) Маркетинговые технологии воздействия на потребителей; 18)Посредники в системе товародвижения; 19)Специальные маркетинговые институты;                            
    Всего по разделу      
  Специфика современного российского и международного маркетинга 20)Международный маркетинг; 21) Требования проведения маркетинга для субъектов экономики стран –членов ВТО; 22)Специфика маркетинговой деятельности в условиях российского рынка; 23)Содержание маркетинга образовательных услуг в сфере высшего образования в России                          
    Всего по разделу      
    И Т О Г О      

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)/25

Наименование дисциплинарного модуля Количество часов   Формируемые компетенции Общее количество компетенций
Теоретические основы и социально –экономические предпосылки возникновения маркетинга   ОК-2 ОК-13 ПК-27            
Основные компоненты маркетинговой деятельности   ОК-2 ПК-10 ПК-15 ПК-23 Пк-29 ПК-36 ПК-42    
Маркетинг на конкурентных рынках   ПК-10 ПК-15 ПК-18 ПК-23 ПК-29 ПК-30 ПК-36    
Условия и содержание организации сбыта продукции или услуг   ПК-10 ПК-15 ПК-23 ПК-29 ПК-30 ПК-36 ПК-42 ПК-48  
Специфика современного российского и международного маркетинга   ПК-10 ПК-18 ПК-24 ПК-25 ПК-27 ПК-30 ПК-36    
                       

Примечание: В данном пункте программы (или в приложении, поддерживающем данный пункт программы) рекомендуется разместить матрицу соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

Сумма компетенций и их элементов, предл

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем аудиторных часов, в т. ч. в ннтерак. форме,
Лекция (тема 1) Вводная лекция: место и роль маркетинга в современном менеджменте Устный опрос по итогам лекции  
Семинар Оценка уровня начальных экономических знаний студентов Тестовый опрос 2/2
Лекция, семинар (тема 2) Экономические и социальные предпосылки возникновения маркетинга Подготовка эссе  
Лекция, семинар (тема 3) Этапы развития маркетинга как инструмента рыночной экономики Подготовка и проведение дискуссии в аудитории 8/4
Всего по разделуI     18/6
Лекция (тема 4) Потребитель как субъект и объект маркетинговой деятельности Устный опрос по итогам лекции  
Лекция, семинар (тема 5) Товар в маркетинге Подготовка эссе  
Лекция, семинар (тема 6) Товарные стратегии Подготовка и проведение деловой игры 4/2
Лекция, семинар (тема 7) Маркетинговые исследования и использование маркетинговой информации Подготовка и проведение дискуссии в аудитории 4/2
Лекция (тема 8) Маркетинговые коммуникации и товародвижение Устный опрос по итогам лекции  
Лекция (тема 9) Операторы маркетинговой деятельности Устный опрос по итогам лекции  
Лекция, семинар (тема 10) Реклама и ее роль в продвижении товара (услуг) потребителю Подготовка и проведение деловой игры 3/2
Всего по разделу II     22/6
Лекция, семинар (тема 11) Разновидности и особенности функционирования современных рынков Подготовка эссе  
Лекция (тема 12) Сегментирование рынка Устный опрос по итогам лекции  
Лекция (тема 13) Выбор рыночной ниши Подготовка и проведение дискуссии в аудитории 3/2
Лекция, семинар (тема 14) Позиционирование товара (услуги) и их производителя на рынке Подготовка и проведение деловой игры 3/2
Лекция, семинар (тема 15) Ценообразование и его роль в условиях конкуренции Подготовка эссе 6/2
Всего по разделу III     19|6
Лекция, семинар (тема 16) Сбыт товаров или услуг и меры по стимулированию потребительского спроса Подготовка и проведение деловой игры 4/3
Лекция (тема 17) Маркетинговые технологии воздействия на потребителя Устный опрос по итогам лекции  
Лекция (тема 18) Посредники в системе товародвижения Подготовка эссе  
Лекция, семинар (тема 19) Специальные маркетинговые институты Подготовка и проведение дискуссии в аудитории 4/3
Всего по разделу IV     18/6
Лекция, семинар (тема 20) Международный маркетинг Подготовка эссе  
Лекция, семинар (тема 21) Возможности проведения маркетинга российской продукции в условиях членства в ВТО Подготовка и обсуждение дайджеста 4/3
Лекция, семинар (тема 22) Специфика маркетинга в условиях российского рынка Подготовка и проведение дискуссии в аудитории 4/3
Лекция (тема 23) Содержание маркетинга образовательных услуг в сфере высшего образования в России Подготовка и обсуждение дайджеста 6/5
Всего по разделу V     18/11
ИТОГО     95/43

 

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Примечание: Согласно закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (ст. 20).

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

(Дается описание применяемой балльно-рейтинговой системы, ориентированную на текущую успеваемость студентов. Выбор вида и форм контроля должен определяться целями дисциплины и содержанием формируемых компетенций.

В данном пункте рекомендуется привести критерии оценки по отдельным формам контроля с учетом специфики предмета.

При проектировании балльно-рейтинговой системы (БРС) следует четко обозначить виды работ студентов, включая самостоятельные работы, и отразить удельный вес в баллах каждого вида работы по рубежам БРС (Технологическая карта дисциплины).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Вопросы для тестовой проверки знаний

1. На какие сферы экономической деятельности распространяется маркетинговый подход?

А) только на работу корпоративных и частных предприятий;

Б) на все сферы;

В) только на работу государственных унитарных предприятий (ГУП);

Г) на индивидуальные предпринимательские структуры.

2. Каков срок оптимальных маркетинговых прогнозов сбыта»?

А) более 5 лет;

Б) несколько месяцев;

В) он зависит от характеристик сбываемого товара;

Г) 1 год.

3. Возникновение массового практического маркетинга обусловлено?.

А) научно –технической революцией XX века;

Б) мировым экономическим кризисом 1929 -1930г.г.;

В) итогами Первой мировой войны;

Г) усилением эксплуатации рабочего класса капиталистами.

4. В чем заключается теория многополярности мира?

А) в существовании 1-2 центров мировой экономики;

Б) в многообразии экономических связей стран;

В) в ликвидации существующего международного экономического порядка;

Г) в систематической замене стран-лидеров мировой экономики по итогам определенного периода развития и экономического роста.

5. Как можно сформулировать главную цель современного маркетинга?

А) получение максимальной прибыли;

Б) максимально быстрая реализация произведенных товаров;

В) вытеснение с рынка наиболее опасных конкурентов;

Г) выпуск продукции (услуг) в количестве и с качеством максимально удовлетворяющими запросы потребителей.

6. В чем преимущества постиндустриальной экономики?

А)в укреплении промышленного потенциала страны;

Б) в повышении роли наукоемких отраслей;

В) в свободном перемещении трудовых ресурсов;

Г) в повышении значения «человеческого» фактора в экономике.

7. С чем связано практическое использование маркетинга в отечественной экономике?

А) с переходом от планового к рыночному хозяйству;

Б) с ликвидацией монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в 1993г;

В) с началом «перестройки» в 1985г;

Г) с резкого повышения мировых цен на энергетическое сырье в 2000г.

8. Какие черты являются главными в определении рыночной экономики?

А) каждый производитель действует на свой страх и риск;

Б) каждый покупатель сам выбирает что и у кого покупать;

В) все участники рынка реально (юридически) обособлены;

Г) владение или законное распоряжение имуществом и не материальными активами.

9. Что входит в понятие «эластичность спроса»?

А) способность товара удовлетворять растущий спрос;

Б) соответствие цены товара запросу потребителя;

В) сокращение полной себестоимости товара;

Г) меры воздействия на потребителя для увеличения спроса.

10. Какое из определений цены товара является правильным?

А) средство конкурентной борьбы;

Б) денежное выражение стоимости;

В) инструмент компенсации затрат на сбыт товара;

Г) эквивалент затрат труда и материалов на производство товара

11. За счет чего будет в будущем расти ВВП России?

А) модернизации экономики;

Б) наращивании экспорта энергетического сырья;

В)кооперации с более развитыми экономиками;

Г) усиления самодеятельности населения.

12. Какие потребности человека обладают безусловным приоритетом?

А) создание благоприятных условий для интеллектуального и физического развития;

Б) физиологические;

В) обеспечение личной безопасности;

Г) предоставление доступа к предметам роскоши..

13. В чем преимущества, которые может дать России создание на ее терр-итории одного из мировых финансовых центров?

А) увеличится поток туристов;

Б) рубль станет одной из СКВ;

В) доходы от продажи энергоресурсов останутся в стране;

Г) сократится объем импорта.

14. Кто может быть основным источником маркетинговой информации?

А) потребители;

Б) органы власти и управления;

В) неформальные объединения граждан по интересам;

Г)маклеры и другие посредники.

15.В чем заключается инерционная модель поведения потребителей?

А) выбирает товар, следуя большинству покупателей;

Б) выбирает товар только привычных производителей;

В) ориентируется при выборе на новейшие тенденции моды;

Г) следует рекомендациям массовой рекламы.

16. Как формулируется традиционная заповедь маркетологов?

А) если у вас нет хорошего товара, у вас нет ничего;

Б) клиент всегда прав;

В) продать товар важнее, чем его произвести;

Г) положительный имидж фирмы дает больше прибыли чем высокая цена товара.

.

17. Влияет ли возрастной состав потребителей на сбыт новейшей электроники?

А) у молодежи эти товары пользуются повышенным спросом;

Б) не влияет;

В) только в случае низких розничных цен на этот товар;

Г) только при осуществлении специальных мер стимулирующих спрос.

18. Какая форма маркетингового исследования позволяет учесть мнения наибольшего числа потребителей?

А)опрос покупателей о купленном ими товаре;

Б) опрос потенциальных потребителей по телефону;

В) анкетирование;

Г) наблюдение за реализацией товара в торговом зале.

19. Могут ли страны –члены ВТО использовать тарифные меры для защиты собственного рынка?

А)нет, так как это противоречит уставу ВТО;

Б) могут по согласованию с другими членами ВТО и на определенный период времени;

В) этот вопрос в компетенции каждой страны, которая решает его самостоятельно;

Г) только на некоторые товары или услуги.

20. Возможно ли проведение маркетинга образовательных услуг, предоставляемых ВУЗами?

А) только для негосударственных учебных заведений;

Б) это необходимо;

В) только для учебных заведений, имеющих проблемы с комплектованием студентами;

Г) возможно по разрешению Минобрнауки РФ.

Темы эссе

Для подготовки каждого из 6 эссе по разделам №№2,5,11,15,18,20 дисциплины студентам предлагается для выбора 4 варианта тем. По инициативе студента и согласованию с преподавателем им может быть выбрана иная тема, соответствующая по своему содержанию рассматриваемой на занятии проблеме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.016 с.)