Лекция 1. Общая характеристика инноваций.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Общая характеристика инноваций.



Краткое содержание. Инновационная экономика в контексте постиндустриального развития и экономики знаний: основные черты и принципы функционирования. Й.Шумпетер и П.Друкер об инновациях, новаторах и роли инноваций в экономике. Теория национальной инновационной системы. Теория треугольника. Теория двойной спирали. Теория тройной спирали. Инерционность траекторий развития хозяйствующих субъектов и инновационный импульс. Механизм изменения траекторий инновационного развития. Признаки инновационности фирм. Виды инноваций на уровне отдельной фирмы. Понятие и специфика доходности, риска, ликвидности, дюрации для инновационных фирм.

Основные категории. Инновационная экономика. Основные черты инновационной экономики. Принципы функционирования инновационной экономики. Теории инновационной экономики. Виды инноваций. Понятие и специфика доходности, риска, ликвидности, дюрации для инновационных фирм.

Лекция 2. Жизненный цикл инноваций. Инновационный маркетинг.

Краткое содержание. Жизненный цикл инноваций. Планирование инноваций: этапы, применяемые технологии, взаимосвязь с миссией и стратегией предприятия. Инновационный маркетинг (массовая кастомизация, продуктовый каннибализм, рэбрендинг). Отличия понятий жизненный цикл, инновационный маркетинг для инноваций и инвестиций.

Основные понятия и термины. Жизненный цикл инноваций. Этапы планирования инноваций. Технологии планирования инноваций. Инновационный маркетинг. Массовая кастомизация. Продуктовый каннибализм. Рэбрендинг.

Лекция 3. Стратегии развития инноваций.

Краткое содержание. Понятие стратегии инновационного развития. Активные стратегии и их виды. Пассивные стратегии и их виды. Смешанные стратегии, их виды и область применения. Стратегии диверсификации. Критерии диверсификации. Сфера применения видов стратегий диверсификации. Стратегии взаимоотношений с поставщиками. Стратегии взаимоотношений с покупателями. Стратегии взаимоотношений с конкурентами.

Основные понятия и термины. Активные инновационные стратегии. Пассивные инновационные стратегии. Смешанные инновационные стратегии. Стратегии диверсификации. Стратегии построения взаимоотношений с поставщиками, покупателями, конкурентами.

Лекция 4 Источники финансирования инноваций и специфика их налогообложения.

Краткое содержание. Источники финансирования инноваций. Собственные, привлеченные и заемные средства. Эмиссия ценных бумаг (обыкновенные и привилегированные акции, облигации, конвертируемые ценные бумаги). Долгосрочные кредиты и займы. Соглашение о разделе продукции. Государственные гарантии. Государственные кредиты. Лизинг. Ипотека. Концессии. Инвестиционный налоговый кредит. Особые экономические зоны. Проектное финансирование. Специфика законодательной базы и налогообложения указанных источников финансирования инвестиций. Учет инноваций при применении указанных источников финансирования инвестиций. Финансирование финансовых вложений. Маржинальные сделки.

Основные понятия и термины. Собственные средства. Привлеченные средства. Заемные средства. Соглашение о разделе продукции. Государственные гарантии. Государственные кредиты. Лизинг. Ипотека. Концессии. Инвестиционный налоговый кредит. Особые экономические зоны. Проектное финансирование. Маржинальные сделки.

Лекция 5 Инновационная инфраструктура.

Краткое содержание. Российские особенности инновационного развития. Финансирование инноваций. Российская венчурная компания. Областные венчурные фонды. Паевые инвестиционные венчурные фонды. Стимулирование инноваций. Российские венчурные ярмарки. Бизнес-ангелы. Особенности охраны интеллектуальной собственности.

Основные понятия и термины. Собственные инновационные ресурсы. Российская венчурная компания. Областные венчурные фонды. Паевые инвестиционные венчурные фонды. Бизнес-ангелы. Охрана интеллектуальной собственности.

Лекция 6 Инновации в области государственных и местных финансов.

Краткое содержание. Основные тенденции развития государственных и местных финансов. Понятие бюджетных услуг. Администратор бюджетной услуги. Административные регламенты предоставления бюджетных услуг. Стандарты предоставления бюджетных услуг. Государственные задания. Структура и проблемы внедрения. Результативность бюджетных услуг и методики её расчета. Оценка стоимости бюджетных услуг. Прямые и косвенные затраты при предоставлении бюджетных услуг. Эффективность бюджетных услуг и методы её оценки.

Основные понятия и термины. Бюджетная услуга. Результативность бюджетных услуг. Стоимость бюджетных услуг. Эффективность бюджетных услуг.

Семинарские занятия.

Семинарское занятие № 1.

Тема: «Общая характеристика инноваций и инновационной экономики».

1) Понятие инноваций и их виды.

2) Типология нововведений и инноваций.

3) Основные характеристики инвестиционного и инновационного процесса и методы их расчета (доходность, риск, ликвидность, дюрация).

Рекомендуемая литература:.

1. Иваленко А. Г., Никифорова Я. И. Инновационный менеджмент. – М.: КНОРУС, 2009 – 463 с.

2. Иванова Т.Б. Инвестиции: доходность, риск, ликвидность, дюрация. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2008.

3. Иванова Т.Б.Инвестиции. – Волгоград.: Изд-во ВАГС, 2008.

4. Инновационный менеджмент/ Под ред. С. Д. Ильенковой – М.: ЮНИТИ, 2008 – 335 с.

5. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – Питер, 2006.

6. Руководство Фраскати (Frascati Manual).

7. Руководство Осло (Oslo Manual).

8. «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»

Темы эссе и рефератов:

1) Концепция инноваций Й. Шумпетера.

2) Инновационная концепция Гобсона и Друкера.

3) Теория Г. Менша.

4) Концепция А. Кляйнкнехта.

5) Теория К. Фримена, Дж. Кларка, Л. Суите.

6) Модель инноваций и конкурентных стратегий М. Портера.

7) Отечественные концепции инновационной экономики (А.И. Анчишкин, И. Артемьев, С.Ю. Глазьев).

8) Модель развития инноваций Н. Кондратьева.

9) Японская модель Ш. Тацуно.

10) Теория треугольника.

11) Теория двойной спирали.

12) Теория тройной спирали.

Примечание: общая тематика – основные концепции возникновения и развития инноваций. Студент, помимо представленных выше тем, может предложить свою, связанную с данной общей тематикой.

Практическая работа.

1. Решение кейсов:

1) Кейс № 6. «"AIBO" – НОВЫЙ ПРОДУКТ КОМПАНИИ SONY»

2) Кейс № 7. «ПРОЕКТ "NEO" – "НОВЫЙ ТОВАР – НОВЫЙ СЕГМЕНТ" КОМПАНИИ WIMM-BILL-DANN».

2. По статистическим сборникам и материалам Интернета подготовить характеристику инновационного процесса в мире и в России.

Семинарские занятия № 2 и 3:

Тема: «Инновационный маркетинг. Инновационная стратегия».

1. Отличие инновационного маркетинга от маркетинга обычного/маркетинга нового товара.

2. Технологии инновационного маркетинга: массовая кастомизация, ребрендинг, репозиционирование.

3. Типы инновационных стратегий.

Рекомендуемая литература:

1. Иваленко А. Г., Никифорова Я. И. Инновационный менеджмент. – М.: КНОРУС, 2009 – 463 с.

2. Иванова Т.Б. Инвестиции: доходность, риск, ликвидность, дюрация. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2008.

3. Иванова Т.Б.Инвестиции. – Волгоград.: Изд-во ВАГС, 2008.

4. Инновационный менеджмент/ Под ред. С. Д. Ильенковой – М.: ЮНИТИ, 2008 – 335 с.

5. Королева Е. В.. Ермолаева Т. К. комплексный подход к формированию системы аналитических показателей инновационной деятельности предприятия // Страховое дело, 2009 - № 11, с. 24-31

6. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – Питер, 2006.

Темы докладов и рефератов

1. Перспективы развития массовой кастомизации на российских предприятиях.

2. Возможности применения инновационного маркетинга в условиях циклического развития экономики.

 

Практическая работа.

1. Используя Интернет, подготовьте сообщение об:

- применении технологий инновационного маркетинга в современной России.

- инновационных стратегиях, применяемых в российских корпорациях.

2. Решение кейсов:

1) Кейс № 1: «Политика стимулирования инновативности и творчества служащих в корпорации 3М».

2) Кейс № 2: «РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КОРПОРАЦИИ GENERAL ELECTRIC».

3) Кейс № 3: «КОНКУРЕНТНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ WAL-MART».

4) Кейс № 9: «СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КОМПАНИЕЙ "ФЕЛИКС"».

3. Характеристика инновационной фирмы.

Студентам предлагается провести презентацию своей вымышленной инновационной компании. Суть задания-игры заключается том, что с нуля создается компания, основным видом деятельности которой является производство и/или продажа инновационного продукта. Необходимо представить развернутый и обоснованный план деятельности этой фирмы по следующей схеме:

1. Профиль деятельности компании (какой конкретно инновационный продукт она производит/продает).

2. География деятельности компании.

3. Тип фирмы

А) только производит нововведения и инновации (самостоятельно или на основе зарубежной лицензии);

Б) только реализует нововведения (самостоятельно или при помощи посредников; каких? в каких случаях прибегает к помощи посредников)

В) одновременно и реализует, и продает инновации (те вопросы, которые рассматриваются в пункте А и Б, плюс необходимо обозначить, производимые и реализуемые инновации – один и тот же объект, или разные; объяснить, почему).

4. На основе пункта 2 отметить риски, возникающие в каждом из 3 вариантов.

5. Характеристика инновационного продукта (услуги, процесса и т.д.)

6. Характеристика стадий развития бизнеса.

7. Источники финансирования инноваций (в том числе схемы привлечения венчурного капитала и проектное финансирование).

8. Типы используемых финансовых инструментов.

9. Разработка финансовой стратегии компании; особенность финансоовй аналитики инновационной компании.

10. Возможность привлечения инновационной инфраструктуры.

11. Модель оценки стоимости компании и особенности ее применения.

12. Подготовка презентации (в том числе и для привлечения венчурного капитала).

Материалы по разрабатываемым в настоящее время инновациям можно взять на сайтах Наука молодая, Молодежный инновационный конвент, Конкурс русских инноваций и др. научные порталы.

Семинарское занятие № 4.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.008 с.)