Лекция 6. Формирование грамматических навыков речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Формирование грамматических навыков речи



Вопросы для обсуждения:

Ø Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Ø Существующие подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы, правомерность их использования в школе на различных этапах обучения.

Ø Как сделать отработку грамматических навыков интересной и личностно значимой для учащихся. Грамматические игры на уроке ИЯ и создание условно-коммуникативных и собственно коммуникативных ситуаций для актуализации грамматического навыка.

Ø Способы контроля уровня сформированности грамматических навыков.

ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

По определению доктора филологических наук, профессора В.Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Так, например, приведенные слева примеры предложений и словосочетаний можно считать правильными, а аналогичные примеры справа – нет.

Не is a boy. Не a boy.

It is red. It is a red.

It is a red ball. It is red ball,

a beautiful flower a flower beautiful

cleverer more cleverer

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

Можно грамотно построить собственное высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания, не говоря уже о тонкостях социолингвистического характера, выражающихся в возможном подтексте сказанного. Если нет достаточного понимания, значит, нет и полноценного общения. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

ЗАДАНИЕ

Сравните приведенные ниже примеры и выберите наиболее нейтральный вариант. Обоснуйте, в каком случае использование других примеров может быть некорректным.

1) Open the window!

2) Will you open the window?

3) Would you mind opening the window?

4) Would you mind my opening the window?

5) Why haven’t you opened the window before?

6) Isn’t it stuffy here? Should we open the window?

7) Why don’t you open the window?

 

При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Отбор активного грамматического материала строится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, а также принципа образцовости; многие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы (С.Ф. Шатилов). Как правило, активная грамматика изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму, – в старшей школе.

Для того чтобы более конкретно определить, как овладение грамматическим материалом влияет на формирование различных составляющих коммуникативной компетенции, необходимо ответить на вопрос о том, что же включает в себя знание грамматики и в каком случае учитель может сказать, что он научил грамматике своих учеников.

ЧТО ЗНАЧИТ ЗНАТЬ ГРАММАТИКУ

Знать грамматику означает знать:

· форму;

· значение;

· употребление;

· речевую функцию того или иного грамматического явления.

Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроется в действиях жителя по ознакомлению с грамматическими явлениями и структурами и их тренировке. Часто во время ознакомления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает или не успевает:

· зафиксировать все формы данного явления на доске;

· показать не только утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную или усеченную, если они возможны в данном случае;

· сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;

· сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя, бездумными роботами, хором повторяющими или механически записывающими мало значащие для них фразы.

Трудности возникают и при определении значения и употребления того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свойственными данной грамматической структуре. Игнорирование речевой функции при объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные» к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и путаются с близкими по форме или значению структурами. Приведу несколько примеров в подтверждение этого. Возьмем, например, объяснение такой временной формы, как простое будущее время в английском языке.

ЗАДАНИЕ

Œ Определите речевую функцию Future Simple Tense.

 Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами объяснения данного грамматического явления и скажите:

s показал ли учитель в каждом из приведенных примеров форму/значение/ употребление/речи, речевую функцию данного времени;

s может ли объяснение речевой функции способствовать более прочному запоминанию формы/ значения/употребления;

s смогут ли учащиеся самостоятельно выполнить последнее задание и почему;

s чья логика объяснения вам нравится больше и почему;

s чье объяснение кажется вам более грамотным/научным;

s как тот или иной путь формирования грамматических навыков влияет на формирование различных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной).

Пример 1

(Привожу примеры на русском языке, но в зависимости от ситуации данное объяснение может идти на иностранном языке.) Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с тем, как выразить будущее время на английском языке. Если вы хотите сказать, что действие будет происходить в будущем времени, то перед смысловым глаголом надо поставить вспомогательный глагол “will/shall”. Например, если вы хотите сказать, что пойдете в кино, то вы скажете:

I shall go to the cinema.

Посмотрите на доску и скажите, о чем сообщается в данных предложениях.

На доске написаны примеры: Nick will go to school next year.

We shall help you to do your homework.

Ученики читают вслух примеры и переводят их на русский язык.

Учитель: Скажите, что вы будете делать то же, что и я. Например: I shall go to the seaside this summer.

Ученики: We shall go to the seaside in summer too.

Учитель: I shall play chess with my friends/watch TV on Sunday.

Ученики: We shall play chess on Sunday too.

Учитель: А теперь ответьте на мои вопросы:

· What will you do tomorrow?

· What will you do this summer?

· What will you do next week?

Теперь поиграем в игру «Отгадай-ка». Один ученик выйдет к доске, а мы все с помощью вопросов отгадаем, что он задумал делать сегодня вечером. Например: Will you read a book tonight?

Пример 2

Учитель: Сегодня мы научимся давать обещания и высказывать предположения о возможных действиях других людей на английском языке. Посмотрите на доску и скажите:

· в каком из приведенных примеров речь идет об обещании, а в каком делаются предположения;

· как можно пообещать сделать что-то, а как можно пообещать не делать чего-то;

· как узнать о том, что будут делать другие люди;

· как (не) согласиться с высказанным предположением.

На доске написаны примеры:

– I will always help my mother, not on the 8th of March only. I promise. – I will try to do my homework myself today. – I won’t be angry with my little brother. – They won’t do it again. Never. – We’ll be there at 5 o’clock. We won’t be late. – Will you help her? – I sure will./ No, I won’t. – What will you do on Saturday? – I don’t know yet. – Will Masha go with us? – I think she will./I think she won’t. – Will you play chess in the evening? – No, I won’t./No, I don’t think I will. – Will you go to the party on Sunday? – Yes, I will. We’ll go there with our class.

Учитель. Давайте пообещаем сделать что-то хорошее или не делать плохого:

· для наших мам в день праздника;

· для друзей;

· для школы;

· для окружающей нас природы и т.д.

Теперь поиграем в игру «Отгадай-ка». Один ученик выйдет к доске, а мы все с помощью вопросов отгадаем, что он намеревается делать сегодня вечером/летом/в каникулы. Например: Will you read a book tonight? (На доске написаны глаголы: to play, to help, to watch, to walk, to go, to spend, to visit, to forget, to be, to do, to make, to stay.)

Очевидно, что в первом случае учитель не полностью показан все возможные формы образования данной временной формы глагола. На доске не были отражены вопросительная и отрицательная, полная и усеченная формы. Сказав, что познакомит учащихся с выражением будущего времени в английском языке, учитель в какой-то мере запрограммировал возможные ошибки на употребление различных временных форм, передающих будущее время в английском языке. Известно, что в английском языке будущее время очень часто передается с помощью настоящего продолженного (Present Continuous/Progressive Tense) в функции планируемого будущего, а также с помощью простого настоящего (Present Indefinite/ Simple Tense) в целом ряде других функций. Именно соотнесение грамматического явления с его речевой функцией или функциями позволяет лучше запомнить его форму и избежать многих ошибок как чисто языкового, так и дискурсивного характера.

ЗАДАНИЕ

Определите, с помощью каких грамматических структур можно передать такие речевые функции, как:

s сообщение о планах на будущее;

s описание действий в процессе их совершения (в настоящем, прошлом и будущем);

s перечисление последовательно совершенных действий;

s жалобу на чьи-то плохие привычки (оставляет грязную посуду, не делает уроки);

s сожаление/извинение за совершенные или несовершенные действия;

s выражение сомнения и т.д.

Во втором случае учащиеся после определенной отработки смогут соотнести форму «will + смысловой глагол» с функцией обещания/предположения. При аналогичном характере объяснения функция сообщения о своих планах будет закреплена формой “to be (am/is/are) +V-ing”,

Второй вариант имеет и то преимущество, что учащиеся сами пришли к нужным выводам и вывели правило самостоятельно (или почти самостоятельно). Включение учащихся в активную мыслительную деятельность, потребность анализировать, сопоставлять, формулировать выводы отвечают современным задачам обучения в целом и иностранным языкам в частности. При выполнении последнего задания у учащихся вряд ли возникнут какие-либо затруднения, поскольку, во-первых, образцы вопросов и ответов написаны на доске, во-вторых, учитель дал содержательную подсказку с помощью глаголов в инфинитиве. Причем это действительно лишь подсказка, поскольку глаголы надо не просто поставить в нужную форму, но и соотнести с определенным контекстом, а для этого надо вспомнить и те слова, которые могут с ними сочетаться (возможные коллокации), а это уже не просто грамматический навык, но и лексический и собственно речевой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.018 с.)