Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и оценка умений говорения

Поиск

Существует много форм и видов контроля. Очевидно, что в данном случае речь идет только об устных формах контроля. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. О первых двух категориях уже шла речь в лекции об уроке иностранного языка. Можно лишь еще раз отметить, что в этом случае контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умения и навыки.

Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется:

· за подготовленные дома монологи и диалоги;

· за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.

В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.

Рассмотрим наиболее важные положения итогового контроля в области умений говорения.

1. Итоговый контроль подразумевает контроль как монологических, так и диалогических умений. Поэтому, как правило, у стола экзаменаторов одновременно находятся двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну из поставленных речевых задач, взаимодействуя на иностранном языке.

2. Необходимо заранее определить тематику и формат контроля, чтобы и то и другое не явилось неожиданностью для студентов в конце срока обучения.

3. Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учетом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.

4. Формы контроля, принятые в современных международных и отечественных экзаменах, обычно используют задания следующего типа:

I часть (знакомство)

Экзаменатор задает вопросы общего характера с целью успокоить экзаменуемого, снять эмоциональное напряжение.

II часть

Здесь могут быть различные варианты заданий, но все они предполагают монологическое высказывание каждого из экзаменуемых. Обязательным является наличие содержательных опор. Приведу несколько примеров подобных заданий на основе материалов международных экзаменов и Всероссийских олимпиад по английскому языку (Материалы Всероссийских олимпиад по английскому языку. – М.: Еврошкола, 2000).

· Из серии рекламных проспектов надо выбрать страну/место/город и т.д., которые вам кажутся наиболее привлекательными. Вы должны обосновать свой выбор и убедить членов жюри поехать туда вместе с вами.

· На столе экзаменаторов лежат фотографий. Предполагается, что их когда-то сделал сам экзаменуемый. Установка: «Выберите 2-3 фотографии и расскажите нам, где и когда вы их сделали, почему в тот моменту вас возникло желание сохранить в памяти это место/этих людей/это мгновение и т.д.».

· Экзаменуемому предлагается вслух, спонтанно высказать свое мнение (продолжительность монолога примерно пять минут). Установка: «Что бы вы выделили в ряду самых важных событий XX века, круто изменивших жизнь людей? Можно ли сказать, что в XXI веке наша жизнь стала лучше/проще? Почему? Какой вам видится жизнь в XXI веке? Какие изменения произойдут в нашей жизни в ближайшее время? Коснутся ли они в первую очередь экологии, нашего образа жизни, моды, транспорта, образования или чего-то еще?»

III часть

Как правило, данная часть экзамена ориентирована на контроль умений речевого взаимодействия с партнером, а также степени сформированности социальной компетенции. И то и другое в комплексе определяет уровень речевой компетенции.

Наивысший балл гарантирован тем, кто демонстрирует:

· готовность к совместному решению возникающих проблем;

· толерантность;

· умение находить общие позиции и готовность идти на разумный компромисс;

· разнообразие речевых формул реагирования;

· умение передавать и запрашивать информацию различными способами;

· грамотную аргументацию позиции;

· умение добиваться необходимого результата с использованием различных стратегий дискурса и т.д.

Неудача постигнет тех, кто:

· не умеет адекватно реагировать на реплики партнера;

· демонстрирует однообразный и ограниченный репертуар речевых формул реагирования;

· не умеет вовлечь партнера в общение;

· не соблюдает «равенства позиций» и навязывает свою точку зрения и т.д.

Пример задания для III части экзамена (из материалов 3-й Всероссийской олимпиады по английскому языку).

· Вам с партнером надо выбрать общий подарок для друга, к которому вы вместе идете на день рождения. Это может быть одна из трех предложенных на картинке вещей. Сделайте свой выбор, объясните партнеру, почему вы предпочли эту вещь всем остальным. Выслушайте его/ее предложения. Постарайтесь убедить товарища в правильности вашего выбора, а затем примите какое-то общее решение.

Весь экзамен рассчитан на 15 минут для каждой пары экзаменуемых.


ЛЕКЦИЯ 10. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

Традиционно определим те вопросы, которые могут возникнуть у учителя в связи с обучением данному виду речевой деятельности, и постараемся на них ответить.

Ø Что такое письмо и отличается ли оно от письменной речи?

Ø Чем, в свою очередь, письменная речь отличается от устной?

Ø Когда письмо выступает самостоятельной целью обучения, а когда является средством формирования смежных навыков?

Ø Из чего складывается содержание обучения письму на различных этапах обучения?

Ø Какие типологические группы сложностей определяют каждый из этапов и как их можно свести к минимуму?

Ø Какие способы контроля и проверки сформированности данных навыков существуют и как правильно их использовать на уроке?

Ø Какие задания входят в письменную часть международных экзаменов?

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ПИСЬМОМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.007 с.)