С чего начинать обучение говорению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С чего начинать обучение говорению



Обычно начинают обучать говорению с основ, т.е. со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. На начальном этапе обучения разъединить процесс формирования этих навыков практически невозможно. Учитель знакомит учащихся с новой структурой. Это предполагает изучение новых слов, звуков, интонем. Эту структуру учащиеся слушают и повторяют за учителем или диктором. Ее же используют в микродиалогах с учителем и товарищами. Когда таких структур в рамках учебной ситуации становится достаточно, то их могут соединять в небольшие монологи и диалоги.

Это хорошо прослеживается на материале учебников для начального этапа обучения.

Однако хотелось бы подчеркнуть еще раз то, о чем уже неоднократно говорилось. Для того чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию. Речевые ситуации могут быть реальными, условными или проблемными (см. лекцию 3 об уроке ИЯ). На начальном этапе это не менее важно, чем на других.

ЗАДАНИЕ

Ученики начальной школы, изучающие английский первый год, выучили следующие слове по теме «Моя семья»: мама, папа, тетя, дядя, брат, сестра, двоюродный брат/сестра, бабушка, дедушка. Они также умеют задавать вопросы типа: «У тебя/него/нее есть дядя? У него большая семья? В какой стране он/она/они живут? Это мужчина или женщина/мальчик или девочка?» В ответах они могут использовать утвердительную и отрицательную формы глаголов. Сравните два задания на развитие навыков говорения на начальном этапе и скажите, какое из них:

s вам нравится больше и почему;

s имеет большую образовательную и воспитательную ценность;

s в большей степени моделирует реальную речевую ситуацию;

s вызовет больший интерес у учащихся;

s ориентировано на развитие и монолога, и диалога.

Упражнение 1. Расспросите друг друга о ваших семьях./ Расскажите друг другу о ваших семьях.

Упражнение 2. Загадайте одного из следующих сказочных героев: Золушку, Чиполлино, Карлсона, Буратино, Красную Шапочку, Колобка или кого-то еще. Пусть ваши товарищи отгадают задуманного вами героя с помощью вопросов о его/ее семье, а также о стране, в которой этот сказочный герой родился и живет. Или: не называя задуманного сказочного героя, расскажите о его семье и назовите страну, в которой этот сказочный герой родился и живет. Пусть ребята попробуют отгадать вашего задуманного героя.

Как известно, устноречевое общение может иметь монологическую, диалогическую или полилогическую форму. Рассмотрим особенности обучения данным разновидностям устной речи подробнее.

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГУ. ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ.

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ

Прежде всего, давайте определим те разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:

· приветственную речь;

· похвалу;

· порицание;

· лекцию:

· рассказ;

· характеристику;

· описание;

· обвинительную или оправдательную речь и т.д.

Как же знание существующих разновидностей монолога может способствовать улучшению процесса обучения данному виду речевой деятельности?

Представим себе такую ситуацию. В классе изучается одна из учебных тем, например «Мой родной город». Пройдена лексика, грамматика, прочитан текст, выполнены упражнения. В качестве домашнего задания учитель просит рассказать о родном городе. Что изменится, если перед тем, как дать такое задание, учитель вспомнит о существующих разновидностях монолога и выберет некоторые из них как наиболее предпочтительные?

ЗАДАНИЕ

Какие бы разновидности монолога в данном случае выбрали вы? Как бы это определило характер речевой установки? Попробуйте сформулировать ее.

На следующий день ученики пришли с выполненным домашним заданием, и вам предстоит его выслушать и оценить. Для этого учителю необходимо знать характеристики, которые отличают монологическое высказывание от любого другого. Именно данные характеристики и составляют основные параметры оценки монолога.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОЛОГА

· Целенаправленность/соответствие речевой задаче;

· непрерывный характер;

· логичность;

· смысловая законченность;

· самостоятельность;

· выразительность.

Действительно, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога – целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное.

Попробуем это доказать. Приведем несколько примеров монологических высказываний и определим, как наличие или отсутствие четко осознаваемой цели может повлиять на реализацию основных характеристик монолога.

Пример 1. Ученики прочитали текст и получили задание пересказать его близко к тексту.

К какой разновидности монолога вы бы могли отнести этот пересказ? Почему? Можно ли сказать, что у такого монолога есть цель, или нет? Цель, безусловно, есть, правда, она, скорее, связана с желанием получить хорошую отметку. Такой монолог будет формально соответствовать всем основным характеристикам монолога. Однако его вряд ли можно назвать речью по сути, так как реальным автором данного произведения был и остается автор текста. Именно ему принадлежит определение логики высказывания, выбор средств выразительности. Это он проявляет самостоятельность, решает, что и как говорить, аргументирует свою позицию и т.д.

Я отнюдь не хочу сказать, что такое задание, как подробный пересказ текста, не имеет права на существование на уроке иностранного языка, однако пересказ имеет гораздо большее отношение к отработке лексических, грамматических навыков, к проверке умений читать с полным пониманием прочитанного, чем к формированию собственно речевых навыков. Если говорение относится к продуктивным навыкам речи, то формировать его лишь на основе репродуктивных упражнений было бы по меньшей мере неправильно.

Пример 2. Ученики прочитали текст и получили на выбор несколько заданий:

· Рассказать текст от лица одного из героев.

· Дать характеристику одному из героев текста.

· Оправдать/осудить поведение или позицию героев текста.

· Подумать и рассказать, как могло бы измениться действие рассказа, если бы... (Предлагается изменение одного или нескольких параметров конкретной ситуации.)

· Дать аннотацию текста или коротко изложить его содержание.

· Сравнить поведение разных героев и дать оценку их поведению и т.д.

Можно ли определить возможные разновидности монолога в данном случае? Как изменится суть речевого высказывания при выборе каждого из предложенных заданий?

Какое бы задание ни выбрал ученик, это будет не просто механическое заучивание текста, а подлинно самостоятельное речевое высказывание, поскольку цель любого из предложенных монологов не дублирует речевую цель автора текста. Целенаправленность, в свою очередь, определит характер монолога, его логику, структурную организацию, законченность, самостоятельность и выразительность. В любом случае учащийся будет создавать (проектировать, продуцировать) свое, неповторимое речевое произведение, основываясь на материале текста, будет учиться интерпретировать и трактовать по-новому факты, слова, поступки и т.д., производить необходимые языковые и речевые трансформации текста.

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:

1) «сверху вниз»;

2) «снизу вверх».

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Путь «сверху вниз»

Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений.

Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д.

Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Вспомним лишь некоторые из заданий:

· Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

· Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

· Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор описывает/выражает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.

· Доказать, что...

· Определить основную идею текста.

· Охарактеризовать...

· Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.

· Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).

· Придумать другой конец. И т.д.

Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения.

В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.

Путь «снизу вверх»

В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст.

В каких случаях данный путь может быть выбран учителем?

На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.

На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т.д.

Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что:

· у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);

· уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;

· в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации и т.д.);

· учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи различных речевых высказываний, дискурсивными приемами, композицией речи и т.д.).

В соответствии с принципом интеграции и дифференциации обучение практически всем аспектам языка и видам речевой деятельности тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу путем «сверху вниз» мы установили тесную связь с работой над текстами, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели с формированием лексических навыков речи, особенно на этапе работы на уровне предложения и сверхфразового единства.

Вспомним некоторые задания и постараемся проследить логику развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.

Начальный этап

 

Этапы работы Примеры заданий и упражнений
1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слов и словосочетаний • Назвать слово, глядя на картинку. • Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов. • Прочитать слова. • Составить словосочетания из предложенных слов. • Заполнить пропуски в предложении. • Найти ошибки. • Отгадать слово по его дефиниции.
2. Отработка слов на уровне предложения • Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики. • Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. • Заполнить пропуски/закончить предложения. • Соединить разрозненные части предложения. • Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.
3. Работа на уровне сверхфразового единства • Описать картинку. • Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования и т. д.).

Средний и старший этапы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.018 с.)