Методические основы обучения детей выполн.ОРУ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические основы обучения детей выполн.ОРУ.



ОРУ направленно воздействуют как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они способствуют оздоровлению организма, формир. правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению дыхания. С помощью таких упр.развиваются двигательные способности, нервно-мышечный аппарат готовится к выполнению более сложных движ.

В основу классификации ОРУ положены различные признаки:

• анатомический (упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и шеи, для ног);

• направленное воздействие на физические качества (гиб-кость, ловкость, быстроту и т.д.);

• направленное воздействие на различные системы организ-ма (сердечно-сосудистую, дыхательную);

• по преимущественному развитию свойств психики (на развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве).

Важное значение для правильного выполнения ОРУ имеют ИП.

Применяются следующие ИП:

• для ног - основная стойка (пятки вместе, носки врозь); стойка ноги врозь (на ширине ступни, на ширине плеч); стойка ноги врозь, правая или левая впереди; стойка ноги скрестно (правая перед левой или наоборот); стойка ноги сомкнуты (носки и пятки вместе); стойка одна ступня продолжение другой;

• для рук - руки внизу; руки вперед; руки вверху; руки на пояс; руки к плечам; руки перед грудью; руки за спину; руки за голову; руки в стороны; руки назад.

Упражнения могут выполняться из положения сидя, а также лежа на полу при различных положениях ног (согнутых, прямых).

Положения сидя: ноги врозь (ноги вместе); углом; на пятках; согнув ноги; в группировке; согнув ноги скрестно. Положения лежа: на спине; на животе; правым (левым) боком; кольцом (тело прогнуто, руки отведены вверх-назад с захватом согнутых ног).

Различные исходные положения используются для более эффективного воздействия на организм ребенка.

При составлении комплекса общеразвивающих упр. нужно руководствоваться следующими требованиями: • упражнения должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным;• упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

• необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп, иначе быстро наступает утомление местного ха-рактера;• нагрузка должна постепенно возрастать;• в комплекс обязательно должны включаться дыхательные упражнения, упражнения для формирования осанки и стопы.

В мл. дошк. возр. в процессе использования ОРУ необходимо учить детей:

• начинать и заканчивать упражнение одновременно с другими детьми;• правильно выполнять упражнение в общем виде;• соблюдать основное направление движения отдельных частей тела;

• знать и уметь принимать разные исходные положения для выполнения упражнений (стоя, сидя, лежа на спине).

Для малышей подбираются простые упражнения, состояие из двух частей (присели - встали, подняли руки - опустили), большинство упражнений - для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Они выполняются из ИП стоя, сидя или лежа на спине. Амплитуда движений ограничена. В связи с неустойчивостью ребенка повороты в сторону выполняются из положения сидя.

Упражнения для рук и плечевого пояса могут иметь такое содержание; поднимать руки вперед, вверх, сгибать и разгибать руки; скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; отводить руки за спину; хлопать в ладоши перед собой, над головой; размахивать руками вперед-назад, вверх-вниз; махать руками над головой, перед собой. Для туловища предлагаются следующие упражнения: из положения сидя - поворачиваться влево-вправо; наклоняться вперед; поднимать и опускать ноги; из положения стоя на коленях - садиться на пятки и подниматься.

Большинство ОРУ с мелкими предметами и игрушками (разноцветными платочками, флажками, кубиками, погремушками, палочками). Они требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются малышами. Количество предметов должно соответствовать числу детей. Предметы и игрушки предварительно раскладываются на стульях или гимнастической скамейке, и дети по указанию воспитателя самостоятельно берут их, а затем аккуратно кладут на прежнее место. Малышам вполне доступны имитационные упражнения, которые используются как общеразвивающие («помашем руками, как птички машут крылья-ми», «попрыгаем, как зайчики»). Подражательные упражнения заинтересовывают ребенка, помогают лучше справиться с зада-ием. Педагог показывает и объясняет упражнение детям, а заем 5—6 раз выполняет его вместе с малышами. Показ упр. дается зеркально. Объяснение должно быть целостным. По ходу выполн. упр. воспитатель дает указания, которые развивают у детей чувство ритма и темпа, помогают одновременно всем детям начинать и заканчивать упражнение. Подсчет упр. в этой группе не дается.

В среднем дошкольном возрасте появляются новые задачи по обучению детей выполнению ОРУ. Необходимо приучать их:• правильно называть и выполнять ОРУ, связанные с работой крупных групп мышц; • принимать различные ИП и добиваться их четкости; • знать и сохранять положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания и т.п.);• начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию воспитателя;• знать несколько простых упр. и уметь выполнять их самост..

Структура упр.в ср. группе усложняется. Как правило, они состоят из четырех частей (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз). Возрастают требования к качеству выполнения упр.: дети должны уметь располагать стопы параллельно, стоять подтянуто, голову держать прямо, руки выпрямлять вдоль туловища, при приседаниях следить, чтобы голова и туловище не наклонялись вперед. ИП становятся разнообразнее: применяются положения сидя, лежа на спине, на животе. По-прежнему основное внимание уделяется упражнениям для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Увеличивается количество упражнений с различными предметами (мячами, обручами, палками, ленточками). Как правило, это упражнения аналитического характера, в которых отчетливо выделяется каждая часть. Выполнение упр. становится более четким, поэтому вводится счет. Имитационные и образные упр.я по-прежнему имеют место, однако они более сложные по структуре.

Новое упр. воспит. сначала называет, а затем объясняет и показывает, как правильно его выполнять. Показ должен быть технически грамотным, ритмичным. При этом важно обозначить словами направление отдельных частей тела. Необходимо контролировать у детей четкость исходного ИП, напоминать, что упр. надо начинать и заканчивать одновременно всем. Знакомое упр.педагог предлагает выполнить только по его названию или показу начальной части, заканчивает упр. ребенок по собственному представлению. Можно предложить кому-либо из детей объяснить последовательность выполнения упражнения. Каждое упражнение выполняется 8—10 раз.

В ст. группе необходимо учить детей:• четко принимать различные ИП;

• выполнять упр. с большой амплитудой движ.;• знать и правильно выполнять технические элементы упр;• выдерживать заданный ритм движения;• уметь перестраивать упр. по образцу или словесному указанию педагога, выполнять его в разных вариантах.

В старшем дошкольном возрасте общеразвивающие упражн. становятся значительно сложнее. Дается больше упраж. аналитического характера, вводятся последовательные, разноименные, разнонаправленные упражнения, требующие точного соблюдения направления, амплитуды, темпа движений, четкости не только исходных, но и промежуточных положений. В упр.для туловища чаще даются повороты и наклоны, больше вним.уделяется дыхательным упр.. Используются упр., связ. с проявлением определенных усилий (сесть и встать без помощи рук; лежа на спине, поднять обе ноги). Многие упр. проводятся в парах, выполняются на гимн. скамейке, гимн.лестнице.

При обучении ОРУ основное вним. обращается на воспитание у дошк. осознанного их восприятия и выполнения. С этой целью детям предлагается описать порядок выполнения упр., самост. найти и исправить ошибки в технике, увидеть различия и сходство в выполнении упр. двумя детьми. Большинство упр. выполняется только по объяснению воспитателя и не сопровождается показом. Новое упражнение и в этой группе требует четкого показа и объяснения. Однако отдельные части упражнения могут только называться, а не объясняться. Четкости выполнения способствует счет и темп муз.сопровождения. Используются команды («Приготовиться, начинай!» и др.). Каждое упр. повтор.10- 12 раз. При записи ОРУ в плане педагог указывает его название, ИП, движения различными частями тела, конечное положение, дозировку. Придерживаться правил записи ОРУ нужно независимо от того, для какой возрастной группы они составляются.

Приведем примеры записи упражнений для ст. гр..

1.«Выше руки». И.п.: стать лицом в круг, взявшись за руки внизу. 1 — не отпуская рук рядом стоящих, поднять руки вверх; 2 — и.п. Повт. 10 р. 2.«Достань носкю. И.п.: стать лицом в круг, взявшись за руки вверху. 1 - наклониться вперед, руками достать носки ног; 2 — и.п. Повт. 12 р.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.007 с.)