Методические основы руководства п/ д.д.в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические основы руководства п/ д.д.в.



Подвижная игра это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деят. детей, характеризующаяся решением двиг. задач и выполнением игровых правил.

В ДУ п/и — незаменимое средство физ. восп.. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость».

При целенаправленном педагогическом воздействии п/и стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению.

Научно обоснованные взгляды на использование подвижных игр в педагогическом процессе изложены в системе физического образования Петра Францевича Лесгафта. Он раскрыл физиологическое и психологическое значение игр, их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями. Игры ученый рассматривал как упражнения, посредством которых ребенок готовится к жизни.

П/и чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Классификация игр осуществлялась по разным параметрам:• по принципу организации детей - игры одиночные и командные;

• возрастному принципу - для мл., ср. и стар. дошк. возраста;• видам движений - игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньем;• двигательным способностям - развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость;• степени интенсивности движений - большой, средней и малой подвижности;• особенностям содержания – п/и с правилами, сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона и т.д.).

Наиболее значимой для развития моторики ребенка является классификация, в основу которой положены особенности содержания подвижных игр. Подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) широко распространены в практике детских садов. Характерным для этого вида игр является то, что они строятся на основании опыта детей, их знаний об окружающей жизни. Базой для развертывания сюжета являются знакомые образы (зайчики, лисички, птички и т.п. Ребенок подражает им в игре. Бессюжетные игры содержат двигательно-игровые задания, не связанные с разыгрыванием сюжета, в них отсутствуют игровые действия. Каждый ребенок выполняет конкретное двигательное задание, требующее самостоятельности, быстроты, ловкости.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Вызывая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, ре-льные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание уделяется правильному выбору игры; учитывается время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

В 1мл. гр. проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). В игре малышей привлекает сам процесс действия: пробежать, догнать, бросить. Управление развитием движений осуществляеся здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества воспитателя. Все дети играют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики.. Большой интерес вызывают у малышей игры с текстом. Слова раскрывают содержание игры, помогают ребенку соблюдать ее правила. Во 2 мл. гр. п/и отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, объясняет, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Постепенно педагог приучает малышей выполнять в игре ответственные роли (назначая на роль, необходимо соблюдать очередность). В ср. дошк.возр. значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает с-держание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут вызвать у играющих затруднения. Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем поочередно остальным детям группы. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими. При повторении знакомой игры создаются ее варианты.

В п/и детей стар. Дошк.возр. увеличивается количество игр, в которых нет образов. Правила игр усложняются, формируют у ребенка умение управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе бессюжетные, игры-эстафеты. При объяснении игры воспитатель раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-либо из детей повторить содержание. После этого педагог указывает местоположение играющих и распределяет роли, назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой. В ходе игры он следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу двух-трех водящих. При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. При повторном проведении игры дошкол.учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.

В стар.дошк. возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в них формируются две или три команды, равные по числу участников. Педагог четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде чем начинать соревнование, необходимо провести репетицию, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, прыжками на двух ногах), затем парные и встречные (от простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах). Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для старших дошкольников и игры с увлекательным сюжетом.

Содержание и методика использования в физ.воспит.детей элементов спортивных игр.

Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетание. Поэтому обучению спортивным играм, особенно таким популярным, как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, в ДУ уделяется большое внимание.

Обучать детей стар. Дошк. возр.начинают на специализированном (тематическом) занятии, структура которого должна быть похожа на структуру традиционного физ. занятия. Различие имеет место лишь в подборе средств для каждой его части. Например, если детей обучают элементам игры в баскетбол, то в подготовительной части используются упражнения с мячом, если это бадминтон - упр.с ракеткой и т.д. В основной части такого занятия применяются подводящие и подготовительные упр. для освоения элементов техники изучаемой игры. Обучение элементам спортивных игр проходит и на прогулках, а также в сам.двигательной деят. дет..

Б а с к е т б о л. Из элементов игры в баскетбол с дошкольниками целесообразно изучить технику игры без мяча, а также технику владения мячом.

Техника игры без мяча состоит из следующих элементов: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты.

Под техникой владения м я ч о м понимается рациональное выполнение ловли, передачи, ведения мяча, бросков в корзину.

Правила игры:

• игрок может сделать с мячом не более трех шагов, дальше должно выполняться ведение мяча;

• нельзя вести мяч двумя руками одновременно или бежать с ним без ведения;• запрещается отнимать мяч у игрока, толкать его, держать за одежду.

Футбол. Дошкольники обучаются упрощенному варианту игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его партнеру по игре, забивать в ворота. В игре не применяются недоступные для детей штрафные и свободные удары, угловой удар, положение вне игры.

Из технических футбольных приемов дошкольников целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой, ведению мяча ногой.

Удары по мячу ногой осуществляются внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема, носком. Остановка мяча ногой может осуществляться внутренней стороной стопы, подошвой. Ведение мяча выполняется внешней частью или серединой подъема. Для того чтобы дети научились владеть мячом, можно использовать следующие упражнения: катать мяч подошвой ноги вперед, назад, в стороны; подбивать его подъемом ноги; подбрасывать руками; подцепив мяч носком ноги, подбрасывать его вверх; прокатывать ногой в определенном направлении; закатывать в ворота.

Игра в футбол проводится на спортивной площадке. Правила игры:• все действия с мячом выполняются только ногами;• касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой;• трогать мяч руками разрешается только вратарю;• запрещены подножки, силовые приемы.

Хоккей. Прежде чем играть в хоккей с шайбой, дети должны освоить некоторые элементы владения клюшкой и шайбой; держание клюшки, ведение шайбы, броски, удары по шайбе.

Держат клюшку левой рукой за верхний конец ручки, а правой - за середину.

Ведение шайбы осуществляют двумя способами: толчками клюшки (игрок несильными толчками посылает шайбу вперед на 1 м, затем догоняет ее и снова повторяет то же действие) и перекладыванием клюшки (шайбу передвигают впереди себя зигзагообразно, ограничивая клюшкой ее боковые отклонения). Броски осуществляются со скольжением шайбы по площадке. Обучают сначала броску с места, а затем броску в движении. Правила игры:• перебрасывать шайбу можно только клюшкой;

• запрещается поднимать клюшку выше плеча, задерживать соперника клюшкой или руками.

За нарушение правил педагог может удалить игрока с площадки.

Бадминтон. Для игры в бадминтон необходимы ракетка и волан. Деревянные ракетки неприемлемы для дошкольников: они тяжелые, громоздкие, неудобные для обхвата рукой. Волан может быть пластиковый.

Навыки владения ракеткой и воланом включают держание ракетки и действия с ней (отбивание волана, подача).

Прежде всего нужно научить детей правильно держать ракетку. Педагог показывает, как это следует делать: рукой обхватывать рукоятку ракетки ближе к ее концу, чтобы можно было свободно перемещать кисть во время удара. На начальных этапах обучения детей учат подбивать волан. После освоения разнообразных упражнений, связанных с отбиванием волана, переходят к обучению его подаче.

Подача в бадминтоне выполняется снизу. В бадминтон дети могут играть на небольших площадках. Настольный теннис. Стар.дошк. доступны следующие технические элементы игры: держание ракетки, отбивание мяча, простейшие подачи.

Педагог показывает, как правильно держать ракетку, ручку ракетки обхватить тремя пальцами, указательный вытянуть вдоль края ракетки, а большой расположить на другой (открытой) стороне. Дети перекладывают ракетку из одной руки в другую, сохраняя при этом правильный хват. Затем они осваивают различные действия с ракеткой и мячом: подбрасывают мяч р-кой и стараются поймать его на ракетку; поднимают и опускают ракетку с мячом, не допуская его падения на пол; удерживают мяч на ракетке, стоя на месте.

Дети играют в настольный теннис на столе, размеры которого несколько меньше, чем размеры стола для взрослых.

Городки. Это старинная русская народная игра. Основой элемент техники игры - бросок биты в цель. Данное действие включает хват, стойку игрока, замах, выброс биты.

Хват - удержание биты кистью руки. По степени сжатия рукоятки биты различают хват «в замок» (большой палец обхватывает ручку) и ограниченный (большой палец располагается вдоль ручки).

Стойка игрока: естественное положение туловища относительно постановки ног, голова повернута в сторону городошной фигуры, правая рука, согнутая в локте, удерживает биту, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Замах -. Бита отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу.

Выброс биты начинается обратным движением после замаха. Резким движением руки бита посыпается вперед, толчковая нога приставляется к опорной.

В последнее время в работе с детьми широко применяются развивающие игры физкультурной тематики. Они строятся на наглядной основе (картинки, иллюстрации, демонстрация движений) и дают ребенку представления о разнообразии физических упражнений, закрепляют знания о способах и технике их выполнения, учат пользоваться физкультурной терминологией. Развивающие игры могут быть предназначены для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Играть в развивающие игры старшие дошкольники могут с воспитателем и самостоятельно, не только выполняя знакомые правила, но и придумывая новые.

 

 

Содержание и методика использования в физвоспит.дет.спорт.упр.и элементов туризма.

Спортивные упражнения занимают значительное место в практике физического воспитания дошкольников. Хотя заниматься спортом с целью достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста не рекомендуется, элементарная подготовка к выполнению спортивных упражнений возможна и необходима. Спортивные упражнения содействуют развитию основных групп мышц, костной, дыхательной систем организма, усиливают обмен веществ, повышают общую физическую подготовленность, степень закалки организма. Выполнение спортивных упражнений связано с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это способствует не только физическому, но и личностному развитию детей.

Программа физического воспитания рекомендует выполнять с детьми следующие виды спортивных упражнений: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках, катание на велосипеде, плавание.

Катание на санках. С трех лет дети возят санки, перевозят кукол, игрушки, снег, с помощью педагога катаются с невысокой горки. Съезжая с горки, дети ставят ноги на полозья, держатся обеими руками за шнур, натягивая его перед собой, при этом слегка отклоняются назад. Старшие дошкольники съезжают с горки не только по одному, но и по двое. Они садятя на санки вплотную друг за другом и ставят ноги на полозья. Сидящий впереди держится за шнур, натягивая его, а сидящий сзади держится руками за товарища. При повторном спуске они меняются местами. Спуск с горок может усложняться выполнением разных заданий, направленных на воспитание ловкости: проехать в «воротца» из лыжных палок, в конце спуска выполнить поворот в обозначенное место, метнуть снежок в дерево. Катание с горок чередуется с катанием на ровном месте.

С пяти лет дети осваивают скольжение по наклонной и горизонтальной дорожке после разбега (длина дорожки — 6—8 м). Они энергично разбегаются по снегу, отталкиваются у начала дорожки, а затем скользят по льду. длительность скольжения зависит от скорости разбега и энергичности отталкивания. скользить, поставив руки на пояс, выполнять ритмичные приседания, сбивать ногами льдинки. равновесия, умение ориентироваться в пространстве.

Ходьба на л ы ж а х. как младшие, так и старшие дети овладевают основными способами ходьбы на лыжах, преодолевают подъемы и спуски, учатся делать повороты, тормозить. В начале обучения передвижению на лыжах ребенок осваивает ступающий шаг: учится ходить на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу. Постепенно дети обучаются ходьбе на лыжах скользящим шагом. В старшем дошкольном возрасте осваивается попеременный двухшажный ход. Он состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименными ногой и рукой с палкой. Параллельно со скольжением дети выполняют повороты на лыжах на месте и в движении.

На крутые горки поднимаются приставным шагом в боковом повороте к склону. Этот способ подъема называется «лесенка». При подъеме на горку в прямом направлении применяется способ «елочка».

Одновременно дети осваивают спуск с горки. Это наиболее эмоциональная часть занятия. Спуск выполняется в основной, низкой и высокой стойках. Для торможения «плугом» пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра. Для торможения «полуплугом» пятка одной лыжи отставляется в сторону, а другая лыжа скользит в прежнем направлении. Занятие по обучению детей ходьбе на - лыжах проводится на территории детского сада во время первой прогулки. Допустимая температура воздуха — 10—12 °С. (10-12 человек).

Физкультурное занятие на лыжах имеет учебно-тренировочный характер и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Цель вводной части — «разогревание» организма. Дети выполняют несколько упражнений или совершают пробежку без лыж. В основной части они овладевают элементами техники передвижения на лыжах. Сюда же входит выполнение спусков и подъемов на склоны. Заключительная часть занятия снижает физическую нагрузку, полученную ребенком в основной части. Ее содержанием может быть спокойная ходьба без лыж или приведение в порядок спортивного костюма и лыж.

Катание на коньках.стар.дошк. возр. В этом возрасте дети умеют сохранять равновесие, правильно держать туловище, согласовывать движения рук и ног. Детей знакомят с правилами поведения на катке, учат надевать ботинки с коньками и правильно шнуровать их. Затем учат стоять на коньках. Произвольная ходьба или катание на плотном снегу позволяют детям ощутить скользкую поверхность, почувствовать свои возможности. Постепенно на снежной утрамбованной площадке они осваивают разбег и скольжение, учатся отталкиваться одним коньком, а на другом скользить (количество шагов не регламентируется). Затем переходят к катанию по прямой с попеременным отталкиванием правой и левой ногой и поочередным скольжением на одном коньке.

Для того чтобы дети чувствовали себя на льду уверенно, их учат кататься по кругу друг за другом, за ведущим со сменой направления. Это помогает ориентироваться на ледовой площадке, приучает не мешать друг другу.

Катание на велосипеде. В раннем возрасте детей учат ездить на трехколесном велосипеде, а с пяти лет — на двухколесном. На участке детского сада для этого отводится специальное место. Желательно, чтобы это была покрытая асфальтом площадка.

Малышей учат ставить ноги серединой стопы на педали, нажимать на них поочередно то одной, то другой ногой, ехать по прямой и совершать повороты. Взрослый помогает ребенку выполнить поворот в нужном направлении.

В среднем дошкольном возрасте. Первоначально знакомят с правилами пользования велосипедом и ухода за ним.

На занятии детей учат садиться на велосипед. Научившись ездить по прямой, дети разучивают повороты, езду по кругу и друг за другом, осваивают торможение. Дети ездят с разной скоростью, между предметами, по разному грунту, совершают повороты влево и вправо, управляют велосипедом одной рукой.

Плавание. Обучение плаванию предусмотрено программой физического воспитания с младшей группы. Занятия проводятся в крытых малоразмерных бассейнах с небольшими группами детей (9-10 человек).

Температура воды в бассейне поддерживается в пределах 27-29 °С, температура воздуха – 24-29 °С. Глубина воды - не более 80 см. детей приучают к простейшим передвижениям в воде: группой, держась за руки, по одному в разных направлениях. Ходьба, прыжки и бег в воде знакомят малышей с сопротивлением воды. Одновременно дети готовятся к погружению под воду: моют лицо, поливают голову водой, брызгают воду себе в лицо. Затем постепенно погружаются: до уровня подбородка, до уровня носа, глаз, потом с головой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Взрослый вместе с детьми все занятие находится в воде.  У детей пятого года жизни закрепляются навыки плавания, приобретенные в младшем дошкольном возрасте. Новые задачи обучения — выполнение выдоха в воду, скольжение (на груди и на спине), движения ногами. Параллельно дети осваивают движения ногами: ложатся на воду, опираясь на прямые руки, и выпрямляют ноги. В этом положении плавно двигают ногами вверх-вниз. Затем это упражнение выполняется в продвижении на руках по дну.

В старшем дошкольном возрасте подключаются движения ногами вверх-вниз, а затем движения руками. Полученные навыки плавательных движений закрепляются в подвижных играх.

Туристический поход предусматривает выполнение достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту. Он организуется с детьми старшего дошкольного возраста.

Туристическая прогулка предполагает кратковременное пребывание детей в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Проводятся туристические прогулки с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Общая закономерность туризма — повышение выносливости, развитие силы, ловкости, закалка организма.

В туристических походах решаются следующие задачи:

• оздоровительные • спортивно-тренировочные • познавательные • развлекательные —

• практические — сбор ягод, цветов и т.п.

Время проведения похода регламентируется режимом дня. Целесообразно проводить его в первой половине дня; длительность -до 2—2,5 ч. Чаще всего туристические походы организуются в летний период. Педагог перед походом тщательно изучает дорогу, предусматривает передвижение детей по узкой дорожке, пологому склону и т.п. В поход каждый ребенок берет рюкзак, в котором должны быть фляжка с водой, яблоко, коврик для сидения. Педагог обязательно берет с собой медицинскую аптечку.

Старшим до-школьникам доступно ориентирование на местности. Эта работа проводится как на стоянке, так и в пути. Обратный путь дошк. идут в свободном темпе, общаясь друг с другом. Принесенные дары природы используют на занятиях, в дидактических играх.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.036 с.)