Западная европейская социал-демократия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная европейская социал-демократия



Понятие социал-демократии – это реформистское течение в международном социалистическом (рабочем) движении.

В этом социалистическом движении, которое оформляется в середине 19 века, изначально было 2 тенденции – революционная и реформистская. На одном этапе человек может быть реформистом, а на другом – реформистом.

Мы сегодня будем рассматривать реформистское движение внутри социализма. Радикальное – это Карл Маркс и все, что с ним связано.

В последней трети 19 века появлвяется социал-демократия (как понятие).

Основные этапы организационного становления социал-демократии

Первый интернационал (международное собрание рабочих) 1864 г. Распустили в 1876 г. Маркс и Энгельс, т.к. там бакунисты пришли к власти.

1889 г. – Второй интернационал. Энгельс – вдохновитель. Просуществовал до I М.В. 1914-1918 гг.

Почему рухнул интернационал? Лозунг социал-демократии классического периода (начало 20 века, конец 19 века) – пролетарии всех стран объединяйтесь. Пролетарии всех западных стран проводили политику сотрудничесества против политики буржуазии. Революция, когда она должна произойти, должна произойти одновременно во всех странах Европы. Было некое единствено С-Д движения в Европе.

Начинается I М.В. – социал-демократы входят в правительство своих стран. И социал-демократические партии начинают голосовать за войну, за военные заказы. Поддерживают буржуазию в войне. Следовательно, национальные связи буржуазии и пролетариатом оказались сильнее, нежели интернациональные связи между пролетариев разных стран.

Единство рухнуло, интернационал умер. Бывшие С-Д стали врагами.

1923 г. – образуется социалистический рабочий интернационал. Просуществовал до начала II М.В.

Почему он рухнул? Потому что война, большинство стран были под немецкой оккупации, началась там движение сопротивления. Был один враг у всех – нацизм.

1951 г. – возникает социалистический интернационал, который существует и в настоящее время. Почти 6 лет. Почему он возникает?

1. Восстановление организационных связей социал-демократии;

2. Это организация должна была противостоять мировому социализму – II М.В. СССР установил коммунистические режимы во многих стран мира.

Чтобы европейцам доказать неправому советского коммунизма нужно было реанимировать социал-демократического движения. Была серьезная политическая задача – не просто бороться за права рабочих, но и против агрессоров Советского Союза.

В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий социал-демократической ориентации. Социал-демократия – это родовй термин. Названия конкретных партий – разные. СД – в Германии, в Англии – лейбористы, Франция – социалисты (коммунисты съежились). Пока был жив СССР в странах Запада были очень сильные компартии, которые боролись с СД партиями.

Компартии в Европе пользовались значительной популярностью – внесли значительный вклад в борьбе с фашизмом.

Общее количство членов СД партий – 20 млн человек, за которых голосует 200 млн избирателей.

Во второй половине 20 века социал-демократы возглавляли множество правительств – Германия, Австрия, Швеция. Социал-демократы были и во много остаются у власти.

Традиционный центр СД – западная Европа.

Во второй половине 20 века – распространяется на страны латинской америки. После краха СССР – развивается на территории стран Восточной Европы.

У нас для социал-демократии хорошие условия. Зюганов, КПРФ. Хоть они и коммунисты «номинально», революционного заряда там нет. Просто соглашательская партия. Как и «Справедливая Россия». Это похоже на СД партии, имеют неплохие перспективы.

Т.е. это достаточно серьёзная сила. СД противостоят либералам (правым партиям).

Традиционная социал-демократия – Англия, Франция, Италия, Германия. Самая сильная – Германия.

Основные персоналии второй половины 19-начала 20 века

Луи Блант

1811-1882

Франция. Социалист. Считается, что утопический социалист, революция 1848 г. (участник ее), не марксист.

Идейный вождь социалистов, постоянно на него ссылаются. Авторитет.

Учение

Этапы развития общества.

1. Средние века

Господствует принцип авторитета

2. Капитализм

Господствует принцип индивидуализма

3. Социализм

Господствует принцип братства

Т.е. социализм – это конечный пункт развития общества.

Развивает критику буржуазного общества. За что критикует он буружазное общество – за индивидуализм. И наши коммунисты, сталинисты и т.п. – критиковали за индивидуализм, и сами буружазные интеллектуалы критиковали себя за индиидуализм.

Они связывают рыночную экономику и демократию с индивидуализмом. И это так и есть. Луи Блант считае, что индивидуазлизм разрушает политику, экономику, самого человека.

Свободная конкуренция носит черты скрытой кражданской войны (когда государство не вмешивается в рыночную экономику).

Специфика перехода к социализму

Проповедует идею классового мира. Капитализм мирно перерастет в социализм. И пролетариат, и буружазаия должны идти на взаимные уступки.

Ключевую роль должна сыграть буржуазная демократия. Парламент – это то, с помощью чего можно провести необходимые преобразования пролетариату, пришедшему к власти.

Нужно воспистьвыа человека труда! Буржуазия – часто паразиты, устрившиеся на теле рабочего класса.

Фердинант Лассаль

1825-1864

39 лет. Погиб на дуэли. Один из основателей, организаторов Германской социал-демократии. Идейный организатор, стоял у истоков. По национальности – еврей. В такой антисемитской Германии стояли во главе рабочего класса евреи.

Из богатой семьи коммерсанта. Выбрал себе карьеру адвоката. Был состоятельным человеком – сделал состояние на бракоразводном процессе. НЕ очень честно – украл у противоположной стороны шкатулку с записками. Было уголовное дело. Настоящий адвокат, так сказать.

В Москве, чтобы быть настоящим адвокатом нужно быть именно таким. Не просто знать закон – нужно найти справку, подделать ее если что. Только так.

Он себя считал учеником Маркса, хотя марксистом он не был. В мае 1863 года был инициатором Всеобщего Германского Рабочего Союза.

Либнехт, Бебель – они создали параллельно социал-демократию (организцию под навзание СД рабочая партия). Две эти организации слились и создали единую социал-демократию Германии.

Был ЛАссаль человек вспыльчивый. Собрался жениться на немецкой аристократкой. Дала свое согласие. Но потом на горизноте появился конкурент. И вот родители предпочли второго аристократа этому еврею-адвокату. И тот конкурент на дуэли ЛАссаля застрелил.

Сочинения

Он теоретик «так себе». На фоне Маркса очень средний теоретик. Работал в жанре публицистики. Что он делал? Выступал на рабочих собраниях, записывал речи. Речи блестящие – четкость, логика, очень доступна и в то же время глубоко – классовую борьбу описывал.

Больших открытий он не сделал как теоретик.

Работы:

· «О сущности конституции»

· Программа работников

Лассаль не выходил из процесса в процесс. Он – рабочий агитатор, приходил в рабочие клубы и агетировал против буржуазии. И все это властью воспринималось как провокация – желание столкнуть буржуазию с пролетариатом.

Германия (сер. 19 века) – в Германии было законодательство, которое запрещало разжигание социальной розни. И были дела против него – чуть не угодил в тюрьму, платил штрафы.

Пролетариат в то время живет скудно, не так, конечно, что в начале 19 века. И об это говорить публично было нельзя – нельзя сталкивать буржуазию и пролетариат.

И у нас сейчас нечто подобное. На производстве ячейки партии у нас запрещены. В 1991 г. КПСС запретили (указ Ельцина – пуч и все такое, но потом разрешили).

В это время издаются законы Ельцина, что нельзя подобные партийные ячейки создавать. Сейчас смысл не борьбы с КПРФ, как тогда, а смысл того, что у нас организовалась такая политическая система – база – олигархи (на основе монополии на природные ресурсы или на базе старой советской власти). В Америке же капиталисты дороги и заводы строили. И вот под нашу систему строили законы. Нельзя у нас рознь социальную разжигать. Посадить можно экстремиста.

Если захотят сделать на предприятии независимый профсоюз – легко против него возбудят уголовное дело. Особенность нашего режима именно такая. И как же свежо, как же ново читается Лассаль, демократы. Россия второй раз проходит нашу историю

(Козенцев Траберг – трилогия о «Максиме»).

Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный» - редактировал сам Иван Грозный (нужно было доказать, что он был объединитель, что нужна нам сильная власть).

Вот в этой трилогии о Максиме показано как он организовывал стачку, как проносил листовки на завод – как же все это свежо выглядит.

Ситуация калейдоскопически меняется. В этом смысле социал-демократии очень хорошие условия.

Основные идеи Лассаля

Один из основоположников социал-реформизма.

Причина тяжелого положения рабочего класса – система эксплуатации, основанная на прибавочной стиомости. Прикончить этоу стоимсть можно изменив форму собственности – сделать работника собственником предприяитя, тогда различия между капиталистом и рабочим не станет.

Этого можно сделать лишь создав добровольные рабочие ассоциации, в которых не будет различия между буржуазии и работников.

Это можно сделать с помощью государства. Рабочие идут в Парламент, завоевывают большинство на выборах и с помощью государства принимают законы для перехода к социализму.

Понятие государства

Не как у Маркса. Лассаль идет от Гегеля.

Лассаль считает, что человечество развивается по пути свободы и государство все большее и больше делается свободным. И на каком-то этапе государство должно освободтиь человека от власти буржуазаии политически и экономически.

Государство – надклассовый орган – может служить как буржуазии, так и пролетариату.

Государство служить буржуазии, т.к. там имущесвенный ценз. Нужно его убрать и тогда рабочих в парламенте будет большинство.

Выступал за всеобщее избирательное право для мужчин, но не для женщин.

Революция не для Европы. Негативное отноешине к революции. Была революция 1848-1849 гг., была ВФБР. И Европа поняла, что революция – это кровь, после нее всегда идет отказ назад. Чтобы этого избежать нужен реформистский путь.

Конституция

О ней он говорит не потому что он специалист по КП. Говорит о ней в связи с классовой борьбой. Говорит о буржуазных конституциях современных ему стран. Буружазные конститции, по Лассалю, за интересы буржузаии.

В основе Конституции – сила. Кто сильнее – того и конституция.

Есть 2 конституции – реальаня – т.е. расстановка политических сил.

И бумажная – может соответствовать расстановке политических сил. Если она соответствует эому – нормальаня конституция. Если нет – тогда это будет листок бумаги.

Эта расстановка поличитческих сил предполагает

Конституция – это власть буржуазии, вот что хочеть сказать Лассаль, она для вашей эксплуатации, рабочие!

Фабианское общество – это Англия

1883 г. – год основания этого общества.

Основатели – муж и жена Ситневэб и Беатрисса Вэб и драматург Бернард Шоу.

Почему она так называется – в честь имени римского полководца Фабия Кульпттатора.

В чем суть этого общества? Возникло в Англии. Были ячейки в разных концах страны. Его организовали не рабочие и не интеллектуалы, котоыре ориентировались на рабочих (типа Лассаля, Бланна), а либералы.

Они считали, что сущестсующий капитализм – не надежен, его нужно менять.

Политическая программа Фабианцев – идеи Эмиля, Маркса, ЛАссаля взяли.

Экономика

Нужно организовать производства таким образом, чтобы материальная жизнь была независима от частного капитала. Частный капитал вносить дезорганизцию в хозяйство. Нужно обобществить основные срдества прозиовдстав.

Национализировать имущество нужно путем выплаты компенсации буржуазии. Нужно ввести прогрессивный налог. Нужно установить социальное законодательство – ограничение рабочего времени, образование, медобслуживание.

В обласит социальной политики – развивают идею классового мира. Никакой революции, никакой вражды. Главным средством в установлении классового мира – государство. Они должны пойти на уступку друг другу, эти классы противоборствующие.

1. Упразднеение палаты лородов;

2. Ежегодные выборы в Парламент

3. Всеобщее избирательное право для мужчин;

4. Ограничить формой прямой демократии – управлять страной должны профессионалы, а не демагоги.

Средства достижения социализма – классовый мир, просвещение народа, реформаторская деятельность государства, реалзиация социалиситческих идей.

Эдуард Бернштейн

1850-1932

Вначале был Лассальянцем, потом вроде как марксистом стал (сблизился с Энгельсом). В 1895 г. после смерти Энгельса резко ушел от марксизма в сторону реформизма. Энгельс говорил он, что уходит в оппортунизм.

Очень близок к Энгельсу, был допущен к архиву Маркса, разбирал бумаги Энгельса. Работу написал, посвещенную наследию Маркса и ЭНгелься

· 1896-1898 «Сборник статей «Проблемы Социалзима».

· Проблемы социализма и задачи социал-демократии (1899 г.)

Царская охранка в России быстро переводила его работы. Он же выступал за реформистский путь – считали, что это может погасить русское революционное двжиение.

Учение Бернштейна

Начинает ревизию Маркса с того, что нужно всем тогда живущим повернуться назад к Канту. Лозунг знамениный, получил звучаиние и в России.

Кант – пересмотрел принципы Европейского рационализма, пересмотрел возможности человеческого познания. Сказал, что у человеческого познания есть предел.

То же самое мы должны сделать с марксизмом – мы должны его пересмотреть и реалистически его оценить.

Что это значит согласно Бернштейну?

Марксизм – это одновремнно науки и одновременно идеология. Наука и иделогия имеет разные цели! Что говорили Маркси и Энгельс про свою теорию – научный соиализм! Т.е. социализм опирается на серьзеные исторические данные и выводит закономерности «почему должен прийти социализм».

Задачей идеологии явлется следующее: достичь свой интерес для какой-то социальной группы. Задача Марксизма как идеологии – чтобы пролетариат пришел к власти и удовлетворил свой экономический интерес.

Марксизм как наука – могут быть иные выводы. Он говорит, что марксистская теория в концу 19 века устарела. Как должен быть развиваться капитализм? Должно произойти обнищание пролетариата абсолютное и относительное. Большиенство членов общества должны состоять пролетарии. Средняя и мелкая буржуазия должна разоряться и становиться пролетариатом.

Абсолютное обнищание – к концу 19 века – ужасное материальное состояние.

Относительно – относительно других класссов.

Но все было не так – и тут Бернштейн прав – пролетариат стал жить лучше и относительно и абсолютно, а средний класс не стал разоряться.

Бернштейн говорил, что к марксизму нужно подходить творчески. И нужно говорить не научный социализм, а критический социализм! Т.е. нужно к этой теории подходить творчески. Положения марскизма не могут быть всегда одними и теми же.

Идея Маркса об обострении классовой борьбы – устратела. Идет идея классового мира – пролетариат и буржуази должны идти друг другу навстречу – материальное положние пролетариата должно сглаживаться.

Рабочий класс должен реформировать капитализм. Макрс считал, что нужна революция и лишение буружазии прав. А Бернштейн считал, что с помощью парламентской работы пролетариат отстаивал свои права.

Жуков – Бернштейн посильнее теоретик как Лассаль, похож на ученого, который работает систематически. Организатор, больше публицист.

Карл Каутский

1854 – 1938

Один из лидеров, теоретиков социал-демократии, как и Бернштейн.

Карл Каутский – это выдающийся автор.

Макрс, Энгельс, Каутский – вот так. Это и организатор выдающийся и теоретик, писал легко, быстро, глубоко и много. Формально макрсист, но на деле не до конца марксист.

До конца марксист – это Маркс. А это – оригинальный мыслитель.

Нужно читать Каутского, если хочешь взглянуть на марксизм другими глазами.

Был близок к Энгельсу, выдающийся авторитет. Интересно что – когда пришли большевкики к власти – Каутский тут же на него с критикой обрушился. Болезненно было для Ленина, т.к. немецкие социал-демократы дружили с большевиками.

И вражда Ленина с СД в лице Каутского потом передалась и Сталину.

В Германии в 1933 – СД, коммунисты (15% от общего состава), национал-социалисты.

Сталин решил разбивать блок между коммунистов и национал-социалистами – отчасти и поэтому Гитлер и смог прийти к власти.

Работы Каусткого

1931 – Материалистисческое понимание истории (объемный труд)

Катуский – реформист – ненавидит

1918 – Диктатура пролетариата

1919 – терроризм и коммунизм.

1921 – от демократии к государству и рабству.

Идеи Каутского

Идея такие же, как и у других реформистов.

Близко к Марксу.

Демократия – это надклассовый институт. Была демократия и при государстве и без него, и при коммунизме будет. Надо, чтобы рабочие этим институтом овладели!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.113.226 (0.05 с.)