Христианская политико-правовая мысль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианская политико-правовая мысль



Почему это важно? Т.к. это наша культура. Наш курс европоцентричный. Христианство оказало влияние на западную культуру влияние, в том числе и для нас. Из курса государства и права были теологические теории создания государства.

Государственный экзамен чем опасен? Не опасен для двоечника – там тянут за уши и ставят 3. Он опасен для красного дипломника. А по ТГП получает 4 и все, красный диплом накрылся.

Бывает случаи, когда 4 ставят, хотя считается, что он своим обучением подтвердил свой красный диплом.

Теологические теория права и государства. И изложены они не очень хорошо и представление у нас о них очень плохие.

Светские общества появляются в 19-20 веке (Европа, США, Канада). В России с 1917 года. А весь остальной мир – господствует религиозное сознание. Большая часть источников создана в условиях, когда доминировала религия, как форма общественного сознания. Сейчас не надо списывать религию со счетов.

Даже считается, что Запад становится вообще «без религии». Но человек слаб и всегда ищет тягу к Богу.

Если брать науку обществоведческую – она становится светской с конца 19 века. Возьмите немцев – вроде бы много написали – Бог и т.п. у них чуть ли не через страницу. Но в течение 20 века просматривается постоянний возврат к теологии. У нас был советский преиод – все были атеисты. А с 90-ых годов – подъем, причем даже в ТГП. Есть ряд авторов, которые заявляют себя как религиозные православные люди и создают они соответствующие труды.

Пример – Мальцев. У него явная религиозность отсутствует, но там она есть, но не идеализм. И есть еще известные люди. Религиозное восприятие мира не ушло, оно сейчас на подъеме.

РПЦ сейчас – это практически официальная церковь. Формально – отделена церковь от государства. Но по факту этого не видно – глава государства молится в церкви на Пасху и это показывают по телевидению.

В науке даже возрождение религиозной философии прослеживается.

Религиозное объяснение недвижимость – это не примитивная вещь.

Русская философия права (религиозная) 19 века – это шедевры.

Ранние христиане

Религия – это одна из форм общественного сознания, характерная стремлением человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом, верой в Бога.

Религия предполагает веру в Бога. Религизоное сознание – одна из наидревнейших форм сознния. Религиозное чувство – одно из древнейших в человека. У человека есть ощущение бренности, слабости. Как только человек попадает в критическую, пограничную ситуацию (тяжелая болезнь, смерть близких родственников и т.п.) человек начинает понимть, что фундамент, на котором он стоял шатается. Ему нужно выжить в такой ситуации. И спасти может именно религия. 90% людей религиозно ориентированы, по мнению Жукова.

Есть такие атеисты, но остальным людям нужен Бог.

Религиозное чувство крайне укоренено в человеческом сознании. Те же западные общества – они вроде бы светские, но иррационализм в широком плане там присутствует. И эта тяга к иррациональному всегда есть. Поэтому люди любят фантастику – хотят люди заглянуть за ту черту, за которую они не могут заглянуть.

Фрейд - инститнк жизни и инстинкт смерти есть у людей. Инстинкт смерти – желание заглянуть как раз за ту черту.

И вот религиозное сознание человека не может не сказаться на его восприятии политики. Конечно, для человека под следствием открывается религиозное сознание.

Смерть Ивана Ильича (Л.Н. Толстого) – человек там осознанет, что все окружающее его – бредно.

Основные религии:

1. Иудаизм (3-2 тысячелетие до н.э.).

Считается, что иудеев порядка 13 млн. Иудаизм – это религия по преимуществу евреев. Их тоже миллионов 12-13 евреев.

2. Буддизм (сер. 1 тысячелетия до н.э.)

Количество приверженцев – 350-500 млн. Это в основном юго-восточная Азия.

3. Христианство (1 век н.э.)

Миллион сто, миллион двести тысяч.

4. Ислам (7 век н.э.)

От 1,2 до 1,5 млн. приверженцев.

Получается, что большая половина человек неверующая.

Вот эти 4 – это мировые религии.

История христианства

Возникает у иудеев и греков. Беднота, рабы. Восточная провинция Римскомй империи.

Христианство возникает из иудаизма. Ранние христиане – это бывшие иудеи.

Как появились христиане? И вообще все мировые религи?

Мировые религии возникают тогда, когда общество вступает в стадию определенных катаклизмов.

1 в до н.э. и 1 в н.э. – эпоха, когда Римская империя начинает трещать по швам. А что это означает для иудеев? Это глыба!

Римская империя несколько сот лет просуществовала. И это определенная глобальная катастрофа и в этих условиях нужна основа, нужна мессия, которая покажет путь по которому надо идти. Это период катастрофического состояния.

Вот в этих условиях возникает религия. Это определенное светское объяснение.

Появляются мессии, Иисус Христос, его распинают и этот факт становится фактической основой христианской религии.

1054 г. – христианство делится на 2 ветви – восточная (Византия) и западная (Европа).

16 век – реформация – возникает протестантизм. Там очень много ветвей.

Основыне конфессии:

1. Католицизм.

660 млн католиков. Это Европа и это Латинская Америка.

2. Православие.

Считается, что там 120-140 млн. Россия и славянские народы.

Православие не едино. Православие состоит из автокефальных церквей (независимых):

· Константинопольская (главная);

· Александрийская

· Антиохийская

· Иерусалимская

· Болгарская

· Польская

· Церковь земель чешских

· Русская

· Американская

· И т.п. (15 штук)

3. Протестантизм (много веток)

· Лютеранские

· Просветерианские

· Боптисты

· Квакеры

· Методисты

· Англиканская

· Универсалисты

Религиозная догматика имеет значение для понимания государства и политики в разных конфессиях и в разных церквях. Так писали славянофилы, часто противопоставляли это.

Протестантизм предполагает определенные принципы, самостоятельность, ярко выраженное индивидуалистическое начало.

А вот православие – тут важна идея соборности – человек подчинен коллективу. Критику православия говорят: «Почему в России всегда деспотизм? Это влияние православия». Задается такой стериотип – человек – это часть коллектива, мол, он не может себя противопоставить обществу. Православие сдерживает индивидуалистическое православие в русском человеке.

Конфессия имеет значение на аспекте понимания права и политики.

Сравним католичество и православие – в чем отличие?

Специфика католичества в том, что оно носит экстерриторилльный характер самой церкви – как в Европе границы не менялись, есть католичество и все. В определенных административных округах прекрасно себя чувствовали.

Русское же православие, начиная с 10-11 века формируется всегда с формированием русского государства. Представить себе русское православие без русского госдуратсва невозможно. И это слабая часть православия. Государство постоянно подчиняла себе церковь, насиловала церковь. Всякие эти волны политические неизбежно влияют на русское православие.

А также нужно иметь в виду территорию. Всякое ослабление русского госудраства влечет за собой ослабление русской православной церкви. Вот пример – СССР распался и возник вопрос о создании новой автокефалии – Украинской. Не признала Константинопольская церковь (пока).

Чем больше дробления – тем слаблее церковь. Гораздо увереннее себя чувствует католичество или протестантизм. Им не нужны государственные опоры, а русской православной церкви – это нужно.

Рухнула Российская Империя в 1917 г. Годы совесткой власти показали, что аполитические лозунги церкви не работают – церковь жмется к государству.

Если человек православный, если он занимается государственными делами, он теряется объективности. Это организационное положение православия влияет на госудраствао и право.

Источники

1. Библия

2. Ветхий завет – эта книга и для иудеев имеет значение

3. Новый завет – тут речь идет об Иисусе Христе, тут есть христианская догматика. 4 евангелие, послание апостала павла, откроевение Иоанна Богослова (апокалипсис);

4. С середины 1 века до середины 2 века н.э. эти книги создавались.

5. Учения отцов церкви и документы самой церкви.

Учение христианства – как христиане видят мир.

Был Бог, он совершает акт творения, в результате которого появляетяс человк. Адам и Ева живут в лесу, потом акт грехопадения и весь мир находится во зле.

Потот появляется Иисус Христос, смерть Христа и его воскресение и это дает людям надежду на воскресение в будущем.

И потом будет второе пришествие Иисуса Христа. Когда оно состоится – мир от тьмы отделяет и установится царство Божие на земле, как и на небе.

Надо сказать, что христианство не намного ошибается, что будет апокалипсис. Через миллиард лет солнце активность на треть снизит. А через 5 вообще погаснет.

Особенности хриситанской политко-правовой мысли

Христианские авторы, начиная с первых веков нашей эры, пишут что-то о государстве, о праве, о форме государства и у них есть нечто общее. Христианство создает некоторый вектор рассуждений под всех христианских авторов.

1. Теоцентризм;

Это значит, что для христианского автора все мироздание крутится вокруг Бога. Бог – это главный центр мироздания. Он начало всего и он конец всего.

В догматических учениях (средневековье) – носят подчиненный характер. Авторы решают для себя вопрос – есть Бог или нет. И что такое государство и право рассматриваются с точки зрения всемогущества Бога.

Возьмите Августина Блаженного, Фому Аквинского – для них эти вопросы не совсем второстепенны. Но все это рассматривается под углом зрения «как это связано с Богом; как Бог на все на это влияет».

2. Символизм;

Ветхий завет, Новый завет – все в зашифрованной форме. Вообще вся религия символична. Много культурных элементов, которые надо расшифровывать. Если пишут книгу о государстве и праве, то там точно будет символизм, есть вещи, которые надо будет объяснить.

3. Консерватизм;

Для всякой религии характерно обращение назад, к истокам. И всякий автор религиозный, христианский, меряет это все критерием древности. Все нынешние авторы государства и права – консерваторы, они устремлены не вперед, а назад.

Нынешняя власть ищет основу дальнейшего развития. Приходят к консерватизму – русский консерватизм. Те нормы, правила, которые были созданы ранее.

Вот в этой связи думает Жуков – насколько годен консерватизм для нынешнего государства? Жукову не нравится. Российская Империя рухнула потому что там все до основания прогнило. Что мы должны оттуда взять. Может быть мы что-нибудь найдем.

Для какого-то другого государтсва можно, но для правового, светского государства – вряд ли. Любое государство опирается на определенные исторические основы. Но на что опираться – дважды наше государство рухнуло – в 1917 г. и в 1991 г. Что надо взять из истории для того, чтобы создать новое государство.

4. Линейное восприятие времени.

Христианство задает новое восприятие времени. Античность понимает время циклически – у них круговорот форм правелния, цикл. У христиан же иное мировоззрение – линейное. Есть начало мира (акт творения мира) и второе пришествие Христа – конец мира.

Вот это линейное восприятие времени потом кладется в основу теории прогресса, формирующееся в новое время. Государство в своем развитие прогресирует и неизвестно к чему же мы потом придем.

5. Установка на разграничение абсолютного и относительного.

Что задает христианство? Есть абсолютное – Бог, а есть тварный мир – то, что противостоит Богу. И тут есть разграничение между абсолютным и относительными. Автор века с 16 хочет это подчеркнуть.

Вопросами теологии начинают заниматься теологии, а вопросы государственного управления – политики.

В исламском мире – нет светской обществоведческой науки. Есть, например, Турция, там можно найти какие-то вещи, которые свободны от ислама, но это не характерно! А для Европейской характерно.

Макиавелли уже вполне светский мыслитель – т.к. была установка на разграничение земного и божественного!

6. С самого начала, с появления первых христианских общин и в мысли, и в сознании, и на практике проходит мысль: вот мы (церковь), вот общество, а вот государство.

Чем принципиально отличается христианства от ислама и иудаизма – в исламе и иудизме нет деления на государство и церкви. Если возьмем ислам и иудаизм – у них не церковь, у них релиоигзная община. Им не свойственно отделять общество, религиозную общину и государство.

Берем Израиль – вроде как западное государство. Но по всем канонам – это клирикальное государство. Тут сращены госудрство и церковь. То же в Англии – государство и церковь сращены в том плане, что глава англиканской церкви – монарх. А с точки зрения общественных институтов есть в Англии четкое деление – вот теология, а вот светская наука.

А вот это деление – становится ключевым пунктом во всей хриситанской мысли. Заявленно, что церковь отделено от государство. Но у церкви задача, чтобы все общество жило по законам церкви.

Инстинкт власти! И вот вопрос о взаимоотношении церкви и государства у религиозных мыслителей очень даже основной.

Ранние христиане

Почему актуально? Т.к. средневековье, новое время, весь 20 век – все авторы обращаются в раннее христианство для того, чтобы там найти соответствующие критерии, которыми надо мерять действительность.

Если говорить о ранних христианах в историческом смысле, то что они представляли?

Это евреи и греки. Беднота и рабы. Ранние христиане – это организация, которая только-только начинает жить. Кто-то начинает думать, что христиане ранние – это ангелы во плоти. Но это не так.

Типичная христианская община до того, как в 4 веке н.э. христианство становится государственной официальной идеологией, хриситанская община может включать рабов, рабовладельцев, собственников – и это нормально. И нормально, когда рабовладелец и раб его – христианин. Это не ангелы во плоти, это обычные люди.

Всегда интересно посмотреть истоки. Суть часто проявляется в истоках.

Основной источник.

Ветхий завет.

Основные идеи.

Идеи в основном религиозные, но они носят политический характер. Религиозные идеи носят политический аспект.

1. Идея свободы.

Что мы можем там найти? Религиозное понимание свободы. Какое понимание дается в библии? Человек свободен в своем поведении – прийти к Богу или отпасть от Бога и пойти к дьяволу.

Это религиозная свобода. Но потом с течением времени, эта религиозная свобода приобретает политическое значение.

Берем английскую революцию – все это шло на фоне реформации. Что такое свобода для человека эпохи реформации? То, что государство не должно вмешиваться в религиозную общину. Т.е. более конкретное, политическое значение свободы.

Потом Билль о правах, Декларация прав и свобод человека и свободы – вот там христианские корни «свободы».

Свобода по разному преломляется в разных странах. В России не было прав декларации прав и свобод человека и гражданин и т.п., но эта догма сохранилась.

2. Равенство

Это тоже та черта, которая принадлежит всем мировым религиям. Почему привлекает эта религия людей? Эта идея равенства! Для человека эта фундаментальная идея. Все мы люди и в этом смысле мы равны.

С точки зрения христианской догматики в том, что все люди – твари Божьи и все люди равны перед Богом, не зависимо от того, кто ты – царь или раб. Каждый человек рождается по воле Бога и умирает по воле Бога.

Но эта трактовка потом наполняется политическим содержанием. Эпоха буржуазных революций – у французов – идея равенства. Раз мы все равны, то почему в социальном мире мы должны быть не равны? Почему у одного больше собственности, а у другого меньше. Почему этот человек, такая же тварь божья, может распоряжаться судьбой?

Многие документы того времени ссылаются на Библию. Так что с течением времени идея равенства получает политический характер. Декларация прав и свобод – тоже носит христианские корни.

3. Анархизм

Ранние христиане – анархисты. Они не признают земной власти или нейтрально ней относятся. Ранние христиане не выражали протеста Римской империи, но они не поклонялись им как Богам. Вот поэтому и появились гонения на христиан.

У христиан – религиозная община и их царь – Иисус Христос. Вот ему они и подчиняются. Поклоняться Иисусу Христу, а не кесарю. И это догма.

Анархично – это религиозное восприятие государства и права. И оно неизбежно носит политический характер.

С конца 18 века появляется идеология анархизм. У Прутона? анархизм замешан на раннем христианстве. У них же не было христианства, давайте без государства жить.

4. Эсхатологизм

Учение о конце мира. Нерв христианства – это второе пришествие Иисуса Христа. Все ценности мира сего – приходящие, нас всех ожидает царство божие. И христиане живут этой идеей. Для ранних христиан это была цементирующая идея.

Раньше люди жили в действительном пришествии Иисуса Христа, они жили этим. Это была конкретная задача его жизни.

Очень важный момент – религиозное ощущение. Православие и протестанты имеют разное наполнение эсхатологизма.

Православная церковь говорит, что католицизм и протестантимз утратил эхатологизм. А в православии эта искра еще живет. Какое это значение имело политическое? Человек, который живет в ожидании второго пришествия Иисуса Христа – не будет особое значение придавать государству, вопросам собственности и т.п. Он живет грядущим царством Божьми, все бытовые дела носят вторичный характер. В этом смысле идет принижение, девольвация земных дел.

Протестант, для него идея экхатологизма уходит на 2 план. Они обращаются к тому, чтобы реальный мир сделать более удобным для человека, в первую очередь, мир политки. Чтобы государство было не столь агрессивным по отношению к человеку.

Институты земеной жизни, как государство и право – начали усиливаться.

Для православного человека не важны вопросы земной жизни, важно ощущение царства Божьего (дальнейшего). Пренебрежение к государству и т.п. – это славянофилы показывали как достоинство.

Ну а зачем нам налаживать быт, собственность защищать, зачем нам разделение властей – это все бренно, это все скоро уйдет, главное – душу свою сохранить. Для православного человека главное пострадать. Главное в русском человеке – страдание. Чем больше ты страдаешь, тем больше шансов попасть в царство божие.

У протестантов – главное наладить быт, где ты живешь. Вот и думает он о сегодняшнем дне. Вот это славянофилы очень четко отметили.

В русском сознании это замесило эти стереотипы, которые остались по сей день.

5. Революционность.

Ранние христиане революционеры. Что такое революция – это некая коренная ломка социальных условий. Ранние христиане, конечно, революционеры – мир зла, мир несправедливости. Мир насилия, который привносило государство.

Ранние христиане не восставали против Рима, он революционеры духа! Они пересмотрели свои ценности и взгляды.

Но эта установка имела и политический смысл. Если я отвергаю установки религиозные Рима, то я не буду ему подчиняться.

Время средневековья – это ереси, внеконфессиональное учение. Английскую революцию делают протестанты, кальвинисты. Начиналось все со свободы совести. У нас тут свою община религиозная, а ты сюда – не влезай. В условиях Англии это была революция, не иначе.

6. Коммунизм

Ранние христиане, христианские общины исповедовали принципы коммунизма. Но в христианской общение был и раб и рабовладелец - рабовладелец, должен посильно помогать общине, тоже должен работать. Также там была общность имущества. Но это не значит, что сам рабовладелец продаст дом и т.п. Он этого делать не станет, но будет работать.

Мы можем это услышать от самого Иисуса Христа и из его притч.

Это имело политическое значение, особенно позднее. В 16 веке – раннекрестьянский социализм – Т.Мор, Т. Компанэлла. Т. Мор – тоже хочет создать социализм, но и он ссылается отчасти на христианские общины.

Многие обосновывают идею социализма христианской общиной.

7. Непротивление злу насилием

Это значит, что для раннего христианина не нужно было насилием отвечать на насилие. Нужно было отвечать на насилие добром и идейно победить врага. И эта идея потом будет обсуждаться! Л.Н. Толстой спорт с церковью!

8. Приоритет религиозной нормы перед правовой

Для христиан главная норма – религиозная, государственная – вторичная. И эта идея преобладала. Почему в России не соблюдается закон? Это православие, говорят некоторые, мол, первичная норма религиозная, а не государственная.

9. В посланиях апостола Павла

Многие принципы становятся в поддержку государства. Настоящий христианин должен признавать светского правителя, уважать собственность. Идет соглашательство раннехристианской философии с официальной властью Рима.

21.02.2012 г.

Продолжаем Христианскую политическую мысль.

Августин Блаженный

Августин – это имя монашеское, а Блаженный – это прозвище, как Серафим Саровский, Перт Великий. Поэтому нельзя писать А. Блаженный!

Августин Гиппонский (город Гиппон).

Годы жизни: 354-430 г. н.э.

Кто это такой? Это христианский теолог. Это один из столпов Христианства. Он был в Северной Африке епископом (в Гиппоне). Потом было путешествие в Рим, чтобы учиться, там он принимает христианство (чуть за 30 ему было).

Масштаб этой фигуры колоссальный. В чем масштаб? Смотрели библию? Крайне сложный текст, противоречивый. И вот Августин – это первый христианский теолог разложил по полочкам и систематизировал.

Первый выдающийся систематизатор Библии.

Христианство только стало официальным, эти книги Ветхого и Нового Завета еще плавающие, а Августин создает догму – систематизирует.

Основные сочинения:

«О граде Божьем» - здоровенный томище! Августин был отличным писателем – у него блестящий стиль, художественный. Он талант на этот счет. Это вот основное сочинение – оно и теологическое. Но там есть и о государстве и о политике и о праве (но это вопросы периферические). Главный вопрос для него – вопрос Бога.

Чем он нам интересен? Что лежит в основе его взглядов?

1. Христианская догматика;

2. Неоплатонизм;

У Платона берет идею форм государства (ранее христианство – взращено на античной культуры) и берет идею двух миров – мира идей и меняющийся мир.

Августин это перелопатил и создал нечто свое.

3. Стоицизм – это философская школа. Мир – это наличие двух полисов – мир добра и зла.

4. Манихейство – борьба двух начал – борьба добра и зла и т.п.

Философия истории по Августину

Для теолога – это библейская история. Он выдает различные периоды. Важно что для него – человеческая история – это результат грехопадения. Это жизнь человека во грехе, жизнь человека, отпавшего от Бога!

Человеческая история – это история, которая идет к концу света – ко второму пришествию Христа! Человеческая история – это история человека без Бога, история человеческого несовершенства. Будем с ним спорить? Он теолог, смотрит на историю через призму библейских догм. Но на самом деле человеческая история – это череда преступлений. Какой современный социолог сможет с этим поспорить? Никто, он прав.

Несколько пессимистично смотрит на историю человечества. Но и у Жукова никакого оптимизма развитие истории не вызывает. Вряд ли история будет развиваться лучше, чем она развивалась до сих пор.

И конечно причина того, что человек оказался во грехе и идет в нем к концу – это результат того, что человек отпал от Бога.

Свобода дается человеку, чтобы принять решение – вернуться к Богу или жить во грехе.

Учение о человеке

Поняв человека можно примерно понять его мотивацию в политическом поведении. Что нужно сказать – тут тоже библейская трактовка человека.

Адами и Ева впадают во грех. И вместе с грехопадением мир оказывается во грехе. И человек рассекается на 2 части: это образ и подобие Божие и что-то дьявольское, звериное.

Двойственность человеческой природы! Вот так понимает человека Августин. Тут он абсолютно прав. Назовите как угодно, но очевидно, что в человеке есть что-то гуманистическое, а есть что-то деструктивное.

Принципиальное отличие человека от животного по Эриху Фрому (немецкий американский психолог): зверь убивает в двух случаях – когда он голоден и когда грозит опасность. А человек – от удовольствия, ему нравится смотреть, как страдает другое живой человек. Человек – хуже животного.

Учение о государстве и прав

Библейская трактовка. Августин в отличие от Фомы Аквинского – очень близок к Библии. Он максимально точно трактует библейское понимание политики, государства и права.

Государство и право появляется по тому, что человек отпадает от Бога. Пока Адами е Ева была в Эдеме – в основе их взаимоотношения была любовь к друг другу и Богу. А когда рассекается их природы – и дьявольское начало поселяется в их души, то для нормального взаимоотношения людей нужно государство и право. Так как обычный человек не может жить по любви, постоянно возникает звериное (дьявольское) начало.

Государство и право возникает потому что человеку нужно сдерживающее начало иначе он погубит сам себя.

Государство и право возникает как результат грехопадения – возникает порочная природа человека. Но с другой стороны появление государства и права есть своего рода «попечения Бога о человеке». Бог понимает, что люди – его твари. В них есть образ и подобие человека. Поэтому нужно государство и право, чтобы поддерживать человеческое в человеке. Следовательно, государство имеет греховную природу, но и имеет попечительскую функцию.

Как появляется государства.

Кайн и Авель – дети Адама и Евы. Кайн убивает Авеля из-за завесит к имуществу. И Августин говорит, что вот эта первая кровь – основа для происхождения государства и права. Суть – государство возникает на основе насилия или возможного насилия. История государств – это подчинение одни другим и это тоже проявление человеческого греха. Государство – это насилие, кровь.

Какие еще рациональные мысли можем увидеть? Греховная, не греховная природа, но очевидно, что человек не совершенен. Там где есть коллектив – там есть подчинение людей этому коллективу – будь то государство или что еще. Человек не совершенен и не может жить в коллективе без власти. Это проявление его порочности.

В гуманистической литературе много лоска – государство должно то и это … впечатление создается, что государство – верх человеческой духовности. Но Августин говорит, что государство и право – это показатель человеческого падения, человеческой звериности.

Посмотрите УК РФ, хотя бы наш. Это сгусток социального зла. Государство нам говорит: «Вы люди – потенциально такие». УК почему нужен – почему УП возникает – потому что это массовое явление. Каждый, все способны. И все это понимают. Тем жестче законы – тем не совершеннее природа человека. По УК можно смотреть о специфике общества.

Юристы и медики занимаются теневой стороной жизни человека – то, что человек хочет скрыть. Что такое развод мужа и жены – это своего рода патология. Люди не хотят это афишировать, т.к. там проявляются не лучшие качества. Посмотрите на ГК РФ – что там читается между строк – человек это эгоист. И каждый за этот интерес готов другому горло перегрызть.

Был такой режиссер – русский, французского происхождения – Роже Вадим – он говорил, как с Катрин Денев (французская актриса) заключал брачный контракт. Даже блох записали этот контракт. И когда он писал это он понял, что Катрин для него не жена. Человек, составляя этот контракт – готовится к будущему разводу. Это говорит о порочной природе человека.

И закон – отражение человеческой природы. Кто-то говорит «О, римское право – это лучшее, что было с человечеством!». Но можно из этой логики сказать, что орудия массового поражения – это лучшее! Что новые способы убийства человека – это еще лучше!

Если бы вы знали из какого сора растут стихи (А.Ахматова). Из каких грязных похождений Пушкин написал свои стихи (А.П. Керн – интрижка с ней «Я помню чудное мгновение…»).

У государства тоже есть звериная природа, т.к. человек таков. Сами люди отправляют друг друга на тот свет – крючья подвешивают. Это люди, это государство, это проявление падшести.

Соотношение государства и церкви

Тема центральная для богословов. Если иметь в виду политический аспект. Каждый церковь – какая бы она ни была, всякая религиозная организация стремится к тому, чтобы подчинить себе все общество, набрать как можно больше членов.

Если организации – церкви на западе, РПЦ и т.п. говорят, что есть границы между государством и нами, то нужно понимать всю условность данного высказывания.

Римская католическая церковь перестала лезть во все щели общества потому что реформация дала ей по рукам (наполеоновские войны и т.п.). То же с РПЦ. Любая религиозная организация хочет, чтобы ей подчинялась политика.

Симфония властей (термин появился потом, в Византии), то суть его описал Августин. Согласованность! Государство и церковь организационно разделены. Но есть идейный приоритет церкви над государством. Государство – оно христианское и оно должно защищать церковь и христианские ценности.

Формы государства

Августина это меньше всего интересует. Он повторяет классификации Платона. Он индифферентен к этой теме – «Лишь бы Богу служило!».

Отношение к рабству

Это норма. Христианство терпимо относится к рабству. И поэтому оно и стало государственной религией (это одна из причин). Душа всегда свободна и принадлежит Богу, а тело – может и хозяину принадлежать.

Отношение к собственности

Позитивное отношение к собственности, частной собственности. Есть Послания апостола Павла. Но перед Богом – это вещь относительная.

Особое внимание – к церковной собственности – она неприкосновенна.

Понимание права

Право естественное (существует по природе), божественное (от Бога, записаны в Библии), человеческое (даны людьми). Надо чтобы они согласовывались!

 

Фома Аквинский

Годы жизни: 1225-1274 гг. Меньше 50 лет.

Философ и богослов.

Он из знатного дворянского рода. Считается, что племянник Фридриха Барбароссы (знатный род), Должностей в Римской католической церкви особых не занимал. Он преподавал в ВУЗах и писал работы.

1323 г. – причисляется к лику Святых;

1879 г. – его учение стало официальным у римской католической церкви (РКЦ).

Написал очень много. Основное – «Сумма Теологии». Вот сейчас эта книга очень активно переводится. 3 или 4 тома – огромные книги. Нужно писать каждый день и по многу. Выдающаяся голова.

Чем он знаменит? Он продолжит дело Августина – продолжает догматизировать, систематизировать учение.

Схоластическая философия была – она была крайне формализована. Форма есть, а содержания в значительной степени нет. Если спор схоластический – это спор бессодержательный.

Было очень много формальных вещей. Что такое Средневековая Схоластическая философия – догматика, взращенная на Аристотелевской логике.

Аквинский – потому что родился в Италии в местечке Аквино!

Методология

Это христианская догматика. Это Аристотель. Логика, философия, политические учения Аристотеля. Также это рационализм. Установка мыслительная – изучение окружающего мира без опоры на догматику.

Он много говорит о соотношении веры и знания, философии и теологии.

Философия – должна быть служанкой теологии. А знания нужны для человека, чтобы крепче была вера. Решает этот спор в пользу теологии.

Августин Блаженный – ближе к нерву Библии, больше эсхатологизма. Он живет этой идеей второго пришествия Иисуса Христа. Такое же мироощущение, как и у ранних христиан. Фома Аквинский – это прилизанный Богослов. Второе пришествие – это нечто отдаленное.

Он пишет, т.к. это пригодится много-много поколений вперед. В этом специфика Фомы Аквинского и католицизма. Там все очень благочинно и скучно, не ждут так сильно второго пришествия Христа.

Понимание государства Фомы Аквинского.

Библейская догматика + Аристотель = его понимание.

Есть причины:

1. Естественные

Почти дословно повторяет Аристотеля. Человек – животное, которые требует коллектива, общения. Власть – это нечто присущее человеку.

2. Религиозные причины

Тут он далек от Августина. Августин же считает, что глава государства – это кровь, убийство. А Фома говорит, что государства – это воля Бога, промысел Божий. Государство возникает потому что так распорядился Бог. Все очень обтекаемо. Так должно быть. А раз это так, то все это имеет высокую ценность.

Цель государства: общее благо, обеспечение условий для достойной жизни (это Аристотель).

Состав государственной власти (3 элемента):

1. Сущность;

Сущность – это подчинение одного человека другим. И это подчинение, этот миропорядок освященный Богом.

2. Форма государства

Тут он имеет в виду происхождение. Выделяет происхождения:

2.1.По Богу – по заповедям – соответствует благу;

2.2.И против Бога – не по заповедям – противоречит благу.

 

3. Использование

Соответствие нормам/постулатам Библии и противоречие им. Можно государственную власть использовать во благо, а можно во вред. Зачем Фоме нужна была такая структура? Чтобы сказать, что государство – вещь нормальная, но есть власть, которая противоречит библейским нормам. Тогда у народа есть возможность не повиноваться власти. Какой можно не повиноваться? Той, какая неугодна Римскому Папе (чтобы можно было неугодных правителей убирать). Использование «богоугодного государства» - может быть различным.

3 вида государственной власти.

1. Политическая власть

По ней составляются и исполняются договоры;

2. Деспотическая власть.

Как власть господина над рабом – не ограничена.

3. Королевская власть

Опирается на мудрость правителя, а не на законы.

Откуда эта классификация? Греки! Как по Платону. По нему же идеал – монарх – его слово – закон.

Классификация

· Правильные

Аристократия

Пролития

Еще что-то

· Неправильные

Тирания

Олигархия

Демагогия

См. Аристотеля.

Критерии такие же как и у Аристотеля – соответствие благу и опирается на законы – правильная форма. Противоречит благу и не опирается на законы- не правильная.

Лучшая форма государства – это абсолютная монархия. Почему? Монархическая концепция государства – главенствующая во все Средние века. Люди состязались в том, где лучшая форма правления?

Чем монархия хороша по теологу?

· Монархия – жесткая пирамида, иерархия. Вот это божественное мироустройство. Иисус Христос – царь царствующих и господь господствующих. И монархия воспроизводит эту небесную иерархию. Поэтому она лучше!

· Власть одно устойчивее и эффективнее власти многих. Единой власти одного обеспечивается централизация и стабильность.

· Можно объединить народ в единое целое.

Несмотря на то, что монархия – лучшая форма, но он говорит и о смешанной форме правления. Монархия – смешение трех элементов: монарх – единство олицетворяет, аристократия – преобладание заслуг, поданные – гарантия социального мира и согласия.

Это большая натяжка. Переложение идей греков.

Соотношение государства и церкви

Здесь Фома решает все просто – церковь – глава всего. Римский папа – глава всех европейских монархов. Он может их назначать и снимать. Церковь – она обладает абсолютным приоритетом перед любой светской властью.

Право

4 вида законов.

1. Вечный закон

Это общий закон мироздания, который идет от Бога. Это проявление Божественного разума, это сам Бог, является вечный закон – источником всех остальных законов.

2. Естественный закон



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.248.212 (0.223 с.)