Заканчиваем Платона. Аристотель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заканчиваем Платона. Аристотель.



Второй проект был такой же консервативный и был направлен в глубь веков – нужно было лишить свободы человека. 5040 семей – почему? Делится на 12 и на 10. А это очень важно, у него распорядительная система.

12- это магическое число. Есть классы – если в первом – 3, то тут 4. В зависимости от наличия собственности. Классы определяются земельным участком.

Государственное устройство.

1. 37 правителей.

Это стражи законов, те, которые стоят на их страже. Законы- это устройство существующего государства. Стражи законов – это не просто прокуратура, а человек, который наблюдает за стабильностью государственного устройства.

Почему 37? Не понятно ни лектору, ни тем, кто изучал Платона.

2. Совет. 360 – по 90 от каждого класса.

Очень регламентированная процедура как надо выбирать.

3. Народное собрание.

Говорится о них очень мало – ему особенного внимания не придается, т.к. это демократия.

4. Ночное собрание

10 самых старых, самых мудрых стражей. Они собираются по ночам и решают государственные дела. Самое время лишать судьбу страны. 2 основные функции:

· Всеми средствами пытаться сохранить человеческую душу граждан

Нужно не нарушать справедливость, если нарушишь – душа в ад попадет.

· Поддерживать законы. В самом широком смысле – космические, естественные, законы социального устройства.

Образ жизни.

Это такая большая коммуна. Предлагает совместные трапезы. Женщины, мужчины и дети – отдельно. Это воспитывает чувство коллективизма. Когда Жуков думает о нашем общепите, то наверное там присутствует Платонизм – чтобы все посмотрели на то, как ты хорошо кушаешь и хорошо выпиваешь (видимо, это такое удовольствие).

Платон предлагает очень мало спать. Нужно за ночь несколько раз вставать. Нельзя спать подряд 6 или 7 часов. Если человек надолго засыпает душа улетает. Чтобы душа была постоянно бодрой, человек за ночь должен несколько раз проснуться.

Уважение к старшим, к старикам. Как на Востоке, в Японии.

Воспитание.

Очень большое внимание уделяет этому Платон. Как нужно воспитывать будущих граждан.

Брачные отношения.

В отличие от первого проекта здесь семья есть.

Искусство.

Платон относится к искусству негативно. Это «искаженный мир идей», а философ видит мир идей чистым. Поэтому предлагает искусству прикладную роль – воспевать гимны законам. Чтобы человек исполнял законы, был верен государственному устройству.

О законах.

Платон практически ничего не говорит о праве и законах в теоретическом смысле. Название труда «О законах» не должно вводить в заблуждение. Законы как государственное устройство (по Платону).

Если взять его диалог «Государство» и «Законы», то о праве в теоретическом плане написано максимум страницу. Нерсесянц много расписывает про право у Платона, не ошибись на это!

Закон понимается прикладным образом. Это норма быта, норма жизни и в то же время космический закон. Законы должны соблюдаться, человек не должен рассуждать хороши они или нет.

Есть определенные смягчения: есть какой-то выбор, есть семья. Но все-равно человек под контролем государства находится. По Платону – человек слаб, похотлив и т.п. – он не сумеет воспользоваться своей свободой. С этой точки зрения первый и второй проекты похожи

Аристотель

384-322 до н.э.

Это философ и это учений (в отличие от Платона он еще и ученый!).

Биография.

Как и Платон из Аристократической среды. ОН считал, что его корни восходят к Богам. Ученик Платона. 20 лет работал в Академии Платона. Когда Платон умирает и ему не достается руководящая должность, Аристотель уходит.

4 года занимался обучением будущего Александра Македонского (у него было много учителей). Возвращается в Афины и открывает школу «Перипатетиков» (прохаживающихся по аллее).

Есть такие истории:

1. Аристотель поняв, что Александр Македонский становится тираном, он (а Аристотель был врачом) подготовил яд. И через своих соучастников отравил Александра Македонского. Возможно это миф;

2. Аристотель покончил жизнь самоубийством?

Это был какой-то крах личной судьбы, крах его веры в режим и т.п.

Сочинения.

ДО нас дошло под именем Аристотеля относительно не много. 4 тома страниц по 800 стандартного формата.

Не много для Ленина и Маркса, но на его основе возросла Средневековая схоластическая школа.

Особенности его сочинений в том, что эти сочинения, как правило, написаны его учениками. Как в советское время были такие НИИ, которые создавали определенные коллективные работы под редакцией какого-то академика. Вот тут как бы также – ученики записывали.

Вот именно потому что это писал не Аристотель, то, что до нас дошло часто противоречит друг другу. Да и вообще трудно сказать, что написано конкретно им.

Работы Аристотеля они уже более наукообразные, более гладкие с точки зрения стиля, более четкие, более строгие (нет там мифологии как у Платона).

Интересующие нас работы:

1. Этика (у Аристотеля их 3) – есть Евдемова, Большая, Никомаховая.

Работа касается моральной проблематики и немного политики.

2. Политика;

3. Есть работа «Афинская полития» - там описывается строй афинского государства.

158 исследований было описано под руководством Аристотеля. Вот Афинская Полития – одна из таких описаний.

Философия Аристотеля.

Аристотель – это универсальный мыслитель. Он и философ и ученый. Философия Аристотеля – это философия из которой вырастает вся Евпропейская наука.

Родоначальник физики, биологии, географии, поэтики. Аристотель – создатель формальной логики. Аристотель зачинатель зоологии и т.п.

Все основные блоки наук у Аристотеля мы можем найти – это очень многогранный, универсальный ум, выдающий человек.

Логика – изобретение Аристотеля, на формальной логике Аристотеля строится нынешняя наука.

Его философская система на 3 части делится:

I. Первый раздел - теоретическая философия;

Изучает бытие.

· Физическая – материю изучает

· Математическая (математик)

· Первая философия

Назвали ее метафизикой. Мета – это после! Шла эта первая работа сразу после работы «физики». Поэтому и назвали ее метафизикой. Сейчас под метафизикой понимают все то, что вне эмпирического мира.

II. Второй раздел – практическая философия.

На два раздела:

· Этика и

· Политика.

III. Третья часть – поэтическая философия, рассматривает творчество человека. Две части:

· Риторика и

· Поэтика.

Есть 4 элемента мира:

1. Форма;

2. Материя;

3. Источник движения (или творящее начало или Бог);

4. Цель – эрос (всеобщая любовь), благо (Бог).

Аристотель – идеалист, но и материалист. В его философии два важных звена – материя и форма.

Форма – некое первоначало. А материя – то из чего она делается. Шар – это форма. Медь – материя. Соединяем их и получаем конкретную материальную вещь – медный шар.

Аристотель критикует Платона за «мир идей», за радикализм в понимании мира. Пытается совместить материальное и идеальное, но все же он скатывается к идеализму, т.к. всемирный двигатель – Бог.

Этика

Ключевой пункт у Аристотеля – это справедливость. У древних греков это основная категория. И для них было характерно увязывать политику и этику, право и этику, поведение человека и этику.

Как понимает Аристотель человека? Платон – недоверчиво к нему относится, сам своей свободой не распорядится. У Аристотеля отношения получше, но тоже очень реалистическое.

Главный регулятор поведения человека не совесть, а страх. Человек боится наказания. Большинство людей живут не разумом, а страстью. Человек слаб в том смысле, что его поведение определяется страстью, а не разумом. Разум человеку дается для того, чтобы он максимально короткими путями удовлетворял свои потребности. А потребностей много, но и деструктивные потребности присутствуют в немалом количестве.

Аристотель говорит, что человек должен быть счастлив. Счастье по Аристотелю – слияние с Богом, возможность слияния с миром.

Справедливость. Что он о ней говорит? Два вида справедливости (терминология современная):

1. Уравнивающая (по количеству)

2. Распределяющая (по достоинству)

Уравнивающая проявляется в первую очередь при торговле – торговцы равны перед собой. Или в плане наказания – все равные перед законом.

Распределяющая – у одного больше имущества, у другого меньше. Один может себе столько создать, другой меньше. Эта справедливость проявляется в занятии должностей. Чем более человек добродеятелен, тем высшую должность он должен занять.

О чем говорит Аристотель применительно к этим двум видам справедливости. Лучше, чем Аристотель, никто не сказал.

Он говорит: Люди одновременно и равны и не равны друг другу. В чем-то равны, а в чем-то не равны. Нарушение той или иной справедливости ведет к конфликтам, появлению чувства несправедливости, что ведет к разрушению государства.

Мы все равны, это некое чувство равенства. Никто из аудитории не подумает, что его жизнь менее ценна, чем жизнь его соседа. Не каждая мать готова пожертвовать собой ради своего ребенка. И этот инстинкт самосохранения – идея равенства. И Аристотель это прекрасно понимает.

Но мы же понимаем, что мы все разные – у одного больше ума, у другого меньше. И мы все это понимаем – это должно находить определенную материализацию (в занятии должностей). И вот поэтому не нравится демократия Аристотелю – там все перемешано – деятельные люди влачат жалкое существование, а не имеющие способностей – в верхах.

Вот буржуазная культура и будет на этом строиться. Классический капитализм предполагает 2 компонента: мы все равны перед законом и фактическое неравенство – буржуа vs пролетарий.

Политическое учение Аристотеля.

1. Аристотель – это человек, который создает азы политической науки.

Про Платона мы такого сказать не можем. Платон мыслит политическими категориями, но про него не скажешь, что он создает такие азы.

Платон работает методом дедукции – выдвигается некая общая теория и под нее подгоняется определенный материал. Учение Платона – как фантазия.

А Аристотель все-таки эмпирик – набирает факты и на их базе создает теорию, идет от «земли», от фактов, от человека.

В основном индукция. Учений изучает определенные механизмы, явления и потом создает определенную теорию.

2. Власть.

Власть – это некое универсальное свойство человеческих отношений. Где есть человек – там есть власть. 3 элемента власти, имею в виду и семью:

IV. Власть господина над рабом

Быть в состоянии раба – это в природе вещей. Если кто-то еще не раб юридически, не факт, что он фактически не раб. Аристотель делит мир на эллинов и варваров (они могут быть рабами). А вот эллины даже юридически ставшие рабами являются свободными!

Если попытаться квалифицировать эти взгляды, то можно сказать, что он националист! Напиши что-нибудь такое сейчас во Франции – будешь сидеть в тюрьме. Как фашисты, логика идет в том же направлении.

V. Власть над детьми

VI. Власть мужа над женой

Помимо семейной власти он выделяет государственную власть. Власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными. Т.е. иными словами – это власть над свободными гражданами. Очень точная формулировка по сути.

Конечно, мы знаем власть в мафиозных группах, тоже вроде как над свободными. Но это уже другой аспект.

Происхождение государства по Аристотелю.

Как и Платон – очень мало внимания к этому вопросу. Его этот вопрос не занимает. Он выделяет там 2 аспекта: исторический и логический.

1. Исторический подход.

Он считает, что государства возникает в силу естественных причин. Человеку нужно общаться, он политическое животное. Один может жить либо Бог, либо зверь. А человек – ни то, ни то.

Живут вместе люди и возникают полисы. Предшествует государству – семья.

2. Логический процесс

Государства – это форма. Люди –материя. Когда форма встречается с материей получается государство. Государство как идея предшествует возникновению самого государства. Есть вначале идея, форма государства. Потом соединяясь с материей появляется государство.

Что хочет сказать Аристотель? Он хочет сказать, что государство вначале возникает в сознании у человека, в сознании у людей. Если эта идея ест ь в сознании людей, то такое государство возникает.

Варвары никогда не смогут создать государство. Настоящие политические отношений и люди соответствующие – это эллины. Т.е. есть полноценные народы – эллины и не полноценные – варвары (вообще не способны создать государство).

По мнению Жукова эти идеи верны. Делить народы на полноценные и нет мы не будем. Биологи открыли такую вещь – у современного белого человека есть ген неандертальца. Считалось, что люди идут от кроманьонца. Кроманьонцы идут после неандертальцев. А ген кроманьонца есть только у черных людей. Следовательно они являются выше биологическому звену?

Есть такая штука как гуманизм, нужно получать максимум удовольствия. Но студент не должен пить воду на семинарах и лекциях.

Аристотель во многом прав, варвары не создадут нормального государства. Что значит народу сказать такую фразу? Значит обидеть народ. Вот мы создали свое государство! А если его начинают ругать, то это людей обижает.

Если нет своего государства – то люди живут в тени другого «более великого» народа. Советские республики считали, что период СССР – это период их колонизации.

Общая характеристика государства.

Понятие государства.

Государство – есть политическое общение граждан, организуемое ради блага и стремящееся к высшему из всех благ (а это Бог).

Т.е. государство – это политическое общение. Одни властвуют, другие подчиняются. Ради чего? Ради блага!

В государстве есть общение свободных людей. Государство образуют свободные люди, а не деспоты и подчиненные им холопы. Аристотель имеет в виду именно греков, свободолюбивых людей.

Государство – это некое множество, состоящее из неодинаковых элементов. Государство – это разнородные элементы. Институты – это совокупность разных элементов.

Совокупность граждан, которая достаточная для самодовлеющего существования. Нужно столько людей, чтобы государство могло поддерживать свое существование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.05 с.)