Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовая мысль конца 19 – 20 века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С конца 19 века политико-правовая идеология меняется. Чем характеризуется мир общественной жизни? Вот основные позиции с конца 19 – начала 20 века. 1. Эпоха империализма (конец 19 – начало 20 века) Появляются крупные капиталистические государства, которые делят между собой весь мир. 2. Классический либерализм входит в длинную полосу кризиса. Сами институты политической жизни меняются. Возникает буржуазное государство, которое влезает в кэономику. Это нужно переосмыслить. Экономика конца 19 века отражает этот либерализм и пытается понять, что произошло на Западе. Почему начинается все именно с ней? Потому что она доминирует. Особенно после 2 М.В. 3. После 1917 года мир разбивается на 2 части – капитализм, социализм и все остальное. 4. Возникают тоталитарные режимы (коммунистические, фашистткие) – это альтернатива капитализму, отражается в идеологии. 5. Войны, региональные, мировые. 6. Национально-освободительные движения (вторая половина 20 века). Мир пошел по пути национализма. Сплошь и рядом идеология националистическая, у кого-то либеральная. Государство в Африке, Азии – там государства нарезаны как по линейке – государство Запад начал создавать. 7. Процесс глобализации и появления общества массовой культуры. Основные черты политико-правовой мысли Чем характерна идеология в то время? 1. Стремление найти выход из кризисного состояния общественого сознания, предолжить альтернативу. 20 век – кризис всего и всех. Да если честно общество никогда из кризиса не выходило. 19 и 20 век показывает, что нет никакой гармонии. Политическо-правовая иделогия пытается объяснить куда найдо идти. 2. В этот период приходит интенсивная дифференциация различных школ и направлений. Подлинная гуманитарная наука в 19 веке возникает (специализированная, когда появляются ученые корпорации, которые занимаются определенными отраслями, археология, филология и т.п.). С конца 19 века начинается еще более дробная специализация. С конца 19 – начала 20 века правовдение начинает делится на: общую теорию права, философию права, социологию права. Был еще один этап специализации: отделяется политология от права (политические науки от юридических наук). Но если говорить о нас, то у нас немецкая система, такая континентальная. Возьмите нашу общую теорию ТГП, которую на 5 курсе сдавать будем. Есть идеи – может разделить общую теорию права и общую теорию государства? Разные же вещи. До 1917 г. такие попытки были – люди просто писали отдельно про право и отдельно про государство. Страшун, кстати, завкафедры Юракадемии – он за то, чтобы разделить теорию права и теорию государства. Усложняется мир, усложняются общстенные отношения, начинается общественное деление – от этого и дифференциация. 3. Сближение политко-правовых учений, взаимная адаптация идей. Что мы наблюдаем? Школы по разным позициям сближаются и берут друг у друга идеи, которые они считают необходимым взять. Либерализм и социализм. В эпоху буржуазных революций (17, 16 век) – возникает социалистическое учение. У своих истоках либерализм и социализм – враги! Но вот материальные гарантии трудящихся – это не пустой звук, начниают социалистические идеи впитывать либералы. Конец 19 века (социал-демократия) – это социлаизм, которые идеи либерализма берет – правового государства, демократии и т.п. Берут социалисты и берут либералы! Социализм и анархизм – идут рука об руку. К середине 19 века анархизм возникает как сформированное учение. Даже по персоналиям – Маркс – у него есть немного анархизма. Социализм и национализм – нацисты брали на вооружение идеи социализма. Муссолини выходит сам из лагеря социализма. Включают в доктрину фашизма социалистические идеи. Консерватизм и либерализм – консерватизм – это мировоззрение, предполагающие опоры на традиции! Возникает в эпоху буржуазных революций. Вначале он радикальный до тех пор, пока он приходит к власти. А когда приходит к власти – успокаивается либералзим. А потом либерализм становится консерватизмым – люди считали, что нужно вернуть государство в ту эпоху, когда не влезало государство в экономику. И здесь вот эти ценности либерализма и консерватизма взаимосвязаны. 4. Возврат к новым идеям и новая их интерпретация, относительность новыизны новых идейных школ, которые появляются в 20 веке. В 20 веке изобрести колеса не удавалось. Есть идея и теория оригинальности, но колеса никому не удалось придумать. Последние лет 50 после войны ничего радикального не придумали. Ну да, общество меняется, но не меняется природа человеческих отншений, природа политических отншений тоже не меняется. Что тут придумаешь? Можно зато возвращаться к истокам – к Платонам, Аристотелям, Канту. Можно из Канта еще одну школу сделать, если есть мозги. И это собственно и делается. Говорить о том, что в конце 19 века – начала 20 века – такое нельзя сказать! Маркс – крупная личность, он по-новому оценил все, капитализм отвергал. Но в 20 веке ничего подобное не наблюдаем. Есть интересные фигуры, но они перелапачивают старое. 5. Активное усвоиение политико-правоой мысли новейших философских школ Возникают «новые» философские школы. Относительная новизна, если честно. Они пытаются вдохнуть в себя новую жизнь благодаря тому, что пытаются новые идеи привить. Какие новые школы? a. Неокантианство b. Неогегельянство c. Неопозитивизм d. Неотомизм (Учение Фомы Аквинского) e. Психоанализ (раньше не было) f. Экзистенциализм g. Феноменология Делают учение более тонким, изощренным. Возмите, например, Маркуза. Это психоанализ. Но у него есть и Марксистская школа. Есть у него особый подход к государству, праву и т.п. 6. Пластичность формы политико-правовых теорий, спосбность этих теорий наполняться разным содержанием. Школы, которые когда-то возникли, существуют и не теряют свою форму (например, психологическая школа права, позитивизм, идеология социал-демократии). Они возникли в 19 веке и существуют дальше. Но они пластичны – каких только видов марксизма мы не видели! Разыне виды – марксизм Маркса и Энгельса, есть маркзизм Ленина, Еврокоммунзим, марксизм Каутского, марксизм Троцкого. Школа естественного права вначале была радикальная, а в Гермнии была консервативная. 7. Усиление зависимости политико-праововых учений от идеологии. Общая тенденция всего человечества – государство все время усиливается. Если брать античность – древний Рим! Если брать феодализм, капитализм – вектор на усиление государства очевиден. Берем абсолютную монархию Людовика XVI и современную Францию! Но государство мощнее сейчас – огромное количество средств наблюдения. Государство в принципе становится тоталитарным. Это такая драматическая закономерность. Гегель – чем больше государства, чем больше свободы. Но Жуков считает, что это не так. Американцы – свободное общество? Чуть что не так – государство резко рубит. Сильные и быстрые санкции. То же самое в Англии. Вот такой оплот демократии. Люди, которые воспроизводят эту идеологию они не могут быть независимы от политики, от государства. Этот социальный заказ чувствуется. Идеологию профессора в университетах придумывают, но похоже это все на заказ от власти. К нам приходят сейчас книги западные. Он идет очень строго по тексту – нельзя выйти за рамки – это не политкоректно, за эту фразу посадят и т.п. Эти школы, которые мы можем наблюдать в Европе во 2 половине 20 века очень далеки от правды, от жизни. Новая мифология у древних греков и римлян. Человечество никогда не придет к истине. Просто человечество одни иллюзии меняет на другие! (брат Никиты Михалкова). Либеральная и коммунистические идеологии – это все мифы. Лосев – «Диалектика Мифов» - все идеологии – это мифы. Но человеку нужен этот миф, чтобы жить и выжить. По странам: 1. Германия; 2. Франция 3. Автсрая; 4. Россия; 5. Италия; Конец 19 – первая треть 20 века – это насыщенные в идеологическом плане: Германия, Франция, Австрия, Италия. Потом когда евреи поехали в Америку под гнетом фашизма – в Америке на европейских дрожжах возникли эти идеи. Американцам самим это не надо, они строят дороги, заводы и т.п. Юридический позитивизм Что это такое? Чем русский социализм отличается от марксизма – надо знать. Чем юридический позитивизм отличается от всего другого – это тоже надо знать. Мы употребляем термин социализм, либерализм, фашизм – надо знать что это такое. Желательно понимать что такое правовое государство – буржуазная идеология создает правовое государство. Если речь пошла о Локке – можно поговорить о нем. Юридический позитивизм – это теория, обосновывающая формально-догматическую юриспруденцию, рассматривающую форму права в отрыве от содержания. Предпосылки возникновения Проходят буржуазные революции и к первой половине 19 века Еврпое худа-бедно переходит к капитализму. Естественно-праовая иделогия уходит на 2 план. Нуждается буржуазное государство в другой идеологии, чтобы была стабильность и прогресс (по Конту). И выручает позитивизм. Эпоха промышленнго переворота (30-40) гг. Капитализм – это сделки, это развитая политико-правоая жизнь. Деятельность юристов, развитие юридической техники. Ради всего этого юридический позитивизм и нужен. Чтобы формально-юридически понмать что такое право. Приходит Парламент – а это нормативные акты – их нужно создавтаь, комментировать. Что касается прецедентной системы – нужен формально-догматический анализ. Появление философии и методологии позитивизма. Основатель этой философии О.Конт. Представители и этапы 1. Первая фигура, которые формулируют идеи – Т. Гоббс и И. Бентам. У Гоббса есть идея, что право – это волю суверена. Есть система естесвенных законов. Бентам – у него более ярко – vs. естественное право, право – это всегда воля суверена. 2. Джон Остин (Англия) – родоначальником считается юридического позитивизма. Потом юридический позитивизм по всей Европе распространяется. Герберт, Лобан – Германия. Россия – Шершеневич. Значит распространяется весь 19 века (в 30-40 годы возникает). Становится мощнейшим направлнием в юриспруденции и весь 20 век развивается. Это некая стихийное, естественное мировоззрение любого практикующего юриста. Любой отраслевик-теоретик, всегда позитивизм. Главная цель любой отраслевой юридической науки? Это же ядро юриспруденции. Мы сюда пришли, чтобы получить ремесло. Мы даем не специальность, мы даем образование! Студент сюда приходит за дипломом юриста на самом деле. У юридической науки 2 цели: подготовить вменяемый нормативный акт и дать ему комментарий. Все, этим ограничивается юридическая отраслевая наука. Если это наука не делает, она никому не нужна. Если науки ГП не способна родить нормальный вменяемый ГК – на помойку эту науку. Если УП не может породить УК – на помойку эту науку. Сперанский – просто сдирали с европейских актов. Главное по большому счету зачем нужна отраслевая наука – это дать создать НПА. Без социологии общество проживет, а без НПА – не очень-то. Как медицина – там не нужны абстракции, тут нужно вылечить человека! Для чего работает отраслевик – для того, чтобы создать НПА. Когда начинает задумываться над абстракцией – то это может привести к общей теории права – может поможет, а может и нет. Основные черты юридического позитивизма: 1. Отрицание естественного права, дуализма права и закона; С точки зрению юридического позитивизма право и закон – единое целое. 2. Отождествелине права и закона, сведение права к позитивному праву Что есть позитивное право –это те нормы, которые исходят от власти в виде обязательных. То, что реально можно увидеть и обнаружить. Право –это позитивное право, нет никакого естественного права. 3. Отрицание сущностной и аксиологической оценки права. Нормативист не будет задумываться – для чего служит ГП, УП и т.п. Это вопросы 10-то места. Человек, который пишет ГК не будет думать кому служить право и т.п. Эти вопросы, конечно, важные, но не на 1 месте стоят. Пример – Ельцин зовет к себе юристов, которые защищали диссертации на базе марксизма. И говорит – напишите мне новый УК в духе либерализма, новый ГК в духе либерализма и Конституцию. И задают параметры. Берут под козырек и идут писать. Если юрист начинает рассуждать – становится политиком. Юрист делает так, как говорит ему власть. Это заказ власти. Юристы – обслуживают власть. Жуков сознается, что говорит грубо, но это так. Власть говорит – мне нужен НПА, в котором есть это, это и это – и юристы идут и пишут эти акты. Философствуй в другом метсе, а мне от тебя нужен НПА. 4. Формально-догматическое и логическое рассмотрение права. Юрист-позитивист оценивает только норму – внятно или не внятно она сформулирована, как этот НПА состыкуется в другими НПА, чтобы была не противоречивая система норм. Нужно иметь хорошую голову, чтобы сделать хороший ГК. Конечно, 10-ки людей писали ГК. Вузовская наука, институт государства и права не очень призываются властью, чтобы писать НПА. Там сами пишут. Жуков считает вот что (сам был чиновником, имеет отншоение к законотвореческой) – самые сильные профессионалы – не в академической науке, а в самой системе власти. Они за это отвечают, сидят и пишут НПА. Юрист-отраслевик может заткнуть за пояс доктора наук. Во власти находясь написать закон за который ты будешь отвечать – это сложнее, чем лекцию прочитать. Но надо сказать, что аппарат ЦК КПСС – был куда сильнее. Сейчас в Аппарате Правителельства много случайных людей. 6. Право – есть приказ, веление государства. Очень существенная характерная черта юридического позитивизма. Право – есть то, что исходит от государства. Шариат – это нормы Корана, которые государство называет правом и за которые карает государстов. Правом может стать любая норма, которую норму назовет правовой. Этой мой приказ и я за него накажу. 7. Субъективное право есть результат установленной государством нормы. С точки зрения теории естестенного права – эти права прирожденные не зависимо от того, признает их государство или нет. Субдеъктивные права у лиц возникает тогда, когда государство создает соответствующие нормы. Это жизненная позиция. Когда мы слышим сторонников естественно-правовой школы, это все очень сильно напоминает фантазии человека, который не прочно стоит на этой земле. Если государство принимает соответствующую норму, то у человека есть права и обязанности. В СССР не было права свободного выезда за границу. И хоть ты тресни со своим естественным правом. 8. Отрицание правового характера норм международного и религиозного права. С точки зрения классического позитивизма ни междунардное, ни религиозное права правом не является. Там нет субординации при создании НПА. МД – это договор – нет субординации, нет государства – не право. То же с религией – нет там государства, которые нормы принимает – значит нет права. 9. Рассмотрение государства как юр.конструции как субъект права. Юридический позитивизм занимается тем, что создавал конструкции. ЮЛ – это фикция. Это может быть и много лиц и одного лицо. Это идеальная модель. Для того, чтобы ее придумать, был нужен юридический позитивизм. Государство – это договорное государство – оно отвечает по своим обязательствам, государство воспринимается как субъект права – и это тоже развитие юридического позитивизма. 10. Юридический позитивизм есть логическое завершение развития юридического мировоззрения. В эпоху буржуазных реолюций начало зараждаться вот что: все отношения людей стали рассматриваться через призму права. Когда читаешь ГК и УК понимаешь как несовершенен человек. Ангелу эти акты не нужны, а человеку нужны. 11. В 20 веке (и с конца 19 века) классический юридический позитивзим начинает вбирть в себя идеи естественного права и социологического позитивизм. Перестает быть таким категоричным, право – это не просто воля государства, это еще «что-то» Джон Остин 1790-1859 Работа «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права». Все, что было сказано выше – можно отнести к Остину Ганц Кельзин 1881 – 1973 Австрийский юрист – по нациоанльности Еврей. Профессор Женевского, Кельского университета. КС в Австрии создавал. А потом имигрирует в США. Бежит от нацистов. Это один из великов юристов! «Чистое учение о праве», более 600 работ, очень плодовитый. Методология Эклетичная – совмещает в себе разнородные философские школы: 1. Юридический позитивзим (он продолжает традицию юридического позитивизма); 2. Он неопозитивизм (он оперирует понятиями и констуркциями, оставляя в стороне реальные общестевенные отношения); 3. Неокантианство (берет там идеи, что мир делится на сущее и должное) Сущий мир – то, чо есть. А должное – то, что должно быть. Классификация наук 2 критерия деления всех наук – по предмету и по методу. По предмету 1. Есть науки, которые изучают мир должного; 2. Или мир сущного По методу: 1. Использует метод казуальный (изучают причинно-следственные связи; изучаем им мир сущего); 2. Нормативный метод (изучаем мир должного при помощи этого метода) Есть 2 вида наук: 1. Естественные Изучаеют мир сущего, приченно-следственыне связи. 2. Нормативные – изучает то, каким должен быть мир, изучают нормы. Юриспруденция может быть наукой и естесенной и нормативной. Изучает реальные отношения – естественная наука. А если юриспруденция изучает мир должного – это наука нормативная. Кельзин считает, что юриспруденция должна стать наукой, изучающей мир должного. Часто его «Чистое учение о праве» называют нормативизмом. Теория основной нормы. В основе всей системы права лежит «основная норма». НА ней базируется все – право и госдуарство, общий международный порядок. Она принадлежит к миру должного. Это норма никем не установлена и никем не зафиксирована. Она не имеет никакого этическог или социалогического содержания (никакого отношения к этике, к общестевным отношениям она не имеет). Выполняет роль связующего звена между миром сущего и миром должного. Основная норма структурирует правовую реальность! Что можно сказать об этой теории основной нормы? Напоминает метафизику – Кельзин вводит фикцию, то чего нет берется за некий постулат, на основе чего начинается рассуждение что такое праов и государство. Иерархическая сруктура прва Базируется на основной номре. 1. В основе правопорядка – основная норма. 2. Потом идут нормы международного права. 3. Потом идут нормы кнститции 4. Потом нормы закона 5. И потмо индивидуальная норма (акты применения права) Все надстраивается на основе основной норме. И заканчиватеся все решением суда, решением правоприменительного органа по конкретному делу – где все нормы должны определенным образом работать. Что такое право по Кельзину? Мы должны уметь сказать, что такое право по Марксу, Кельзину и т.п. Такие характерные вещи в учебнике чувствуются. Что такое право по Петражицкому, по Паунду и т.п. Нужно сформулировать чем отличается государство по Марксу и Лассаля. Право есть нормативный принудительный порядок! Основные черты права: 1. Нормативность; Это значит, что право состоит из норм, и что эти нормы соответствуют основной норме, т.е. вытекают из мира должного. 2. Тождесво права и правопорядка; Кельзин отождествляет право и правопорядок, для классического позитивизма это не характерно. 3. Принудительность, наличие санкций В этом соотношении субеъктивных прав и обязанностей лежит на обязанностях. Из обязанностей появляются права! Национальнео право должно вырастать из международного и соответствовать ему. У нас в СССР и в Китае был приоритет национального над международным Понятие государства Какие исходными тезисами руковдоствовался Кельзин? Хочет он понять юридическую природу государства. Для Маркса – это диктатура правящего класса (тут социальная привязка). Кельзин же ищет юридическую природу! А также он хочет устранить дуализм между государством и правом и объединить их в правопорядке. Государтво – есть нормативный, централизованный, принудительный порядок. Почти то же самое, что право. И это не случайной. Черты государства: 1. Нормативность. Это значит, что государство, как и право основано на основной норме, а значит государстов вырастает из мира должного; И деятельность государства должна соответствоавть основной норме. 2. Тождество государства, права и правопорядка. И тут происходит смычка между миром должного и миром сущего – основная норма мир сущего и должного обхединяет в форме правопрядка 3. Принудительность. Вытекает не из силы власти, а из требования основной нормы. Подчеркивает правовой характер государства. Либеральное буржуазное мировоззрение. 4. Наличие в понятии государства 3 элементов: населения, территории и власти. Население- совокупность людей объединенных общим правопорядком. Территория – это юридически ограниченное пространство, на котором действует и функционирует правопорядок Власть – совокупность государственных органов, централизованных и связанных единым правопорядком. 02.05.2012 г. Заканчивает по Ганцу Кельзину Это юридический позитивист. Дали определение государства, дали определение права. Они юридизированы. Проблему суверенитета решает в пользу международного права. Раз государство он сводит к праву, правопорядку, то государства как силовой институт и него вызывает аллергию. Нужно государство встраивать в международный порядок! Еще раз – государство и право сводит к правопорядку. Право, государство, правопорядок. Есть мир сущего и мир должного. Пытается их объединить. И вот правопорядок – это та сфера, где государство и право - сущее и должное объединяются. Кельзин – это выдающийся мыслитель. Многие его мысли можно развивать. Его посыл – объединить сущее с должным. Нас учат так – право – это нормы, некая модель поведения, то к чему должны стремиться люди. И всегда есть разрыв между номрой и реальным поведением. Но его нужно устранить, считает Кельзин! Предлагает невыполнимую задачу. Но по сути прав – право должно дотянуть реальное повденеие до этой идеальной модели, до «нормы». Нормативизм Кельзина – это отступление от классического позитивизма. Идея об основной норме – это шаг в сторону школы естественного права. Социологическая школа права Понятие социологического позитивизма. Социологический позитивизм (социологическая школа права, социологическая юриспруденция) – это три тождественных понятия! Это направление в правоведении, рассматривающее право как социальное явление, в связи с другими социальными явлениями и через призму этих явлений. Предпосылки возникновения социологического позитивизма Почему возникает и почему? Он возникает в последней трети 19 века в Европе. Почему? 1. Усложняется западное общество с конца 19 века. Запад и весь мир вступает в эпоху империализма, классические демократичекий институты терпят крах, классический юридический позитивизм не справляется с проблемами жизни. 2. Усиление роли суда в начале 20 века. Не говорим даже просто об англо-саксонской системе – даже в континентальной системе суд начинает вкрадываться в общественную жизнь. Много конфликтов. 3. Кризис юридического позитивизма. Юридический позитивизм – один из основных направлений. Но вот такой жесткий юридический позитивизм перестает справляться с проблемами, которые ставит жизнь. Юристы, ученые, практики приходят к выводу, что догматичемская юриспруденция исчерпала свой потенциал. Нужно как-то объяснить норму с учетом той общественной среды, в которой она существует. Инструментария юрпозитивизма не достаточно. 4. Социология появляется как наука. 30-40 годы появляется (как и позитивизм). Середина 19 века – социаология стала зрелой гуманитарной наукой – в Еврпое и в России. Социология – это наука о связях в обществе. Рассматривает общество как структуру, как элементы, части которой функционально связаны. Социология с середины 19 века становится очень популярной науки. Начинают использовать социологию другие гуманитарные науки в качестве методологичекой базы – литературоведение, политология, юриспруденция и т.п. Представителисоциологического позитивизма Германия и Австро-Венгрия. · Рудольф Иеринг · Елленек · Людвиг Гумплович · Евгений Эрлих · Контарович Некая единая культура, хотя страны разные. Англия: Гербет Спенсер Франция Лён Дюги Морис Рю Франсуа Жени Георгий Гурвич США Роско Паунд Ллевеллен Джирол Фрэнк Россия Каркунов Николай Михайлович Муромцев Сергей Андреевич (Первый Председатель Первой государственной думы) Петражицкий Лев Иосифович Ковалевский Максим Максимович Стучка Петерис Янович (латыш) Социологическая школа права – возникает в Европе, потом перебирается в США. Для Англии, для США такая идеологи характерна. Виды социологического позитивизма Видом очень много. И сейчас на представят эксклюзивную схему. 1. Школа свободного права (Эрлих, Контарович); 2. Институционалистское направление (от слова Институт – Дюги, Гурвич) 3. Социолого-психологическое направление (Петражицкий) 4. Органическая теория государства и права (Спенсер) 5. Социал-дарвинизм (Спенсер, Гумплович) И есть еще некоторые. Но эти основные. Очень популярное и сильное направление. Основные черты социологического позитивизма 1. Использование функционального подхода при анализе права; Функциональный подхдо – это одно из существенных свойств социологии. Когда изучает социолог общество – он смотрит на функциональные связи, т.е. надо понять как влияют те или иные факторы на государства и право – как влияет на них экономикая, религи и т.п. Социологический позитивизм противопоставляет себя как естественно-правовой школе и юридическому позитивизму. Это школа в конфликт вступает по многим параметрам. Юридический позитивизм и социологический позитивизм. Юридический позитивист – сравнивает акты. Хочешь узнать что-то о государстве, нужно взять Конституцию. Наивное очень - прочитаешь Сталинскую Конституцию и хочется пожить в такой стране. Подход этот очень много чего не дает. Но больше и не надо юридическому позитивизму – надо просто посмотреть как нормы состыкуются и т.п. Социолог права изучает социальное явление. Если социолог поставит задачу «что такое Россия» - посмотрит Конституцию, но и посмотрит политическую систему, экономическую и уголовную статистику и т.п. Будет выяснять разного рода факторы. Правоприменительная практика – как она работает. Он в значительной степени отказывается от формально-догматического анализа. Расценивает право как социльное явление. Конституция – тоже социальное явление. Кто-то его разрабатывал, для каких целей – работает ли она на них, какие за ней политические силы стоят и тп.. Конфронтации с естественной-правовой школы. Напоминаю – смысл позитивизма – отказаться от выявления сущености вещей, смотреть на то, что нам дается эмпирически. Сущность вещи не понятна и не достижима. Не хочет понимать что такое право и государство по существу. Социалог описывает право/государство как явление. Для социолога права характерно понимать как работает, как формируется государство и право и т.п. В этом смысл социаологического позитивизма. Но социолог не смотрит «что такое право/что такое государство». Но часто социология права перерастает в философию права. И там уже ищут ответ на вопросы – что такое право/государство. 2. Акцентное исследование динамических свойств права Социолога права интересно то, как функционирует право, как оно живет. Юридического позитивиста интересует текст закона и прецедент – удобно или не удобно его применять, как он формулируется. А для социолога интересно то, как существует, как живет право. 3. Следующая черта – для социологии правоа характерно сопоставление нормы в динамике норме в статике. Социолог права ставит задачу: есть закон, где есть нормы (юрпозитивизм тут останавливается) – а социолог спрашивает дальше – а как эта норма работает в жизни. Всегда есть дистанция. Куча норм, которые не работают – «мертворожденные нормы». В нашей же Российской Конситтуции много таких норм. 4. Для социологического позитивизма характерна констатация разрыва между правом и жизнью. Не просто между правом и применением нормы права, а между право и жизнью.! Есть право и есть жизнь и они плохо между собой стыкуются. А вот это право, которое принято в законах или находится в прецедентах, - оно висит в воздухе, может ли оно вообще адекватно регулировать отношения? Стремятся сократить этот разрыв. 5. Социология права противопоставляет право («живое право») закону, т.е. некому НПА. Для социолога права это характерно – смотреть на то право, которое регулирует общественные отношения самому закону. Для естественно-правовой школы тоже характерен дуализм – право и закон. Но это дуализм другого порядка. Там право – это моральные ценности и тп.. А есть закон – НПА,принимаемый в установленном порядке. И между ними разрыв. Но тут есть расхождение с соц.позитивизмом. В определении закона – они схожи. Но под правом они понимают то, как право на самом деле применяется! Чем больше разрыв, тем хуже для общества! 6. Для социологии права характерно расширительное понимание права. Право тут не сводится только к норме закона, только к НПА. Тут как минимум 3 вида права имеются в виду: a. Под правом они понимают любую социальную норму, которая фактически регулирует общественные отношения; Если это норма –морали, религии, корпоративная норма – фактически регулирует общественные отношения, то это право! У многих социологов право это прочитывается между строк. b. Для них право – это правоотношение. Они рассматривают право в динамике – отношения между людьми – динамика, это «жизнь права» - право в правоотношения. Если норма мертвая, то и правоотношений не возникает. c. Право – это акты суда, в целом правоприменительные акты (акты административных/судебных органов) 7. Социолог права признает важную роль суда в поиске подлинного, реально действующего права. Для социолога права – суд – главный орган правотворчества, то, от чего зависит право прежде всего. Значение социологического позитивизма Справедливо указал на недостатки юридического позитивизма. Подчеркнул ограниченность формально-догматического метода. Изучив только Конституцию не изучишь государство. Социологический позитивизм справедливо указал на несовершенство правоприменительной деятельности и помогает устранять слабые места в правоприменительной деятельности, потому что одно дело норма закона и другое дело – как ее понимает или применяет правоприменитель. Существенно расширил проблематику теоретико-правовой науки. Расширил за счет ориентирования ее за счет содержательного наполнения правом. Юридический позитивист смотрит на текст как на совокупность норм. Социолог права ищет социальную роль норм – кому они выгодны, кто их принял и т.п. Социология права способствовала перевороту в сторону эмпирических, конкретно социологических исследований. Социология права стимулировало формирование междисциплинарного подхода к изучению права. Для социолога права характерно изучать право на стыке юриспруденции, философии, социологии и т.п. Есть достоинства и недостатки у каждой школы. Безбрежно расширяется понятие нормы права – получается, что любая социальная норма – норма права. Но очевидно, что государство «карает только за нарушение нормы права, а не всех подряд социальных норм» - социологи права на это не смотрят. Достоинство же в том, что они говорят, что право – это то, что реально работает. Можно сколь угодно говорить, что эта вот норма НПА – это право, но если она не работает, то никакое это не право, а так – декларация, словоблудие. Лассаль – есть формальная и реальная конституция. Реальная есть даже в древнем обществе – это реальная расстановка политических сил в обществе. Если формальаня и реальная не соответствуют друг другу, то формальная – это просто бумажка. У нас Конституция 1993 г. – зафиксировала новый статус кво! Все шло к тому, что будет полномасштабная приватизация. И одна из базовых целей – подтвердить итоги приватизации, подтвердить новых хозяев жизни. И вот в этом смысле наша Конституция роль выполняет. По многим позициям наша Конституция – это фикция, фиговый листок. Но по некоторым позициям – выполняет свою главную роль. Евгений Эрлих 1862-1922 Это ученый, это Австро-Венгрия, работал адвокатом. В общем-то занимался научной деятельностью пока работал адвокатом – изучал споры, изучал естественную жизнь. Преподавал в университете им. Франца-Иосифа. 1901 – декан юрфака. 1906 – ректор. Основное сочинение 1913: «Основы социологии права». Основатель социологической школы права. Не скажешь, что написал много. Но он один из первых, кто написал подобный труд. Важно быть первым. Задачи его труда: 1. На основе эмпирических исследований показать непосредственную связь права с обществом; 2. Доказать существование живого права –то, которое реально регулирвает отношения. Что должна изучать социология права · Нормы права · Фактические правоотношения · Институты общества и их функционирование · Этнические особенности общества и социальных институтов · Позитивное право и практика его применение · Правосознание населения Предмет куда более широкий, нежели у юридического позитивизма. Допустим, есть задача написать НПА. Понятное дело, что и формально-логический подход тоже будут использовать. ГК РФ когда писали думали про то, какой эффект будет долен произойти от такого акта – те..нужно подумать и как социолог права. Но доминирующий – формально-логический подход. Зовут юристов – нужен такой акт, который бы развивал рыночную экономику – и пишут. Понимание общества Важно что такое общество. Общество – это совокупность институтов, характерных наличием собственной системы социальных норм. Нет общества вообще, нет морали вообще. Есть институты, государства, семья – общество структурируется по институтам и каждое имеет свою нормативную систему. И это правильное понимание. Любое общество по сути так и строится. Что он говорит о сочетании союзов (институтов) между собой? Общество состоит из институтов – специфика ощеста определяется спецификой институтов. Следовательно, есть взаимная связь, взаимный компромисс между институтами. Компромисс внутри института и между институтоами. Нормы – компромисс общесоциальный. Норма – это правило поведение, которое готово соблюдать большинство людей. Нормы – это правила в целом, которые люди готовы соблюдать. Нормы – они в принципе возникают снизу, из этих союзов, говорит Эрлих. Они не падают с неба на землю, самими союзами,самими людьми создаются эти норм Государство Это по сути военнизированная организация, которая не имеет прямых связей с правом. Для Маркса же государство – это диктатура класса. А право – это норма, которую принимает этот класс для своего господства. Для Маркска- право – это функция государство. У Эрлиха прямой связи нет. Естественно-правова школа говорит – государство – это фукнция права, оно нужно, чтобы защищать право. Эрлих же говорит, что они имеют разное происхождени
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.024 с.) |