Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые учения эпохи Возрождения

Поиск

Никола Макиавелли, Томас Мор, Жан Баден.

Допустим, вопрос про Макиавелли – нужно рассказать и про Возрождение. Нужно знать что такое либерализм, что такое социализм и т.п. Рассказываешь про Локка – будь готов рассказать про либерализм!

Важнейшие понятие надо знать.

Возрождение - это исторический и культурный период стран Западной и Центральной Европы 14-16 веков, характерный возвратом к античным гуманистическим ценностям.

Т.е. это не просто возраждение античных ценностей, а именно гуманистических. Античность – Древняя Греция и Древний Рим (в узком смысле).

Европа с самого начала перемалывает эти античные ценности. И перемалывает до 18 века – до тех пор пока не возникла самостоятельная европейская наука. Древний Рим и Древняя Греция – это образец был.

В 14-15 века идет ломка Римской Католической Церкви – идет ломка феодализма, идет ломка средневекового религиозного сознания. В этом также суть Возрождения.

На дрожжах римской и греческой культуры взращена была средневековая наука.

Особенности мировоззрения эпохи Возрождения.

1. Пантеимз

Пан – всеобщность чего-либо. Отождествление природы и Бога. Т.е. в эпоху Возрожения не найдешь атеиста, но ощущение такое, что кульутра выходит за границы РКЦ. Предполагается, что Бог – это не нечто иррациональное и не понятно, а то, что можно понять разумом. В политической и правовой мысли это тоже проявляется – если у Фомы философия – это служанка богословия, то философия начинает получать свое место.

2. Антропоцентризм

Антропос – человек. Это воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Ему противопоставлен теоцентризм. Авторы, которые пишут о Боге – для них он в центре, социальные проблемы – на периферии.

В эпоху Возрождения становится в центральное место человек. Что такое человек и т.п. В эстетической, политической мысли и т.п. Это освобождение сознания от религии. Миро политики меряется не мерками религии, а мерками человека. У Фомы – критерий справедливости – Бог. То здесь другой подход – с позиции человека – удобно/не удобно и т.п.

3. Гуманизм.

Это воззрение и направление эпохи Возрождения, рассматривающий человека как ценность, как деятельное, творческое существо.

Сравнимо с теоцентрическим мировоззрением. У Фомы есть целый том о человеке. Но человека они рассматривают с позиции того по Богу человек живет или нет.

Гуманистические ценности – иная система координат. Меряют все потребностями человека! Не гсударство, не Бог – человек в центре интересов.

Гуманизм встретим во всех человеческих культурах, даже какие-нибудь дикие племена в Африке – там тоже гуманизм (основа человеческого коллектива). Гуманизм в Европе получает другие формы. Правовое государство – это последствие гуманизма.

Народ – это люди. Каждый из нас. И мы можем стать жертвой произвола со стороны государства. Поэтому устанавливается система гарантий, чтобы защитить человека от власти. Гуманизм – чтобы человеку было удобно.

Пенитенцианая система очень показательная – в Германии, во Франции и сравни с тем, что есть у нас. Человек, даже преступник – это по-прежнему человек. А у нас если ты попал в СИЗО – не известно, что выйдешь оттуда живым, и тем более не известно, выйдешь ли оттуда здоровым.

В штатах пожещще, но все-равно лучше, чему у нас.

Гильотина. Есть фильм Дантон – там показывают как отрубают голову гильотиной – это проявление гуманизма своего рода – без мучений тут же умереть. А до этого – с конечностей начинали, а потом уже голову.

Видел Жуков сюжет – о турецкой бане. Отличная вещь – все очень подробно объясняли. Там 55 градусов жары только. В русской бане, сказал турок, сидеть не возможно (90 градусов). Вот это специфика русского человека.

4. Индивидуализм.

Что это такое?

Это мировоззренческая позиция, принцип, согласно которому признается приоритет интереса индивида над коллективным интересом, благо человека считается высшей целью, а социальные институты и группы средством его достижения.

Индивидуалист – (утверждение Жукова) – вся западо-европейская культура базируется на этом качестве. Северные Германские племена – специфический антропологический тип. Психоологическая черта – стремление к индивидуализму. В разных кульурах индивидуализм – разное значение.

Но индивидуалист – это эгоцентрист. Он понимает, что его интересы имеют большее значение, чем общие интересы. Это рефлекс человека, понимание его самоценности.

Индивидуализм – системообразующее качество западноевропейской культуры. Вопрос о свободе совести возник именно на западе! На западе этого нет. В экономике – частная собственность. В политике – идея парламента, идея личного участия в управлении страной. Демократия, экономика, культура, религия.

В 19 веке возникает экзистенциализм – индивидуализм становится проблемой. Французы, немцы, американцы – не любят говорить о своих проблемах, они замкнуты. Почему в США развит психоанализ? Так как они свои проблемы решают не с соседями, друзьями, а у психиатр.

Майкл Дукатис – был кандидат, который в открытую признавался, что у него есть свой психиатр. Для нас вообще дико признать даже, что ты на учете в психиатрическом учреждении стоишь.

Европейская культура индивидуалистическая. Славянофилы много правильного говорили. Они говорили, что их культура разъедена индивидуализмом.

Социализм на западе, который приобрел социал-демократии и социализм в России – он разный. Даже рабочий немец и русский рабочий, член РСДРП – разные люди, хоть идеология одна и та же.

Никола Макиавелли

Годы жизни: 1469-1527.

Это эпоха средневековья, это феодальная раздробленность. Никола во Флоренции.

В 15-16 века род Медичи – банкиры. 1498-1512 возникает на короткий период у них республика (медичей разогнали). В это время Никола стал восребован. Совет 10 был, Никола – секретарем при нем. Выдающие организаторские способности.

Когда медичи возвращаются – его арестовывают, но благодаря заступностью Папы и друзей – выпустили и отправили в деревню. Что-то пишет, просит вернуть его в политику. Вернули, но потом снова ушел. Потом умер.

Это человек находился в гуще политической жизни. Значительную степень своей работы пишет отталкиваясь от своего опыта.

Сочинения.

Макиавелли – выдающийся мыслитель. Но не сказать, чтобы он считал своей профессией писать. Писал он урывками, пока не занимался политической деятельностью. Писать для него – просто приятное проведение времени.

Это не летописец Нестор. Написал он не то, чтобы очень много, лучше сказать (по сравнению с другими авторами), что количеством он не поражает (да и качеством тоже).

1513-1514 «Государь» (1532 г. – опубликовали). Лоренцо Медичи – ему Никола посвятил эту работу. Он пишет из деревни для того, чтобы вернуться. Это было наставление, как надо было бы управлять страной. Тоже такая конъюнктура.

«Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Тит Ливий – древенримский историк. Макиавелли берет первые 10 книг Тита Ливия и комментирует. Это перелапачиваение римской истории.

«О военном искусстве», «Письма» и т.п. В основном он ссылается на римский опыт. Делает выводы для себя – работает в жанре историка.

Он не теоретик, нет у него таких работ, как у Гоббса, Локка и т.п. Просто чистая теория. Нужно между строками выискивать, сопоставлять – тогда получится политический взгляд Макиавелли.

Но! Всегда спрашиваешь себя – за счет чего Макиавелли становится таким известным? Во всех курсах политических учений он есть. Одна из центральных фигур, хотя на фоне Аристотеля он смотрится посредственно.

1. Во-первых, он выдающийся ум.

Очень важно оказаться в нужно время, в нужное место – написать нужную книгу нужному читателю.

1860-1904 – Чехов. Появись он сейчас, что бы было? Людей, писателей стало очень много – сейчас Чехову, Толстову было бы тяжело пробиться.

Макиавелли написал книгу Государь. Руководство к действию для того, чтобы захватить власть и ее использовать. Там есть откровенный цинизм. Что такое Средневековая Европа? Это ханжеская культура (средневековая христианска) – т.е. делается одно, а делается другое.

Власть всегда захватывали грязными средствами. Понятно, что там всегда были убийства, козни политиков. Но писать об этом, рекомендовать это – было не принято. Макиавелли на полном серьезе говорит, что так делают и так и надо делать.

Такой цинизм обратил на себя внимание современников. Одним из способов остаться в истории – травмировать общественное мнение. Эпатажно вышел – и волна пошла. Это один из способов. Приглашенные тексты никому не нужны.

Это не всегда так, но это запоминлось. Книга была долго запрещена, потом попала в индекс запрещенных книг Папы.

Есть схожий аналог – «Лолита» Набоков. Лолите – 12 лет (хотели 15 лет поставить, но Набоков отказался менять). США того периода – ужасно ханжеская страна. Протестанты (конкретнее – пуритане). Без Лолиты Набоков – остается Набоковым. Сразу же слава другая. Но это был расчет на это.

А у Николы – было именно желание обратить на себя Лоренцо Медича.

«Рассуджение о первой декаде Тита Ливия» - это чистая история. Римляне делали так, нам бы так тоже можно.

Мировоззрение Макиавелли

В значительной степени происходит разрыв с религиозным сознанием. Абсолютно светский писатель. Он критикует провиденциализм – (промысел Божий) – для христианина – это основа, все предопределно, будет 2-е пришествие.

Он использует термин фортуна – между волей человека и судьбой. Т.е. многое дело случая, но от человека очень много зависит.

От религии – чисто прагматическое значение. Рим – язычество. Храбрость воспитывало, раскрепощало человека. А вот РКЦ – показала свою слабость, не может объеденить Италию. Православие – его аскетизм вредит человеку.

Политические мысли

1. Политика как опытная наука

Макиавелли выступает как естествоиспытатель – изучает мир политики. Собирает факты и пытается выявить закономерности. Пытается понять закономености развития государства, законодательства, власти и государствао.

Критерий истины – опыт. В значительной степени эмпирический подход в мире политике. Он стоит в основе соверменной политической науки.

2. Понятие государства

Нужно выискивать между строк. Считается, что Макиавелли впервые используется государство как некий институт (понятие, привычное нам). Его даже переводяд как «респеублика», «властный институт».

Что такое государство для Макиавелли – это институт, обладающий огромной ценностью. Он постоянно говорит о значении единого государства для Италии. Он – патриот. Он хочет, чтобы государство было сильным, чтобы больше враги не тревожили. И внутри организовать и организовать оборону.

Это состояние властвующих и подвластных. Государство – политический процесс – задержание власти, эта некая технология.

Это не только аппарат, это и народ. Важнейших компонент государства – государственная власть.

Цель государства – защита личности и обеспечение безопасности.

Невнятно, но объясняет образование государства. Вначале люди жили разрозненно. Потом размножились, а потом объединились и поставили во главе самого храброго. Наивно, но ему это и не было интересно. Его технология власти интересовала.

3. Форма государства

Не очень его интересует это. Но их много – т.к. это результат борющихся сил – конфликты разные и т.п.

Факторы влияющие на это – разные – политика, местоположение и т.п.

Классификация форм государства:

Правильные

Монархия

--

--

Неправильные

--

--

Распущенность

Как у Платона. Цель государства – общее благо и благо государства, соблюдеиие закона, безопасность граждан.

Макиавелли продолжает Платона и Аристотеля, отчасти развивает их.

И вторая классифиация – монархия и республика.

Монархия – в экстримальных ситуациях позволяет аккумулировать ресурсы. На стадии раздробленности монархия была бы очень кстати. Но она перерастает в деспотию.

Республика – это очень не плохо, выборность Николе нравится. Но она не сможет объединить Италию – перерастает в охлократию.

Идеал – смешанная форма.

Политическое искусство

Вот только этому, технологии власти, и посвящены работы Макиавелли.

«Цель оправдывает средства» - макиавеллизм. Не он первый это придумал, но к нему приклеилось это как клеймо. Идея – крупная цель (государственная цель) оправдывает средства. Современная политика это ой как принимает. Аморальная политика? Это как? У политики просто своя мораль.

О праве

Говорит в основном в прикладном значении.

Право – это орудие силы и власти. Соблюдение законов – средство уважения общесвтенной безопасности.

Т. Мор

Годы жизни: 1478-1535 гг.

Родоначальник социализма, представитель утопического социализма. Утопический социализм – это Энгельс ввел. Томас Мор – социалист в нашем понимании.

Это крупная фигура. Сделал головокружительную карьеру, вырос из обычной среды. Работал адвокатом. Сблизился с Генрихом VII. Его делали Лордом-канцлером Англии, что было абсолютно странно! Он не был дворянином, но ему его дали.

Генрих VII борется за власть с РКЦ и начинает возглавлять англиканую церковь. Т. Мор – католик, верен Римскому папе.

Генрих VII разводится – ему запрещают. Создает свою церковь и ему должны были присягнуть. Т.Мор откалася. Его поймали и приговорили к смерти. «Вернуть его при содействии констебля в Тауэр, тащить через весь City – замучать до полусмерти, оскопить, разрезать живот и сжечь его органы … а потом голову на видное место поставить». Лорд-канцлер отказывается присягнуть своему монарху, что вы тут хотите. И т.к. Генрих VII – друг Томаса. И ему просто голову отрубили.

Основные сочинения: «Утопия». Название длинное «Весьма полезное, а также и занимательное, поистине золотая книжечка о … об острове Утопия … Т.Мора гражданина и шерифа славного г. Лондона».

Т. Мор – государственный муж, литература для него забава. Почему Т.Мор вошел историю? «Утопия» - маленькая книжечка. Т.Мор, по мнению Жукова, раскрутился за счет социализма 19 века – социалисты берут себе на заметку таких авторов. Для Европы это имеет значение только в том, что он в основе социалистических учений.

Истоки Утопии. Почему нам интересен Т.Мор?

Это истоки европейского социализма.

Это развитие капитализма. Огораживание – сгоняет с земель, много бедноты, начинается в Англии капитализм на селе. Социализм в Европе возникает потому что появляется капитализм.

Идейные истоки – Платон «Государство», новый завет, гуманисты.

Социализм Т.Мора появляется как рекация на развитие капитализма. Два такие вот важные направления – социализма и либерализм (это идоелогия, политическая практика, которая предполоагает наличие рыночной экономики и демократии в политике).

Социализм и либерализм развиваются параллельно. И у своих истоках – это враги. Либерализм и социализм потом начинаются сближаться. «Правовое социалистическое государство». Но у истоков – они антподы.

Социализм – это реакция на капитализм – жестокий, циничный, человеконенавистнический. Для того времени социализм – это движение вперед. Т.Мор выступает как типичный реакционер, предлагает затормозить капитализм.

1917 – Петр Бергардович Струга. Она правильно оценил большевистской революции 1917 г. –это реакций почвенных сил в России, это реакция на развитие капитализма. Русский мужик (90% крестьян в РФ) не захотел жить в условиях рынка. И вот типичное советское общество товарища Сталина – это типичный русский социализм. У крестьянина в СССР – паспорта не было, получили в начале 1960, он даже выехать никуда не мог. Как крепостной.

Работы Т.Мора:

1. Меньшая;

Критикует феодальное общество. Жадность, извращение РКЦ.

2. Большая

Как, по мнению Т.Мора, должны быть организовано общество. Это базовые элементы социализма.

Организации жизни острова «Утопия» (его нет, утопия – то, чего нет)

Важно посмотреть на организацию экономики. Что он предлагает:

1. Коллективная собственность;

2. Коллективное распределние;

3. Имущественная равенство;

4. Сделки отменены меджу лицами (как у Платона по 1 проекту)

5. Потребление золота внутри страны – ограничено;

6. Обязатлеьный производительный труд для всех (один из принцпиов социализма);

Есть физический и умственный труд. Но он обязательный. 6-часовой рабочий день.

7. Первичная ячейка общестав – семья.

От 10 до 6 взрослых – городская семья. От 40 взрослых – сельская семья.

Политический строй сами смотрим

Право и правосудия

Должно быть поменьше законов и попроще. Должны быть высоко нравственные люди – религия и мораль!

Религия

Религиозные люди. Допускаются атеисты, но им нельзя проповедовать свою религию.

Жан Баден

Это Франция.

Годы жизни - 1530-1596 гг.

Отчасти историк, отчасти политический мыслитель. Юрист, работал прокурором. Был он еврей – в средние века они изгои. Гугентов (французские кальвинист) против католиков.

Он был скрытый протестант и был внешне католиком.

Основной труд – «6 книг о республике (6 книг о государстве)».

Чем Жан Баден известен – он автор теории государственного суверенитета.

Теория народного суверенитета появляется позже. Ослабляется власть Римского папы, формируются новые государства. Нужна новая теория –он ее создал.

Признаки суверенитета по Бадену:

1. Абсолютность;

Никаких препятствий, никаких ограничений на территоири страны;

2. Надзаконность;

Нормальное суверенное государство само принимает решение что принять, что отменить (какие законы);

3. Постоянство

Суверенное государство – это государство, которое использует свою влатсть на неопределенный срок. Сколько сможет рельно удержать.

4. Единство.

Суверенитет отличается таким свойством как единство. Он неделим. Нельзя на территории одной страны взять и отдать часть государства цекрви, герцогу и т.п.

С точки зрения классической теории суверенитета федерация – выглдятит странно.

Формы реализации государственного суверенитета?

1. Издание законов

2. Решине вопросов войны и мира

3. Назначение должностных лиц

4. Действия в качестве суда в последней инстанции

5. Помилование

6. Чеканка монеты

7. Определение мер и весов

8. Взимание налогов

То, что Баден говорит о суверенитет применимо и сейчас. Но у власти суверенной есть ограничения:

1. Суверен связан законами: божественными, естественными, общечеловеческими (мораль);

2. Суверен не может вмешиваться в дела семьи;

Как по Аристотелю – союз семей – основа.

3. Суверен не вправе нарушать принцип веротерпимости (вспомни гугеноты vs католики);

4. Суверен не вправе облагать налогами без согласия подданных.

Формы государства

Смотрим сами.

28.02.2012 г.

Как гуманизм связан с Макиавелли?

Гуманизм задает некий общин фон – то, что к человеку больше внимания. Макиавелли верит в силу человека. Конечно, когда он предлагает физически уничтожать конкурентов – это не гуманизм.

Т.Мор – он же выступает за социальные гарантии, чтобы они не умерли с голоду.

Эпоха буржуазных революций

Характеристика эпохи

Буржуазные революции – это специфическая среда и мы больше нигде не найдем схожей ситуации. Каждый народ, каждый регион проходит свои уникальные этапы. Европы – это уникальный регион. Возрождение, греко-римская культура, капитализм – все уникальное.

Эти буржуазные революции такие же больше нигде не появились – ни в России, ни в Азии.

С XVI века Европа идет от феодализма к капитализму.

4 Революции:

1. Конец XVI – начало 17 Нидерландская

2. 2/3 17 века – английская

3. Конец 17 века – великая французская буржуазная революция

4. Революция в США, связанная с борьбой за независимость.

Голландская революция – хилая, больше локальная. Английская революция – сильнее, но тоже локальная. Но она создает правовые документы важные и механизм государственности.

И ВФБР – это колоссальная революция!

Чем английская революция отличается от ВФБР?

В английской формулируются основные механизмы, которые потом будут реализованы в других странах. ВФБР – там нет такой оригинальности, но она очень кровавая. Значение ВФБР – куда более заметное.

Когда приходит к власти Наполеон – возвращается абсолютизм. Но ВФБР, Наполеоновские войны повлекли установление буржуазных порядков в захваченных им странах.

После 15 года Европа к концу 19 века становится нормальной буржуазной Европой. Значение ВФБР – ломает при помощи войны феодальный порядок.

Американская – специфическая революция.

В этот период происходит становление капитализма и либерализма.

Капитализм – общественный строй, основой которого является рыночная экономика.

Либерализм – политическая идеология и общественная практика, включающая в себя 2 компонента: правовое государство и рыночную экономику.

Либерализм и капитализм – это термины совмещающаяся. Капитализм – это практика, либерализм – это и идеология и практика.

Сам термин либерализм очень многозначный. У нас и Екатерину II и Александра II и славянофилов называют либералами.

Либерализм – это то, что возникает в качестве последствия революций.

Основные этапы:

1. Эпоха буржуазных революций – 17-18 века. Возникают основные институты буржуазной государственности;

2. Эпоха свободной конкуренции;

Чем она характерна? Она характерна невмешательством государства в экономику.

Два лозунга: «свобода промышленной и торговой деятельности» = буржуазии очень тесно в рамках абсолютизма. Буржуазии нужны единые правила не территории всей страны (а лучше и за территорией этой страны).

Ф. Лассаль – государство «Это ночной сторож» - смотрит за соблюдением основных принципов и т.п.

Это т период характерен полным отсутствием социальных гарантий для работников. Работников эксплуатируют как животных – платят ему лишь бы он выживал. Начинает формироваться буржуазное правовое государство.

3. Последняя треть 19 века – первая половина 20 века (до середины 20 века).

С конца 19 века Европа и весь мир входят в эпоху империализма. Ленин этот термин использует, но его придумал Гобхаурс, Гобсон и т.п. Важно то, что сам термин изобрели буржуазные теоретики.

В чем суть эпохи империализма? Там принципиально меняется механизм западной государственности и рыночной экономики. С конца 19 века государство начинает активно вмешиваться в экономику. Государство начинает бороться с кризисами (их признают социальным злом). Государство занимается антимонопольной политикой.

Что еще важного? Государство устанавливает социальные гарантии для трудящихся. Эти гарантии выбиваются на баррикадах. Государство просто так не дает эти гарантии, с кровью выбивали эти гарантии. Вот так делали социальное государство.

Вот эти 2 вектора определяют этот период.

4. 2 половина 20 века.

Возникает правовое социальное государство. Есть термин – правовое государство, есть термин социальное государство, есть термин правовое и социальное государство.

Буржуазное, правовое государство становится в этот период еще и социальным. Берет на себя широкие социальные гарантии – пенсии, бесплатная медицина, бесплатное образование. Сейчас термин социальное государство – очень популярное. Скандинавские страны приводят в пример.

И забывают сказать, что это буржуазные государства. СССР тоже давало социальные гарантии, но оно не было правовым.

Либеральная идеология начинает вбирать в себя социализм. Если исходя из истоков либерализм был антиподом социализму (буржуа vs. рабочие), то в конце 20 века либерализм и социализм начинают соединятся.

Либерализм возникает в Европе – правовое государство, рынок появились тут. А потом волнами колонизации и т.п. – идет дальше либерализм. Это движение последних нескольких веков.

Это доминирующая политическая сила современного мира. Как считают многие коммунисты – либерализм до сих пор «бьет и разрушает Россию». Есть авторы, которые считают, что рынок враждебен России, идя прав человека враждебна России.

17-18 века – это т.н. эпоха Просвещения. Что такое эпоха Просвещения – это эпоха, когда господствует мировоззрение, согласно которому идеи правят миром, а в основе развития социальных институтов лежит развитие общественного сознания.

Почему это так называется? Потому что происходит повсеместный отказ от теоцентрического мировоззрения, господствует культа знания, культ просвещения. Наука становится светской. Наполеон сделал свое дело. Буржуазия на тот момент – это самый прогрессивный класс (как и сейчас). Она не просто идеи свободы и равенства несла, но и идеи Просвещения – свободу совести и т.п.

Идеи просвещения подразумевают идеалистический взгляд на историю (а не материалистический, как у Маркса). Изменение в сознании меняет ход истории (а у Маркса – изменение в материальном мире первично).

Нужно менять сознание и тогда меняется все остальное.

Характеристика политико-правовой мысли этого периода

1. Рационализм

Это философская мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.

Термин часто встречается. Что имеет в виду в более конкретном плане. Истинное знание – мы можем получить не из опыта, а из разума (априорно там все заложено). В то время и эмпириков было много, но рационализм в то время господствовал. Государство и право тоже рационалистически воспринималось.

Рационализм предполагал построение общественных наук по принципам математики и естествознания. Это тоже проявление рационализма.

Естествознание и математика –точны, систематичны, рационализированы. Гоббс, Монтескье пытаются разложить все по полочкам. Стремление к очень формализованному тексту, немного наивно, но это было полезно. Педантизм свойственен к западному европейцу. Гуманитарные знания пытались выглядеть «научно». Гуманитарные термины присвоили себе термин «наука». Хотя назвать историю или психологию наукой – это большая натяжка, конечно. Это наука, но очень специфическая наука, ее с физикой не сравнишь.

Рационализм предполагал идею естественного порядка. Считалось, что весь мир пронизывает некая универсальная причинно-следственная связь. Все друг с другом связано. Природа, животный и человеческий мир – им свойственен естественный порядок, нет следствия без причины.

Гуманитарий пытался рассуждать как физик или химик, пытался рассматривать даже историю в контексте причинно-следственных связей. Где еще Маркс и остальные со своими теориями (возьми те же теории формаций).

Принципиальная разница между гуманитарными науками и естественными: если сегодня человечество забыло все гуманитарные знания, но сохранило технические, то человечество будет жить.

Но если человечество забудет технические знания, но сохранит гуманитарные, то оно рухнет!

Весь прогресс – от технических знаний. Технические знания делают рывок, а мораль и естествознание – на уровне «неандертальца».

Жуков говорил, что профессор один пишет «а вы знаете, почему такое изобилие продуктов в США и так хорошо работают демократические институты? Потому что там социология преподается везде и давно». Наивно!

Юриспруденция – это среднее между наукой и искусством. Чтобы написать закон какой нужен специалист? Вот пример – есть хирург без научных степеней с золотыми руками, а есть доктор медицинских наук. Лучше операция сделает хирург без научных степеней.

В чем разница между студентом мехмата МГУ и юрфака МГУ? Любой студент мехмата МГУ – получит образование юридическое, но далеко не любой студент юрфака сможет получить это техническое образование.

На западе нужны талантливые специалисты в области биологии, социологии, математики и т.п.

Культ разума. Это означает, что любой автор, который писал о государстве, обществе, политике, апеллирует к разуму, а не к Богу.

Преобладает вера в безграничные возможности разума.

Создание и рождение идеи некой всеобщей гармонии, которую сможет открыть разум. Разум поможет открыть некие законы, которые будут идеальными.

Отсюда приходят идеи утопий. В 19 и 20 веке и до сих пор они появляются. Но любая теория строится на неких аксиомах. Человек – такое существо, что ломает любую из теорий.

Если говорить об образовании, то самое лучшее – историческое. Чем философ, социолог, политолог отличается от историка? Философ, социологи, политологи оперируют схемами. А историк знает факты, которые ни в одну теорию не вписываются! Любого на лопатки положит.

2. Антитеологизм.

Что это значит? Авторы, которых мы будем рассматривать свойственно либо нейтральное отношение к религии либо критическое.

Есть кое-какие атеистические идеи, но нет атеистов как таковых! Вот Маркс, Бакунин, которые были позже – вот это атеисты, а авторы этого времени – не атеисты.

В чем антитеологизм выражается? Вместо атеизма появляются:

· Пантеизм

Отождествление Бога и природы. К чему вело такое мировоззрение. Бог вроде как терял свои абсолютные качества. Бог вроде как развивался по естественным законам – это «копают» под теизм!

· Деизм

То такое мировоззрение, которое предполагает, что в основе всего мира был Бог, но потом мир развивается самостоятельно.

Все авторы, о которых мы будем говорить – они либо пантеисты, либо деисты.

Деист размышляет так: «Когда-то мир создал Бог, но потом мы сами развиваемся, так что надо изучать историю реального государства и права, а не апеллировать к религиозным тектсам».

3. Антиисторизм

Это значит, что рассуждения ученых сплошь и рядом противоречат фактам истории и их это не заботит.

Например, феодальное общество отрицалось как противоестественное, как общество, которое противоречило законам природе, разума, порядку вещей. Это была идеологическая догма.

Она нужна была для того, чтобы обосновать падение абсолютизма.

Поздняя античность – 6-8 век нашей эры возникает феодализм, 17-18 век – феодализм терпит поражение. 1000 лет просуществовал феодализм! Феодализм как способ производства – уникальный, который обладал тысячелетним потенциалом. Феодализм в Европе – не такой, как в России.

Феодальное, сословное общество было сцеплено в единое целое. И вдруг выясняется, что феодализм (и абсолютизм) противоречит природе человека. А до этого 1000 лет не противоречило?! Но авторов заботит другое – обосновать приход к власти буржуазии. Чисто идеологические задачи.

У многих авторов просматривается мысль – после того, как феодализм падет, власть монарха будет ограничена, можно будет установить общество «всеобщей гармонии». Т.е. после феодализма будет чуть ли не «царство божие на земле». Это тоже антиисторизм – как будто бы до тебя тысячу лет на основе крови и конфликтов было развитие, а после тебя – все будет хорошо?!

4. В этот период для авторов, которые занимались обществом, государством и правом были характерны 2 теории:

· Теория естественного права

· Теория общественного договора.

В основе всех рассматриваемых нами авторов этого периода лежи одна из этих двух теория. Просто есть специфика.

Теория естественного права

Примерно так все и думают: право – это совокупность идеальных норм, которые присущи человеческому сознанию от рождения, т.е. априорно, и не зависят от внешней политической действительности.

Какие ключевые идеи мы можем выделить?

· Что значит «идеальные нормы» - это нормы, которые содержатся в сознании человека. Они нигде не записаны, мы можем просто взять их из своего сознания посредством мышления.

· Идеальные нормы – это неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Появляется человек и у него уже есть такие права.

· Вот это вот представление человека об идеальном праве на зависит от того, где человек родился –в условиях деспотии или более-менее демократии, на Востоке или на Западе – не важно. Не важно даже признание этих прав государством.

Эта теория предполагала дуализм права и закона.

Право в данном случае это некое должное право, а если конкретно – права человека. Законы – позитивное право, которое исходит от государства. И авторы эти 2 права противопоставляют. Надо, чтобы позитивное право соответствовало праву естественному.

Как эта теория работала против абсолютизма в интересах буржуазии?

Феодальное право – это сословное право для дворян, для крестьян, для свяещнников и т.п. Право «лоскутное» - имело значительное отличие от территории, неравное право.

Что говорило право естественное – все люди равны! И это равенство провялятся в правах человека – мы все твари Божьи, мы все равны в правах.

И это ломало феодализм. Буржуазный строй строится на принципах свободы (строю что хочу и где хочу) и равенства (я рабочий –продаю свою рабочую силу, а ты, капиталист, покупаешь ее). Капиталисту мешало крепостное право, прикрепленные к земле крестьяне нужны были капиталистам в виде рабочих.

Считалось, что феодализм противоречит естественному праву, а значит феодализм должен быть низвергнут и должны новые взаимоотношения между людьми установлены.

Идеи теории естественного права можем найти даже в античности, но как теория, как идеология – возникла именно в 17 веке.

Чем обществоведческая наука отличается от идеологии – идеология – это совокупность идей, которая направленная на отстаивания идей какой-то группы, государства и т.п. А дело науки – это поиск истины.

Наивно считать, что у тебя есть некоторые права, которые являются неотчуждаемые.

Кому были выгодны эта идеология? Буржуазии! В конце 80-ых был Моссовет. Жуков помнит Гавриила Харитоновича Попова, который говорил, что взятка – это нормально, это смазочный механизма, чтобы работала государственная машина хорошо. Попов стал мэром Москвы.

Глава ЮКОСА (один год условно получил) по Москве бросался на амбразуру за Попова. У нас те же либеральные лозунги были. Либеральная демагогия о правах и свободах человека. Люди зарабатывали собственность, деньги, они понимали на что идут. Не удивительно, что так за Попова выступали.

Понятно, что у человека есть ощущение самоценности. Право на жизнь – даже это фикция. Государство объявит войну – оденет на солдат шинели и бросят вас как пушечное мясо. Будешь выступать – трибунал и расстрел.

Но все же у человека есть предсталвение о ценности своей жизни, инстинкта самосохранения. Его жизнь, здоровье, мускулы принадлежат обществу, а если конкретно – государству.

Возьмите цыганский табор – какие там естественные права? Не принес денег – порка. Завтра своруешь лучше. Жизнь человека в первобытном племени принадлежит этому племени, а не ему самому (сейчас

Теория общественного договора

Теория, которая даже в 19-20 века имела огромное значение. Пакты ООН и т.п. – буржуазные страны разрабатывали эти акты. Буржуазная идеология нынче – самая влиятельная. Эти страны самые сильные в военном и экономическом плане. Весь остальной мир подчиняется.

Возьми 50 Африканских стран – там в каждой стране есть Конституции и там есть у каждой раздел про права и свободы. Почему они это там написали? Потому что понимают, что их запад съезд! Как будто бы они так яро выступают за права человека…

Жизнь человека – высшая ценность – это полный абсурд! Это никогда так не было! Наша статья в Конституции – абсурд. Высшая ценность – интересы большинства!

Освобождения самолета, захваченного террористами. 30% гибели среди заложников – это успех. Если большинство освобождаешь, а меньшинство погибает – это успех! С большинством шутить нельзя, большинство не станет это терпеть.

УК РФ – это то, в чем заинтересовано большинство, чтобы людей всех и тебя конкретно не убили как скот на улице.

Эти идеологии часто ломают страны. Попробуй скажи, ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.028 с.)