Исследование нарушений мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование нарушений мышления



Нарушения мышления часто встречаются при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления патогномоничны для шизофренического процесса и наиболее ярко проявляются при проведении патопсихологического обследования. Характерны такие симптомы как: соскальзывание, разорванность, разноплановость мышления, опора на латентные признаки и другие.

Основными методами исследования мышления являются тесты на классификацию, исключение, выделение существенных признаков, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, проблема Эверье, пиктограмма.

Методика "Классификации" применяется для исследования процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. Впервые она была предложена K.Goldstein (1920) для исследования больных с афазиями. Модифицированная методика включает набор карточек с изображением животных, растений и предметов. Изображения могут заменяться надписями. Предлагается разложить карточки на группы так, чтобы они содержали однородные предметы и могли быть названы обобщающим словом.

Оцениваются: 1) число этапов, затраченных на окончательную классификацию предметов (выделяются три группы - животные, цветы, неодушевленные предметы); 2) принципы классификации.

Особенности мышления:

Конкретное мышление - если обследуемый объединяет предметы в конкретные ситуационные группы (например, пальто со шкафом, «пальто вешают в шкаф»).

Излишняя детализация - если обследуемый выделяет дробные группы (например, «одежда зимняя, летняя, одежда на выход»).

Опора на латентные признаки - если в классификации делается упор на незначимые, скрытые признаки понятий (например, в одну группу объединя­ются автобус и слон т.к. оба «большие»).

На основании методики классификации понятий возможно подтверждение клинически выявляемых специфических расстройств мышления. Конкретность мышления может подтверждать наличие органически обусловленных психических расстройств, склонность к излишней детализации - эпилептический характер ассоциативных нарушений, опора мышления на латентные признаки - нарушения мышления шизофренического спектра.

Методики "Исключения", "Обобщения понятий", "Выделения существенных признаков", "Аналогии" применяются для определения особенностей мышления при различной психической патологии.

"Исключение понятий" позволяет оценить уровень процессов обобщения и исключения, способность выделять существенные признаки предметов. Существуют вербальный и невербальный варианты методики.

Предлагается из четырех предметов/слов исключить один предмет или слово, которые не подходят к остальным, сходным по общему для них признаку. Анализ методики сходен с методикой классификации понятий.

Примеры стимульного вербального материала:

КОШЕЛЕК ПОРТФЕЛЬ ЧЕМОДАН КНИГА

ЧАСЫ ВЕСЫ ОЧКИ ТЕРМОМЕТР

ИНЕЙ ПЫЛЬ ДОЖДЬ РОСА

ЛОДКА ТАЧКА МОТОЦИКЛ ВЕЛОСИПЕД

САМОЛЕТ ГВОЗДЬ ПЧЕЛА ВЕНТИЛЯТОР

БОЧКА БАБОЧКА ТРУБА ОЧКИ

ЯБЛОКО КНИГА ШУБА РОЗА

Для проведения невербального варианта необходимы наборы карточек, содержащих изображения четырех предметов.

Примеры невербального стимульного материала:

Карточки с изображениями 1) 3-х часов различной формы и монеты; 2) катушки ниток, ножниц, наперстка, курительной трубки; 3) часов, аптекарских весов, очков, термометра; 4) зонтика, военной фуражки, барабана, пистолета; 5) тумбочки, кровати, шкафа, этажерки; 6) собаки, гуся, лошади, телеги.

Важно отношение обследуемого к допущенным ошибкам - сам заметил или с помощью исследователя. Доступны ли ошибки коррекции.

Методика "Выделение существенных признаков" выявляет понимание обследуемым главных и второстепенных признаков предметов и явлений. Характер выделения признаков свидетельствует о преобладании абстрактного или конкретного стиля мышления. При выполнении методики необходимо к слову, стоящему перед скобками выбрать два слова (признака) предмета или явления, расположенные в скобках и являющиеся неотъемлемыми признаками слова перед скобками.

Примеры стимульного материала:

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

"Ассоциативный эксперимент" используется для оценки качественной специфики мышления. Тест также применяется в психоаналитических целях, для исследования высшей нервной деятельности. При проведении исследования предлагается привести первую пришедшую на ум ассоциацию на предъявляемые слова.

Возможные наборы слов:

1. вариант: шкаф --, город --, сват --, ветка --, перо --, воробей --, кролик --, свеча --, рама --, дорога --, платье --, чернила --, туфли --, кошка --, помидор --, нитка -, тетрадь --, солнце --, подушка --, день --, доска --, улица --, пила --, карандаш --, стакан.

2. вариант: хлеб --, лампа --, пение --, колесо --, красота --, война --, воздух --,развитие --, звонок --, пещера--, бесконечность --, луна --, брат --, лечение --, топор --, падение --, обман --, голова --, сомнение --, игра --, цель --,глубина --, народ --, трава --, ссора --, бабочка --, поиск --, печаль --, совесть --.

3. вариант: огонь --, сад --, смех --, лес --, красный --, платье --, север --, любовь --, вечер --, радость --, сон --,хлеб --, дело --, болезнь --, труд --, брат --, обида - гроза --,муж --, весна --, стол --, прошлое --, честь --, космос --, здоровье --.

При анализе результатов исследования учитываются: латентный период (в норме от 0,5 до 2 сек.), качественные характеристики ответов.

По качеству ответов речевые реакции делят на:

высшие речевые реакции (общеконкретные, индивидуально-конкретные, абстрактные);

примитивные словесные реакции (ориентировочные, созвучные, отказные, экстрасигнальные, междометные, персеверирующие, эхолалические);

атактические реакции (соответствующие диссоциированному мышлению).

У больных шизофренией преобладают атактические (еда - крот) или созвучные (народ - урод) реакции. Это обусловлено особенностями расстройств мышления при данном заболевании, ассоциациями по созвучию и так далее.

Адекватным выполнение исследования считается, если высшие речевые реакции составляют 98-100 %, среди них общеконкретные 68-72 %, индивидуально-конкретные 8-12 %, абстрактные - 20 %, низшие, атактические и многословные реакции отсутствуют.

Методика Эббингауза позволяет оценить стройность и продуктивность мышления.

Обследуемому предлагают заполнить пробелы в рассказе:

Стал дед очень стар. Ноги у него не..., глаза не.... уши не..., зубов не стало. И когда он ел, у него текло изо.... Сын и невестка перестали его за... сажать и давали ему...за печкой. Снесли ему раз обедать в..., он хотел ее подвинуть, да уронил на..., чашка и.... Стали тут... бранить старика за то, что он им все в... портит и... бьет.

Целенаправленность мышления оценивается с помощью методики " проблема Эверье ". Для анализа предлагается следующий отрывок текста:

Существуют различные взгляды на ценность жизни. Одни считают ее благом, другие - злом. Было бы правильнее держаться середины, потому что, с одной стороны, жизнь приносит нам меньше счастья, чем мы желали бы сами себе, с другой стороны, - ниспосылаемые нам несчастья всегда меньше того несчастья, которого нам желают в душе другие люди. Вот это-то равновесие и делает жизнь вполне выносимой, вернее, до известной степени справедливой.

Анализобразов "Пиктограмм" позволяет судить о характере ассоциаций обследуемого.

Оцениваются: 1) особенности выполнения рисунков (величина, завершен­ность, их обрамление, подчеркивание, наличие уточняющих ли­ний, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям); 2) расположение рисунков на листе; 3) принципы запоминания; 4) оригинальность или стандартность.

Выделяют варианты изображений:

Стандартные образы - если рисунки совпадают с культурально обусловленными (например, изображение флагов, шаров для запоминания понятия «веселый праздник»).

Атрибутивные образы - если при изображении понятий используется принадлежность к чему-то, то есть преобладают рисунки, отражающие неотъемлемую часть понятия (например, изображение блюд, ассоциирующихся с «вкусным ужином»).

Конкретные образы - если рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия «болезнь»).

Метафоры - если при изображении понятия используются конкретные образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»).

Индивидуально значимые образы - если при изображении понятий используются значимые для данного человека образы (например, ребенок на понятие «счастье»).

"Органичность" графики - если в рисунках преобладают незаконченные линии, штриховка в тех случаях, когда предполагается завершенность (круг), повторные линии, персевераторные включения.

Грубая органическая графика - если преобладают макрографии, подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.

Геометрические изображения - если понятия запоминаются с помощью геометрических фигур.

В норме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные образы.

Для органических поражений головного мозга характерны стереотипии, упорядоченность, подчеркнутая аккуратность изображений, незавершенность линий, штриховка, подчеркивание, обрамление изображений. При шизофрении преобладают вычурные, абстрактные образы, буквенное изображение, геометрические фигуры, атипичное расположение рисунков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.114 (0.018 с.)