Исследование экспрессивной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование экспрессивной речи.



а) Спонтанная диалоговая речь.

Предъявляются вопросы, которые предусматривают короткий, односложный ответ (типа «да»,»нет», «хорошо», «плохо») и развернутый. Вопросы затрагивают обыденную жизнь.

При анализе полученных ответов учитывается способность понимать обращенные вопросы, поддерживать диалог. Отмечается характер мимики, жестов. В ответах рассматривается их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота ответов, различия в ответах на эмоционально значимые и индифферентные для испытуемого вопросы.

б) Автоматизированная речь.

Просят перечислить числовой ряд (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20), перечислить месяцы в году.

Учитывается возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски составляющих элементов, персеверации, парафазии.

в) Повествовательная (монологическая) речь.

Пересказ коротких рассказов вслух после прочтения их экспериментатором, составление предложений или короткого рассказа по любой сюжетной картине.

При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранена нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту, понимание смысла рассказа.

Отмечаются возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизмы, преобладание в речи глаголов, вводных слов или существительных, характер парафазий, их изменчивость.

г) Исследование отраженной речи.

- Повторение изолированных гласных звуков (а, о, у, и, е, ю)

- изолированных согласных звуков (эм, эр, рэ, с, д, к)

- слогов триграмм (лив, кет, бун, шом, тал, гис)

- серий трех сложных гласных звуков (аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо)

- серий оппозиционных слогов (ба-па, па-ба, ка-ха, са-за)

- различение изолированных гласных звуков и их серий (а-у-у-а-у-а)

- дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний (да-та-да-да-та-та)

- повторение простых и сложных слов (дом, работа, водопровод, полководец, стратостат)

- повторение предложений и серий слов, не связанных по смыслу (дом-лес, луч-мак, сон-бег, ночь-план-лист)

- повторение серий слогов триграмм (бун-лец, кет-лаш, зук-тиз, рел-зук-тиз)

- повторение серий слов, название реальных предметов, частей тела, изображений предметов

- название действий (топор-рубить, ножницы-резать, пистолет-стрелять)

 

д) Исследование понимания обращенной речи и понимания словесных значений.

Для этого просят объяснить значение и смысл отдельных слов:

- простых команд (закрыть глаза, показать язык, поднять руку);

- флексивных отношений (ключ-ручкой, ручку-ключом, ручкой-ключ, ключом-ручку);

- понимания отношений между предметами, выраженными одним предлогом и наречием места (положите ручку под книгу, над книгой, справа от книги),

- двумя предлогами (положите тетрадь в книгу, но под ручку);

- понимание конструкций родительного падежа (отец брата и брат отца, сын сестры и сестра сына);

- интравертированных конструкций (Я позавтракал после того, как прочитал газеты. Что я сделал раньше?);

- проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо).

 

е) Оценка фонематического анализа. Определение количества букв в словах, первой и последней букв в слове, анализ слова по одной или двум фонемам (если произносится слово, котором есть звук «с» или «с» и «р» - поднять руку).

Нарушения речи:

Речевой напор - патологическое речевое возбуждение с непрерывной потребностью говорить.

Вычурная речь - использование необычных, малопонятных, часто не подходящих по смыслу слов, сопровождающихся манерной жестикуляцией и гримасничаньем.

Зеркальная речь (эхолалия), - непроизвольно повторяемые слова, услышанные от окружающих.

Монотонная речь - расстройство речи, при котором отсутствуют (или крайне незначительны) изменения интонаций.

Обстоятельная речь - замедленная речь, с излишне подробным изложением маловажных и несущественных деталей.

Олигофазическая речь - обеднение словарного запаса, грамматического строя и интонаций.

Парадоксальная речь - преобладание противоречивых по смыслу высказываний.

Персевераторная речь - многократное повторение одного и того же слова или оборота речи, невозможность подобрать необходимые слова и обороты для продолжения речи.

Пуэрильная речь у взрослого - напоминает лепетание, картавость и интонационные особенности детской речи.

Рифмованная речь - наполнена всевозможными рифмами, которые используются часто в ущерб смыслу.

Скандированная речь - это расстройство речи, при котором говорят медленно, раздельно произнося слоги и слова.

На основании вышеперечисленных методик нейропсихологического исследования возможно выявление следующих синдромов нарушений высших корковых функций:

Эфферентная (вербальная) моторная афазия - дефект речи в виде нарушений плавности артикуляционной речи, грубой персеверации, неспособности проанализировать услышанные или произносимые слова, неудержанием речеслухового ряда, отчуждением смысла слов. Часто эти нарушения сопровождаются потерей плавности речи с затруднениями в приступе к слову, напряжением, запинаниями, смазанностью произношений.

Локализация очага при эфферентной моторной афазии преимущественно в задне-нижних отделах премоторной области левого, доминантного по речи, полушария головного мозга («зона Брока»).

Динамическая афазия проявляется скудной, свернутой, стереотипной речью без произносительных затруднений. Речевая инициатива оказывается резко сниженной в сочетании с тенденцией к использованию речевых штампов. Автоматизированная речь нарушается незначительно или чаще не нарушается. Также мало нарушенными оказываются номинативные функции речи, однако они отчетливо проявляется в диалогической и спонтанной речи в виде поиска нужного слова. Отраженная речь обычно остается сохранной, но может пострадать воспроизведение многосложных предложений. Понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается незначительно.

Выделяют 3 уровня речевых поражений:

- на 1 (уровне замысла) спонтанная речь может отсутствовать, диалогическая осуществляется только с опорой на вопрос;

- нарушения 2 уровня отчетливо проявляются в монологической речи, составлении предложений к сюжетных картинкам, пересказе текста, составлении рассказа на заданную тему, невозможности трактовки пословиц, идиоматических выражений. Ошибки обусловлены дефектами синтаксиса, вербальными заменами и даже персеверацией (на 1 и 2 уровне динамической афазии грубо нарушается коммуникативная функция речи - больные не задают вопросов и не стремятся рассказывать о себе);

- 3 уровень характеризуется экспрессивными аграмматизмами: ошибками в согласовании слов в роде и падеже, глагольной слабостью и неправильным употреблением гла­гольных форм, отсутствием предлогов, общей бедностью речевого высказывания.

Динамическая афазия, как самостоятельная форма речевой патологии, возникает при очагах поражения мозга кпереди от «зоны Брока» (задние отделы извилины и медиальной поверхности левого полушария).

Афферентная (артикуляционная) моторная афазия характеризуется кинестетической апраксией, приводящей к системному дефекту на артикуляционном, лексическом и синтаксическом уровнях.

Клинически это проявляется отсутствием всех видов экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи и чтении про себя.

Очаг поражения локализуется в левом полушарии (у праворуких) в нижних отделах задне-центральной области с большим или меньшим вовлечением передних отделов теменной доли.

Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) сенсорная афазия - нарушения экспрессивной и импрессивной речи. Спонтанная и диалоговая речь в зависимости от степени выраженности нарушается от степени «словесной окрошки», представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обедненной речи. Нередко наблюдается логорея и склонность к речевой расторможенности.

Экспрессивная речь без произносительных затруднений, интонационно выразительная и эмоциональная. Отмечаются изменения грамматической структуры речи. Речь больных изобилует глагольными формами, вводными словами, наречиями, при относительной малой представленности существительных. Грубо нарушена отраженная речь - отмечаются повторения отдельных звуков, слов и предложений. Понимание ситуативной речи тотально нарушается лишь при грубой степени афазии. В большинстве случаев сохраняется возможность понимания отдельных слов и простых команд.

Очаг поражения локализуется преимущественно в задне-верхних отделах 1-й височной извилины левого полушария («зона Вернике»).

Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая) афазия - нарушения номинации. Функция называния может нарушаться в большей или меньшей степени, причем отчетливой разницы в назывании предметов и действий нет. Трудности называния выражаются увеличением латентного периода припоминания, вербальными заменами, реже литеральными или отказом от ответов. Иногда называние заменяется описанием назначения предмета или ситуацией, в которой он встречается. Нередко конкретное название изображения предметов заменяется их обобщенным понятием. Наблюдаются затруднения в нахождении нужных слов или выражений. Произносительные нарушения речи не отмечаются.

В классификации А.Р.Лурия выделены две формы афазии, связанные с поражением височно-теменной области левого полушария (у праворуких): амнестическая и семантическая. Если очаг поражения распространяется в каудальном направлении и захватывает теменно-затылочную область, то могут возникнуть специфические нарушения чтения и письма (оптическая алексия и аграфия).

Семантическая афазия в отличие от акустико-мнестической и амнестической афазии проявляется наличием грубого избирательного импрессивного, реже - экспрессивного аграмматизма, проявляющиеся в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями. Больные плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа. При этом сохраняется способность читать и писать.

Преимущественная локализация очагов поражения - область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

Исследование письма

- Списывание коротких фраз

- Письмо букв, слогов, слов и фраз под диктовку

- Запись автоматизированных энграмм (речевых стереотипов).

Примеры: Собственное имя, отчество, фамилия, адрес.

Аграфия - нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки.

Исследование чтения.

- Чтение слогов, слов, идеограмм, выполненных разными шрифтами.

- Чтение простых предложений и коротких рассказов, газетного текста.

- Чтение «зашумленных» букв.

Алексия - расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста.

Выделяют: Вербальную алексию - нарушение понимания смысла фраз и отдельных слов. Литеральную алексию - нарушение узнавания отдельных букв, цифр и других знаков.

Исследование счета

- Чтение, называние, написание предложенных чисел.

- Автоматизированные счетные операции (таблица умножения).

- Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел.

- Письменный счет.

- Решение простых задач. Пример: Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько она тратит за неделю?

- Серийный счет (от 100 отнимать по 7, от 200 по 13; поочередно отнимать от 30 то 1 то 2).

Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия. Встречается при поражении теменной и затылочной долей доминантного полушария головного мозга.

О птическая акалькулия - связана с нарушениями зрительного восприятия и воспроизведения близких по графической структуре цифр Встречается при поражении затылочной области коры больших полушарий головного мозга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.024 с.)