Этническая и культуральная интерпретация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этническая и культуральная интерпретация



Целый ряд психических функций зависит от расовых и культурных, в том числе религиозных, особенностей, а также от экологии. Поэтому следует оценивать то или иное проявление как «расстройство» с учетом данных зависимостей. Например, степень откровенности пациента может зависеть от соответствия его языка, веры данным характеристикам у врача. Мутизм, кажущиеся искажения инстинктивной деятельности (отказ от пищи, сексуальных связей и так далее) может быть связан с табу или постом, специфическое чувство вины, ответственности и восприятия мира у человека религиозного не позволяют пользоваться рядом психотерапевтических воздействий, например, гипнозом. Переживания умерших рядом с тем, кто их утратил, мифопоэтичность в восприятии мира и в мышлении (сопричастность, вера) могут психиатром ложно трактоваться как расстройства восприятия и мышления. Описан ряд этнопсихопатологических синдромов, которые встречаются в одних культурах в яркой форме, а в других в стертой. Ниже приведены некоторые из них.

Susto-синдром. Описывается в Южной Америке. Характеризуется депрессией, тревогой, отказом от пищи, нарастающим страхом. В последующем возникает ощущение погружения души в глубины Земли, далее следует опустошённость. Встречается в детском и подростковом возрасте, возможна индукция и имитация одержимости. Связан с культом мёртвых, воспринимается как одержимость духом умерших. Внешнее поведение напоминает кататонический и депрессивный ступор.

Whitico. Описан у индейцев Кри, Сальто. Остро возникает ощущение физического превращения в мифологического монстра whitico, который поедает людей. Поведение сопровождается регрессом и наклонностью к каннибализму. В продромальном периоде - депрессия. Эпидемии расстройства связывают с голодом. Жертва первоначально может обратить внимание на отсутствие или повышение аппетита, желудочно-кишечные проблемы, это вызывает страх и психоз.

Voodoo, zombi. Синдром относится к поведению “живых мертвецов”. В Африке, где прослеживаются корни религии вуду, умерший неанга становится зомби, если причины его смерти не выяснены колдуном; элементы вуду описаны у дагонов, фанги, заир. Аналогом зомби является упырь (мертвец-вампир), нападающий на людей и животных, вследствие вселения в человека нечистой силы. Среди креолов Гаити существует тайное общество вуду. Согласно этнобиологической гипотезе “зомбификация” выглядит следующим образом: жертва получает, нередко во время праздника и совместной трапезы, порошок, содержащий высушенную рыбу, в печени которой содержится тетродотоксин. В порошке содержится строго определённая доза токсина, которая не вызывает смерти, но замедляет метаболизм, внешне это состояние выглядит как глубокий сопор. Жертву хоронят, но затем колдун её раскапывает и даёт галлюциноген, содержащийся в грибах. Сбор грибов осуществляется у воды, омывающей кладбище. В момент дачи галлюциногена производится чтение директивного текста, который парализует волю жертвы и она отдаётся в рабство на плантацию сахарного тростника.

Anfechtung. Психоз, описанный у индейцев провинции Манитоба. Проявляется как избегание социальных контактов с чувством вины за неправильное исполнение религиозных обрядов. Возникает уверенность в соглашении с дьяволом и одержимость им. Активное стремление к самоубийству. Психосоматические симптомы тревоги и депрессии.

Chisara chisara. Психоз у шона Южной Африки. Разнообразные психотические симптомы возникающие, по мнению жертвы, под влиянием ведьмы, ощущение вселения чёрной силы и острое переживание вины. Под влиянием болезни пациенты уходят в лес и живут там одни. У шона описан также ebenzi -состояние, связываемое с одержимостью ведьмами, но проявляющееся в бессвязной и, вероятно, насильственной речи и немотивированных поступках, иногда после этих приступов происходит своеобразное просветление и приступ описывается жертвой как одержимость злой силой.

Ghost sickness. Психоз, распространенный у индейцев киова-апачей и навахо. У апачей он проявляется во время траура по умершему. Жертва становится гиперчувствительной к звукам и прикосновениям, которые связывает с контактом с умершим или призраками умерших предков. Жертва опасается, что если она обернётся и посмотрит за плечо, призрак её обездвижит. Иногда возникают эпилептические припадки, каннибалистические фантазии и многочисленные ипохондрические жалобы. У навахо этот психоз протекает иначе. Все симптомы связываются с заговором ведьм. Страх возникает после тягостных сновидений, утрачивается аппетит, возникает затруднение дыхания и слабость, иногда слуховые галлюцинации. Каждый из симптомов указывает на “силу ведьмы”.

Gila kena hantu. Встречается у малайцев. Одержимость злым духом, сопровождающаяся слуховыми истинными и псевдогаллюцинациями. Приступы неистовства. Убеждённость в сверхчеловеческих физических возможностях.

Hsieh-ping. Описано у китайцев Тайваня. Заболевание начинается с периода депрессии, протекающей с классическими симптомами. Далее возникает ощущение одержимости и управляемости, нарушается ориентация, возникает тремор и глоссолалия. На высоте психоза - зрительные и слуховые галлюцинации.

Mal(de)ojo. Состояние “сглаза зла”, описанное в средиземноморском регионе, а также у испано-язычного населения Латинской Америки. Характеризуется нарушениями сна, плачем без видимой причины, поносами, рвотой. Состояние индуцируется у женщин и детей, которые боятся покидать своих родителей, связывается с одержимостью злым глазом. Сходным состоянием у этой же популяции является mal puesto, при котором многочисленные психологические и соматические состояния протекают на фоне тревоги и связываются с одержимостью или порчей конкретной ведьмой.

Mamhepo. Описано у шона южной Африки. Вера в то, что мимика управляется ведьмой, которая обращается в змею. Взгляд становится застывшим и немигающим.

Phii pob. Вера в одержимость духом у жителей Таиланда. Отмечается застывание, напоминающее кататоническое, падение без судорог. Бессознательное поведение, сжимание и скрежет зубами, ригидность мышц, нечленораздельные выкрики, несдерживаемые рыдания.

Pissu. Отмечается у жителей Цейлона. Переживание одержимости духом (духами) ассоциируется с чувством комка в желудке, гидрофобией, с невозможностью стоять и сидеть, ощущением холода в теле, зрительными и слуховыми истинными и псевдогаллюцинациями, диссоциированным мышлением с растерянностью.

Ruden sinoso. Одержимость духом ведьм на Сараваке. Жертва замерзает, дрожит и постоянно стремится к огню, застывает у огня на длительный период, отказывается от питья и воды. Внешне поведение выглядит как кататоническое.

Sin-byung. Одержимость духом умерших предков в Корее. Первоначально возникают соматические (соматоформные) симптомы, дрожание, анорексия, желудочно-кишечные нарушения, бессонница, тревога. На этом фоне - фазы дезориентировки, слуховых галлюцинаций.

Tawatl ye sni. Психоз у индейцев сиу (Дакота). Возникает острое чувство сепарации и утраты, ощущение общения с мертвыми, чувство одержимости духом умерших, тоска, мысли о смерти и суицидальные идеи, повышенная жажда.

Zar. Описан в Иране, Судане, Египте и Эфиопии, отдельные случаи в Средней Азии. Внешние признаки диссоциированного поведения, разорванная речь, высказывания об одержимости духами, прыжки и импульсивные танцы. Возбуждение сменяется апатией и отказом от еды. Описаны импульсы к немотивированному убийству.

Piblokto. Психоз у эскимосов, который иногда также относят к арктической истерии. Психоз длится до 2 часов. Пациент (чаще женщины), начинает кричать и срывать на себе одежду. Имитируется крик птиц или животных, пациент бегает по льду или катается по снегу, далее состояние амнезируется. Психоз связывается с вселением духа зла. Типологически напоминает диссоциативные психозы. Вероятно, при данном психозе поведению пациента приписываются черты одержимости, хотя он сам этого состояния не переживает.

Amok. Синдром, описанный в Малайзии, Индонезии, Австралии, Китае, близкие расстройства отмечаются и в Европе. Встречается при депрессии, эпилепсии, параноидных психозах. Состоит из следующих симптомов: продромальной тоски, гомоцидальных акций, начинается внезапно после стресса или оскорбления, завершается полной амнезией.

Mirriri. Близкий амоку синдром, описанный в Африке и Океании, аналоги есть и в Европе. Поведение после обвинения в инцесте следует аффективное сужение сознания, оглушение, агрессивная акция, которая направлена не на обидчика, а на предполагаемый объект инцеста. Является вариантом переадресованной агрессии.

Lo’u. Поведение, описанное в Меланезии. Демонстративная суицидальная акция (прыжок с пальмы) после публичного обвинения в скотоложестве. Сопровождается депрессией и сужением сознания.

Coro. Описан как у мужчин, так и у женщин в Северо-восточной Азии, у негров США, в Индии и в единичных случаях у народов Европы. Заключается в остром переживании сморщивания, втягивания в живот и уменьшения в размерах полового члена или больших половых губ. Наблюдается в рамках диссоциативных расстройств, депрессий и шизофрении.

Latah. Наблюдается в Малайзии, Филиппинах, Западной Сибири, Северной Америке и Африке. Характеризуется повышенной внушаемостью, склонностью к мимической имитации, в частности смеха и плача. Эпидемии повышенной внушаемости, сопровождающиеся индукцией идей отравления, также близки к данному синдрому.

Икотная болезнь. Эпидемическое диссоциативное расстройство характерное для севера Европейской части России. Звуки и движения икоты, ассоциируется с попаданием чего-либо в горло, чаще волоса, в результате «сглаза». Индукция чаще распространяется среди женщин и нередко приводит к агрессии по отношению к предполагаемому источнику «сглаза».

Пороблено. Эпидемическое диссоциативное расстройство, характерное для юга и юго-востока Украины. Протекает как индуцированная депрессия с диссоциативными чертами у женщин, которая связывается с действием порчи, сглаза, «сделанности» (пороблено).

Психический вампиризм. Психоэнергетические переживания в результате погружения в магические ритуалы. Особенно характерны в периоды эпидемической увлеченности паранормальными явлениями и психоэнергетикой. Пациенты убеждены в обмене энергией между ними и окружающими, «чувствуют» и диагностируют внутренние органы окружающих и их духовные сущности в форме аур.

Описаны также многочисленные черты сходства диссоциативных (истерических) эпидемий и хилиастрических (мессианских) движений. В структуре традиционной культуры большинство этнопсихопатологических расстройств считается нормативными и корригируется религиозными ритуалами. Отношение собственно религиозных течений к психиатрии весьма различается. В частности, во многих африканских странах, например Нигерии пациентом занимается как шаман(знахарь) так и психиатр одновременно, таким образом шаман выполняет роль культурального психолога и психотерапевта. Христианство негативно относится к энергетическим и шаманским практикам и акцентирует внимание на неразделимости души и тела. Процесс терапии понимается как путь осознания греха и покаяния.

 

Возрастная интерпретация

Все психические функции развиваются в онтогенезе в указанной последовательности:

(0-1 мес.)

Сенсорные реакции: Тактильные, на боль. Начало зрительного и звукового сосредоточения.

Двигательные: Флексорная мышечная гипертония, все безусловные рефлексы.

Речь: Звуки, связанные с криком, сосанием, кашлем.

Психика: Фрагментарность прослеживания и кратковременность фиксирования предмет. Выражено ротовое внимание. Преобладают отрицательные эмоции в виде крика, усиления двигательной активности при голоде или дискомфорте.

(1-3 мес.)

Сенсорные реакции: Зрительная фиксация становится четкой и длительной, слежение за предметом в горизонтальной плоскости. Ребенок узнает лицо матери, реагирует на грубые звуки. Вкус - сладкое, горькое, соленое. Дифференцирована реакция на болевые раздражители. Развивается зрительно-моторная координация. Слежение за игрой рук, вздрагивание при громком звуке. На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический комплекс оживления.

Безусловные рефлексы со второго месяца угасают.

Двигательные функции: Снижение флексорной гипертонии, нарастает объем движений, разведение рук, недлительное удерживание игрушки, задевание, толкание ее. На спине ребенок сгибает голову, тянется вперед - эта реакция особенно выражена перед кормлением. При виде яркой игрушки вначале происходит зрительное сосредоточение, затем оживление и вскидывание рук.

Речь: Гуление, единичные гласные звуки, цепи звуков. В момент гуления общие движения ребенка притормаживаются.

Психика: Комплекс оживления. Положительные эмоциональные реакции. Улыбка. Беспокойство при появлении нового. Фиксация взора на неподвижном предмете, на движении в разных направлениях. К 3-м мес. ребенок поворачивает глаза и голову к источнику звука.

(3-6 мес.)

Сенсорные реакции: Активная, длительная фиксация взгляда на предмете, возвращение к нему, прослеживание его во всех направлениях. Начало бинокулярного зрения, ориентировочные реакции (зрительная и слуховая ориентация в пространстве). Появляются любимые игрушки. Развиваются зрительно-моторная координация, манипулирование предметами, дифференцированный вкус. Характерен короткий латентный болевой период, определение локализации тактильного раздражителя.

Безусловные рефлексы заторможены, за исключением сосательного рефлекса.

Двигательные функции: Нормальный мышечный тонус, активные руки, переворачивание со спины на живот, на бок. Ребенок очень хорошо держит голову, сидит. Активизация тактильного анализатора (ощупывание), заменяется зрительным - рассматривание собственных рук. Развивается произвольное захватывание предметов, совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация.

Речь: Гуление, согласный звук "М", тональность, лепет. Начинает варьировать тон голоса.

Психика: Активный комплекс оживления, лежа на спине, ребенок дотягивается до игрушки, где бы она не была. Дифференцированы эмоциональные реакции, жесты, появляется избирательная улыбка. Игры становятся более длительными и постоянными (тянется за кубиком, находит упавшую игрушку).

(6-9 мес.)

Сенсорные реакции: Преобладает бинокулярное зрение. Дифференцируется локализация слуховых, зрительных, тактильных раздражителей. Ребенок узнает лица и голоса знакомых.

Двигательные функции: Полное развитие выпрямляющих рефлексов туловища - удержание равновесия, выпрямление, вращение. Ребенок хорошо сидит, ползает, стоит у барьера. Развиваются тонкие движения руки и пальцев, повторные подражательные движения. Движения рук контролируются зрением. Развивается не только захват, но и умение разжать кисть, захватить двумя пальцами мелкий предмет, сложить пирамидку.

Речь: Активное развитие лепета, ба-да-ма. Интонации удовольствия, неудовольствия. Ребенок повторяет звуки окружающих, копирует их интонацию. Лепет и жест являются средствами общения.

Психика: Подражание жестам. Находит глазами названных членов семьи, отчетливо реагирует на появление чужих, тянется к людям. Характерно активное манипулирование предметами, (стучит ложкой), требует внимания. Реагирует на обращенную речь (где часики?).

Патология: Безразличие к общению с взрослыми, чрезмерная выраженность и длительность реакций страха, общий комплекс оживления и отражательная улыбка (при задержке).

(9-12 мес.)

Сенсорные реакции: Развито бинокулярное зрение. Ребенок дифференцирует голос, лица, музыку, реагирует на запахи, локализует боль (дотрагивается рукой до места укола), различает пищу по виду. Начинает распознавать все большее число объектов, геометрические формы.

Двигательные функции: Совершенствование ползания на четвереньках, стояния, ходьбы, совершение реципрокных действий. Продолжается совершенствование функции руки - захват предметов полным противопоставлением большого пальца, активация движений одной рукой, чаще правой.

Речь: Эхолалия слогов, понимает интонации чужих, копирует их. Голосом выражает просьбу, эмоциональные реакции удовлетворения. Произносит 5-6 лепетных слов. Понимает обращенную к нему речь, отвечает действием на словесные просьбы.

Психика: Различает окружающих. Выражено речевое оживление, игровая манипулятивная и предметная деятельность. Подражает действиям "ладушки - сорока", пьет из чашки, может есть ложкой, понимает обращенную речь. У ребенка дифференцированы эмоциональные реакции и мимическая активность.

Отличительные черты этого периода - интенсивное развитие понимания обращенной речи, дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций, развитие манипулятивной и предметной деятельности. Формируются первые представления, предопределяющие категорию наглядно-действенного, а затем и образного мышления.

Формирование психических функций в значительной степени зависит от условий среды и воспитания. Для развития восприятия предметов окружающего мира большое значение имеет согласованность движений руки и глаза и ассоциированности с двигательными реакциями - кинестетическими, проприоцептивными.

(12-24 мес.)

Сенсорные реакции: Развивается дифференциация формы и пространства. Безусловных рефлексов нет.

Двигательные функции: Развиваются статическое равновесие, устойчивая походка. Ребенок ходит по лестнице, ударяет по мячу, строит башни, листает книги. Отмечается правильная последовательность действий (играет в песочнице) помогает при одевании.

Речь: Объем 50-70 слов. Понимает имена, названия лиц и предметов, личные местоимения, "здесь и сейчас". Появляются 2-3 словные предложения, преобладают восклицания.

Психика: Ребенок понимает обиходную речь. Характерны активные игры (строит башни из 2-3 кубиков). Дифференцированно относится к окружающим. Проявляет интерес к детям. Воспроизводит форму круга, треугольника, квадрата, имитирует круговые линии, может показать 4-5 частей тела (схема тела).

(24-36 мес.)

Сенсорные реакции: Доминирует правый глаз. Правильно распознаются симметричные одновременные изображения и раздражители, дифференцируется масса, форма, цвет, величина предметов. Происходит дальнейшее формирование схемы тела и восприятия пространства, ребенок складывает картинки из 2-3 частей.

Двигательные функции: Ходит с предметом в руке, самостоятельно ходит по лестнице. Бросает мяч и ловит его. Сохраняет равновесие. Разворачивает конфеты. Рисует вертикальные и горизонтальные черточки, круги. Начинает самостоятельно есть, используя ложку и вилку.

Речь: Развернутая, фразовая. Запоминает стихи и короткие сказки.

Психика: Понимание обиходной речи, содержания сказок. Начало формирования причинно-следственных связей - объединяет предметы по форме, величине, цвету. Ребенок активно общается с окружающими при помощи речи. Появляется чувство "я". Это период становления регулирующей функции речи. С появлением речи весь предшествующий сенсомоторный этап психического развития ребенка поднимается на новый уровень. Объектом мысли ребенка становится не только конкретное восприятие, но и возникает возможность оперировать представлениями. Поведение ребенка активно и целесообразно. Он постоянно чем-то занят, появляются сюжетные игры и игры с перевоплощением. Действия ребенка начинают подчиняться определенной цели, формируются волевой акт и функция активного внимания. Уже в этот период формируются особенности поведения девочек и мальчиков, чувство половой принадлежности. Эмоции адекватны, ярки и дифференцированы. Характерны разные оттенки эмоциональных переживаний.

Упрощенно схема онтогенеза моторики выглядит следующим образом: в 1 месяц ребенок должен поднимать подбородок, в 4 месяца - сидеть с поддержкой, в 7 месяцев - сидеть без поддержки, в 9 - стоять, взявшись за опору, в 10 - ползать, 11 - идти, взявшись за руку, 14 - стоять без поддержки, 15 - ходить и бегать.

Согласно J.Piaget стадии когнитивного развития включают сенсомоторный период (0-2 года). В этом периоде происходит моторное развитие и манипулирование объектами, начинается символическая репрезентация и возникает речь. Предоперационная стадия (2-7 лет) характеризуется развитием языка, формированием наивного реализма, отсутствием консервативности, нелогичностью мышления и эгоцентризмом. Конкретно-операционная стадия (7-13 лет), в этой стадии формируются концепции, возникает понимание правил, дифференциация себя и мира, морализм, но пока отсутствует абстрактное мышление. После 13 лет возникает формально-операционная стадия с развитием абстрактного мышления, манипулированием абстрактными концепциями, построением гипотез и творческим использованием языка.

K.Kolberg описывает стадии морального развития: I уровень (преморальный), состоит из 2-х ступеней. 1 ступень существует в модусе наказания и повиновения. На этой стадии происходит понимание, что повиновение позволяет избежать наказания. 2 ступень связана с наивным инструментальным гедонизмом, а правильное поведение ассоциируется с вознаграждением. II уровень (ролевой конформизм), состоит из 3-й ступени, на которой возникает мораль хорошего мальчика(девочки), ассоциированная со старанием избегать неодобрения и отсутствия любви. На 4-й ступени импрегнируется закон и авторитарность морали, связанные с избеганием авторитарной цензуры. III уровень (собственные моральные принципы) - 5 ступень, ассоциированная с моральными договорами, индивидуальными правилами и демократичностью. Здесь формируется согласие содействовать процветанию общества. 6 ступень - мораль индивидуального сознания связана с избеганием самоосуждения и снижения собственной ценности.

H.S.Sullivan (1953) считал, что индивидуальное поведение и развитие личности является результатом отношений человека с другими людьми (интерперсональных отношений). Компонентами развития являются тревога, удовлетворение потребностей, безопасность, система Я, включающая понятия «хорошего и плохого Я»,а также отрицание того, что Я совершил.

Все психопатологические и нозологические особенности различаются в зависимости от возраста. Хотя в МКБ 10 детскому и подростковому возрасту посвящены отдельные разделы, тем не менее, многие нозологические единицы могут наблюдаться в любом возрасте. Например, при шизофрении детского возраста трудно выделить отдельные типы болезни, аффективные расстройства у подростков часто протекают с агрессией, за которой скрывается депрессия, существуют значительные различия в органических нарушениях в детстве, среднем и позднем возрасте. Возрастная периодизация должна учитываться не только при диагностике, но и при терапии, так детям и старикам следует назначать более низкие дозы психоактивных веществ, поскольку они вызывают у них синдром «загруженности» с минимальными расстройствами сознания.

Для детского возраста относительно специфичными являются синдром детского аутизма, синдромы патологических страхов и фантазий, синдром олигофрении, синдром психического инфантилизма и гипердинамический синдром, синдром привычных действий. Для подросткового возраста более типичны синдромы дисморфомании, анорексии, гебоидности, нарушения поведения. Все синдромы детского и подросткового возраста могут рассматриваться как дизонтогенетические (В.В.Ковалев, 1978), и они указывают на три основных механизма патогенеза:

1.Задержка развития - этот механизм характерен для умственной отсталости и задержки развития,

2.Асинхрония развития, которая характеризуется тем, что задержка развития одной функции приводит к гиперкомпенсации другой функции. Этим механизмом можно объяснить развитие аномалий личности.

3.Регресс, как возврат назад к онтогенетически более ранним этапам, отмечается при большинстве неврозов, в частности фобиях и шизофрении.

Для позднего возраста, как возраста инволюции относительно специфичны хронические формы бреда «малого размаха», когнитивные и эмоциональные расстройства, в том числе депрессии, в результате сосудистой и атрофической патологии мозга, собственно симптомы когнитивного дефицита. До сих пор неясно, существуют ли болезни, специфичные для конкретного возраста или это возрастные фазы одного заболевания, например, аффективного расстройства, шизофрении и так далее, окрашенные возрастной физиологией и психологией. Психический и морфологический онтогенез состоит из критических и литических периодов. В критические периоды человек более чувствителен к стрессам и к запечатлению (обучению), поэтому психические расстройства, особенно отчетливо пограничные имеют тропность к конкретному «возрастному окну», вне которого они протекают иначе. К критическим периодам относится возраст, кратный 6 годам, то есть сооответственно 6, 12, 18 … и так далее лет. Однако, наряду с этими периодами существую мало изученные в настоящее время короткие возраста импринтинга (быстрого запечатления). К ним относятся следующие периоды импринтинга:

- первые часы жизни ребенка, когда он запечатлевает образ матери,

- период 2-3 лет, когда запечатлевается принадлежность к определенному полу,

- возраст около 6 лет – запечатление социальных коммуникаций,

- возраст 12 лет – запечатление принадлежности к группе.

 

Биологическая интерпретация

Функциональная морфология. Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая развитие и в первые годы после рождения.

Из эктодермы образуется нервная трубка, на третьей неделе развития из нее образуются три первичных мозговых пузыря, из которых развиваются главные отделы головного мозга. Уже к 3 месяцу внутриутробного развития определяются основные части центральной нервной системы: большие полушария, ствол, мозговые желудочки, спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако, кора еще недостаточно развита. Мозговая ткань новорожденного мало дифференцирована, слабо разделено белое и серое вещество.

Наибольшие изменения происходят в течение первых 5-6 лет, и только к 16 годам становятся функционально похожими на мозговые структуры взрослого человека.

На самых ранних этапах эмбриогенеза развитие нервной системы осуществляется по системному принципу с развитием в первую очередь тех отделов, которые обеспечивают жизненно-необходимые врожденные реакции (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные). В процессе развития функциональные системы мозга формируются поступательно по определенным принципам:

1. Функциональные системы формируются поэтапно, по мере жизненной необходимости.

Так у новорожденного готовы системы глотания, сосания, дыхания. Двигательные, зрительные, слуховые реакции еще не совершенны.

2. Функциональные системы созревают постепенно, то есть сначала созревают элементы, дающие возможность минимального обеспечения функции, затем происходит их дифференцирование.

Из этого следует, что для каждого возраста определенные системы должны иметь соответствующую зрелость. В онтогенезе мозг развивается от ствола к коре и от задних отделов к передним. В филогенетическом смысле по J. McLean мозг содержит ствол как мозг рептилий, комплекс подкорковых структур как мозг млекопитающих и кору больших полушарий как мозг приматов.

Мозг представляет собой единую систему, состоящую из различных участков и зон, которые выполняют свою специфическую роль в реализации психических процессов.

Модель А.Р. Лурия характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого морфо-функционального целого. Согласно ей, мозг может быть подразделен на три структурно-функциональных блока:

а) энергетический блок или блок регуляции уровней активности мозга (в него входят все подкорковые структуры, стволовые структуры, базальные ядра, лимбическая система, медиобазальные отделы мозга).

Функции 1 блока

1) Энергизация мозга через восходящие пути ретикулярной формации; системы сон - бодрствование, сознание - бессознательное. В 1 блоке локализованы центры черепно-мозговых нервов, ядра симпатической и парасимпатической нервной системы.

2) Первичный фильтр, отсеивающий импульсы с периферии, разделяющий их на главное и второстепенное. Это "глобальное реле" переключающее всю иннервацию от тела к мозгу и наоборот, т.е. контроль взаимодействия "среда-организм".

3) Центральный орган гормонального контроля, контроля витальных функций, дыхания, органной ритмики. Это иммунная система (гипоталамо-гипофизарный комплекс), регуляция базальных эмоций и аффектов (лимбическая система).

1 блок мозга - это одно из наиболее древних структур, которое в филогенезе претерпело минимальные изменения. Развитие структур 1 блока происходит внутриутробно, а окончательное созревание заканчивается к 1 году жизни, то есть ребенок рождается с созревшим на 75-90% 1 блоком, поэтому сложившиеся параметры – базисные, и слабо поддаются изменениям.

б) блок приема, переработки и хранения информации (задние отделы головного мозга височные, теменные, затылочные, зоны "ТРО" /теменно-затылочно-височного перекреста/).

Височные отделы обеспечивают опосредование речевых функций. Правое полушарие - невербальный слух, бытовые шумы, интонации. Левое полушарие (доминантное) - речевые функции.

Теменные отделы обеспечивают тактильные функции (кинестетические), тонкий праксис. Правое полушарие - соматогнозис. Левое полушарие - кинестетическое восприятие внешних стимулов.

Затылочные структуры опосредуют зрительное восприятие. Правое полушарие обеспечивает лицевой гнозис.

Функции этого блока связаны с обеспечением функционально-технической стороны любой деятельности по типу автоматизмов. Развитие второго блока происходит до 7-9 лет.

в) блок программирования регуляции и контроля над протеканием психической деятельности (п рефронтальные, лобные отделы, нисходящие пути ретикулярной формации).

Мозговые структуры этого блока созревают самыми последними к 12 годам, но закладываются самыми первыми, на фоне развития лобных структур развиваются все остальные отделы головного мозга. Лобные структуры выполняют функцию отражения, программирования и контроля, то есть собирают всю информацию, и реализуют алгоритмы деятельности.

 

Биохимия. В основе всех психопатологических нарушений лежат относительно специфичные биохимические нарушения, в частности, связанные с уровнем нейрогормонов, обменом веществ, аутоиммунными процессами. При иммунологических исследованиях аффективных психозов обнаружен антиядерный фактор, при шизофрении повышен уровень сывороточной противотимоцитарной сыворотки и повышена цитотоксическая активность сыворотки крови, при эпилепсии обнаружены противомозговые антитела, при болезни Альцгеймера выявлена иммунная реакция на бета-амилоид. Предполагается, что общим иммунным механизмом являются генетически детерминированные изменения тканевого антигена, которые ведут к реакции иммунной системы на аутоантиген, выработке аутоантител, которые сенсибилизируют лимфоциты, что и приводит к деструктивным влияниям на структуру мозга.

Конституциональная морфология. Биологическая интерпретация учитывает также роль пола и конституциональной морфологии в проявлениях болезни. Большинство психических расстройств у женщин протекает в более мягкой форме, или болезни имеют тенденции к периодическому течению, исключение составляют женщины - андроморфы. По сравнению с остальными мужчинами у гинекоморфов психические расстройства протекают более благоприятно. Более точные расчеты половой конституции основаны на индексе Таннера (андро - гинекоморфии).

 

Индекс полового диморфизма= 3 X биакромиальный диаметр- биксритальный диаметр

У женщин: индекс меньше 73.1- гинекоморфия, 73.1-82.1 - мезоморфия, больше 82.1- андроморфия

У мужчин меньше 83.7- гинекоморфия, 83.7-93.1- мезоморфия, больше 93.1- антроморфия.

В целом гормональный уровень меняется при большинстве аффективных расстройств, отмечается изменение либидо, активности других инстинктов. Конституциональная морфология основана на расчетах индекса Риса - Айзенка.

Индекс Риса-Айзенка = длина тела Х 100 / поперечный диаметр грудной клетки Х 6.

У женщин пикническая конституция индекс меньше 95.9, нормастеник 95.9-104.3, астеник более 104.3

У мужчин пикническая конституция меньше 96.2, нормастеническая 96.2-104.8, астеническая более 104.8

У пикников психические расстройства протекают периодически, у нормастеника - приступообразно, а у астеника с тенденцией к непрерывности.

Вполне возможно, что многие психические расстройства имеют селективные преимущества. Так, например, больные шизофренией легче переносят боль, температурный и аллергический шок, некоторые качественные особенности так называемого патологического мышления могут быть более продуктивны, чем нормативного. В основе так называемых больших психозов лежат базисные биологические реакции, к которым относятся реакция застывания\бегства, эмоциональная и пароксизмальная реакция. В результате эволюции эти реакции привели к возникновению круга шизофрении, эпилепсии и аффективных расстройств, которые закрепились в связи с селективными преимуществами носителей этих расстройств или преимуществами их родственников.

Социобиология. Исходя из общих концепций социобиологии, аномальное поведение в популяции является «платой», в частности за генетический груз, изменение экологии и давление культуры, но имеет и «выигрыш» в форме преимуществ, которые получают носители патологических генов. Например, возрастание числа пациентов, страдающих шизофренией, может быть «платой» за увеличение мутагенности среды, но пациенты и их родственники имеют преимущества в связи с устойчивостью к радиационному воздействию, температурному и болевому шоку. Изменение соотношения полов в популяции в связи с нарастанием числа мужчин может привести к увеличению случаев агрессии, но она подавляется благодаря увеличению случаев гомосексуальности. Устойчивое число некоторых патологических форм поведения, согласно социобиологии, поддерживается балансом эволюционно-стабильных стратегий к которым относятся альтруизм, эгоизм, агрессия и кооперативность. Базисными концепция социобиологии в объяснении причин аномального и нормативного поведения являются отбор, репродуктивные стратегии, альтруизм, совокупная приспособленность.

 

Генетика. К биологической интерпретации относится также описание особенностей наследования патологии, то есть фона психических и поведенческих расстройств в семье и особенностей их передачи (доминантная, рецессивная, полигенная, олигогенная). Фенотипы большинства психических расстройств могут быть поняты на основе вклада генетики и среды в формирование патологии, а также воздействия среды на генетику (мутагенез). Все данные в области генетики психических расстройств получены на основе:

- генеалогических исследований родословных пациентов,

- изучения конкордантности расстройств у близнецов и других родственников,

- изучения развития и подверженности болезни у приемных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.069 с.)