Синтаксический аспект изучения речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксический аспект изучения речи



Синтаксический анализ речи - это изучение особенностей синтаксического строя высказывания: синтаксических единиц, синтаксических связей и соотношений.

Синтаксический анализ применим для изучения как письменной, так и устной (разговорной) речи. При этом важен учет следующих синтаксических особенностей разговорной речи:

- конситуативность - понимание смысла в определенной ситуации: контекст визуально-чувственная и частно-апперцептивная база;

- функциональная перспектива высказывания - вынесение всего важного (рема или коммент) к началу предложения, тема или топик - в конце;

- роль формально-грамматических средств в построении высказывания;

- большая функциональная роль и семантическая значимость паралингвистических характеристик.

Особый интерес для речи при психических расстройствах приобретает выявление элементов регресса, проявляемых в онтогенетически (детская речь) и филогенетически (внутренняя речь, архаические формы мышления) более ранних элементах. Для детской речи синтаксически характерна эгоцентричность, высокая предикативность (степень соотношения содержания предложения и действительности) и свернутая структура. Детская речь - переходный этап от внутренней речи к речи взрослого. Для внутренней речи характерны свернутая, сокращенная структура, предикативность, грамматическая аморфность, прагматическая неопределенность. Для архаических форм характерны следующие признаки: паралогичность, мистический характер перцепции, синкретичность и "партиципация" - воплощение в символе ряда действий и отношений к ним, включающих эмоциональные и моторные компоненты логических отношений.

Синтаксический анализ речи предполагает изучение как текста в целом, так и его основных синтаксических единиц - предложений. Изучение речи как отдельно взятого текста предполагает определение:

- синтаксической правильности, цельности, завершенности;

- семантико-синтаксического соответствия;

- семантической полноты высказывания.

Далее изучаются отдельные предложения (при этом выделяют):

1) Простые предложения:

а) двусоставные;

б) односоставные: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные:

- распространенные и нераспространенные;

- полные и неполные;

- осложненные (однородными членами, обособление вводными и вставными конструкциями, обращениями).

2) Сложные предложения:

- сложносочиненные;

- сложноподчиненные;

- бессоюзные;

- с разными видами связи.

Кроме этого определяются:

- средства синтаксической связи (словоформы: окончания и предлоги, служебные слова, местоимения и т.д.);

- преобладающий синтаксический порядок: прямой или инверсированный.

Проведение указанного анализа позволяет надежно диагностировать расстройства мышления, различные виды афазии, выявить элементы регресса речи и, соответственно, мышления.

Клинический пример: Пациент Б., 62 года.

Диагноз: Мультиинфарктная деменция.

Фрагмент аудиозаписи.

"Сильно болеть голова стала... Особенно к вечеру, давит и распирает, покалывает. Больше лоб и затылок. Поднимается давление. Стал плохо спать... К вечеру сильно болит голова...Плохо... Бывает напряжение, слабость в теле. Сильная слабость. И днем тоже... Ничего не делаю. Мне надо померить давление, а то голова болит... Доктор, назначьте лечение... Как в прошлый раз... Тогда было легче... И уколы... А то голова болит. И давление, наверное... Плохая память: все забываю. И таблетки... Дочка дает. После еды забываю... Доктор, напомните, как вас зовут? Какое мне лечение?"

В приведенном фрагменте речи пациента обращают на себя внимание темп речи, бедность интонационных характеристик, большое количество пауз средней продолжительности без семантического содержания, заполняемых нечленораздельными звуками (кх, гм, м-м). Синтаксически речь пациента характеризуется следующими чертами:

- нарушением синтаксической цельности и правильности;

- элементами семантической неполноты, как на уровне отдельных предложений, так и текста в целом;

- упрощением в использовании синтаксических средств и средств синтаксической связи.

В тексте используются в основном простые предложения, среди них преобладают односоставные, неопределенно-личные, безличные и номинативные. Большинство предложений неполные и нераспространенные. Обращает на себя внимание высокий уровень предикативности, большее (по сравнению с речью здоровых) количество предложений с инверсированным синтаксическим порядком. ("Сильно болеть голова стала").

Все описанные особенности речи пациента указывают на регрессивный характер синтаксиса, типичный для органических поражений головного мозга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.004 с.)