Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксический аспект изучения речи
Синтаксический анализ речи - это изучение особенностей синтаксического строя высказывания: синтаксических единиц, синтаксических связей и соотношений. Синтаксический анализ применим для изучения как письменной, так и устной (разговорной) речи. При этом важен учет следующих синтаксических особенностей разговорной речи: - конситуативность - понимание смысла в определенной ситуации: контекст визуально-чувственная и частно-апперцептивная база; - функциональная перспектива высказывания - вынесение всего важного (рема или коммент) к началу предложения, тема или топик - в конце; - роль формально-грамматических средств в построении высказывания; - большая функциональная роль и семантическая значимость паралингвистических характеристик. Особый интерес для речи при психических расстройствах приобретает выявление элементов регресса, проявляемых в онтогенетически (детская речь) и филогенетически (внутренняя речь, архаические формы мышления) более ранних элементах. Для детской речи синтаксически характерна эгоцентричность, высокая предикативность (степень соотношения содержания предложения и действительности) и свернутая структура. Детская речь - переходный этап от внутренней речи к речи взрослого. Для внутренней речи характерны свернутая, сокращенная структура, предикативность, грамматическая аморфность, прагматическая неопределенность. Для архаических форм характерны следующие признаки: паралогичность, мистический характер перцепции, синкретичность и "партиципация" - воплощение в символе ряда действий и отношений к ним, включающих эмоциональные и моторные компоненты логических отношений. Синтаксический анализ речи предполагает изучение как текста в целом, так и его основных синтаксических единиц - предложений. Изучение речи как отдельно взятого текста предполагает определение: - синтаксической правильности, цельности, завершенности; - семантико-синтаксического соответствия; - семантической полноты высказывания. Далее изучаются отдельные предложения (при этом выделяют): 1) Простые предложения: а) двусоставные; б) односоставные: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные: - распространенные и нераспространенные;
- полные и неполные; - осложненные (однородными членами, обособление вводными и вставными конструкциями, обращениями). 2) Сложные предложения: - сложносочиненные; - сложноподчиненные; - бессоюзные; - с разными видами связи. Кроме этого определяются: - средства синтаксической связи (словоформы: окончания и предлоги, служебные слова, местоимения и т.д.); - преобладающий синтаксический порядок: прямой или инверсированный. Проведение указанного анализа позволяет надежно диагностировать расстройства мышления, различные виды афазии, выявить элементы регресса речи и, соответственно, мышления. Клинический пример: Пациент Б., 62 года. Диагноз: Мультиинфарктная деменция. Фрагмент аудиозаписи. "Сильно болеть голова стала... Особенно к вечеру, давит и распирает, покалывает. Больше лоб и затылок. Поднимается давление. Стал плохо спать... К вечеру сильно болит голова...Плохо... Бывает напряжение, слабость в теле. Сильная слабость. И днем тоже... Ничего не делаю. Мне надо померить давление, а то голова болит... Доктор, назначьте лечение... Как в прошлый раз... Тогда было легче... И уколы... А то голова болит. И давление, наверное... Плохая память: все забываю. И таблетки... Дочка дает. После еды забываю... Доктор, напомните, как вас зовут? Какое мне лечение?" В приведенном фрагменте речи пациента обращают на себя внимание темп речи, бедность интонационных характеристик, большое количество пауз средней продолжительности без семантического содержания, заполняемых нечленораздельными звуками (кх, гм, м-м). Синтаксически речь пациента характеризуется следующими чертами: - нарушением синтаксической цельности и правильности; - элементами семантической неполноты, как на уровне отдельных предложений, так и текста в целом; - упрощением в использовании синтаксических средств и средств синтаксической связи. В тексте используются в основном простые предложения, среди них преобладают односоставные, неопределенно-личные, безличные и номинативные. Большинство предложений неполные и нераспространенные. Обращает на себя внимание высокий уровень предикативности, большее (по сравнению с речью здоровых) количество предложений с инверсированным синтаксическим порядком. ("Сильно болеть голова стала"). Все описанные особенности речи пациента указывают на регрессивный характер синтаксиса, типичный для органических поражений головного мозга.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.004 с.) |