Прагматический аспект изучения речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прагматический аспект изучения речи.



Прагматика изучает отношения к знаковой системе субъектов, воспринимающих и использующих данную систему. При прагматическом исследовании рассматривается отношение говорящего 1) к действительности; 2) к содержанию сообщения; 3) к адресату. Прагматический аспект изучения речи больных - определение зависимости прагматических категорий речи при фиксированных прагматических переменных: (говорящий (пациент) - слушающий (врач), место, время, универсум общения), от особенностей клинической картины.

Важнейшей прагматической категорией, имеющей практический интерес, является речевой акт как основная единица общения. Теория речевых актов рассматривает языковое общение как целенаправленное действие, т.е. высказывания являются перформативными (осуществляющими действие). Для того чтобы идентифицировать действие, осуществляемое в ходе коммуникации, необходимо уточнение структуры и типа речевого акта.

Структура речевого акта включает в себя 3 составляющих:

1) Иллокуция - цель говорящего;

2) локуция - произнесение;

3) перлокуция - результат речевого воздействия на слушающего.

Иллокутивную функцию определяют по преобладающему типу речевых актов. Тип речевого акта характеризует, в первую очередь, перформативные глаголы, указывающие на определенные действия. Выделяют следующие типы речевых актов:

1) Ассертивы: утверждения, сообщения, уведомления, положения и т.д.

Например: “Хуже всего я себя чувствую в пять часов утра, когда появляется дрожание в теле, непонятный страх и жуткая подавленность...”, "...Моя болезнь длится уже шесть лет, и началась после серьезной душевной травмы".

2) Директивы - приказы, просьбы, требования, запреты, разрешения, советы, рекомендации, вопросы.

Например: "Я требую немедленно меня отпустить!", "Советую вам помочь мне, так как я найду управу на своих преследователей и мучителей"

3) Комиссивы - обязательства, обещания, уверения, гарантии, клятвы, угрозы, обеты.

Например: "И тогда я поклялся себе сделать все возможное, чтобы справится с этим малодушием", “Поверьте мне, доктор, что я не выдумала своих преследователей, - они существуют на самом деле, и каждый мой шаг это подтверждает”.

4) Декларативы - назначения, объявление чего-либо, открытие и закрытие, снятие с должности, решения.

Например: "И тогда я поняла, что так продолжаться не может и решила обратиться к врачу", “Я отказываюсь разговаривать с вами, считаю эти вопросы грубой и провокацией”.

5) Экспрессивы - благодарность, извинения, соболезнования, поздравления, жалобы, похвалы, причитания.

Например: "Господи! За что мне такие мучения!", "Спасибо за ваше внимание и заботу", "В груди огнем печет, все переворачивается".

Локуция определяется характером семантического наполнения высказывания и зависит от рассмотренных ранее лексико-семантических, просодических и психолингвистических характеристик.

Перлокуция, т.е. результат речевого воздействия складывается из оценки следующих моментов:

1) определение врачом цели сообщения;

2) оценка исследователем собственных чувств при восприятии сообщения, определение ведущего мотива коммуникации у пациента;

3) оценка степени соответствия перлокутивного эффекта (слушающего) ожидаемому (пациентом). Изучение иллокутивно-перлокутивного соотношения является важным для большего приближения к пониманию сущности переживаний пациента, необходимо для создания индивидуализированных терапевтически-реабилитационных программ, психотерапевтической работы. В то же время иллокутивно-перлокутивное несоответствие играют диагностическую роль в выявлении симуляции, диссимуляции, определение истинных мотивов и установок пациента. Кроме того, иллокутивно-перлокутивная диссоциация характерна для речи больных шизофренией.

Особый интерес представляет прагматический анализ коммуникации "врач-пациент". В данном случае, в первую очередь, необходимо установить характер и степень модифицирования врачом речи пациента. Следовательно, важен учет особенностей коммуникативного стиля самого врача. При этом характер речи врача будет определяться его прагматическими установками: получение максимального количества сведений, стремление "докопаться" до истины, создание эмпатических отношений, терапевтического сотрудничества, целенаправленное воздействие на установки пациента и т.п. Из прагматических установок врача на коммуникацию будут органично вытекать особенности его просодики (тон, темп и т.д.), семантико-синтаксические характеристики, характер задаваемых вопросов. На важность характера вопросов, задаваемых пациенту, степень их суггестивности обратил внимание в свое время E. Kretshmer (1922). Он выделял 4 типа вопросов по их клинической значимости: 1) свободные от суггестии; 2) альтернативные; 3) с пассивной суггестией; 4) с активной суггестией.

Анализ и самоанализ коммуникативных особенностей может существенно помочь врачу в случаях, когда возникают затруднения в создании доверительных неформальных отношений с пациентом. И эти затруднения связаны не только с особенностями болезненных переживаний пациентов, но и с отсутствием достаточной гибкости врача, его "узким" коммуникативным "репертуаром". Данные моменты приобретают первостепенное значение в ходе психотерапевтической работы с больным.

Учитывая сложность и многоаспектность модифицирования влияний в системе "врач-пациент", мы предлагаем при проведении лингвистического анализа коммуникации больных использовать, в первую очередь, фрагменты, содержащие монологическую речь (как и во всех приводимых нами клинических примерах).

Клинический пример: Пациентка К., 51 год.

Диагноз: шизофрения. Параноидный тип. Непрерывное течение со стойким выраженным дефектом психики.

Фрагмент аудиозаписи

"Нет! Нет у меня навязчивостей! В душе, по крайней мере, в отличие от шизофреников. Ну, можно сделать два с половиной оборота вокруг дерева. Можно и больше, но в этом нет необходимости! У человека при ухудшении состояния нервное напряжение — можно сделать и три оборота. Облегчение! Наступает облегчение! Мне нужен свободный выход! Обойду один раз вокруг дерева, любого первого попавшегося, которое покажется симпатичным. Один раз, — чтобы не подумали, что шизоид. Это неврозы шизоидного типа, ведущей группы на ВТЭКе в Александровке —групповые. А это — ведущие к неврастении. Сама заведующая сказала. Ничем не отличаются: переутомление нервной системы. При шизофрении они все очень физически здоровы. Больничная полнота — потребляет пищу как жевательный аппарат. Больше трех оборотов — шизофрения! У меня невроз навязчивых состояний. Невропатолог диагноз поставил, не психиатр... Шизофреники действуют на нервы. Сама заведующая отделением сказала: "невроз навязчивых состояний!"

В приведенном фрагменте представлены все 5 типов речевых актов. При этом преобладают директивы и экспрессивы, что подчеркивает эмоциональную значимость беседы для пациентки, резонерский характер умозаключений. При изучении структуры речевого акта обращает на себя внимание наличие иллокутивно-перлокутивной диссоциации. Пациентка обращается к своему лечащему врачу с просьбой о предоставлении свободного выхода для осуществления ритуальных действий (иллокуция). Речь пациент (локуция) характеризуется наличием формальных расстройств мышления в виде разорванности, резонерства, элементов пара-логики, результатом чего является искажение перлокутивного эффекта: создается впечатление, что речевое действие пациент направлено на убеждение лечащего врача в том, что у нее нет навязчивых состояний, - они присутствовали раньше и носили невротический характер. Прагматика пациента невротика в аналогичной ситуации выглядела бы следующим образом: просьба - индукция сопереживания - апелляция к помощи - обоснование необходимости реализации ритуала. В данном случае схема: просьба - отрицание симптома (основания просьбы) - рационализация переживаний - "переубеждение".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.007 с.)