Упражнение №5 «Исследование продуктивности мышления». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение №5 «Исследование продуктивности мышления».



 

1.«Исследование беглости и образного мышления».

 

1).Словесное мышление.

Результат:

Испытуемым в течении одно минуты были воспроизведены 6-ть женских имен: Рита, Роза, Рима, Рената, Риана, Раиса.

 

2).Образное мышление.

Результат:

Испытуемый в течение одной минуты изобразил два рисунка с использованием кружка на тему Флоры: дупло, ромашку.

 

2.«Исследование гибкости словесного и образного мышления».

1).Гибкость словесного мышления.

Результат:

Подопытный за отведенное ему время (одну минуту) не смог составить и записать ни одного предложения, состоявшего из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л.

 

2).образность мышления.

Результат:

Как и с предыдущим заданием испытуемый не смог за отведенное ему время достичь конечного результата.

 

Вывод ко всему упражнению:

 

Нормы данного упражнения:

Беглость Гибкость
вербальная Образная Вербальная образная
       

 

Результаты испытуемого по данному упражнению

Беглость Гибкость
вербальная Образная Вербальная образная
       

 

 

Сопоставляя показатели беглости (гибкости) словесного и образного мышлений можно прийти к заключению, которое заключается в следующем:

 

· У подопытного в большей степени развита вербальная беглость (самый высокий показатель среди других, соответствующий норме). В меньшей степени развито образное мышление.

· Что же касается такого свойства мышления как «гибкость», то оно не может отсутствовать у испытуемого, возможно, не было возможности его проявить, не было заинтересованности в выполнении задания, из-за небольшого предыдущего показателя беглости образного мышления.

 

Анализ всей части «Внимание»:

1.Сравнение наглядно-действенного, образного и словесно-логического мышления.

По результатам, полученным в процессе выполнения испытуемым заданий, посвященных данным темам, можно сделать вывод о том, что наглядно-действенное и образное мышление развито у подопытного развиты в приделах норм, иногда даже выше их. Я имею в виду то, что словесно-логическое мышление. Его показатели в данной категории мышления являются наивысшими.

 

2.Сравнение показателей понятийного мышления на вербальном (словесные аналогии) и образном (графические аналогии) материале. Результаты, продемонстрированные испытуемым в процессе выполнения задания связанного со словесной аналогией, несколько ниже, чем результаты, связанные с упражнением, выполнение которого происходило на образном материале. Это может быть связано с тем, что при появлении какой-либо понятия возникает сразу несколько аналогий, какую выбрать из них - это уже личный человеческий выбор. Пусть даже он не будет совпадать в какой-то степени с другими мнениями. В этом нет ничего страшного, если человек, выбравший свою аналогию к данному понятию сможет достойно доказать свою правоту или хотя равноценную точку зрения.

 

3.Уровен развития мышления по трем тестам (словесной аналогии классификации) представляет собой последовательно возрастающие показатели. Как я уже упоминал выше, это, скорее всего, связано с тем, что испытуемый последовательно входил в условия и в темп работ. Итогом чего стало выполнение на высоком уровне всех требований.

 

4.Анализируя данные беглости (гибкости) словесного и образного мышления, можно сказать то, что я уже излагал раньше. А именно, то, что наиболее развитым из перечисленных видов мышлений является словесная беглость, т.к. она имеет наивысший показатель и среди других результатов и среди указанных норм. За ней следует образная беглость, которая имеет результат не соответствующий нормам. Далее на одном нулевом уровне следуют гибкости словесная и образные, показатели не смогли сдвинуться со «стартовой отметки». Такое последовательное падение результатов может быть связано либо с потерей должной концентрации в выполнении, либо с затруднением, вызванным необычность задания, либо с потерей желания. Не исключаю и возможность комплексного подхода к рассмотрению данной проблемы.

 

5.Для оценки уровня развития творческого мышления нужно, прежде всего, определить критерии оценки, дать определение.

Итак. Творческое мышление- это мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Исходя из этого определения, можно обозначить критерии оценки любого мышления, т.е. является ли оно творческим или нет.

Критерии:

-получения решений;

-создание необычных оригинальных решений, обобщений, теорий

-создание художественных форм.

Теперь можно приступить к анализу непосредственно уроню развития творческого развития испытуемого.

 

Анализируя данные критерии, показывающие степень развития творческого мышления, и соотнося их с показателями упражнений последней части данной работы, напрашивается вывод о том, что у испытуемого в недостаточной мере развиты навыки и приемы получения решений, создания необычных оригинальных решений, создание художественных форм (это можно хорошо проследить по результатам беглости и гибкости мышления).

 

Что же касается обобщений, то с ними, вроде, дело обстоит несколько иначе (результаты упражнений словесные аналогии, классификация, выделение существенных признаков (иными словами обобщений)).

 

6.Специфика индивидуального мышления испытуемого заключается в понятии «умный, но ленивый», ко всему прочему еще и рассеянный. Это прослеживается, например, в подготовке к экзамену. Период всей подготовки к экзамену деоится на два этапа: моральный и действенный.

Первый этап ознаменовывается продолжительной моральной подготовкой, которая занимает основную массу подготовительного времени.

 

Второй этап не столь долог за неимением или правильнее говорить отсутствием времени расхолаживания. Это очень быстрый и динамичный процесс. Как правило, все изложенное мною с чистой совестью действие длится несколько дней.

 

Раз уж все пошло по пути честности, то имею необходимость заметить то, что акт, изложенный выше, не вызывает уважения, чувство достоинства. Поэтому с этой заядлой чертой своего нрава я боролся, борюсь и буду бороться до победного конца.

 

 

Общий анализ результатов исследования когнитивных процессов:

Внимание.

Результаты, полученные в ходе исследования индивидуальных особенностей внимания, показали, что я обладаю недостаточной устойчивостью и переключением внимания. Об этом свидетельствуют показатели моего внимания, которые в значительной степени отстают от нормативный результатов, которые сопровождаются перепадами показателей и недостаточной работоспособностью.

В повседневной жизни за мной это прослеживается регулярно. Например, при сосредоточенной работе над какой-нибудь задачей по математике или физики я могу выбрать правильный алгоритм решения, но при это допуская обидную и очень глупую ошибку.

Объем внимания соответствует общим норма памяти. Это вселяет надежду.

Индивидуальные особенности внимания у меня проявляются крайне необычно и противоречиво. А именно, вместе с хорошим показателем тут же все испортить преждевременным вкушением успеха. Тут опять же прослеживается тенденция выполнения работы рывками.

С переключением внимания, откровенно говоря, у меня имеются некоторые проблем, одной из которых является низкий показатель работоспособности, который обусловлен слабы развитием у меня навыков к сосредоточению и продуктивной работе.

 

Память.

Отличительное качество, которое проявилось в результате исследования свойств памяти, является одинаковая развитость двух видов механической памяти (аудиальной и визуальной) и соответствие обоих нормам, пусть и нижнего придела. Причем необходимо подчеркнуть тот факт, что цифры запоминаю я лучше. Скорее всего это вызвано меньшей формативностью данного вида информации.

Образное же мышление, как показали результаты теста у меня развито сравнительно с механическим лучше. Возможно, это обусловлено тем, что в выполнении этого упражнения я мог пользоваться «некими подсказками», своими зарисовками. Что помогло достичь наиболее высоких результатов в этом упражнении.

 

Мышление.

Наглядно действенное мышление развито в соответствии с нормами и даже немного превосходит их.

Словесно-логическое мышление у меня имеет достаточно хорошее развитие, в этом выводе я руководствуюсь результатами, полученными после обработки данных. Могу это связать с тем, что в этом упражнении используются методы, помогающие успешно выполнять это задание- логические посылки.

Выявление закономерностей путем анализа и выявления общих черт, как одно из свойств мышления, у меня развито хорошо, что подтверждают результаты, уложившиеся в нормы.

Понятийность моего мышления немного отличается от общих подходов. Это выражено в том, что одно и тоже определяемое слово у двух людей (у меня и моего оппонента) вызывают разные трактовки.

Мышление, связанное с объединением, т.е. классификацией понятий, у меня развито в соответствие норм, но нужно доработать показатели производительности.

Мышление же, связанное с выделение существенных признаков, развито в приделах норм и даже чуть выше. Это может быть обусловлено тем, что я за два предыдущих упражнения смог адаптироваться к условия и показать наилучший результат.

Продуктивность мышления, которая заключается в беглости, гибкости словесного и образного мышления слабо у меня развиты. Этот факт находит свое подтверждение в полученных результатах данного типа мышления, а именно, то, что из всех четырех норм, приведенных мною выше в данном упражнении, я смог уложиться с небольшим превышением только в одну

-словесную беглость. Образная беглость имеет показатель нижу среднего. Остальные данные не смогли сдвинуться с нулевого результата. Плохо, зато правда.

 

Итог к общему выводу когнитивных процессов:

Внимание- рассеянное, рывковое.

Память- хорошая, равноценно развитая.

Мышление- нормальное, местами требующее доработок.

 

Итог целям и задачам практикума:

По моему мнению, я справился с цельей, поставленной в начале практикума, т.к. смог развить в себе способность к самоисследованию, рефлексии. Об этом говорит тот факт, что я к каждому заданию старался давать развернутый анализ самостоятельного типа.

Задачи, поставленные в начале этой работы, я выполнил, т.к. во-первых, ознакомился с методами психодиагностики, во-вторых, изучил и применил методики, в-третьих, развил навык самоанализа с достаточно объективной точки зрения (не боялся себе говорить, чт у мня развито хорошо, а чт не очень).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.017 с.)