Вспомогательные школы для умственно отсталых детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательные школы для умственно отсталых детей



Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся требует организации специальной логопедическое работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий. Они проводите* учителем-логопедом — членом ПМПК.

Он должен путем специального обследования устано­вить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и опреде­лить его характер. В сложных случаях необходимо дать аргу­ментированное заключение о том, что является первич­ным: недоразвитие познавательной деятельности или речевое нарушение.

В начале учебного года логопед обследует всех посту­пивших в школу учащихся независимо от класса в кото­ром они будут учиться. Обследование речи охватывает про­изношение, темп, плавность речи, а также ее понимание словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка

Первичное обследование устной речи проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма осуще­ствляется при помощи диктантов, тексты которых отвеча­ют условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обсле­дования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в специальном журнале учета. Кроме этого на каждого уча­щегося имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования состояния речи и письма заполняется речевая карта. Обследование речи детей, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены спе­циалистом. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандида­тами и вызываются логопедом на занятия по мере выпус­ка ранее принятых учащихся после устранения у них нару­шении речи. Основным критерием при зачислении на за­нятия являются характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте зачисленного на логопеди­ческие занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним, составленный на основе логопедического заключения, обобщающего все данныеобследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского обследования с целью уточнения этиологии и характера речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наи­более правильный и эффективный коррекционный под­ход. Началу систематических занятий предшествует орга­низационный период (первые две недели учебного года).

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, школьной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. Для логопедических занятий отводятся 5-е и 6-е уроки, сво­бодные от классных занятий, и внеклассное время (в част­ности, режимные моменты после обеда). По договоренно­сти с администрацией школы и учителями логопед может брать детей с уроков чтения.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися 1—4 классов и 3 раза в неделю с учащимися 5—6 классов. На индивидуальное занятие с каж­дым учащимся отводится, как правило, 15 мин. Продол­жительность занятий для группы — 45 мин. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью 20—25 мин.

Логопед комплектует группы по признаку однородно­сти речевого нарушения, по возможности в пределах од­ного или двух смежных классов (например, 2-х — 3-х). Уча­щихся 1-х классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидакти­ческого материала. Подгруппы комплектуются в тех случа­ях, когда особенности нарушения речи требуют работы по особому плану. Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4—6 чел., подгруппы — из 2—3 чел. При необходимости логопед может перераспре­делять детей по группам.

Логопед обязательно осуществляет следующие функции:

—ведет журнал учета посещаемости занятий, в кото­ром кратко отражает содержание пройденного на за­нятиях материала (ежедневно);

—организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых в про­цессе занятий;

—систематически информирует учителей и воспита­телей об успехах и неудачах учащихся, с тем, чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования; посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от занятий время). В свою очередь, учителя и воспи­татели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях;

—хорошо ориентируется в программных требованиях, методах и приемах обучения родному языку, учиты­вает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

—помогает воспитателям в организации речевой ра­боты с учащимися;

—в конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи
и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях
для них подбирается соответствующий материал;

—принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей ра­боте. Такие выступления имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Логопедические пункты при общеобразовательных школах

Развертывание сети логопедических пунктов при сред­них общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г. В 1976 г. всту­пило в действие Положение об образовании логопедиче­ских пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны. В настоящее время организация работы логопедического пункта образовательного учреж­дения регламентирует Письмо Минобразования РФ от 14.12.00 № 2.

Логопедические пункты — это специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста.

Основные задачи логопедического пункта:

—исправлять недостатки речи у учащихся;

—пропагандировать логопедические знания среди учи­телей и населения;

—своевременно выявлять и предупреждать речи у детей, поступающих в первые классы

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное ОНР. При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе). На логопедический пункт дети направляются по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Предельная наполняемость городского логопедическо­го пункта 25 чел., сельского — 20 чел. Продолжительность коррекционно-развивающегося обучения детей с ФФН И нарушением чтения и письма составляет примерно 4— 9мес; детей с ОНР и нарушениями чтения и письма — 1,5—2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в ре­чевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязатель­ное посещение учащимися занятий и выполнение необ­ходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от ме­тодического уровня коррекционных мероприятий, тесно­го контакта и единых требований учителей и логопеда к речи детей. Важное значение имеет также и активное уча­стие родителей в исправлении речи детей. Родители при­сутствуют при зачислении детей в логопедическую груп­пу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В от­дельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем про­ведения родительских собраний, консультаций.

Вопросы и задания

1. Каковы основные задачи логопедического обучения в дошкольных учреждениях?

2. Раскройте специфику логопедической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и умствен­но отсталых.

3. Куда зачисляются школьники с тяжелой формой заикания?

4. Опишите структуру коррекционной школы V вида.

5. Каковы основные задачи логопунктов при массовых школах?

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.009 с.)