Диагностика нарушений воображения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика нарушений воображения



Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нара­станием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития индивидуальных особенностей личности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4—6 чел.) или индивидуально. Цель подобной работы — прежде всего расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, развитие и акти­визация речи, обучение приемам оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творче­ских способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при не­обходимости разного вида помощи. В качестве примеров приведем несколько заданий. Подобные задания можно рекомендовать для включения в уроки письма, математи­ки, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.

Упражнения для развития воображения

Нарисуй сказку

Вариант 1. Ребенку читают сказку и одновременно по­казывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо эпизод.

Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюст­рации. Затем их убирают и просят нарисовать всю сказку.

Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно вы­деляя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

В этом задании формируется воссоздающее воображе­ние. Работа строится по мере нарастания сложности: сна­чала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время пре­доставляется зрительная опора. В варианте 3 сказка созда­ется без наглядной опоры.

Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причин­но-следственные зависимости, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т.д.

Узнай, что это, и дорисуй

Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Про­сят назвать их и дорисовать.

Найди буквы и цифры, которые спрятались

Ребенку предъявляют карточку с «зашумленными» изо­бражениями и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. Со старшими школьниками следует ус­ложнить задание, спросить: «Какие слова спрятались?»

Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различ­ные знакомые детям предметы, геометрические фигуры.

Кто больше придумает или нарисует

Ребенку показывают две одинаковые геометрические фигуры разной величины. Просят назвать как можно боль­ше предметов, имеющих похожую форму, а затем нари­совать их. В процессе этой деятельности актуализируются образы памяти, развиваются зрительное восприятие, во­ображение.

Вопросы и задания

1. Каковы основные виды воображения?

2. Охарактеризуйте основные этапы онтогенеза воображения.

3. В чем заключается специфика воображения у детей с речевой патологией?

4. Приведите примеры методик по диагностике воображения.

МОТОРИКА

У детей с ДЦП развитие двигательных функций нару­шено с периода новорожденного. В основе этих наруше­ний — запаздывание в угасании безусловных рефлектор­ных двигательных автоматизмов, среди которых наиболь­шее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3-м месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благопри­ятную почву для совершенствования произвольных дви­жений.

Преимущественные нарушения параметров движения способствовали попыткам систематизации ряда типов ано­мального развития двигательной сферы. Были выделены следующие формы:

«моторная дебилъноетъ», или корково-ассоциативная, связанная с недоразвитием пирамидной сис темы, проявляется в нарушениях мышечного тону­са, неловкости произвольных движений, синкинезиях. При кажущемся обилии движений наблюдается бедность их комбинаций, слабая приспособленность к реальным задачам. Скудность и инертность мимики нередко находятся в контрасте с повышенным настроением;

«двигательный инфантилизм», отражающий замедленную динамику моторного развития, в основе которого лежит неугасание некоторых рефлексов, свой­ственных раннему детству (синкинезии и др.), запаздывание в развитии стояния, ходьбы, сидения;

экстрапирамидная недостаточность, с бедностью ми­мики, жестов, защитных и автоматических движений,
недостаточностью их ритмичности и автоматизации;

фронтальная недостаточность с малой способностью выработки двигательных формул, расторможенностыо или, наоборот, гиподинамией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.004 с.)