Диагностика нарушений памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика нарушений памяти



Существует множество методик для диагностики памя­ти. Можно рекомендовать некоторые из них.

Методики изучения памяти

Оперативная память

Методика предназначена для изучения уровня разви­тия кратковременной памяти.

Ребенку дается инструкция: «Я буду зачитывать чис­ла — десять рядов по пять чисел в каждом. Твоя задача — запомнить эти числа в том порядке, в котором они были прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пя­тым, а полученные четыре суммы записать в соответству­ющей строке бланка».

Примечание. Количество рядов, используемых в мето­дике, варьируется от пяти рядов по четыре числа в каж­дом до максимального с учетом возрастных особенностей. Интервал между прочтением рядов 15—25 с в зависимо­сти от возраста.

Долговременная память

Методика предназначена для изучения уровня разви­тия долговременной памяти.

Ребенку дается инструкция: «Сейчас я прочитаю ряд слов, а ты постарайся их запомнить. Приготовились, слушай внимательно: "стол", "мыло", "человек", "вилка", "книга", "пальто", "топор", "стул", "тетрадь", "молоко"».

Ряд слов прочитывается несколько раз. Проверка про­изводится через 10 мин, три дня.

Интерпретация. Коэффициент долговременной памя­ти высчитывается по формуле:

С = В/Ах Ю0%,

где А — общее количество слов; В — количество запомнив­шихся слов; С — коэффициент долговременной памяти.

Запомни пару

Методика предназначена для изучить уровень развития логической и механической памяти.

Предъявляются два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором — они отсутствуют.

Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов ис­следуемого ряда (интервал между парой 5 с). После 10-секунд-ного перерыва читаются левые слова ряда, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Интерпретация. Коэффициент логической памяти С1 высчитывается по формуле:

 

С111

где А, — количество слов первого ряда; В1 — количество запомнившихся слов.

Коэффициент механической памяти С2 высчитывается по формуле аналогично предыдущей методике.

Упражнения для развития памяти

Воссоздание мысленных образов (для зрительной и слу­ховой памяти).

1. Ребенку дается инструкция: «Попробуй к каждому из названных мною слов сделать какой-либо рисунок: "гру­зовик", "гнев", "веселая игра", "наказание", "дерево", "умная кошка", "мальчик-трус", "капризный ребенок", "хорошая погода", "интересная сказка"».

2. Ребенок представляет слова или фразы в уме, без фиксации на бумаге.

Назови слова

Упражнение позволяет определить запас слов, кото­рые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей груп­пы и просит его самостоятельно перечислить другие сло­ва, относящиеся к той же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 с, а в целом на выполнение всего задания — 160 с.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление, взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить.

Узнай фигуры

Детям предлагаются картинки и дается инструкция: «Пе­ред вами пять картинок, расположенных рядами. Картин­ка слева отделена от остальных двойной вертикальной чер­той и похожа на одну из четырех картинок, расположен­ных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать похожую картинку».

Для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем, после того как экспериментатор убедился в том, что ребе­нок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не ре­шит все десять задач, но не должен занимать больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.005 с.)