Особенности внимания при речевых нарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности внимания при речевых нарушениях



Внимание детей с речевым недоразвитием характери­зуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низ­ким уровнем показателей произвольного внимания, слож­ностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольно­го внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи го­раздо труднее сконцентрироваться на выполнении зада­ния в условиях словесной инструкции, чем в условиях зри­тельной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распре­деление внимания между речью и практическим действием для таких детей оказывается трудной, практически невы­полнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдают­ся сложные реакции сопровождающего характера и реак­ции, не относящиеся к действию, выполняемому в дан­ный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутству­ют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и их распреде­ление во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто несформированы или зна­чительно нарушены, причем наиболее страдает упрежда­ющий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. По­следующий контроль (по результату), его отдельные эле­менты вступают в действие в основном при дополнитель­ной помощи педагога: требуется повтор инструкции, по­каз образца, конкретные указания и т.д.

Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если де­тям с нормальным речевым развитием смотрят на экспери­ментатора, пытаются определить по его реакции, правиль­но ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушения­ми речи приводит к несформированности или значитель­ному нарушению у них структуры деятельности (О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, 1985).

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.

Диагностика нарушений внимания

Предлагаемые методики предназначаются для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться от­дельно и в целом.

Методики изучения внимания

Проставь значки

Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Перед выполнением задания ре­бенку показывают рисунок и объясняют, что делать. Рабо­та заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно га­лочку, черту, плюс или точку.

Ребенок выполняет задание в течение 2 мин. Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5 х N - 2,8 п) / 120,

где S — показатель переключения и распределения вни­мания; N — количество геометрических фигур, просмот­ренных и помеченных соответствующими знаками в те­чение 2 мин; п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются непра­вильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометриче­ские фигуры.

Запомни и расставь точки

С помощью данной методики оценивается объем вни­мания. Используется лист с точками, предварительно раз­резанный на восемь малых квадратов, которые затем скла­дываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — с девятью (все ос­тальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ребенок получает инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать тебе одну за другой карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточ ках». Далее ребенку последовательно, на 1—2 с, показы вается каждая из восьми карточек с точками сверху вни в стопке по очереди и после каждой очередной карточю предлагается воспроизвести увиденные точки в пусто* карточке за 15 с.

Объемом внимания ребенка считается максимально! число точек, которое ребенок смог правильно воспроиз вести на любой из карточек (выбирается та, на которо! было воспроизведено безошибочно самое большое коли чество точек). Результаты оцениваются в баллах.

Вопросы и задания

1. Каковы основные виды и функции внимания?

2. Охарактеризуйте этапы развития внимания при нор­мативном развитии.

3. Раскройте особенности внимания детей с речевой патологией.

4. Какие диагностические методики для изучения внимания вы могли бы предложить?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.120.161 (0.005 с.)