Эмоционально-личностные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-личностные особенности



Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова (1993) в результате ис­следований, выполненных, в частности, с использовани­ем методики «Цветовых выборов» М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у школьников 1—2-го классов с ОНР. Многим из них свой­ственны пассивность, сензитивность, зависимость от ок­ружающих, склонность к спонтанному поведению. В опреде­лении таких эмоционально-личностных свойств, как кон­центричность — эксцентричность, отмечается отчетливое доминирование последней как у школьников с нормаль­ной речью, так и у учащихся с нарушенной речью, осо­бенно у второклассников.

Дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации. Однако у значительной части (40%) первоклассников как с нару­шенной речью, так и с нормальным речевым развитием обнаруживается свойство концентричности, что свидетель­ствует об их сосредоточенности на собственных пробле­мах, склонности все переживания держать в себе, замк­нутости.

У учеников 1-х классов речевых школ наблюдается бо­лее низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и до­минированием отрицательных эмоций. На втором году обучения в специальной школе у детей повышается рабо­тоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоци­онального реагирования, снижается склонность к стрес­совым состояниям. Такое улучшение эмоционального со­стояния детей с речевой патологией связано не только с адаптацией к школьному режиму и нормализацией взаи­моотношений в коллективе сверстников, но и с развити­ем способности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогической работы.

Исследование самооценки с помощью теста «Полярный профиль» позволило установить наиболее значимые разли­чия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Так, для девочек наибольшее значе­ние имеют такие свойства, как здоровье, честность, общи­тельность. Они необидчивы и недрачливы, сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не зна­ют, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У де­вочек с нарушенной речью почти по всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, однако, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в не­обходимой степени общительными.

Самооценка у двух групп мальчиков — с нормальной и нарушенной речью — отличается в меньшей степени, чем у девочек. Так, мальчики массовой школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными, в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы оценивают себя как честных, храб­рых, необидчивых и недрачливых, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осозна­ют, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.

Исследования уровня притязаний школьников с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев их
реакция этих детей на неуспех отличается от наблюдающейся в норме. Это выражается в том, что после удачно
выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Но все же можно;
говорить о том, что у учащихся школ для детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический ypoвень притязаний.

Очень важной для формирования личности ребенка речевой патологией является проблема осознания своего дефекта (см. Глава 2, § 1).

Расстройства в эмоционально-волевой и личностной! сферах детей с нарушениями речи не только снижают т ухудшают их работоспособность, но и могут приводить кнарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекцией имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.112 с.)