Личностная и эмоционально-волевая сфера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностная и эмоционально-волевая сфера



Детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В целом исследования показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи недостаточно кри­тично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.

В большинстве случаев объективная личностная харак­теристика не совпадает с их самооценкой, многие из сво­их черт характера дети не отмечают и не оценивают. Рас­стройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудша­ют их работоспособность, но и могут приводить к нару­шениям поведения и социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция.

Речь и общение

Изучение общения у детей с тяжелой речевой патоло­гией показывает, что у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая его форма, что ха­рактерно для нормально развивающихся детей 2—4-лет­него возраста.

У дошкольников с ОНР наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями име­ются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы.

Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуще­ствлении речевого общения со взрослыми и сверстника­ми связаны с комплексом речевых и когнитивных нару­шений.

Преобладающей формой общения со взрослыми у де­тей 4—5 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Педагогическое обследование

Цель такого обследования — выявить соответствие уров­ня знаний и умений детей требованиям программы, раз­работанной для данной возрастной группы.

Педагогическое обследование включает два раздела.

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, родители и т.д.

2. Общие особенности поведения:

 

—реакция на новую обстановку (настроение бодрое, радостное или подавленное);

—взаимоотношения с детьми (проявляет симпатию, доброжелателен; вступает в конфликты и т.д.);

—взаимоотношения со взрослыми (общителен или наоборот и т.д.).

При обследовании функционального состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо выявить:

—функциональные нарушения;

—органические нарушения;

—перенесенные болезни и травмы (из карты физического развития ребенка, беседы с матерью);

—утомляемость (из наблюдений за ребенком во время игр).

Показатели физической подготовленности (обследование проводится на участке или в спортивном зале):

—прыжки — на двух ногах; на одной ноге; на двух ногах с продвижением вперед; перепрыгивание через предмет;

—метание, лазание, равновесие.

Развитие общей и мелкой моторики — походка, осанка, активные движения, скорость движения, точность движений, координация движений, уровень развития мелкой моторики.

Эмоциональное развитие — выясняется, умеет ли ребе­нок сопереживать, способен ли работать самостоятельно, владеет ли организаторскими умениями, может ли спра­ведливо разрешить конфликт и т.д.

Игровая деятельность — стремление к совместной или одиночной игре; умение самостоятельно выбрать игру, раз­вить сюжет; распределить роли и т.д.

Предметно-практическая деятельность — владение тех­ническими навыками и способами достижений результа­тов: рисование, аппликация, лепка, конструирование, са­мообслуживание, хозяйственно-бытовой труд.

Элементарные математические представления — счет предметов в пределах пяти, отсчет предметов по образцу, сравнений множеств, владение основными величинными понятиями, различение геометрических тел, представле­ния о времени, ориентировка в пространстве и т.д.

Работоспособность — способность к продолжительной деятельности, старательность, целенаправленность, уме­ние мобилизовать внимание, умение принять помощь, самостоятельность.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте особенности основных форм деятельности у дошкольников с речевой патологией.

2. Раскройте специфические особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи.

3. Каковы основные отличия игры детей с нарушениями речи?

4. Опишите нарушения в структуре коммуникации дошкольников с речевой патологией.

5. Каковы основные подходы к педагогическому обследованию дошкольников?

Тест 16

1. Дошкольникам с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в усло­виях инструкции:

а) словесной;

б) зрительной;

в) слуховой и зрительной.

2. Виды контроля за деятельностью, которые более на­
рушены у детей с речевой патологией:

а) упреждающий (связан с анализом условий задания)
и текущий (в процессе выполнения задания);

б) текущий и последующий (итоговый);

в) упреждающий и последующий.

3. У детей с тяжелой речевой патологией преобладает общение:

а) ситуативно-деловое;

б) внеситуативно-познавательное;

в) внеситуативно-личностное.

4. Дошкольники с недоразвитием речи в большей степени отстают в развитии мышления:

а) наглядно-практического;

б) словесно-логического;

в) наглядно-образного.

5. По уровню продуктивной деятельности воображение у детей с ОНР:

а) отстает от нормы;

б) не отличается;

в) превышает уровень нормы.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Школьный возраст — это период становления и совер­шенствования всех познавательных процессов ребенка. Осуществляется переход на новый уровень восприятия, ощущения, внимания, мышления, памяти, речи. Одно­временно формируется произвольность всех этих психи­ческих функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.008 с.)