Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы порождения высказывания у детей
Модели порождения высказывания, разрабатываемые в психолингвистике, базируются на положениях Л.С. Выготского об опосредствованном знаками характере человеческой деятельности, о происхождении внутренней речи и переходе от внутренней речи к внешней. Речь проявляется «...от мотива, порождающего мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, в словах». Предложены различные модели порождения речи, однако все они включают этапы: 1) формирования замысла высказывания, связанного с доминирующей мотивацией, его планирования; 2) реализации программы высказывания; 3) сопоставления реализованного высказывания с исходным. Авторы опираются на положение Л.С. Выготского о внутренней речи, которая характеризуется редуцированностью фонетики, особым смысловым семантическим строением, чисто предикативным синтаксисом. Ведущим компонентом в семантическом строе внутренней речи выступает смысл, а не значение. Предикаты-смыслы взаимодействуют, друг с другом, так что предшествующие содержатся в последующем и его изменяют. Авторы полагают, что смысловой синтаксис на ранних этапах развития речи ребенка организует и глубинную и поверхностную структуры высказывания, которые в этом периоде не дифференцированы. «Уход смыслового синтаксиса вглубь», появление нового поверхностного вида синтаксиса происходят, когда ребенок получает возможность внутренней репрезентации и оперирования более чем одним смысловым контекстом. В отличие от ребенка у взрослого смысловой синтаксис проявляется на поверхности в структурной организации диалога, в начальной части разговорной реплики, куда говорящий выносит наиболее важную часть высказывания. Операция смыслового синтаксирования у детей заключается в том, что ребенок выделяет самый значимый для него компонент целостной ситуации — тему высказывания, предикат, выражая его словом, а психологическое подлежащее — тема остается подразумеваемым, ясным из ситуации. Овладение семантическими мотивированными понятиями агента действия или состояния, объекта действия, локатива и др., соотносящимися с грамматикой, предшествует овладению формально-логическим синтаксисом.
Каждый из синтаксисов (смысловой, семантический, формально-грамматический) создает основу для последующего, а затем вступает с ним в противоречие и, наконец, «снимается», оставаясь в структуре высказывания в трансформированном виде. Этапы языковой способности ребенка соотносятся с уровнями порождения речевого высказывания у взрослого. Развитие языковых функций Л.С. Выготский выделял регулятивную, индикативную, номинативную и сигнификативную функции при формировании речи у детей. Индикативная функция развивается первой, так как сначала, не называя предметы, ребенок указывает на них. Это — коммуникация с помощью жестов. Далее формируются регулятивная и номинативная функции. После этого появляется сигнификативная функция, независимая от указания и наименования предмета. Л.С. Выготский пишет о возникновении нового сигнификативного типа деятельности, основное отличие которого от предыдущих заключается в переходе от непосредственно интеллектуальных процессов к опосредствованным с помощью знаков. Знаки дословесной коммуникации практически не изучались с точки зрения развития их функций. Единственная попытка такого рода была сделана М. Хэллидеем, который предложил более полное деление функций по сравнению с общеупотребляемым. Развитие речи рассматривалось им с социологической точки зрения. Изучение родного языка проходит три стадии: дословесную, переходную и словесную. Дословесная стадия состоит в овладении языковыми функциями, каждая из которых имеет основное и дополнительное значения. Исследователь выделяет семь функций. 1. Инструментальная — для удовлетворения материальных потребностей ребенка в виде вещей или услуг («Я хочу»). 2. Регуляторная — для контроля действий другого лица («Делай, как я говорю»). 3. Взаимодействия — для достижения и упрочения контакта со значимыми для ребенка лицами («Я и ты»). 4. Личностная — для выражения собственной индивидуальности и самопонимания («Вот и я»). 5. Эвристическая («Скажи мне»). 6. Воображения («Давай-ка, притворимся, что...»). 7. Информативная — для исследования окружения ребенка («Я хочу тебе что-то сказать»).
Инструментальная и регуляторная функции объединяются Хэллидеем в группу регулятивных функций. Личностная, эвристическая и информативная — в группу индикативных. Он выдвинул гипотезу о том, что данные функции появляются в порядке их перечисления, в первой стадии — раздельно, причем информативная — гораздо позднее остальных. Каждое «высказывание» ребенка имеет лишь одну функцию. В переходной стадии любое выражение полифункционально. Овладение всеми функциями (за исключением информативной) служит необходимым и достаточным условием перехода к языку взрослого.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.007 с.) |