Тематический блок 5. Слушание как вид речевой деятельности. Эффективность слушания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический блок 5. Слушание как вид речевой деятельности. Эффективность слушания



Информирование. Слушание как вид речевой деятельности связано со слуховым восприятием звучащей речи, умением интерпретировать услышанную информацию. К основным функциям слушания относятся следующие: познавательная (слушаю, чтобы знать), регулирующая (слушаю, чтобы научиться новому), ценностная (слушаю, чтобы получить эстетическое удовлетворение), обратной связи (слушаю, чтобы ответить на вопрос). Осознание значимости указанных функций слушания помогает более внимательно относиться к собственной речи.

Однако следует отметить, что, несмотря на способность восприятия 300–500 слов в минуту при средней скорости речи 120–150 слов в минуту, как правило, усваивается около 25% информации. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60–70% информации [7]. Если читатель может остановиться, чтобы подумать или перечитать содержание текста, не понятого им при первом прочтении, то у слушателя такого преимущества нет – он либо получает информацию, либо теряет ее.

Эффективное слушание, безусловно, зависит от готовности слушать. Готовность слушать определяется комбинацией следующих факторов: 1) отношение и интерес к содержанию информации; 2) мотивация слушателя; 3) эмоциональное состояние слушателя. Повысить эффективность слушания позволяют: 1) умение концентрироваться; 2) уровень развития слуховой памяти и способность к пониманию и запоминанию; 3) умение анализировать и слушать критически; 4) навыки конспектирования (о конспектировании – см. тематический блок 4).

Среди факторов эффективного слушания особо следует выделить навыки концентрации внимания и склонность к анализу в ходе слушания. Поэтому, чтобы повысить концентрацию внимания необходимо в ходе слушания следить за последовательностью изложения мысли, осознавая при этом степень полезности информации. Что касается склонности к анализу информации, то она отражается в умении: выделять главные идеи, аргументы и резюме, связывать информацию с собственным опытом и уже имеющимися знаниями, соглашаться или подвергать сомнению, откладывая решение до получения уточняющих сведений.

Если умение слушать заключается в адекватном смысловом восприятии и интерпретации информации, то степень воздействия информации зависит:

1) от коммуникатора – “ кто говорит ” (авторитетность, надежность, компетентность, привлекательность);

2) от содержания сообщения – “ что говорит ” (логически обоснованное, эмоциональное, одностороннее/всеобъемлющее, новое/ известное);

3) от того, как передается сообщение – “ как говорит ” (выразительность, образность речи);

4) от принимающего информацию, от того, “ кому говорит ” (аналитический/образный тип мышления, возраст, пол, уровень активизации мыслительных процессов).

Исследование вербальных средств коммуникации показало, что степень воздействия информационного сообщения зависит от: 1) времени получения сообщения, 2) полноты изложения, 3) четкости изложения, 4) достоверности фактов, 5) готовности к восприятию информации.

Факторы, перечисленные выше, необходимо учитывать, так как воздействие сообщением снижается, если: сообщение передано слишком поздно, оно слишком краткое, двусмысленное, вызывает недоверие, не учитывает установку на восприятие информации. Напротив, воздействие сообщением повысится, если оно содержит точные и логически обоснованные факты.

Задание

Недооценка работы по формированию фонематического слуха, адекватного восприятия информации, слуховой памяти может стать причиной ошибок и фрагментарного запоминания информации.

Упражнение 1. Со скоростью 1 слово за 2 секунды будут прочитаны 10 различных слов. Каждое слово имеет порядковый номер.

Прослушайте и затем запишите запомнившиеся слова с их номерами:

1 – дирижабль, 2 – снег, 3 – хлеб, 4 – мел, 5 – школа, 6 – человек, 7 – град, 8 – история, 9 – луна, 10 – страх.

 

Обработка и интерпретация данных

Совпадение порядкового номера и слова оценивается в 10 баллов. Если слово вспомнилось, а порядковый номер указан ошибочно – 5 баллов. Суммируйте набранные баллы и, ориентируясь на приведенную ниже интерпретацию, вы получите представление об эффективности вашей слуховой памяти.

 

Количество баллов Эффективность слуховой памяти

90–100 отлично

70–90 очень хорошо

50–70 хорошо

30–50 удовлетворительно

10–30 плохо

0–10 очень плохо

Примечание. Упражнение представляет аналог задания, изложенного в учебном пособии О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной “Речевая коммуникация” [7].

Упражнение 2. Прослушайте текст один раз. Будьте внимательны, так как после прослушивания текста необходимо указать номера ошибочных утверждений.

Э. Эриксон в своей теории психосоциального развития личности при описании подростковой стадии выделяет значимость формирования я-идентичности, смысл которой заключается в интеграции воедино всех имеющихся к этому времени знаний о себе и о своих социальных ролях. Психологический смысл я-идентичности определяется через такие показатели, как: 1) образ Я, включающий образы себя в прошлом и будущем; 2) уверенность в том, что этот целостный образ оценен значимыми другими; 3) уверенность в том, что согласованность и целостность образа Я подтверждается в межличностном общении посредством обратной связи.

Формирование положительного качества “верность” связано с успешным выходом из психосоциального кризиса на уровне подростковой стадии личностного развития. Термин “верность” определяется автором как способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей. Однако обретение я-идентичности не исключает того, что на последующих стадиях развития может вновь возникнуть проблема, связанная с представлениями о себе. Я-идентичность – это борьба, которая длится всю жизнь: “Кто я?”, “Куда я иду?”, “Кем я хочу стать?” [34].

Обсуждение

 

1. Согласно теории Э.Эриксона, в подростковой стадии психосоциального развития личности берет свое начало формирование я-идентичности.

2. Обретение я-идентичности является условием безконфликтного решения жизненно важных вопросов: “Кто я?”, “Куда я иду?”, “Кем я хочу стать?”.

3. В соответствии с теорией психосоциального развития личности, психологический смысл я-идентичности определяют четыре показателя.

4. С успешным выходом из психосоциального кризиса на стадии подросткового развития связано формирование положительного качества “верность”. Это положительное качество означает верность подростка своим выборам, привязанностям, обещаниям.

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)