Тематический блок 3. Психологизм художественной литературы как условие развития культуры чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический блок 3. Психологизм художественной литературы как условие развития культуры чтения



Информирование. Работа с научным и учебным текстом не должна вытеснять взаимодействие читателя с текстом художественным. Текст классической художественной литературы является частью культурного кода нации. В статьях, посвященных чтению художественной литературы, даже применяется термин “культурный литературный код читателя”, отражающий знание классической художественной литературы [32].

Однако, согласно современным исследованиям, посвященным проблеме психологии чтения, одной из важных причин отказа от чтения художественной литературы является неготовность прилагать серьезные усилия для понимания текстов.

Непонимание глубинных смыслов классической литературы может затормозить личностный рост, так как не реализуется нравственно-ценностный потенциал классической художественной литературы, представляющий неиссякаемый источник формирования личностных ценностей. Обращение к русской классике помогает развить интерес к поиску личностных смыслов, так как чтение отражающих жизненные проблемы художественных текстов преобразуется в процесс самопознания. Поэтому классическая литература – это уникальное средство самопознания и самоопределения и один из источников формирования личностных смыслов, отражающих нравственное развитие личности.

В условиях образования задача приобретения опыта познания и самопознания решается через обращение к чтению художественной литературы, которое представляет собой сложный психический процесс смыслового восприятия письменной речи.

Готовность к смысловому чтению создает фундамент культуры чтения, которая не формируется сама по себе, а складывается в процессе обучения человека. Главная задача смыслового чтения – постижение ценностно-смыслового аспекта литературного произведения. Фактически и в самом произведении его автором, и в процессе его постижения читателем решается одна и та же задача, побуждающая к размышлению и переживанию, к самопознанию и самоопределению.

На наш взгляд, обращение к творчеству Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), Федора Михайловича Достоевского (1821-1881), Льва Николаевича Толстого (1828-1910) и других русских писателей, уникальная способность которых – угадывать человека и представлять его живой образ, это обращение к смысловому чтению, состоящему в конструировании своеобразного диалога между автором произведения и жизненным опытом читателя. Активизация творческого воображения, актуализация мотивационных ресурсов чтения помогают развивать культуру чтения.

Чем более сложным оказывается художественное произведение, тем большее воздействие оно оказывает на процесс смыслового чтения. В плане смыслового восприятия поэму “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя критики считают одним из сложных литературных произведений.

Сюжет “Мертвых душ” был передан Гоголю в 1935 году А.С. Пушкиным с пожеланием поэта – приняться за большое сочинение. В этом же 1935 году Гоголь начал работу, которая продолжалась более 6 лет. Автор предполагал создать трёхтомное произведение.

Первый том был издан в 1842 году и стал, по словам В.Г. Короленко, одним из величайших творений русской литературы. В обзоре литературной критики того времени следует выделить проведенную С. Т. Аксаковым и А.И. Герценом систематизацию устных суждений современников, посвященных поэме “Мертвые души”: с восторгом поэму приняла образованная молодежь и все люди, способные понять высокое достоинство Гоголя; были читатели как, “озадаченные”, смущенные “карикатурой” и “неправдоподобием”, так и узнавшие себя в разных лицах поэмы и поэтому оскорбленные за всю Россию.

Второй том не дошел до читателей: готовый том уничтожен писателем, и только несколько глав сохранилось в черновиках. Третий том не был начат, о нём остались отдельные сведения, согласно которым персонажи поэмы должны измениться и даже стать примерами для подражания, но подробных данных о третьем томе нет.

Автор назвал не случайно “Мертвые души” поэмой, Несмотря на то, что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе, многочисленные лирические отступления. Лирическое отступление – универсальный прием, позволяющий не только выразить отношение автора к герою, ситуации, обстоятельствам, но и активизировать воображение и рефлексию читателя.

 

Задание 1

 

Используя методику “Эмоциональный профиль” [22], выполните следующее задание.

Начертите систему координат. На вертикальной оси с отступом от точки пересечения, отложите на равном расстоянии друг от друга 11 делений. Каждое деление – это определенная эмоция: 1) волнение (взволнованность), 2) воодушевление (энтузиазм), 3) восхищение (ощущение восторга от прекрасного), 4) гордость (чувство достоинства), 5) удивление (состояние вследствие чего-то неожиданного), 6) радость (душевное удовлетворение), 7) разочарование (ощущение неудовлетворенности), 8) сомнение (состояние неуверенности), 9) сожаление (ощущение невозможности изменить что-либо), 10) страх (сильная боязнь), 11) тревога (состояние беспокойства).

Обратите внимание! Шкала наименований содержит только один полюс эмоциональных проявлений. Так, если, оценивая проявление волнения, вы выбрали альтернативу “ярко выражена” (соответственно исключив степени –

 

 

средне/слабо выражена), то противоположное состояние “ спокойствие ” (состояние внутреннего покоя, самообладание) у вас не проявлялось.

На горизонтальной оси с отступом от точки пересечения, на равном расстоянии друг от друга отложите 4 деления, каждое из которых обозначает выраженность проявления эмоций, наименования которых представлены на вертикальной оси: 1) ярко выражена, 2) средне выражена, 3) слабо выражена, 4) не выражена.

Сетка образована перпендикулярами, опущенными из точек делений на вертикальной и горизонтальной осях.

Подготовив, в соответствии с заданием две измерительные шкалы: вертикально расположенная шкала отражает список из одиннадцати эмоций, горизонтально расположенная шкала проранжирована 4-мя показателями выраженности проявления этих эмоций, приступайте к выполнению инструкции.

Прочитайте лирическое отступление из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”, посвященное образу птицы-тройки.

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песнюкони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеходи вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства [6].

 

Инструкция. При чтении художественного текста мы переживаем разные эмоции разной степени выраженности.

Прочтите название эмоции под номером 1 и выберите показатель из интервала, отражающего выраженность/невыраженность проявления именно этой эмоции. На сетке это соответствие обозначьте точкой. Затем переходите к эмоции номер 2 и т.д. После того, как каждая из 11 эмоций получит свой показатель, проставьте на графике соответственно 11 точек.

Соедините эти точки линией, и вы получите “эмоциональный профиль”, отражающий на уровне эмоциональных переживаний ваше отношение к образу птицы-тройки.

 

Обсуждение

 

1. Выделите в полученном эмоциональном профиле эмоции, проявление которых вы отметили, как “ ярко выражена”. Это ваш ярко выраженный эмоциональный профиль, по сути, ваша эмоциональная оценка.

2. Сопоставьте полученный эмоциональный профиль с “высоким лирическим пафосом” автора.

 

В лирических отступлениях в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе – тема России. Самое известное такое отступление – описание в одиннадцатой главе первого тома птицы-тройки, в котором, по словам В.Г. Белинского, отразился “высокий лирический пафос”, “гремящие, поющие дифирамбы блаженствующего в себе национального самосознания”.

Эмоциональные проявления, отражающие отношение к образам, созданным под влиянием искусства, литературы определяются как переживания. В данном случае речь идет об отношении к образу птицы-тройки.

Выполнение методики “Эмоциональный профиль”, на наш взгляд, позволяет актуализировать эмоциональное переживание и осознать эмоциональное и интеллектуальное воздействие богатого и выразительного образно-символического языка, помогающего формированию способности почувствовать красоту. Включение эмоций в восприятие художественного текста создает личное ощущение причастности к сюжету.

В образе летящей птицы-тройки, обязанной своим существованием “расторопному мужику”, Н.В. Гоголь воплотил свои представления о России.

Для Гоголя Россия – постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль (дорога здесь символизирует движение вперед), “бойкая, необгонимая”, “вдохновенная Богом”, самая лучшая страна в мире. Автор, как никто другой, ощущая загадочность России, обращается с восторгом и восхищением: ”Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа”.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что “Мертвые души” Н.В. Гоголя – одно из величайших творений русской литературы, требующее, по словам В.Г. Белинского изучения, поскольку даже для людей мыслящих, это сложное произведение не раскрывается с первого чтения [курсив наш – Г.П.].

С целью детализации собственного видения выполненных автором описаний применяется психологический прием словесного рисования. Важно, чтобы словесная картина (словесная иллюстрация) не превратилась в прямой пересказ текста или, наоборот, заменила авторское описание собственной фантазией.

Как правило, при вдумчивом чтении читатель осознает авторскую позицию, что способствует формированию видения ситуации глазами автора. Кроме того, прием словесного рисования развивает способность к логическому выстраиванию словесного высказывания с подбором точных слов [13, 17].

 

Задание 2

Это задание на перспективу.

В соответствии с программой по литературе, вы прочитаете первый том поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”. При внимательном, осмысленном прочтении вы почувствуете и осознаете силу авторского воображения, подкрепленного юмором, который, по замечанию В.Г. Короленко, одновременно звучит “смехом и небывалой высотой какого-то особенного скорбного раздумья” [6].

В изданном на основе сохранившихся глав рукописи втором томе найдете и прочитаете текст с описанием последствий “похождений” Чичикова.

Обратите внимание: для обсуждения предлагается вопрос о “другой дороге” главного героя.

Результаты выполненного в письменной форме задания (вопросы 2-4) будут обсуждаться на итоговом занятии.

Здесь приводится только часть последнего авторского описания, связанного с Чичиковым (см. том 2). Лошади все были запряжены. Чичиков, однако ж, фрак примерил. Он был хорош, точь-в-точь, как прежний,… увы, он заметил, что в голове уже белело что-то гладкое, и примолвил грустно: “И зачем было предаваться так сильно сокрушенью? А рвать волос не следовало бы и подавно”. Расплатившись с портным, он выехал, наконец, из города, в каком-то странном положении. Это был не прежний Чичиков. Это была какая-то развалина прежнего Чичикова. Можно было сравнить его внутреннее состояние Души с разобранным строеньем, которое разобрано с тем, чтобы строить из него же новое; а новое еще не начиналось, потому что не пришел от архитектора определительный план, и работники остались в недоуменье.

Вопросы

1. Не обращаясь повторно к рекомендованному для прочтения тексту, мысленно представьте запомнившиеся словесные картины. Определите количество словесных картин. О чем каждая картина? Выделите слова, помогающие представить словесные картины. Сравните свои представления с авторским текстом – они сопоставимы?

Как вы оцениваете свой общий эмоциональный настрой после прочтения текста? Вы хотели бы узнать, почему Чичиков предавался “так сильно сокрушенью”?

2. На ваш взгляд, какое направление “другой дороги”, предполагает Чичиков, которому: “Значенье жизни опять показалось немаловажным”?

3. Как вы думаете, почему Чичиков заказал портному сшить новый костюм “точь-в-точь, как прежний”?

4. Как вы думаете, почему автор дает такое определение: “Это была какая-то развалина прежнего Чичикова”?

 

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 3.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.022 с.)