Тематический блок 2. Чтение как усвоение знаний. Точность и логичность учебного и научного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический блок 2. Чтение как усвоение знаний. Точность и логичность учебного и научного текста



Информирование. Точность, связанная с грамматикой, определяет структуру речи, а логичность – структуру связанного с речью мышления.

Направленная на совершенствование речевой деятельности технология читательского развития личности, как правило, встроена в контекст обучения. Чтение выполняет следующие функции: познавательная – побуждение к поиску нового; регулятивная – побуждение к определенным действиям, связанным с накоплением социального опыта; ценностно-ориентационная – воздействие на эмоциональную сферу и ценностные выборы. Чтение, представляя собой деятельность, включающую такие высшие психические функции, как смысловое восприятие, внимание, память, мышление, является необходимым условием формирования коммуникативного компонента культуры речи, в частности, через развитие таких его показателей, как точность и логичность.

Таким образом, качество чтения определяется в значительной степени уровнем речемыслительных операций, которые составляют психологическое содержание данного вида речевой деятельности и связаны с видом чтения.

Принято выделять следующие виды чтения.

1. Углубленное чтение: внимание концентрируется на деталях текста, производится их анализ и оценка, по сути, это аналитическое чтение. Этот вид чтения считается оптимальным при изучении учебных дисциплин.

2. Ознакомительное чтение: общее знакомство с содержанием текста, выявление его основной идеи и проблематики.

3. Чтение-просмотр состоит в отборе наиболее важной информации по оглавлению книги, предисловию и заключению, что позволяет определить необходимость обращения к данной книге.

4. Сканирование: быстрый просмотр печатного текста с конкретной целью (поиск факта, термина и др).

5. Быстрое чтение: высокая скорость чтения и высокое качество усвоения прочитанного.

В учебной деятельности работа с книгой в плане изучающего чтения предполагает усвоение знаний. Усвоение знаний включает два основных этапа: понимание и запоминание.

Пояснение-образец. Рассмотрим приемы изучающего чтения, которые помогают понять и усвоить текст.

1. Постановка вопросов к тексту – это вопросы в отношении заголовка текста, незнакомых терминов, а также вопросы, вызванные непониманием логических связей между предложениями и абзацами текста. Такой подход позволяет с целью уточнения искать ответы в тексте, что развивает способность самостоятельно и адекватно выделять смысловое содержание текста.

Вопросы, на которые при чтении, целесообразно найти ответы

О чем здесь говорится?

Что мне уже известно об этом?

Что именно сообщается и чем это можно объяснить?

Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

Когда и как это применять?

Что нового я узнал из этого текста?

Что заставило задуматься?

Что необходимо запомнить из этого текста?

Итак, а) если при чтении текста встретились новые понятия, то целесообразно выписать их на карточки, найти в тексте определения этих понятий, а также выделить существенные признаки понятия из определения и рассмотреть в качестве закрепления объект, относящийся к данному понятию, выявив характеризующие его признаки;

б) если текст представляет собой описание исследования, то следует выделить предложения, раскрывающие этапы исследования (автор ставит проблему, заключающуюся в …; он формулирует следующие вопросы … и выдвигает гипотезу о том, что …; основываясь на …, он использует такие методы исследования, как …; проверяет справедливость тезиса о том, что …; делает вывод о том, что...);

в) если это текст-рассуждение, целесообразно выделить глаголы, позволяющие проследить ход рассуждения: сравнить, сопоставить, придти к выводу, выявить, доказать;

г) если это текст, содержащий доказательство, то необходимо выделить в нем доказываемый тезис, аргументы и вывод.

2. Составление плана – это последовательный поиск в тексте ответа на вопрос: “о чем здесь говорится?” (метод рефлексивных вопросов учит смысловому анализу текста).

Ответ на вопрос становится пунктом плана; в скобках после ответа-тезиса обычно указывается номер страницы, содержащей ответ на каждый сформулированный вопрос. Так составляется тезисный план. При повторном чтении полезно пользоваться этим планом, который представляет собой четкий ориентир, отражающий смысловые опорные пункты. Кроме того, план помогает выделить основную информацию, которая содержится в ключевых словах текста, несущих смысловую нагрузку.

Чтение рекомендованной научной литературы – это составная часть самостоятельной работы студента: так, научная идея, изложенная одним автором, может быть развита, уточнена, конкретизирована другим автором, что важно для усвоения знаний и формирования представления о развитии данной научной идеи. Чтение рекомендованной научной литературы должно быть связано с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими работами студента: написанием контрольной или курсовой работы, подготовкой к экзаменам.

Задание 1

Работа с текстом, включенным в список рекомендованной литературы. Поставьте вопросы к тексту, пользуясь схемой изучающего чтения. Составьте план. Пользуясь планом, перескажите текст.

 

Затяжной прыжок парашютиста

Здесь приходят на память героические прыжки наших мастеров парашютного спорта, выбрасывавшихся на высоте около 10 км, не раскрывая парашюта. Лишь пролетев значительную часть пути, они дергали за кольцо парашюта и последние сотни метров опускались, паря на своих зонтах. Многие думают, что, падая “камнем”, не раскрывая парашюта, человек летит вниз, как в пустом пространстве. Если бы было так, если бы человеческое тело падало в воздухе, как в пустоте, – затяжной прыжок длился бы гораздо меньше, чем в действительности, а развиваемая к концу скорость была бы огромна. Однако сопротивление воздуха препятствует нарастанию скорости. Скорость тела парашютиста во время затяжного прыжка растет только в течение первого десятка секунд, на протяжении первых сотен метров. Сопротивление воздуха возрастает с увеличением скорости так значительно, что довольно скоро наступает момент, когда скорость больше не изменяется. Движение из ускоренного становится равномерным. Можно путем вычислений набросать в общих чертах картину затяжного прыжка с точки зрения механики. Ускоренное падение парашютиста длится только первые 12 секунд или немного менее, в зависимости от его веса. За этот десяток секунд он успевает опуститься метров на 400–500 и приобрести скорость около 50 м в секунду. Весь остальной путь до раскрытия парашюта проходится уже равномерным движением с этой скоростью. Примерно так же падают и капли дождя. Разница лишь в том, что первый период падения, когда скорость еще растет, продолжается для дождевой капли всего около одной секунды и даже меньше. Окончательная скорость капель дождя поэтому не столь велика, как при затяжном прыжке парашютиста: она колеблется от 2 до 7 м в секунду в зависимости от размеров капли [19].

 

Задание 2

 

Точность речевого высказывания означает: знаю и могу четко выразить это знание. Логичность речевого высказывания: знаю и последовательно излагаю это знание.

 

Инструкция 1. В соответствии с вашей оценкой, впишите в суждение вместо точек одну из альтернатив: часто, иногда.

Я... отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью.

 

Инструкция 2. В соответствии с вашим мнением, впишите в суждение вместо точек одну из альтернатив: необходимо, необязательно.

Я считаю, что мне... развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

 

Обсуждение

 

1. После выполнения инструкций на уровне индивидуального выбора, обобщим групповые результаты и выделим процентное соотношение следующих вариантов выборов:

Я часто отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необходимо развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

Я часто отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необязательно развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

Я иногда отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необходимо развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

 

Я иногда отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необязательно развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

 

2. Обратите внимание: отражает ли потребность в развитии качественных характеристик речи ваш вариант выборов.

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 2.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.028 с.)