Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Московская обл. , г. Долгопрудный, пл. Собина, 1
Тел./факс: (495) 408-45-93 E-mail: gnpog@yandex.ru В Оргкомитет VШ Всероссийского конкурса Психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» ЗАЯВЛЕНИЕ
Автор _Погорелова Галина Николаевна____________________________________ (ФИО полностью) ____направляет для участия в VШ Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации __________________________________________________________________________ развивающие психолого-педагогические программы: программу «Качественные характеристики речи: ориентиры развития». Практическая апробация указанной программы проведена с «_21__»сентября____________2015__ г. по «__01_»__февраля___________2016__ г. в ___________________ ГБПОУ МО “Долгопрудненский техникум” ___________________________________________________________________________ (название образовательного учреждения)
___________________________________________________________________________.
Отзыв образовательного учреждения прилагается.
Автор _________________Погорелова Галина Николаевна____________________ (ФИО полностью)
___________________________________________________________________________ согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подпись ____________________/_Погорелова Галина Николаевна_________________/ ФИО
«__»__июня_______2016 г.
Пояснительная записка
Речь, речевая деятельность (говорение, слушание, письмо, чтение) как форма общения человека обнаруживает проявления его характера и связанных с характером мировоззренческих и действенных установок, которые отражают индивидуальный опыт, отношение к себе, окружающей действительности и другим людям. С позиций социальной адаптации и представляющей разновидность социальной адаптации, учебной адаптации, совместная речевая деятельность необходима для передачи словесно выраженной информации с целью формирования межличностных отношений и взаимодействий. В настоящее время в понимании явления социальной адаптации наблюдается тенденция в движении от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, межличностного взаимодействия [1, 25]; идея активной адаптации прослеживается в теории психосоциального развития личности: согласно положениям теории, трудолюбие, подкрепленное межличностной компетентностью, является основой эффективного участия в социальной жизни и личностном развитии [34].
Здесь следует отметить, что в совместной речевой деятельности наряду с функцией общения (информирования и воздействия) реализуются функции осознания бытия, эмоциональной оценки [26], поэтому так значимы отражающие культуру речи качественные речевые характеристики. Культура речи определяется как владение языковыми нормами и как использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения [27]. К качественным характеристикам культуры речи относятся: 1) нормативность – соответствие нормам литературного языка; 2) точность (логическая точность – умение ясно мыслить, предметная точность – знание предмета обсуждения, понятийная точность – знание значений употребляемых слов); 3) логичность – последовательная, непротиворечивая аргументация; 4) уместность – соответствие целям и условиям коммуникации; 5) чистота – отсутствие элементов, как чуждых литературному языку, так и неуместно употребляемых иноязычных слов; 6) ясность – отсутствие двусмысленности, доступность – простота и доходчивость; 7) богатство и выразительность – совокупность образных средств, оказывающих интеллектуальное и эмоциональное воздействие. В плане учебной деятельности особо востребованы точность (знаю и могу четко выразить это знание) и логичность (знаю и последовательно излагаю это знание). Однако такие отражающие культуру речи показатели – точность, логичность, выразительность, понимание подтекста фиксируются как наилучшие результаты не ранее тридцатилетнего возраста [2]. Это, в частности, объясняется единством речи и мышления: в ходе онтогенеза речь, являясь формой существования мысли, неразрывно связана с мышлением, которое на всем протяжении развития постепенно переходит от наглядно-ситуативного ко все более обобщенным, отвлеченным и объективным формам [26].
Итак, как форма общения, как форма проявления в ходе общения личностных особенностей и как познавательный психический процесс, достигающий своих максимально возможных вершин только в ходе длительного онтогенеза, речь нуждается в целенаправленном, систематическом совершенствовании и развитии. Реализации этой задачи в учебном процессе (например на базе студенческой секции) может способствовать психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников, ориентированное на активизацию видов речевой деятельности. Подростки, принятые на первый курс, включаются в сложный и многоаспектный процесс учебной, иными словами, профессиональной адаптации, когда для преодоления рассогласованности между способностями к формированию необходимых знаний, умений и навыков и требованиями конкретной профессиональной деятельности активизируются различные сферы возможностей личности, в том числе, коммуникативные возможности. Кстати, именно в подростковом возрасте, процесс развития коммуникативных связей отличается наибольшей интенсивностью. Поэтому образовательная и коррекционно-развивающая работа выступают обязательным условием управления этим процессом. По сути, эта работа направлена на развитие культуры речи студентов-подростков. При разработке психолого-педагогической программы было необходимо выделить направление развития с учетом того, что отражающая взаимодействие языка и культуры структура культуры речи, включает три компонента: нормативный – соблюдение норм языка, этический – уместность речевых высказываний, коммуникативный – отбор и употребление качественных языковых характеристик в процессе речевого общения [3]. Наш выбор – развитие коммуникативного компонента культуры речи объясняется тем, что смысловое назначение указанного компонента, характеризующегося качественными характеристиками, состоит в обеспечении различных видов деятельности, в том числе, и учебной деятельности. Цель развивающей психолого-педагогической программы “ Качественные характеристики речи: ориентиры развития ” состоит в активизации видов речевой деятельности – чтение, слушание, письмо, говорение, представляющих основу развития и совершенствования качественных характеристик речи, в частности, таких, как точность и логичность. Задачи развивающей программы: 1) накопление опыта усвоения знаний при чтении учебной и научной литературы; 2) развитие смыслового восприятия текста при чтении художественной литературы; 3)совершенствование навыков письма (письменной речи) в форме конспектирования, реферирования, аннотирования текстов; 4) формирование опыта активного восприятия информации в процессе слушания; 5) актуализация говорения через организацию тематических обсуждений и диалогового общения. Методологическим основанием развивающей программы являются: исследования соотношения мышления и речи (Л.С. Выготский, 1956), исследования речевых способностей (С.Л. Рубинштейн, 1960, Б.Г. Ананьев, 1968, К.К. Платонов, 1972, Т.Н. Ушакова, 1998, М.К. Кабардов, 2001 и др.), психология отношений (В.Н. Мясищев, 1960), теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, 1969), психология говорения и слушания (И.А. Зимняя, 1973), основы культуры речи (Б.Н. Головин, 1988), психология и педагогика усвоения знаний в процессе обучения (И.И. Ильясов, 1987, И.В. Усачева, 1990), психология смысла (Д.А. Леонтьев, 1997), психология смыслового восприятия художественного текста (Р.Р.Каракозов,1987, Л.А. Мосунова, 2007), психология речевой компетентности (Н.Л. Шлыкова, А.П. Шлыкова, 2013) и др.
Методическое обеспечение развивающей программы составляют приемы и упражнения, ориентированные на активизацию видов речевой деятельности и способствующие снижению влияния психологических барьеров (личностных, семантических и информационных), тормозящих развитие качественных характеристик речи. Ожидания промежуточного результата реализации программы: осознание студентами значимости опыта письменной и устной речи, характеризующейся такими показателями, как точность и логичность. Ожидаемый итоговый результат: готовность к анализу собственного познавательного опыта с использованием точных формулировок и соблюдением требований к последовательности изложения. В отношении ожиданий результата реализации программы, с одной стороны, есть понимание, что процесс совершенствования речи отличается длительностью. С другой стороны, учитывая взаимосвязь качественных коммуникативных характеристик речи, имеют место предположения, что наряду с формированием готовности к развитию и совершенствованию точности и логичности существует вероятность формирования готовности к развитию и совершенствованию других речевых характеристик – ясности, выразительности и т.п. Апробация авторской программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития” проводилась в 2015/2016 учебном году на базе классных часов с группой студентов 1 курса обучения (состав выборки – 22 юноши, 9 девушек, средний возраст 16 лет). Опыт реализации личностно-ориентированного подхода и прошедший апробацию инструментарий могут применяться в коррекционно-развивающей и просветительской работе, в индивидуальном консультировании. Развивающая программа без ограничений ориентирована на студентов-подростков. Данная программа может быть реализована: 1) для студентов первого курса в условиях классных часов или студенческой секции, кроме того, отдельные тематические блоки могут быть использованы в рамках таких учебных дисциплин, как литература, русский язык, обществознание; 2) для студентов первого, второго, третьего курса в условиях индивидуальных консультаций (применение отдельных тематических блоков или заданий).
Для реализации программы необходимы: аудитория, тезисы лекций и бесед, учебно-методические разработки, диагностические методики, развивающие упражнения, как в печатном, так и в электронном варианте, также желательно иметь условия для прослушивания аудио-текстов и просмотра фильмов в режиме “онлайн”. Структуру развивающей программы представляют тематические блоки и приложение; структуру тематического блока – информирование, пояснение-образец, задание, обсуждение. В приложении к каждому тематическому блоку приводится задание для самостоятельной работы. Изменение последовательности применения тематических блоков не исключает реализацию функций, направленных на решение задачи педагогической психологии – обучение умению учиться; это функции – активизации интереса к новым знаниям, образовательно-воспитательная и развивающая. В рамках классных часов на апробацию развивающей программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития” отведено 7 аудиторных занятий (вся деятельность реализована педагогом-психологом). Качественным критерием ожидаемых результатов является накопление студентами 1 курса опыта письменной/устной речи и осознание значимости этого опыта. Количественный критерий – своевременное и ответственное выполнение студентами 1 курса всех домашних заданий. Индивидуальному консультированию отведено внеаудиторное время (действует принцип добровольности). В качестве основной задачи индивидуального консультирования является оказание психологической поддержки в личностном развитии, направленном на снижение влияния психологических барьеров, осложняющих развитие культуры речи.
Структура и содержание развивающей программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития ”
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.018 с.) |