Московская обл. , г. Долгопрудный, пл. Собина, 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московская обл. , г. Долгопрудный, пл. Собина, 1



Тел./факс: (495) 408-45-93

E-mail: gnpog@yandex.ru

В Оргкомитет VШ Всероссийского конкурса

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

 

Автор _Погорелова Галина Николаевна____________________________________

(ФИО полностью)

____направляет для участия в VШ Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации __________________________________________________________________________

развивающие психолого-педагогические программы:

программу «Качественные характеристики речи: ориентиры развития».

Практическая апробация указанной программы проведена с «_21__»сентября____________2015__ г. по «__01_»__февраля___________2016__ г. в ___________________

ГБПОУ МО “Долгопрудненский техникум”

___________________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

 

___________________________________________________________________________.

 

Отзыв образовательного учреждения прилагается.

 

 

Автор _________________Погорелова Галина Николаевна____________________

(ФИО полностью)

 

___________________________________________________________________________

согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

 

 

Подпись ____________________/_Погорелова Галина Николаевна_________________/

ФИО

 

«__»__июня_______2016 г.


 

Пояснительная записка

 

Речь, речевая деятельность (говорение, слушание, письмо, чтение) как форма общения человека обнаруживает проявления его характера и связанных с характером мировоззренческих и действенных установок, которые отражают индивидуальный опыт, отношение к себе, окружающей действительности и другим людям.

С позиций социальной адаптации и представляющей разновидность социальной адаптации, учебной адаптации, совместная речевая деятельность необходима для передачи словесно выраженной информации с целью формирования межличностных отношений и взаимодействий. В настоящее время в понимании явления социальной адаптации наблюдается тенденция в движении от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, межличностного взаимодействия [1, 25]; идея активной адаптации прослеживается в теории психосоциального развития личности: согласно положениям теории, трудолюбие, подкрепленное межличностной компетентностью, является основой эффективного участия в социальной жизни и личностном развитии [34].

Здесь следует отметить, что в совместной речевой деятельности наряду с функцией общения (информирования и воздействия) реализуются функции осознания бытия, эмоциональной оценки [26], поэтому так значимы отражающие культуру речи качественные речевые характеристики.

Культура речи определяется как владение языковыми нормами и как использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения [27].

К качественным характеристикам культуры речи относятся: 1) нормативность – соответствие нормам литературного языка; 2) точность (логическая точность – умение ясно мыслить, предметная точность – знание предмета обсуждения, понятийная точность – знание значений употребляемых слов); 3) логичность – последовательная, непротиворечивая аргументация; 4) уместность – соответствие целям и условиям коммуникации; 5) чистота – отсутствие элементов, как чуждых литературному языку, так и неуместно употребляемых иноязычных слов; 6) ясность – отсутствие двусмысленности, доступность – простота и доходчивость; 7) богатство и выразительность – совокупность образных средств, оказывающих интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

В плане учебной деятельности особо востребованы точность (знаю и могу четко выразить это знание) и логичность (знаю и последовательно излагаю это знание).

Однако такие отражающие культуру речи показатели – точность, логичность, выразительность, понимание подтекста фиксируются как наилучшие результаты не ранее тридцатилетнего возраста [2]. Это, в частности, объясняется единством речи и мышления: в ходе онтогенеза речь, являясь формой существования мысли, неразрывно связана с мышлением, которое на всем протяжении развития постепенно переходит от наглядно-ситуативного ко все более обобщенным, отвлеченным и объективным формам [26].

Итак, как форма общения, как форма проявления в ходе общения личностных особенностей и как познавательный психический процесс, достигающий своих максимально возможных вершин только в ходе длительного онтогенеза, речь нуждается в целенаправленном, систематическом совершенствовании и развитии.

Реализации этой задачи в учебном процессе (например на базе студенческой секции) может способствовать психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников, ориентированное на активизацию видов речевой деятельности.

Подростки, принятые на первый курс, включаются в сложный и многоаспектный процесс учебной, иными словами, профессиональной адаптации, когда для преодоления рассогласованности между способностями к формированию необходимых знаний, умений и навыков и требованиями конкретной профессиональной деятельности активизируются различные сферы возможностей личности, в том числе, коммуникативные возможности.

Кстати, именно в подростковом возрасте, процесс развития коммуникативных связей отличается наибольшей интенсивностью. Поэтому образовательная и коррекционно-развивающая работа выступают обязательным условием управления этим процессом. По сути, эта работа направлена на развитие культуры речи студентов-подростков.

При разработке психолого-педагогической программы было необходимо выделить направление развития с учетом того, что отражающая взаимодействие языка и культуры структура культуры речи, включает три компонента: нормативный – соблюдение норм языка, этическийуместность речевых высказываний, коммуникативный – отбор и употребление качественных языковых характеристик в процессе речевого общения [3]. Наш выбор – развитие коммуникативного компонента культуры речи объясняется тем, что смысловое назначение указанного компонента, характеризующегося качественными характеристиками, состоит в обеспечении различных видов деятельности, в том числе, и учебной деятельности.

Цель развивающей психолого-педагогической программы “ Качественные характеристики речи: ориентиры развития ” состоит в активизации видов речевой деятельности – чтение, слушание, письмо, говорение, представляющих основу развития и совершенствования качественных характеристик речи, в частности, таких, как точность и логичность.

Задачи развивающей программы:

1) накопление опыта усвоения знаний при чтении учебной и научной литературы;

2) развитие смыслового восприятия текста при чтении художественной литературы;

3)совершенствование навыков письма (письменной речи) в форме конспектирования, реферирования, аннотирования текстов;

4) формирование опыта активного восприятия информации в процессе слушания;

5) актуализация говорения через организацию тематических обсуждений и диалогового общения.

Методологическим основанием развивающей программы являются: исследования соотношения мышления и речи (Л.С. Выготский, 1956), исследования речевых способностей (С.Л. Рубинштейн, 1960, Б.Г. Ананьев, 1968, К.К. Платонов, 1972, Т.Н. Ушакова, 1998, М.К. Кабардов, 2001 и др.), психология отношений (В.Н. Мясищев, 1960), теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, 1969), психология говорения и слушания (И.А. Зимняя, 1973), основы культуры речи (Б.Н. Головин, 1988), психология и педагогика усвоения знаний в процессе обучения (И.И. Ильясов, 1987, И.В. Усачева, 1990), психология смысла (Д.А. Леонтьев, 1997), психология смыслового восприятия художественного текста (Р.Р.Каракозов,1987, Л.А. Мосунова, 2007), психология речевой компетентности (Н.Л. Шлыкова, А.П. Шлыкова, 2013) и др.

Методическое обеспечение развивающей программы составляют приемы и упражнения, ориентированные на активизацию видов речевой деятельности и способствующие снижению влияния психологических барьеров (личностных, семантических и информационных), тормозящих развитие качественных характеристик речи.

Ожидания промежуточного результата реализации программы: осознание студентами значимости опыта письменной и устной речи, характеризующейся такими показателями, как точность и логичность.

Ожидаемый итоговый результат: готовность к анализу собственного познавательного опыта с использованием точных формулировок и соблюдением требований к последовательности изложения.

В отношении ожиданий результата реализации программы, с одной стороны, есть понимание, что процесс совершенствования речи отличается длительностью. С другой стороны, учитывая взаимосвязь качественных коммуникативных характеристик речи, имеют место предположения, что наряду с формированием готовности к развитию и совершенствованию точности и логичности существует вероятность формирования готовности к развитию и совершенствованию других речевых характеристик – ясности, выразительности и т.п.

Апробация авторской программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития” проводилась в 2015/2016 учебном году на базе классных часов с группой студентов 1 курса обучения (состав выборки – 22 юноши, 9 девушек, средний возраст 16 лет).

Опыт реализации личностно-ориентированного подхода и прошедший апробацию инструментарий могут применяться в коррекционно-развивающей и просветительской работе, в индивидуальном консультировании. Развивающая программа без ограничений ориентирована на студентов-подростков.

Данная программа может быть реализована:

1) для студентов первого курса в условиях классных часов или студенческой секции, кроме того, отдельные тематические блоки могут быть использованы в рамках таких учебных дисциплин, как литература, русский язык, обществознание;

2) для студентов первого, второго, третьего курса в условиях индивидуальных консультаций (применение отдельных тематических блоков или заданий).

Для реализации программы необходимы: аудитория, тезисы лекций и бесед, учебно-методические разработки, диагностические методики, развивающие упражнения, как в печатном, так и в электронном варианте, также желательно иметь условия для прослушивания аудио-текстов и просмотра фильмов в режиме “онлайн”.

Структуру развивающей программы представляют тематические блоки и приложение; структуру тематического блока – информирование, пояснение-образец, задание, обсуждение. В приложении к каждому тематическому блоку приводится задание для самостоятельной работы.

Изменение последовательности применения тематических блоков не исключает реализацию функций, направленных на решение задачи педагогической психологии – обучение умению учиться; это функции – активизации интереса к новым знаниям, образовательно-воспитательная и развивающая.

В рамках классных часов на апробацию развивающей программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития” отведено 7 аудиторных занятий (вся деятельность реализована педагогом-психологом).

Качественным критерием ожидаемых результатов является накопление студентами 1 курса опыта письменной/устной речи и осознание значимости этого опыта. Количественный критерий – своевременное и ответственное выполнение студентами 1 курса всех домашних заданий.

Индивидуальному консультированию отведено внеаудиторное время (действует принцип добровольности). В качестве основной задачи индивидуального консультирования является оказание психологической поддержки в личностном развитии, направленном на снижение влияния психологических барьеров, осложняющих развитие культуры речи.

 


 

Структура и содержание развивающей программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития ”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.018 с.)