Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематический блок 4. Конспектирование. Реферирование. АннотированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Информирование. Работу со сложным учебным текстом целесообразно начинать с написания конспекта (информацию о тезисном плане, представляющем основу конспекта, см. тематический блок 2). В этом случае развивается навык активного зрительного восприятия текста, навык выделения ключевых слов (ключевые слова – это слова, несущие основную смысловую нагрузку), накапливается опыт использования качественных характеристик речи, в том числе, точности и логичности. Для освоения методики составления конспекта придерживайтесь следующей схемы: 1) библиографическое описание источника (автор, название, год и место издания), если это периодика, то дополнительно – число, месяц, номер издания; 2) поля слева, справа или с обеих сторон: поля слева – для ссылок на страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), для выделения основных проблем; поля справа – для составления собственных выводов и ссылок на другие материалы; 3) в центральной части конспекта – краткое изложение содержания текста; 4) сохранение структуры конспектируемого источника: его композиции, последовательности изложения. С позиций психологии усвоения знаний, конспектирование – это погружение в проблему с целью поиска ответа на все непонятные в тексте вопросы. Текст в учебнике, углубляя и уточняя полученные на лекции знания, является побудителем обращения к рекомендованной литературе в процессе изучения затронутого круга вопросов. В случае, если чтение учебной литературы представляет мыслительную обработку информации, то транслировать информацию можно в виде аннотационного и реферативного текста. В зависимости от цели реферирования учебного или научного текста различают: реферат-резюме и реферат-обзор. Реферат-резюме (реферат-конспект) составляется по одному источнику, реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме. Реферат должен дать ответ на вопрос: “ что именно изложено в тексте”. Реферат-резюме составляется по следующей схеме: 1) библиографическое описание источника; 2) проблема (статья/книга/монография посвящена теме/вопросу/проблеме); 3) структурные части источника (книга состоит из …, включает в себя…); 4) основное содержание с опорой на ключевые слова (принято применять следующие выражения: во введении отмечается, что...; в первой главе освещается...; автор делает вывод о том...; вторая глава содержит...; в заключении указывается, что...; 5) ссылки на иллюстративный материал (свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы); 6) адресная ссылка (статья предназначена для специалистов в области...; представляет интерес для широкого круга читателей).
Реферат-резюме дает полное представление о содержании источника, но отличается от конспекта большим лаконизмом, так как включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора и не отражает субъективных взглядов и оценок составителя реферата. Аннотация должна дать ответ на вопрос: “ о чем говорится в тексте”. Аннотация составляется по следующей схеме: 1) библиографическое описание; 2) тема статьи (книги); 3) проблематика (анализируются, освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются следующие проблемы; дается характеристика, описание; приводятся результаты; излагается теория, история, методика, проблема; исследуется вопрос о проблеме, процессе, зависимости); 4) адресная ссылка (статья предназначена для специалистов в области...; представляет интерес для...). Композиционное отличие реферата-резюме от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат-резюме содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. Общее для аннотации и реферата-резюме – информация, заключенная в ключевых словах текста. Отдельно рассмотрим основные принципы конспектирования лекции. Ошибка, которая допускается при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора, не учитывая, что скорость письма значительно меньше скорости речи – в среднем 60 знаков в минуту. Поэтому в конспекте появляются недописанные слова и фразы. Следовательно, при конспектировании важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты. Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий структуру выступления и основные положения с конкретными примерами и цитатами. При конспектировании лекции рекомендуется придерживаться следующих общих принципов: 1) использование неформальной системы записи (чем более простой, тем лучше), упрощенной формы структурирования текста (короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные ключевые слова); 2) выполнение коротких записей – это основные мысли, фактический материал, выводы, выделение повторов, переходов, резюме; 3) использование сокращений и символов, приемов стенографии и скорописи; возможно применение собственной системы сокращений: например, символы – для частей предложения, буквы – для сокращения слов; 4) выполнение разборчивых записей и просмотр записей после лекции, чтобы расшифровать и записать более подробно; 5) выделение логически принципиальных частей лекции (подчеркивание, маркировка); 6) систематический просмотр записей. При конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: свертывание предложений и сокращение слов. Свертывание предложений – это выделение в предложении ключевых слов, исключая слова, которые можно легко восстановить из контекста. Так, а) при повторах из предложения в предложение – группу подлежащего можно заменить местоимением; б) оставить одно из нескольких прилагательных, если они являются синонимами; в) исключить наречия, отражающие степень выраженности (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.); г) исключить глаголы, выполняющие функцию связок (является, представляет собой и т.п.), заменяя их тире; д) сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетанием предлога с существительным. При сокращении слов оставлять начальные буквы с окончанием на согласную букву; также пользоваться стандартными сокращениями (ГОСТ Р 7.0.12-2011): 1) сокращение по первой букве, например, XX в., XIX–XX вв.; н.э. (нашей эры); с.120; г. Москва, р. Ока; т.е. (то есть), т.к. (так как); ж.д. (железная дорога), ж.-д. (железнодорожный); с.х. (сельское хозяйство), с.-х. (сельскохозяйственный); 2) сокращение прилагательных, причастий по нескольким первым буквам, такотбрасываются суффикс и окончание, если далее следуют определяемые ими существительные: центр. место; офиц. сообщение; геогр. название; историч. событие; 3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис: ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, хоз-во; 4) использование аббревиатур (сокращение по начальным буквам слов), например, если тема лекции – “Культура речи”, то при конспектировании можно пользоваться аббревиатурой – КР; 5) использование математических символов (>, <, =, + и т.п.)
Пояснение-образец. Напримере работы с текстом теории В. Врума приведены: планы текста для составления аннотации и реферата, а также аннотация и реферат текста теории.
Теория В. Врума известна как “теория ожиданий”. По мнению автора теории, мотивированность человека к труду определяется не только текущими возможностями в удовлетворении соответствующих потребностей, но и ожиданиями в удовлетворении их в обозримой перспективе. При этом человек должен надеяться на то, что к ожидаемому успеху (результату) его приведет именно избранная им модель поведения как работника организации. В. Врум выделяет три вида ожиданий: 1) ожидание того, что трудовые усилия дадут желаемые результаты; 2) ожидание того, что результаты повлекут за собою вознаграждение; 3) ожидание вознаграждения определенной ценности. Исходя из теории В. Врума, работодателю необходимо обеспечивать “информационную прозрачность” при использовании механизмов вознаграждений. Напротив, неопределенность поведения работодателя при поощрении персонала приводит к пассивному отношению к порученной работе и трудовой деятельности в целом [16].
Аннотация теории ожиданий В.Врума (Мескон А. Основы менеджмента. – М.:Изд-во “Дело”, 1998) Теория ожиданий посвящена проблеме повышения трудовой мотивации. Автор указывает на зависимость мотивированности работника от его ожиданий, также отмечается влияние особенностей поведения работодателя на трудовую мотивацию. Для экономистов, управленцев, психологов. Реферат-резюме теории ожиданийВ.Врума (Мескон А. Основы менеджмента. – М.: Изд-во “Дело”, 1998) Теория ожиданий посвящена проблеме повышения трудовой мотивации. Автор считает, что трудовую мотивацию определяют не только потребности, но и ожидания результатов деятельности и вознаграждения. Модель поведения работника составляют три вида ожиданий: 1) ожидание желаемых результатов; 2) ожидание вознаграждения за полученные результаты; 3) ожидание вознаграждения определенной ценности. Открытая информация при обеспечении вознаграждения в отличие от неопределенности поведения позволит работодателю повысить трудовую мотивацию работника. Для экономистов, управленцев, психологов. Обсуждение (проводится с учетом вопросов студентов). Задание для самостоятельной работы см. в приложении 4.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.009 с.) |