Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический блок 4. Конспектирование. Реферирование. Аннотирование

Поиск

Информирование. Работу со сложным учебным текстом целесообразно начинать с написания конспекта (информацию о тезисном плане, представляющем основу конспекта, см. тематический блок 2).

В этом случае развивается навык активного зрительного восприятия текста, навык выделения ключевых слов (ключевые слова – это слова, несущие основную смысловую нагрузку), накапливается опыт использования качественных характеристик речи, в том числе, точности и логичности.

Для освоения методики составления конспекта придерживайтесь следующей схемы: 1) библиографическое описание источника (автор, название, год и место издания), если это периодика, то дополнительно – число, месяц, номер издания; 2) поля слева, справа или с обеих сторон: поля слева – для ссылок на страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), для выделения основных проблем; поля справа – для составления собственных выводов и ссылок на другие материалы; 3) в центральной части конспекта – краткое изложение содержания текста; 4) сохранение структуры конспектируемого источника: его композиции, последовательности изложения.

С позиций психологии усвоения знаний, конспектирование – это погружение в проблему с целью поиска ответа на все непонятные в тексте вопросы. Текст в учебнике, углубляя и уточняя полученные на лекции знания, является побудителем обращения к рекомендованной литературе в процессе изучения затронутого круга вопросов.

В случае, если чтение учебной литературы представляет мыслительную обработку информации, то транслировать информацию можно в виде аннотационного и реферативного текста.

В зависимости от цели реферирования учебного или научного текста различают: реферат-резюме и реферат-обзор. Реферат-резюме (реферат-конспект) составляется по одному источнику, реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме. Реферат должен дать ответ на вопрос: “ что именно изложено в тексте”.

Реферат-резюме составляется по следующей схеме: 1) библиографическое описание источника; 2) проблема (статья/книга/монография посвящена теме/вопросу/проблеме); 3) структурные части источника (книга состоит из …, включает в себя…); 4) основное содержание с опорой на ключевые слова (принято применять следующие выражения: во введении отмечается, что...; в первой главе освещается...; автор делает вывод о том...; вторая глава содержит...; в заключении указывается, что...; 5) ссылки на иллюстративный материал (свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы); 6) адресная ссылка (статья предназначена для специалистов в области...; представляет интерес для широкого круга читателей).

 

Реферат-резюме дает полное представление о содержании источника, но отличается от конспекта большим лаконизмом, так как включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора и не отражает субъективных взглядов и оценок составителя реферата.

Аннотация должна дать ответ на вопрос: “ о чем говорится в тексте”. Аннотация составляется по следующей схеме: 1) библиографическое описание; 2) тема статьи (книги); 3) проблематика (анализируются, освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются следующие проблемы; дается характеристика, описание; приводятся результаты; излагается теория, история, методика, проблема; исследуется вопрос о проблеме, процессе, зависимости); 4) адресная ссылка (статья предназначена для специалистов в области...; представляет интерес для...).

Композиционное отличие реферата-резюме от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат-резюме содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. Общее для аннотации и реферата-резюме – информация, заключенная в ключевых словах текста.

Отдельно рассмотрим основные принципы конспектирования лекции. Ошибка, которая допускается при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора, не учитывая, что скорость письма значительно меньше скорости речи – в среднем 60 знаков в минуту. Поэтому в конспекте появляются недописанные слова и фразы. Следовательно, при конспектировании важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты.

Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий структуру выступления и основные положения с конкретными примерами и цитатами.

При конспектировании лекции рекомендуется придерживаться следующих общих принципов: 1) использование неформальной системы записи (чем более простой, тем лучше), упрощенной формы структурирования текста (короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные ключевые слова); 2) выполнение коротких записей – это основные мысли, фактический материал, выводы, выделение повторов, переходов, резюме; 3) использование сокращений и символов, приемов стенографии и скорописи; возможно применение собственной системы сокращений: например, символы – для частей предложения, буквы – для сокращения слов; 4) выполнение разборчивых записей и просмотр записей после лекции, чтобы расшифровать и записать более подробно; 5) выделение логически принципиальных частей лекции (подчеркивание, маркировка); 6) систематический просмотр записей.

При конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: свертывание предложений и сокращение слов.

Свертывание предложений – это выделение в предложении ключевых слов, исключая слова, которые можно легко восстановить из контекста. Так, а) при повторах из предложения в предложение – группу подлежащего можно заменить местоимением; б) оставить одно из нескольких прилагательных, если они являются синонимами; в) исключить наречия, отражающие степень выраженности (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.); г) исключить глаголы, выполняющие функцию связок (является, представляет собой и т.п.), заменяя их тире; д) сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетанием предлога с существительным.

При сокращении слов оставлять начальные буквы с окончанием на согласную букву; также пользоваться стандартными сокращениями (ГОСТ Р 7.0.12-2011): 1) сокращение по первой букве, например, XX в., XIX–XX вв.; н.э. (нашей эры); с.120; г. Москва, р. Ока; т.е. (то есть), т.к. (так как); ж.д. (железная дорога), ж.-д. (железнодорожный); с.х. (сельское хозяйство), с.-х. (сельскохозяйственный); 2) сокращение прилагательных, причастий по нескольким первым буквам, такотбрасываются суффикс и окончание, если далее следуют определяемые ими существительные: центр. место; офиц. сообщение; геогр. название; историч. событие; 3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис: ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, хоз-во; 4) использование аббревиатур (сокращение по начальным буквам слов), например, если тема лекции – “Культура речи”, то при конспектировании можно пользоваться аббревиатурой – КР; 5) использование математических символов (>, <, =, + и т.п.)

 

Пояснение-образец. Напримере работы с текстом теории В. Врума приведены: планы текста для составления аннотации и реферата, а также аннотация и реферат текста теории.

 

Теория В. Врума известна как “теория ожиданий”. По мнению автора теории, мотивированность человека к труду определяется не только текущими возможностями в удовлетворении соответствующих потребностей, но и ожиданиями в удовлетворении их в обозримой перспективе. При этом человек должен надеяться на то, что к ожидаемому успеху (результату) его приведет именно избранная им модель поведения как работника организации. В. Врум выделяет три вида ожиданий: 1) ожидание того, что трудовые усилия дадут желаемые результаты; 2) ожидание того, что результаты повлекут за собою вознаграждение; 3) ожидание вознаграждения определенной ценности. Исходя из теории В. Врума, работодателю необходимо обеспечивать “информационную прозрачность” при использовании механизмов вознаграждений. Напротив, неопределенность поведения работодателя при поощрении персонала приводит к пассивному отношению к порученной работе и трудовой деятельности в целом [16].

 

План текста для составления аннотации План текста для составления реферата-резюме
1.Проблема трудовой мотивации.   2.Трудовую мотивацию определяют три вида ожиданий работника.     3.Особенности поведения работодателя. 1. Проблему трудовой мотивации определяют не только потребности, но и ожидания работника.   2.Виды ожиданий работника: 1) трудовой результат, 2) вознаграждение результата, 3) величина вознаграждения.   3. Особенности поведения работодателя – открытость или неопределенность по-разному влияют на мотивацию.

 

Аннотация теории ожиданий В.Врума (Мескон А. Основы менеджмента. – М.:Изд-во “Дело”, 1998)

Теория ожиданий посвящена проблеме повышения трудовой мотивации. Автор указывает на зависимость мотивированности работника от его ожиданий, также отмечается влияние особенностей поведения работодателя на трудовую мотивацию.

Для экономистов, управленцев, психологов.

Реферат-резюме теории ожиданийВ.Врума (Мескон А. Основы менеджмента. – М.: Изд-во “Дело”, 1998)

Теория ожиданий посвящена проблеме повышения трудовой мотивации. Автор считает, что трудовую мотивацию определяют не только потребности, но и ожидания результатов деятельности и вознаграждения. Модель поведения работника составляют три вида ожиданий: 1) ожидание желаемых результатов; 2) ожидание вознаграждения за полученные результаты; 3) ожидание вознаграждения определенной ценности. Открытая информация при обеспечении вознаграждения в отличие от неопределенности поведения позволит работодателю повысить трудовую мотивацию работника.

Для экономистов, управленцев, психологов.

Обсуждение (проводится с учетом вопросов студентов).

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 4.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.009 с.)