Тематический блок 6. Говорение как вид речевой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический блок 6. Говорение как вид речевой деятельности



Информирование. Верное словоупотребление, способствующее созданию понятийной точности (точность – хорошее знание предмета обсуждения), является одним из условий логичности. Научиться логическому построению речи может каждый, стремящийся к этому (логичность –последовательная, непротиворечивая аргументация). При этом следует понимать, что наиболее жестко законам логики подчинено научное изложение. Научный стиль используется в сфере научной и учебной деятельности.

В научной речи, ориентирующей человека в окружающей реальности, недопустимы разночтения, двоякое понимание смысла. При подготовке научного текста необходимо придерживаться следующих указаний:

1) обоснованность, непротиворечивость изложения;

2) соответствие логики высказывания логике развития мысли;

3) отражение развития мысли соответствующими языковыми средствами – лексическими, грамматическими;

4) чёткая композиция, раскрывающая последовательность изложения: а) зачин (вводная часть, вступление), б) основная часть, в) выводы (заключение);

5) обоснованность переходов от одной композиционной части к другой;

6) соблюдение единства стиля изложения.

Классическим подтверждением соблюдения указания в отношении обоснованности научного текста является работа редакторской группы передачи “Очевидное невероятное”, которая все факты тщательно проверяла с привлечением экспертов.

Безусловно, чтобы научиться формулировать и выражать в свободном изложении собственные мысли, необходимо развивать логическое мышление. В этом случае связанная с мышлением речь будет отличаться точностью и логичностью. Развитию логического мышления способствует решение логических задач.

Пояснение-образец. Рассмотрим примеры решения логических задач методами прямого и косвенного доказательства. Прямое доказательство – это поиск таких убедительных аргументов, из которых по логическим правилам составляется тезис.

Например, нужно доказать, что сумма углов четырехугольника равна 360°. Приводим следующие убедительные аргументы: 1) диагональ делит четырехугольник на два треугольника; 2) сумма углов треугольника составляет 180°.

Устанавливаем логическую связь между аргументами и тезисом: сумма углов четырехугольника равна сумме углов двух треугольников, следовательно, сумма углов четырехугольника равна 360°.

Косвенное доказательство применяется тогда, когда удобно доказать истинность тезиса не впрямую, а посредством опровержения противоположного тезиса. При косвенном доказательстве используется закон исключенного третьего. Этот закон формулируется так: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Таким образом, если одно положение опровергается, то другое тем самым доказывается как истинное, т. е. третьего не дано.

Например, на неподвижное тело одновременно начинают действовать две противоположно направленные и постоянные во времени силы, Fa и Fb. Из второго закона Ньютона следует, что:

1) если величина (здесь и далее по модулю) силы Fa превышает Fb, то тело начнет двигаться с ускорением по направлению силы Fa;

2) если величина (здесь и далее по модулю) силы Fb превышает Fa, то тело начнет двигаться с ускорением по направлению силы Fb.

3) точно известно, что первое неверно, то есть величина силы Fa НЕ превышает Fb.

Следовательно, тело начнет двигаться с ускорением по направлению силы Fb.

В качестве пояснения тезиса в отношении логически последовательного изложения мысли, рассмотрим пример, в котором сравниваются два текста: текст А, отражающий логически последовательное изложение научной информации и текст Б, в который внесено нарушившее логику изложения дополнение (выделено курсивом).

Текст А. Весом называют силу, с которой тело действует на связь (давит на опору или растягивает нить) вследствие притяжения этого тела к Земле. Вес тела равен силе тяжести, если тело и связь покоятся относительно Земли (или движутся относительно нее прямолинейно и равномерно). Он направлен в данной точке Земливертикально к ее поверхности.

Текст Б. Весом называют силу, с которой тело действует на связь (давит на опору или растягивает нить) вследствие притяжения этого тела к Земле. С помощью законов Ньютона решаются все задачи динамики. Вес тела равен силе тяжести, если тело и связь покоятся относительно Земли (или движутся относительно нее прямолинейно и равномерно). Он направлен в данной точке Земливертикально к ее поверхности.

Что касается литературных текстов, то в них примеры алогизма являются художественным приемом (алогизм как художественный прием – это несоответствие причины и следствия, неожиданное отклонение, нарушение логики перечисления и др.). Однако автор литературного текста намеренно применяет алогизмы с целью создания определенного эффекта, например, комического.

Примером может служить намеренный алогизм в тексте Н.В. Гоголя: “Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю”.

Качественные характеристики – точность и логичность связаны с уместностью речи (уместность речи определяется, какумение подбирать правильные слова, интонацию, тему разговора). Принятовыделять три вида уместности речи: 1) стилевая, когда каждый функциональный стиль имеет свои языковые средства, которые неуместны для иного стиля (например, в официально-деловом стиле неуместен разговорный стиль);2) ситуативно-контекстуальная, когда учитывается возраст адресата речи, интересы, уровень подготовки;3) личностно-психологическая, которую отличают – вежливость и тактичность [3].

Итак, правильность нашей речи, точность и логичность высказываний, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря, уместность речи повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

 

Задание

1. Выведите тезис на основе убедительных аргументов. Это будет ваш пример прямого доказательства.

2. Основываясь на законе исключенного третьего, покажите истинность одного из утверждений. Это будет ваш пример косвенного доказательства.

При составлении и решении логических задач следует выяснять, какие данные действительно нужны, какие являются лишними, какие данные, необходимые для успешного решения, отсутствуют.

 

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 6.

 


Итоговое занятие

Обсуждение

Важную роль в актах смыслообразования при чтении художественного текста играет предвосхищение сюжетного развития.

В контексте стратегии понимания текста был проведен анализ ответов студентов на вопросы 2-3-4 (см. тематический блок 3, “задание на перспективу”), что позволило выделить два основных уровня в предвосхищении развития сюжета, связанного с главным героем поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”:

– первый уровень составили два варианта предположений о направленности Чичикова на “другую дорогу” – “дорога” полезных дел для других/“дорога” полезных дел для себя;

варианты предположений отражают некоторую прямолинейность понимания текста; не рассматриваются уточняющие пояснения автора, например, в отношении “сокрушения” главного героя и др.;

– второй уровень составили предположения, отражающие неопределенность направленности Чичикова на “другую дорогу”; такой подход объясняется неопределенностью позиции героя, которому “показалась” возможность “другой дороги”еправильное автораеление герою.

 

Итак, Чичиков Павел Иванович – главный герой, которого автор не характеризует как “добродетельного человека”. Чичиков выдает себя за помещика, безвозмездно оформляет на свое имя умерших крестьян, которые по переписи еще продолжают числиться как живые. Кроме того, он удачно для себя участвует и в других неблаговидных делах.

Генерал-губернатор, узнав о махинациях Чичикова, решает судить его по всей строгости закона. Однако под влиянием сложившихся обстоятельств Чичикову удается в очередной раз избежать наказания.

Вышел сухим из воды уже не прежний, отличающийся находчивостью в словах и делах герой. Его внутренний мир разрушен. Использование автором образно-символического языка позволяет дать точное описание психологического состояния Чичикова: “... Можно было сравнить его внутреннее состояние Души с разобранным строеньем, которое разобрано с тем, чтобы строить из него же новое... ”.

 

Вопросы

1. Как вы думаете, насколько согласованы внутреннее “разобранное” состояние героя с его внешним образом: Чичиков одет в новый фрак, который точь-в-точь, как прежний?

2. На ваш взгляд, можно ли интерпретировать, как ощущение вины, возникшую “неловкость”, которая не позволила герою перед отъездом из города сделать прощальные визиты?

 

3. Как вы думаете, почему в тексте не приведены размышления героя о путях искупления вины?

 

В последнем описании, связанном с Чичиковым, автор использует метафору, которая выступает как ассоциативный механизм и объект интерпретации: “... а новое еще не начиналось, потому что не пришел от архитектора определительный план, и работники остались в недоуменье.

В приведенной выше метафоре взаимосвязаны ключевые слова – “определительный план” и недоумение. В плане понятийной точности – недоумение определяется как сомнение, колебание, которое свидетельствует о невозможности понять, в чем дело; а из-за отсутствия плана невозможно понять логику дальнейших действий. Больше о судьбе героя ничего неизвестно.

Если текст с описанием героя рассматривать с позиций психологии чтения, то особое значение приобретает понимание реальности, стоящей за текстом.

Так, логическое конструирование реальности из контекста помогает осознанию того, что самоорганизация (построение себя и своей жизни) и, особенно, построение нового себя, по существу, отражает самодетерминацию, т.е. готовность на уровне личной ответственности инициировать собственное развитие. Поэтому человеку необходимы “определительный план” дальнейшего личностного развития и готовность этот план реализовать.

Таким образом, осознанное восстановление читателем того, что с помощью текста хотел передать автор с опорой на логику своих рассуждений и уточняющих пояснений представляет собой осмысление прочитанного. Иными словами, вдумчивое чтение побуждает к размышлениям и переживаниям, что развивает готовность к поиску личностных смыслов.

 

Обобщая опыт, включающий усвоение знаний и смысловое восприятие текста при чтении; совершенствование навыков письменной речи в форме конспектирования, реферирования, аннотирования текстов; формирование более активного восприятия информации в процессе слушания; актуализацию говорения в ходе обсуждений – можно говорить о формировании ориентиров в развитии качественных характеристик речи.

Процесс формирования речи условно делится на четыре этапа. Четвертый этап, как известно, связан непосредственно с учебной деятельностью. Однако можно назвать следующий этап – пятый.

Опыт пятого этапа совершенствования речи зависит от целевых установок и активности мыслительной деятельности, поскольку, речь, являясь непосредственным воплощением мыслительной деятельности, вмещает в себя все познавательное богатство человека.

 

 


Приложения

Приложение 1. Задание для самостоятельной работы

Без такого важного психического процесса, как память, не могут развиваться другие познавательные процессы, в частности, речь и мышление.

Упражнение 1. В течение 6 секунд прочитайте список, составленный из названий столиц 10 государств. Письменно воспроизведите информацию из приведенного ниже списка, группируя столицы государств по частям света.

Прага, Париж, Вена, Гавана, Осло, Мехико, Каир, Пекин, Тегеран, София.

 

Упражнение 2. В течение 20 секунд прочитайте список, содержащий 10 пронумерованных слов на немецком или английском языке (в зависимости от того, какой иностранный язык вы изучаете). Затем по памяти запишите запомнившиеся слова и их номера.

Список слов на немецком языке

1. das Haus

2. das Studium

3. die Gruppe

4. die Milch

5. der Maеrz

6. der Tisch

7. das Werk

8. das Gras

9. der Tee

10.die Hand

Список слов на английском языке

1.home

2. study

3.group

4.milk

5.march

6.table

7.work

8.grass

9.teа

10.hand

 

Если слово и номер совпадают, оценивайте такой ответ в 10 баллов. Если вспомнилось слово без номера – 5 баллов. Суммируйте набранные баллы. Максимальный суммарный показатель составляет 100 баллов, исходя из этого, подсчитайте процент эффективности своей зрительной памяти.

Примечание. Упражнения представляют аналог заданий, изложенных в учебном пособии О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной “Речевая коммуникация” [7].


Приложение 2. Задание для самостоятельной работы

 

Упражнение 1. Все предложения пронумерованы. Какие предложения, с присвоенными им номерами, можно исключить из текста или заменить несколько предложений одним, не нарушая ни логику изложения, ни предметную точность?

После сокращения текста, внесите изменения в сами предложения, чтобы в итоге изложение было кратким и логически точным.

Затяжной прыжок парашютиста

1 .Здесь приходят на память героические прыжки наших мастеров парашютного спорта, выбрасывавшихся на высоте около 10 км, не раскрывая парашюта. 2. Лишь пролетев значительную часть пути, они дергали за кольцо парашюта и последние сотни метров опускались, паря на своих зонтах. 3. Многие думают, что, падая “камнем”, не раскрывая парашюта, человек летит вниз, как в пустом пространстве. 4. Если бы было так, если бы человеческое тело падало в воздухе, как в пустоте, – затяжной прыжок длился бы гораздо меньше, чем в действительности, а развиваемая к концу скорость была бы огромна. 5. Однако сопротивление воздуха препятствует нарастанию скорости. 6. Скорость тела парашютиста во время затяжного прыжка растет только в течение первого десятка секунд, на протяжении первых сотен метров. 7. Сопротивление воздуха возрастает с увеличением скорости так значительно, что довольно скоро наступает момент, когда скорость больше не изменяется. 8. Движение из ускоренного становится равномерным. 9. Можно путем вычислений набросать в общих чертах картину затяжного прыжка с точки зрения механики. 10. Ускоренное падение парашютиста длится только первые 12 секунд или немного менее, в зависимости от его веса. 11. За этот десяток секунд он успевает опуститься метров на 400–500 и приобрести скорость около 50 м в секунду. 12. Весь остальной путь до раскрытия парашюта проходится уже равномерным движением с этой скоростью. 13. Примерно так же падают и капли дождя. 14. Разница лишь в том, что первый период падения, когда скорость еще растет, продолжается для дождевой капли всего около одной секунды и даже меньше. 15. Окончательная скорость капель дождя поэтому не столь велика, как при затяжном прыжке парашютиста: она колеблется от 2 до 7 м в секунду в зависимости от размеров капли [19].

Упражнение 2. Быстро прочитайте текст, одновременно восстанавливая пропущенные слова (одно пропущенное слово обозначено тремя точками). Передайте смысл текста.

Про шарик, … на нитке, можно сказать, что он висит устойчиво. При этом мы подразумеваем, что, если шарик отклонить, он сам вернется в прежнее устойчивое …. А вот поставить на стол карандаш (даже, если он вполовину его стандартной длины) не так-то …. При слабом дуновении карандаш упадет – его положение ….

Понятие … можно распространить и на движение любого тела, в том числе самолета. Полет самолета называют устойчивым, если при порывах ветра машина …, без вмешательства летчика, стремится сохранить свое прежнее положение.

Примечание. Упражнение 2 представляет аналог задания, изложенного в учебном пособии О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной “Речевая коммуникация” [7].


 

Приложение 3. Задание для самостоятельной работы

Прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого “Война и мир”, большого художественного произведения про нашу страну, про то, что важно в жизни, а что неважно.

... На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Этот дуб как будто говорил: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков – где попало. Как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам”.

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них. “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей. – Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!” Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая...

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. “Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?” – подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна – все это вдруг вспомнилось ему.

“Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, – вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе” [28].

Обращение в художественной литературе к внутреннему миру человека помогает развить способность пережить разные психологические состояния литературного героя, открыть для себя сложность и ценность личности.

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе, так как он символизирует перемену в мировосприятии героя. Князь Андрей начинает понимать, что его прежние представления о целях и принципах соотносятся с образом дуба, одинокого в своем противопоставлении всему остальному (лесному) миру. Преображение дуба – это внутреннее преображение самого князя Андрея, отказ от разочарований и ошибочных принципов.

 

Подумайте над ответами на следующие вопросы.

Вопросы

1. Средства описания природы помогают перенестись в мир переживаний героя?

2. Какие, на ваш взгляд, художественные средства помогают установить связь между образом мыслей героя и разными описаниями старого дуба, то хмурого и неподвижного, то раскинувшегося шатром сочной, темной зелени? Постарайтесь также передать эмоциональное состояние героя.

3. Какие личностные качества князя Андрея проявились в эпизоде весеннего преображения старого дуба?

4. Вспомните или найдите в тексте романа подтверждения, отражающие принципы, которыми руководствовался князь Андрей. О чем он мечтал, какие строил планы?

5. Какие события повлияли на мировосприятие князя Андрея?

6. Постарайтесь вспомнить литературное произведение с описанием ситуации, в которой под влиянием красоты, величия природы (искусства) происходит перемена в мировосприятии героя.

 

 


Приложение 4. Задание для самостоятельной работы

 

1. Внимательно прочитайте текст, выделите ключевые слова, передающие основные смысловые нагрузки.

2. Укажите выходные данные, тему текста (о чем говорится в тексте).

3. Составьте план текста с опорой на ключевые слова. Пункты плана в аннотации отражают вопросы, рассмотренные в тексте; пункты плана в реферате-резюме конкретизируют рассмотренные вопросы, раскрывают их суть.

4. Придерживаясь приведенной выше схемы и составленных планов, напишите тексты аннотации и реферата-резюме.

 

Теория С. Адамса базируется на характерном для большинства работников стремлении сопоставлять собственные трудовые усилия и полученное вознаграждение с аналогичными результатами своих коллег по работе. Она получила наименование “теории справедливости”, поскольку, по мнению автора теории, должная мотивация персонала будет обеспечена при соблюдении работодателем двух условий: 1) справедливого вознаграждения за обеспеченный трудовой результат; 2) справедливого отношения при распределении вознаграждений между сотрудниками. Из теории С. Адамса вытекают два важных вывода. Во-первых, при несоответствии размеров вознаграждения достигнутым трудовым результатам степень мотивированности труда меняется не одинаково; если вознаграждение меньше, чем считает справедливым сотрудник, его личная мотивированность к труду уменьшается и одновременно возрастает недовольство работодателем; если вознаграждение выше, чем представляется справедливым сотруднику, его мотивированность обычно остается без изменений. Только немногие работники воспринимают незаслуженно высокое вознаграждение в качестве некого аванса со стороны работодателя, который мотивирует их к еще большей трудовой активности. Большинство воспринимает такое вознаграждение как вполне заслуженное, продолжая работать с прежними результатами. Во-вторых, если работник видит, что его коллега получил такое же вознаграждение за худшие трудовые результаты (или большее вознаграждение за равный трудовой результат), то это также оценивается как несправедливое отношение работодателя и снижает степень мотивированности к труду [16].

Упражнение 1. Быстро читайте текст, одновременно восстанавливая пропущенные в отдельных словах буквы (каждая пропущенная буква обозначена точкой). Перескажите содержание текста.

Теория Л. Портера и Э. Лоулера (теория Портера-Лоулера), посвященная трудо .. й мотивации, учитывает пять сле .. -ющ .. факторов: 1) затраченн .. ус .. ия; 2) восприятие своей роли в организации (или трудов .... ллективе); 3) пол .. -енн .. результаты; 4) в .. награжде .. е; 5) степе .... овлетворения.

Примечание. Упражнение представляет аналог задания, изложенного в учебном пособии “Речевая коммуникация” [7].


Приложение 5. Задание для самостоятельной работы

От уровня сформированности видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение) зависит эффективность, успешность речевого общения. В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются: отправитель информации (адресант) – говорящий или пишущий человек; получатель информации (адресат) – слушающий или читающий человек; сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста речевая коммуникация невозможна, как невозможен и сам процесс общения.

 

Задание 1. Отправитель информации – адресант: один из участников проекта “Война и мир. Читаем роман” (режим доступа: электронный ресурс). Получатель информации – адресат: студент-первокурсник.

Если вы затрудняетесь в выборе текста из романа Л.Н. Толстого, то можете прослушать в режиме онлайн: “Война и мир. Читаем роман. Встреча с дубом”.

Возможно, ваше восприятие слушателя будет отличаться от того, как вы воспринимали этот же текст в роли читателя (см. задание для самостоятельной работы к тематическому блоку 3).

 

Задание 2. Отправитель информации – адресант: Сергей Петрович Капица, ученый-физик, академик, автор монографии “Парадоксы роста. Законы развития человечества”, выдержки из главы монографии предлагаются вашему вниманию(режим доступа к тексту без сокращений: электронный ресурс). Получатель информации – адресат: студент-первокурсник.

С.П. Капица предложил модель, которая описывает изменения количества людей во всем мире на протяжении всех эпох. В основе исследования лежит количественное описание человечества как динамической системы. По мнению лауреата Нобелевской премии, академика Жореса Алферова, модель гиперболического роста численности населения Земли открывает путь к новому и объективному пониманию глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

“Борьба за ресурсы больше не может рассматриваться как главная цель”.

С.П. Капица

Выдержки из главы, посвященной демографической революции [12]

 

…Всесторонний анализ должен быть в центре внимания всех людей, и никакие события – ни эпидемии или войны, ни даже изменения климата – несоизмеримы с теми, которые ныне разворачиваются. Эти события отвечают современным представлениям о роли разума и сознания человека, которые лежат в основе теории роста, как модели коллективного поведения системы народонаселения Земли…

…описание глобальной истории человечества позволяет разбить ее на три эпохи. Первая эпоха А – это эпоха антропогенеза длительностью 4–5 млн лет. Она привела к появлению исходной популяции Homo с численностью порядка ста тысяч. В результате начинается эпоха В – взрывного развития по гиперболической траектории и благодаря квадратичному росту … человечество в это время расселяется по всей Земле. Затем, после демографической революции и стремительного наступления эпохи С, следует ожидать быстрого перехода к стабилизации населения нашей планеты. Для каждой из этих эпох рост описывается асимптотически: линейное в начале, гиперболическое в течение эпохи В и постоянное при выходе из демографического перехода. При завершении демографической революции население Земли достигнет ~ 11 млрд, после чего следует ожидать стабилизации населения нашей планеты. Естественно, что это глобальное расписание нашего прошлого только в общих чертах описывает рост человечества, которое, тем не менее, при минимальном числе констант в модели, дает вполне приемлемую картину нашего роста и развития. Однако важно отметить, что в представленной картине не отражены процессы, связанные с динамикой расселения людей, ресурсов и всего, что связано с экономикой, с системой жизнеобеспечения человека. Их отсутствие в данной модели требует пояснения, поскольку многие авторы именно эти факторы считали основными, определяющими рост и развитие человечества. Но если мы обратимся к динамике роста человечества, то увидим, что экономика, по существу, является производной от роста и развития, системно связанных между собой, а не их причиной, и поэтому в первом приближении пространственные переменные и ресурсы не должны учитываться.

 

Задание 3. Отправитель информации – адресант: Владимир Алексеевич Зернов, доктор технических наук, профессор, ученик и коллега Сергея Петровича Капицы (режим доступа к тексту без сокращений: электронный ресурс). Получатель информации – адресат: студент-первокурсник.

 

“Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на глупости”

С.П.Капица

Из воспоминаний Владимира Алексеевича Зернова, ректора Российского нового университета (текст приводится в сокращении)

С Сергеем Петровичем Капицей я познакомился, поступив в Московский физико-технический институт. Мы тогда поражались кругозору Сергея Петровича. Он читал лекции четко, крайне интересно и неожиданно.

Прекрасно помню, как зарождалась программа “Очевидное-невероятное”. Вначале он написал знаменитую книгу “История науки”. На ее основе он и сделал передачу. Более 40 лет в нашей стране именно Сергей Петрович был в умах нескольких поколений интеллектуальным лидером. Сергей Капица вошел в число самых интеллектуально развитых людей мира (лет 15 назад создавался такой список ЮНЕСКО, в нем 21 человек, от России был выбран именно Капица).

Часто говорят о Сергее Капице, докторе физико-математических наук, профессоре, только как о популяризаторе науки. Я с этим определением категорически не согласен. Он скорее был исследователем и умел сложные вещи объяснять просто. Он сам изобрел несколько серьезных приборов. Одним из его изобретений стал томограф, который, к сожалению, не получил поддержки в свое время. Хотя по качеству был ничуть не хуже любого западного. Капица понимал, что за такой техникой будущее.

Сергей Капица искал пути вхождения России в постиндустриальное общество. Часто подчеркивал, что Россия просто обречена быть лидером, что ее назначение в мире - решать наиболее сложные проблемы.

Сергей Петрович Капица занимался также вопросами демографии. Результатом его работы является создание феноменологической математической модели гиперболического роста численности населения Земли.

Вам уже известны основные функции слушания: познавательная (слушаю, чтобы знать), регулирующая (слушаю, чтобы научиться новому), ценностная (слушаю, чтобы получить эстетическое удовлетворение), обратной связи (слушаю, чтобы ответить на вопрос). Вспомните, какие из перечисленных выше функций относятся к чтению? Какой можно сделать для себя вывод?

 


 

Приложение 6. Задание для самостоятельной работы

Психология и искусство – две грани области человекознания. В психологии рассматриваются закономерности процессов восприятия, мышления, речи и т.п., а для искусства важны те же процессы, но в форме переживаний.

 

Задание 1. Просмотр в режиме онлайн художественного фильма (1970 год) “У озера” известного русского советского кинорежиссера, сценариста, киноактера, драматурга, профессора Сергея Аполлинарьевича Герасимова.

В фильме С.А. Герасимова “У озера” поставлена задача сохранения озера, на берегу которого развернулась большая стройка. Это фильм-размышление об ответственности человека перед другими людьми и окружающим нас миром природы, о красоте природы. Это фильм-разговор, о том, как нельзя добро превращать в зло, и о том, что не мешает обо всем этом подумать.

Среди особенностей этого художественного фильма выделяются: документальный стиль отдельных эпизодов; философский контекст диалогового общения.

На наш взгляд, интерес представляет еще одна особенность фильма – необычный, несуетный, раскрывающий душевную красоту монолог главной героини.

Несмотря на то, что с момента создания фильма прошло почти 50 лет, “У озера” с интересом смотрит современная молодежь. Многие молодые люди делятся своими впечатлениями в социальных сетях. Кстати, одним из приемов реконструкции понимания зрителем внутреннего мира персонажей художественного фильма является метод “атрибуции мотивов”, т.е. приписывания зрителем мотивов действий, совершаемых персонажами.

Задание 2. Ознакомьтесь с программой круглосуточного канала, транслирующего передачи серии RTG “Масштабная коллекция фильмов о России” и найдите рекламно-публицистический фильм “Природа Байкала”. Посмотрите этот фильм. Обратите внимание на составленный в публицистическом стиле текст, который отличают: информативность, точность, логичность, эмоциональность, четко выраженное отношение к проблеме.

Здесь следует отметить, что граница между документальным текстом о Байкале и текстами о Байкале в монологах и диалогах героев из художественного фильма довольно проницаема, что позволяет в опоре на эти тексты выйти за их пределы и подумать о существующих проблемах в реальной действительности и собственных мотивах и возможностях.

 


 

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни – М.: Мысль, 1991.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Учеб. пособие. –

Р н/Д.: Феникс, 1999.

4. Винокур Г.О. Русский язык. Исторический очерк. – М.: Гослитиздат, 1945.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психол. исследования. – М.: Советская наука, 1956.

6. Гоголь Н.В. Мертвые души. Собр. соч. в 8т. Т.5–Т.6. – М.: Изд-во “Правда”, 1984.

7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учеб. – М.: Высш. школа, 1988.

9.Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: автореф. дис. … д-ра психол. наук.– М., 1973.

10. Ильясов И.И. Структура и формирование процесса учения: автореф. дис.... д-ра психол. наук. – М.: МГУ, 1987.

11. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: автореф. дис. … д-ра психол. наук.– М., 2001.

12. Капица С.П. Парадоксы роста. Законы развития человечества.– М.: Изд-во Альпина нон-фикшн, 2012.

13. Каракозов Р.Р. Процесс смыслообразования при чтении художественной литературы // Вопр. психол. – 1987.– N2. – С.19-23.

14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.

15. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов //Психол. журн. – 1997. – Т.18. – N 6. – С.13–27.

16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. – М.: Изд-во "Дело", 1998.

17. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: автореф. дис. … д-ра психол. наук.– М., 2007.

18. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Ин-т практ. психологии, 1995.

19. Перельман Я.И. Занимательная физика. В 2 кн. Кн.1. – М.: Изд-во Учпедгиз, 1959.

20. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл. Учеб. – М.: Изд-во “Дрофа”, 2014.

21. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.

22. Погорелова Г.Н. Методологические и методические проблемы исследования экзаменационного страха студентов. Монография. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2007.

23.Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.113.28 (0.124 с.)