Развивающая психолого-педагогическая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развивающая психолого-педагогическая программа



РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

“КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ:

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ”

 

 

Погорелова Галина Николаевна

 

 

ГБПОУ Московской области “Долгопрудненский техникум”

Московская обл., г. Долгопрудный, пл. Собина, 1

Тел./факс: (495) 408-45-93

E-mail: gnpog@yandex.ru

В Оргкомитет VШ Всероссийского конкурса

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

 

Автор _Погорелова Галина Николаевна____________________________________

(ФИО полностью)

____направляет для участия в VШ Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации __________________________________________________________________________

развивающие психолого-педагогические программы:

программу «Качественные характеристики речи: ориентиры развития».

Практическая апробация указанной программы проведена с «_21__»сентября____________2015__ г. по «__01_»__февраля___________2016__ г. в ___________________

ГБПОУ МО “Долгопрудненский техникум”

___________________________________________________________________________

(название образовательного учреждения)

 

___________________________________________________________________________.

 

Отзыв образовательного учреждения прилагается.

 

 

Автор _________________Погорелова Галина Николаевна____________________

(ФИО полностью)

 

___________________________________________________________________________

согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

 

 

Подпись ____________________/_Погорелова Галина Николаевна_________________/

ФИО

 

«__»__июня_______2016 г.


 

Пояснительная записка

 

Речь, речевая деятельность (говорение, слушание, письмо, чтение) как форма общения человека обнаруживает проявления его характера и связанных с характером мировоззренческих и действенных установок, которые отражают индивидуальный опыт, отношение к себе, окружающей действительности и другим людям.

С позиций социальной адаптации и представляющей разновидность социальной адаптации, учебной адаптации, совместная речевая деятельность необходима для передачи словесно выраженной информации с целью формирования межличностных отношений и взаимодействий. В настоящее время в понимании явления социальной адаптации наблюдается тенденция в движении от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, межличностного взаимодействия [1, 25]; идея активной адаптации прослеживается в теории психосоциального развития личности: согласно положениям теории, трудолюбие, подкрепленное межличностной компетентностью, является основой эффективного участия в социальной жизни и личностном развитии [34].

Здесь следует отметить, что в совместной речевой деятельности наряду с функцией общения (информирования и воздействия) реализуются функции осознания бытия, эмоциональной оценки [26], поэтому так значимы отражающие культуру речи качественные речевые характеристики.

Культура речи определяется как владение языковыми нормами и как использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения [27].

К качественным характеристикам культуры речи относятся: 1) нормативность – соответствие нормам литературного языка; 2) точность (логическая точность – умение ясно мыслить, предметная точность – знание предмета обсуждения, понятийная точность – знание значений употребляемых слов); 3) логичность – последовательная, непротиворечивая аргументация; 4) уместность – соответствие целям и условиям коммуникации; 5) чистота – отсутствие элементов, как чуждых литературному языку, так и неуместно употребляемых иноязычных слов; 6) ясность – отсутствие двусмысленности, доступность – простота и доходчивость; 7) богатство и выразительность – совокупность образных средств, оказывающих интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

В плане учебной деятельности особо востребованы точность (знаю и могу четко выразить это знание) и логичность (знаю и последовательно излагаю это знание).

Однако такие отражающие культуру речи показатели – точность, логичность, выразительность, понимание подтекста фиксируются как наилучшие результаты не ранее тридцатилетнего возраста [2]. Это, в частности, объясняется единством речи и мышления: в ходе онтогенеза речь, являясь формой существования мысли, неразрывно связана с мышлением, которое на всем протяжении развития постепенно переходит от наглядно-ситуативного ко все более обобщенным, отвлеченным и объективным формам [26].

Итак, как форма общения, как форма проявления в ходе общения личностных особенностей и как познавательный психический процесс, достигающий своих максимально возможных вершин только в ходе длительного онтогенеза, речь нуждается в целенаправленном, систематическом совершенствовании и развитии.

Реализации этой задачи в учебном процессе (например на базе студенческой секции) может способствовать психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников, ориентированное на активизацию видов речевой деятельности.

Подростки, принятые на первый курс, включаются в сложный и многоаспектный процесс учебной, иными словами, профессиональной адаптации, когда для преодоления рассогласованности между способностями к формированию необходимых знаний, умений и навыков и требованиями конкретной профессиональной деятельности активизируются различные сферы возможностей личности, в том числе, коммуникативные возможности.

Кстати, именно в подростковом возрасте, процесс развития коммуникативных связей отличается наибольшей интенсивностью. Поэтому образовательная и коррекционно-развивающая работа выступают обязательным условием управления этим процессом. По сути, эта работа направлена на развитие культуры речи студентов-подростков.

При разработке психолого-педагогической программы было необходимо выделить направление развития с учетом того, что отражающая взаимодействие языка и культуры структура культуры речи, включает три компонента: нормативный – соблюдение норм языка, этическийуместность речевых высказываний, коммуникативный – отбор и употребление качественных языковых характеристик в процессе речевого общения [3]. Наш выбор – развитие коммуникативного компонента культуры речи объясняется тем, что смысловое назначение указанного компонента, характеризующегося качественными характеристиками, состоит в обеспечении различных видов деятельности, в том числе, и учебной деятельности.

Цель развивающей психолого-педагогической программы “ Качественные характеристики речи: ориентиры развития ” состоит в активизации видов речевой деятельности – чтение, слушание, письмо, говорение, представляющих основу развития и совершенствования качественных характеристик речи, в частности, таких, как точность и логичность.

Задачи развивающей программы:

1) накопление опыта усвоения знаний при чтении учебной и научной литературы;

2) развитие смыслового восприятия текста при чтении художественной литературы;

3)совершенствование навыков письма (письменной речи) в форме конспектирования, реферирования, аннотирования текстов;

4) формирование опыта активного восприятия информации в процессе слушания;

5) актуализация говорения через организацию тематических обсуждений и диалогового общения.

Методологическим основанием развивающей программы являются: исследования соотношения мышления и речи (Л.С. Выготский, 1956), исследования речевых способностей (С.Л. Рубинштейн, 1960, Б.Г. Ананьев, 1968, К.К. Платонов, 1972, Т.Н. Ушакова, 1998, М.К. Кабардов, 2001 и др.), психология отношений (В.Н. Мясищев, 1960), теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, 1969), психология говорения и слушания (И.А. Зимняя, 1973), основы культуры речи (Б.Н. Головин, 1988), психология и педагогика усвоения знаний в процессе обучения (И.И. Ильясов, 1987, И.В. Усачева, 1990), психология смысла (Д.А. Леонтьев, 1997), психология смыслового восприятия художественного текста (Р.Р.Каракозов,1987, Л.А. Мосунова, 2007), психология речевой компетентности (Н.Л. Шлыкова, А.П. Шлыкова, 2013) и др.

Методическое обеспечение развивающей программы составляют приемы и упражнения, ориентированные на активизацию видов речевой деятельности и способствующие снижению влияния психологических барьеров (личностных, семантических и информационных), тормозящих развитие качественных характеристик речи.

Ожидания промежуточного результата реализации программы: осознание студентами значимости опыта письменной и устной речи, характеризующейся такими показателями, как точность и логичность.

Ожидаемый итоговый результат: готовность к анализу собственного познавательного опыта с использованием точных формулировок и соблюдением требований к последовательности изложения.

В отношении ожиданий результата реализации программы, с одной стороны, есть понимание, что процесс совершенствования речи отличается длительностью. С другой стороны, учитывая взаимосвязь качественных коммуникативных характеристик речи, имеют место предположения, что наряду с формированием готовности к развитию и совершенствованию точности и логичности существует вероятность формирования готовности к развитию и совершенствованию других речевых характеристик – ясности, выразительности и т.п.

Апробация авторской программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития” проводилась в 2015/2016 учебном году на базе классных часов с группой студентов 1 курса обучения (состав выборки – 22 юноши, 9 девушек, средний возраст 16 лет).

Опыт реализации личностно-ориентированного подхода и прошедший апробацию инструментарий могут применяться в коррекционно-развивающей и просветительской работе, в индивидуальном консультировании. Развивающая программа без ограничений ориентирована на студентов-подростков.

Данная программа может быть реализована:

1) для студентов первого курса в условиях классных часов или студенческой секции, кроме того, отдельные тематические блоки могут быть использованы в рамках таких учебных дисциплин, как литература, русский язык, обществознание;

2) для студентов первого, второго, третьего курса в условиях индивидуальных консультаций (применение отдельных тематических блоков или заданий).

Для реализации программы необходимы: аудитория, тезисы лекций и бесед, учебно-методические разработки, диагностические методики, развивающие упражнения, как в печатном, так и в электронном варианте, также желательно иметь условия для прослушивания аудио-текстов и просмотра фильмов в режиме “онлайн”.

Структуру развивающей программы представляют тематические блоки и приложение; структуру тематического блока – информирование, пояснение-образец, задание, обсуждение. В приложении к каждому тематическому блоку приводится задание для самостоятельной работы.

Изменение последовательности применения тематических блоков не исключает реализацию функций, направленных на решение задачи педагогической психологии – обучение умению учиться; это функции – активизации интереса к новым знаниям, образовательно-воспитательная и развивающая.

В рамках классных часов на апробацию развивающей программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития” отведено 7 аудиторных занятий (вся деятельность реализована педагогом-психологом).

Качественным критерием ожидаемых результатов является накопление студентами 1 курса опыта письменной/устной речи и осознание значимости этого опыта. Количественный критерий – своевременное и ответственное выполнение студентами 1 курса всех домашних заданий.

Индивидуальному консультированию отведено внеаудиторное время (действует принцип добровольности). В качестве основной задачи индивидуального консультирования является оказание психологической поддержки в личностном развитии, направленном на снижение влияния психологических барьеров, осложняющих развитие культуры речи.

 


 

Структура и содержание развивающей программы “Качественные характеристики речи: ориентиры развития ”

Задание 2

Инструкция. На каждый вопрос дайте ответ, выбирая одну из 3-х альтернатив (а, b, c).

 

1. Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника: а) бандитом, b) святым, c) тучей.

 

2.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову “неточный”, это:

a) небрежный, b) тщательный, c) приблизительный.

 

3.Какое из 3-х слов не связано с двумя другими: а) кошка, b) близко, с) солнце.

 

4.Дом так относится к комнате, как дерево: а) к лесу, b) к растению, с) к листу.

 

5.Я думаю, что правильным числом, которое про­должит ряд 1, 2, 3, 6, 5, будет: a) 10, b) 5, c) 7.

 

6. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 60 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы: а) отстают, b) идут правильно, с) спешат.

 

7.Какое из трех слов менее связано с двумя другими:

а) думать, b) видеть, с) слышать.

 

8.Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии: a) двоюродным братом, b) племянником, с) дядей.

Примечание. Список вопросов выделен из 16-факторного опросника Р. Кеттела – форма С [24]. Номера вопросов 1-8 соответствуют в опроснике Р. Кеттела номерам: 3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105

Обработка результатов

Каждый ответ оценивается по трехбалльной шкале: 0, 1, 2. В “ключе” первая цифра – номер вопроса, затем следует оценка в баллах по a, b, c:

1 a b1 c; 2a b1 c; 3a b1 c; 4a b c1; 5a1 b c; 6a b c1; 7 a1 b c; 8a b1 c

Максимальный суммарный балл равен 8. При низких оценках человеку свойственна буквальная интерпретация информации. При высоких – сообразительность и склонность к логическим рассуждениям, что может быть интерпретировано как показатель абстрактного мышления.

Адаптация любого теста, в том числе и опросника Р. Кеттела, представляет собой трудоемкую исследовательскую работу, направленную на адекватное понимание вопросов испытуемыми другой культуры. Вопросы, приведенные выше, оцениваются как адекватные для испытуемых, представляющих разные культуры.

 

Обсуждение

1. Каждый из перечисленных ниже признаков указывает на определенный психологический барьер. Конкретизируйте психологический барьер по характеризующему его признаку.

а) ошибочное понимание значения слова;

б) высокий/очень высокий уровень мотивации к избеганию неудач;

в) затруднения при решении логических задач.

 

2. Прочитайте следующие предложения. Признаки, каких психологических барьеров можно выделить? Внесите необходимые исправления.

 

–Горькая доля досталась крестьянам-крепостникам.

– Дождливый, теплый и осенний был день.

– Он был высок ростом и улыбался.

– Он сосредоточенно сконцентрировался на одном вопросе.

– В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.

3. Перечислите признаки проявления информационного барьера. Составьте предложение таким образом, чтобы в нем можно было бы обнаружить один из признаков информационного барьера. В составленное вами предложение внесите необходимые исправления.

 

4. Какие действия целесообразны для снижения влияния того или иного психологического барьера?

 

Запись на психологическую консультацию проводится на добровольной основе.

 

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 1.

 


Задание 1

Работа с текстом, включенным в список рекомендованной литературы. Поставьте вопросы к тексту, пользуясь схемой изучающего чтения. Составьте план. Пользуясь планом, перескажите текст.

 

Затяжной прыжок парашютиста

Здесь приходят на память героические прыжки наших мастеров парашютного спорта, выбрасывавшихся на высоте около 10 км, не раскрывая парашюта. Лишь пролетев значительную часть пути, они дергали за кольцо парашюта и последние сотни метров опускались, паря на своих зонтах. Многие думают, что, падая “камнем”, не раскрывая парашюта, человек летит вниз, как в пустом пространстве. Если бы было так, если бы человеческое тело падало в воздухе, как в пустоте, – затяжной прыжок длился бы гораздо меньше, чем в действительности, а развиваемая к концу скорость была бы огромна. Однако сопротивление воздуха препятствует нарастанию скорости. Скорость тела парашютиста во время затяжного прыжка растет только в течение первого десятка секунд, на протяжении первых сотен метров. Сопротивление воздуха возрастает с увеличением скорости так значительно, что довольно скоро наступает момент, когда скорость больше не изменяется. Движение из ускоренного становится равномерным. Можно путем вычислений набросать в общих чертах картину затяжного прыжка с точки зрения механики. Ускоренное падение парашютиста длится только первые 12 секунд или немного менее, в зависимости от его веса. За этот десяток секунд он успевает опуститься метров на 400–500 и приобрести скорость около 50 м в секунду. Весь остальной путь до раскрытия парашюта проходится уже равномерным движением с этой скоростью. Примерно так же падают и капли дождя. Разница лишь в том, что первый период падения, когда скорость еще растет, продолжается для дождевой капли всего около одной секунды и даже меньше. Окончательная скорость капель дождя поэтому не столь велика, как при затяжном прыжке парашютиста: она колеблется от 2 до 7 м в секунду в зависимости от размеров капли [19].

 

Задание 2

 

Точность речевого высказывания означает: знаю и могу четко выразить это знание. Логичность речевого высказывания: знаю и последовательно излагаю это знание.

 

Инструкция 1. В соответствии с вашей оценкой, впишите в суждение вместо точек одну из альтернатив: часто, иногда.

Я... отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью.

 

Инструкция 2. В соответствии с вашим мнением, впишите в суждение вместо точек одну из альтернатив: необходимо, необязательно.

Я считаю, что мне... развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

 

Обсуждение

 

1. После выполнения инструкций на уровне индивидуального выбора, обобщим групповые результаты и выделим процентное соотношение следующих вариантов выборов:

Я часто отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необходимо развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

Я часто отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необязательно развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

Я иногда отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необходимо развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

 

Я иногда отмечаю, что мой ответ на вопрос преподавателя не отличается точностью и логичностью. Я считаю, что мне необязательно развивать точность и логичность своих речевых высказываний.

 

2. Обратите внимание: отражает ли потребность в развитии качественных характеристик речи ваш вариант выборов.

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 2.


 

Задание 1

 

Используя методику “Эмоциональный профиль” [22], выполните следующее задание.

Начертите систему координат. На вертикальной оси с отступом от точки пересечения, отложите на равном расстоянии друг от друга 11 делений. Каждое деление – это определенная эмоция: 1) волнение (взволнованность), 2) воодушевление (энтузиазм), 3) восхищение (ощущение восторга от прекрасного), 4) гордость (чувство достоинства), 5) удивление (состояние вследствие чего-то неожиданного), 6) радость (душевное удовлетворение), 7) разочарование (ощущение неудовлетворенности), 8) сомнение (состояние неуверенности), 9) сожаление (ощущение невозможности изменить что-либо), 10) страх (сильная боязнь), 11) тревога (состояние беспокойства).

Обратите внимание! Шкала наименований содержит только один полюс эмоциональных проявлений. Так, если, оценивая проявление волнения, вы выбрали альтернативу “ярко выражена” (соответственно исключив степени –

 

 

средне/слабо выражена), то противоположное состояние “ спокойствие ” (состояние внутреннего покоя, самообладание) у вас не проявлялось.

На горизонтальной оси с отступом от точки пересечения, на равном расстоянии друг от друга отложите 4 деления, каждое из которых обозначает выраженность проявления эмоций, наименования которых представлены на вертикальной оси: 1) ярко выражена, 2) средне выражена, 3) слабо выражена, 4) не выражена.

Сетка образована перпендикулярами, опущенными из точек делений на вертикальной и горизонтальной осях.

Подготовив, в соответствии с заданием две измерительные шкалы: вертикально расположенная шкала отражает список из одиннадцати эмоций, горизонтально расположенная шкала проранжирована 4-мя показателями выраженности проявления этих эмоций, приступайте к выполнению инструкции.

Прочитайте лирическое отступление из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”, посвященное образу птицы-тройки.

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песнюкони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеходи вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства [6].

 

Инструкция. При чтении художественного текста мы переживаем разные эмоции разной степени выраженности.

Прочтите название эмоции под номером 1 и выберите показатель из интервала, отражающего выраженность/невыраженность проявления именно этой эмоции. На сетке это соответствие обозначьте точкой. Затем переходите к эмоции номер 2 и т.д. После того, как каждая из 11 эмоций получит свой показатель, проставьте на графике соответственно 11 точек.

Соедините эти точки линией, и вы получите “эмоциональный профиль”, отражающий на уровне эмоциональных переживаний ваше отношение к образу птицы-тройки.

 

Обсуждение

 

1. Выделите в полученном эмоциональном профиле эмоции, проявление которых вы отметили, как “ ярко выражена”. Это ваш ярко выраженный эмоциональный профиль, по сути, ваша эмоциональная оценка.

2. Сопоставьте полученный эмоциональный профиль с “высоким лирическим пафосом” автора.

 

В лирических отступлениях в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе – тема России. Самое известное такое отступление – описание в одиннадцатой главе первого тома птицы-тройки, в котором, по словам В.Г. Белинского, отразился “высокий лирический пафос”, “гремящие, поющие дифирамбы блаженствующего в себе национального самосознания”.

Эмоциональные проявления, отражающие отношение к образам, созданным под влиянием искусства, литературы определяются как переживания. В данном случае речь идет об отношении к образу птицы-тройки.

Выполнение методики “Эмоциональный профиль”, на наш взгляд, позволяет актуализировать эмоциональное переживание и осознать эмоциональное и интеллектуальное воздействие богатого и выразительного образно-символического языка, помогающего формированию способности почувствовать красоту. Включение эмоций в восприятие художественного текста создает личное ощущение причастности к сюжету.

В образе летящей птицы-тройки, обязанной своим существованием “расторопному мужику”, Н.В. Гоголь воплотил свои представления о России.

Для Гоголя Россия – постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль (дорога здесь символизирует движение вперед), “бойкая, необгонимая”, “вдохновенная Богом”, самая лучшая страна в мире. Автор, как никто другой, ощущая загадочность России, обращается с восторгом и восхищением: ”Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа”.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что “Мертвые души” Н.В. Гоголя – одно из величайших творений русской литературы, требующее, по словам В.Г. Белинского изучения, поскольку даже для людей мыслящих, это сложное произведение не раскрывается с первого чтения [курсив наш – Г.П.].

С целью детализации собственного видения выполненных автором описаний применяется психологический прием словесного рисования. Важно, чтобы словесная картина (словесная иллюстрация) не превратилась в прямой пересказ текста или, наоборот, заменила авторское описание собственной фантазией.

Как правило, при вдумчивом чтении читатель осознает авторскую позицию, что способствует формированию видения ситуации глазами автора. Кроме того, прием словесного рисования развивает способность к логическому выстраиванию словесного высказывания с подбором точных слов [13, 17].

 

Задание 2

Это задание на перспективу.

В соответствии с программой по литературе, вы прочитаете первый том поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”. При внимательном, осмысленном прочтении вы почувствуете и осознаете силу авторского воображения, подкрепленного юмором, который, по замечанию В.Г. Короленко, одновременно звучит “смехом и небывалой высотой какого-то особенного скорбного раздумья” [6].

В изданном на основе сохранившихся глав рукописи втором томе найдете и прочитаете текст с описанием последствий “похождений” Чичикова.

Обратите внимание: для обсуждения предлагается вопрос о “другой дороге” главного героя.

Результаты выполненного в письменной форме задания (вопросы 2-4) будут обсуждаться на итоговом занятии.

Здесь приводится только часть последнего авторского описания, связанного с Чичиковым (см. том 2). Лошади все были запряжены. Чичиков, однако ж, фрак примерил. Он был хорош, точь-в-точь, как прежний,… увы, он заметил, что в голове уже белело что-то гладкое, и примолвил грустно: “И зачем было предаваться так сильно сокрушенью? А рвать волос не следовало бы и подавно”. Расплатившись с портным, он выехал, наконец, из города, в каком-то странном положении. Это был не прежний Чичиков. Это была какая-то развалина прежнего Чичикова. Можно было сравнить его внутреннее состояние Души с разобранным строеньем, которое разобрано с тем, чтобы строить из него же новое; а новое еще не начиналось, потому что не пришел от архитектора определительный план, и работники остались в недоуменье.

Вопросы

1. Не обращаясь повторно к рекомендованному для прочтения тексту, мысленно представьте запомнившиеся словесные картины. Определите количество словесных картин. О чем каждая картина? Выделите слова, помогающие представить словесные картины. Сравните свои представления с авторским текстом – они сопоставимы?

Как вы оцениваете свой общий эмоциональный настрой после прочтения текста? Вы хотели бы узнать, почему Чичиков предавался “так сильно сокрушенью”?

2. На ваш взгляд, какое направление “другой дороги”, предполагает Чичиков, которому: “Значенье жизни опять показалось немаловажным”?

3. Как вы думаете, почему Чичиков заказал портному сшить новый костюм “точь-в-точь, как прежний”?

4. Как вы думаете, почему автор дает такое определение: “Это была какая-то развалина прежнего Чичикова”?

 

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 3.


 

Задание

Недооценка работы по формированию фонематического слуха, адекватного восприятия информации, слуховой памяти может стать причиной ошибок и фрагментарного запоминания информации.

Упражнение 1. Со скоростью 1 слово за 2 секунды будут прочитаны 10 различных слов. Каждое слово имеет порядковый номер.

Прослушайте и затем запишите запомнившиеся слова с их номерами:

1 – дирижабль, 2 – снег, 3 – хлеб, 4 – мел, 5 – школа, 6 – человек, 7 – град, 8 – история, 9 – луна, 10 – страх.

 

Обработка и интерпретация данных

Совпадение порядкового номера и слова оценивается в 10 баллов. Если слово вспомнилось, а порядковый номер указан ошибочно – 5 баллов. Суммируйте набранные баллы и, ориентируясь на приведенную ниже интерпретацию, вы получите представление об эффективности вашей слуховой памяти.

 

Количество баллов Эффективность слуховой памяти

90–100 отлично

70–90 очень хорошо

50–70 хорошо

30–50 удовлетворительно

10–30 плохо

0–10 очень плохо

Примечание. Упражнение представляет аналог задания, изложенного в учебном пособии О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной “Речевая коммуникация” [7].

Упражнение 2. Прослушайте текст один раз. Будьте внимательны, так как после прослушивания текста необходимо указать номера ошибочных утверждений.

Э. Эриксон в своей теории психосоциального развития личности при описании подростковой стадии выделяет значимость формирования я-идентичности, смысл которой заключается в интеграции воедино всех имеющихся к этому времени знаний о себе и о своих социальных ролях. Психологический смысл я-идентичности определяется через такие показатели, как: 1) образ Я, включающий образы себя в прошлом и будущем; 2) уверенность в том, что этот целостный образ оценен значимыми другими; 3) уверенность в том, что согласованность и целостность образа Я подтверждается в межличностном общении посредством обратной связи.

Формирование положительного качества “верность” связано с успешным выходом из психосоциального кризиса на уровне подростковой стадии личностного развития. Термин “верность” определяется автором как способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей. Однако обретение я-идентичности не исключает того, что на последующих стадиях развития может вновь возникнуть проблема, связанная с представлениями о себе. Я-идентичность – это борьба, которая длится всю жизнь: “Кто я?”, “Куда я иду?”, “Кем я хочу стать?” [34].

Обсуждение

 

1. Согласно теории Э.Эриксона, в подростковой стадии психосоциального развития личности берет свое начало формирование я-идентичности.

2. Обретение я-идентичности является условием безконфликтного решения жизненно важных вопросов: “Кто я?”, “Куда я иду?”, “Кем я хочу стать?”.

3. В соответствии с теорией психосоциального развития личности, психологический смысл я-идентичности определяют четыре показателя.

4. С успешным выходом из психосоциального кризиса на стадии подросткового развития связано формирование положительного качества “верность”. Это положительное качество означает верность подростка своим выборам, привязанностям, обещаниям.

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 5.


Задание

1. Выведите тезис на основе убедительных аргументов. Это будет ваш пример прямого доказательства.

2. Основываясь на законе исключенного третьего, покажите истинность одного из утверждений. Это будет ваш пример косвенного доказательства.

При составлении и решении логических задач следует выяснять, какие данные действительно нужны, какие являются лишними, какие данные, необходимые для успешного решения, отсутствуют.

 

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 6.

 


Итоговое занятие

Обсуждение

Важную роль в актах смыслообразования при чтении художественного текста играет предвосхищение сюжетного развития.

В контексте стратегии понимания текста был проведен анализ ответов студентов на вопросы 2-3-4 (см. тематический блок 3, “задание на перспективу”), что позволило выделить два основных уровня в предвосхищении развития сюжета, связанного с главным героем поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”:

– первый уровень составили два варианта предположений о направленности Чичикова на “другую дорогу” – “дорога” полезных дел для других/“дорога” полезных дел для себя;

варианты предположений отражают некоторую прямолинейность понимания текста; не рассматриваются уточняющие пояснения автора, например, в отношении “сокрушения” главного героя и др.;

– второй уровень составили предположения, отражающие неопределенность направленности Чичикова на “другую дорогу”; такой подход объясняется неопределенностью позиции героя, которому “показалась” возможность “другой дороги”еправильное автораеление герою.

 

Итак, Чичиков Павел Иванович – главный герой, которого автор не характеризует как “добродетельного человека”. Чичиков выдает себя за помещика, безвозмездно оформляет на свое имя умерших крестьян, которые по переписи еще продолжают числиться как живые. Кроме того, он удачно для себя участвует и в других неблаговидных делах.

Генерал-губернатор, узнав о махинациях Чичикова, решает судить его по всей строгости закона. Однако под влиянием сложившихся обстоятельств Чичикову удается в очередной раз избежать наказания.

Вышел сухим из воды уже не прежний, отличающийся находчивостью в словах и делах герой. Его внутренний мир разрушен. Использование автором образно-символического языка позволяет дать точное описание психологического состояния Чичикова: “... Можно было сравнить его внутреннее состояние Души с разобранным строеньем, которое разобрано с тем, чтобы строить из него же новое... ”.

 

Вопросы

1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.13 с.)