Виды слушания. Совершенствование видов слушания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды слушания. Совершенствование видов слушания



Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Это умение очень важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5 – на говорение, 10% – на письмо. В ситуациях делового общения администратор расходует свое рабочее время следующим образом: 16% – чтение, 9 – письмо, 45 – слушание, 30% – говорение.

Для большинства людей характерны следующие основные недостатки традиционного слушания:

1)бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними делами);

2)обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

3)аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы: шумы и помехи; акустические характеристики помещения; микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

Субъективные факторы:

1)пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);

2)тип нервной системы человека, его темперамент (предполагается, что эмоционально устойчивые люди – сангвиники, флегматики – более внимательны, чем холерики и меланхолики);

3)интеллектуальные способности (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию; способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания; словарный запас, уровень общей культуры).

Основные умения, повышающие эффективность слухового восприятия, сводятся к следующим: умение концентрироваться; умение анализировать содержание; умение слушать критически; владение техническими средствами (умение конспектировать).

В сфере профессионального общения нередко приходится конспектировать услышанную информацию. Основная ошибка,которую допускают многие при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова оратора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями. Основное правило,которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты. Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.

При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:

1)используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше. Используйте упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными только для вас;

2)делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Отмечайте, как оратор делает переходы, когда повторяет свои идеи, резюмирует;

3)используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы – для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму;

4)делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно;

5)помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.;

6)периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.

В процессе конспектирования необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: 1) свертывание фраз и 2) сокращение слов.

Свертывание фраз– выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов, и построение из них смысловых рядов,которые и должны быть зафиксированы в конспекте. Главное правило: следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста.

К основным правилам сокращения слов в конспекте относятся следующие:

- наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов;

- нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных – падеж и число, у глаголов – лицо и время);

- сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в данном контексте (например, сокращение «след.» может соотноситься с различными словами: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.);

- сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук;

- незнакомые слова надо записывать полностью.

Использование сокращений индивидуально и в большой степени зависит от сложившейся привычки;

В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации – постоянном взаимодействии между собеседниками. В беседе необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ процесса общения показывает, что слушатель – далеко не последнее звено в этой цепи.

В ситуации деловой беседы различают следующие типы слушателей,проявляющиеся в ситуации делового общения:

1) категоричный слушатель – судит о явлениях безапелляционно: «Это – хорошо» или «Это – плохо»;

2) рассудительный слушатель – думает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я почувствовал себя виноватым» или «Теперь мне понятно, почему вы это сказали»;

3) сочувствующий слушатель – очень быстро соглашается (или выражает свое сочувствие говорящему), делая, к примеру, такие замечания: «Вы абсолютно правы» или «Я вам сочувствую»;

4) аналитический слушатель – наоборот, склонен задать вопрос: «Когда?» или сказать: «Приведите мне конкретный пример». Однако эти реакции называют «помехами» общения;

5)отзывчивый слушательумеет активно слушать, анализировать услышанное, сопереживать говорящему.

Очевидно, что наибольшего успеха в деловом общении может добиться именно отзывчивый слушатель.

Наиболее эффективное слушание в процессе деловой коммуникации – это активное слушаниевнимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник, единственный вид слушания, который помогает выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений.

Выделяют пять механизмов активного слушания:

- открытость;

- уточнение;

- отражение чувств собеседника;

- перефразирование;

- отражающее перефразирование.

Открытость – это демонстрация готовности к доброжелательной беседе. Она достигается с помощью невербальных и вербальных средств.

Уточнение поможет вызвать собеседника на откровенный разговор и глубже понять его идеи. Это достигается с помощью уточняющих вопросов, которые должны быть открытыми, т.е. требующими развернутого ответа. В результате можно получить более подробную информацию о предмете разговора.

Задавая подобные вопросы (используя уточнение), вы вызываете собеседника на откровенный разговор. При уточнении надо стараться проявлять заинтересованность, а не вести допрос.

Отражение чувств собеседникапредполагает отражение эмоций, которые слушатель получает из сообщения (обычно они выражаются невербально интонациями, тембром голоса и языком тела). При этом он действует как зеркало.

Перефразирование сообщения– это пересказ основной идеи сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько правильно оно понято. Вот несколько вариантов вводных фраз:

- Значит, вы имеете в виду...

- Другими словами...

- Если я вас правильно понял...

Отражающее перефразирование– это комбинация двух вышеописанных механизмов активного слушания. Оно объединяет отражение эмоции и перефразирование, когда смысловая нагрузка сообщения передается и словами, и эмоциями.

Можно сформулировать ряд советов, следование которым позволит привести к успеху в деловой беседе:

1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность;

2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать. Правильная поза помогает сосредоточиться;

3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому чаще смотрите в глаза женщине, слушая ее;

4. Слушайте с интересом – это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником;

5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца;

6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и постарайтесь правильно понять их;

7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора;

8. За время беседы постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное (во время пауз в разговоре);

9) По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы;

10) Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте все полностью, а затем оценивайте.

Навыки активного и, следовательно, эффективного слушания так же, как и навыки рационального чтения, весьма важны для развития навыков продуктивных видов речевой деятельности – письменной и устной речи.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.008 с.)