Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды слушания. Совершенствование видов слушанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Это умение очень важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5 – на говорение, 10% – на письмо. В ситуациях делового общения администратор расходует свое рабочее время следующим образом: 16% – чтение, 9 – письмо, 45 – слушание, 30% – говорение. Для большинства людей характерны следующие основные недостатки традиционного слушания: 1)бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними делами); 2)обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи; 3)аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности. Эффективность процесса слушания зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Объективные факторы: шумы и помехи; акустические характеристики помещения; микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.). Субъективные факторы: 1)пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями); 2)тип нервной системы человека, его темперамент (предполагается, что эмоционально устойчивые люди – сангвиники, флегматики – более внимательны, чем холерики и меланхолики); 3)интеллектуальные способности (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию; способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания; словарный запас, уровень общей культуры). Основные умения, повышающие эффективность слухового восприятия, сводятся к следующим: умение концентрироваться; умение анализировать содержание; умение слушать критически; владение техническими средствами (умение конспектировать). В сфере профессионального общения нередко приходится конспектировать услышанную информацию. Основная ошибка,которую допускают многие при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова оратора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями. Основное правило,которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты. Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты. При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов: 1)используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше. Используйте упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными только для вас; 2)делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Отмечайте, как оратор делает переходы, когда повторяет свои идеи, резюмирует; 3)используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы – для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму; 4)делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно; 5)помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.; 6)периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно. В процессе конспектирования необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: 1) свертывание фраз и 2) сокращение слов. Свертывание фраз– выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов, и построение из них смысловых рядов,которые и должны быть зафиксированы в конспекте. Главное правило: следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста. К основным правилам сокращения слов в конспекте относятся следующие: - наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов; - нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных – падеж и число, у глаголов – лицо и время); - сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в данном контексте (например, сокращение «след.» может соотноситься с различными словами: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.); - сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук; - незнакомые слова надо записывать полностью. Использование сокращений индивидуально и в большой степени зависит от сложившейся привычки; В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации – постоянном взаимодействии между собеседниками. В беседе необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ процесса общения показывает, что слушатель – далеко не последнее звено в этой цепи. В ситуации деловой беседы различают следующие типы слушателей,проявляющиеся в ситуации делового общения: 1) категоричный слушатель – судит о явлениях безапелляционно: «Это – хорошо» или «Это – плохо»; 2) рассудительный слушатель – думает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я почувствовал себя виноватым» или «Теперь мне понятно, почему вы это сказали»; 3) сочувствующий слушатель – очень быстро соглашается (или выражает свое сочувствие говорящему), делая, к примеру, такие замечания: «Вы абсолютно правы» или «Я вам сочувствую»; 4) аналитический слушатель – наоборот, склонен задать вопрос: «Когда?» или сказать: «Приведите мне конкретный пример». Однако эти реакции называют «помехами» общения; 5)отзывчивый слушатель – умеет активно слушать, анализировать услышанное, сопереживать говорящему. Очевидно, что наибольшего успеха в деловом общении может добиться именно отзывчивый слушатель. Наиболее эффективное слушание в процессе деловой коммуникации – это активное слушание – внимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник, единственный вид слушания, который помогает выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений. Выделяют пять механизмов активного слушания: - открытость; - уточнение; - отражение чувств собеседника; - перефразирование; - отражающее перефразирование. Открытость – это демонстрация готовности к доброжелательной беседе. Она достигается с помощью невербальных и вербальных средств. Уточнение поможет вызвать собеседника на откровенный разговор и глубже понять его идеи. Это достигается с помощью уточняющих вопросов, которые должны быть открытыми, т.е. требующими развернутого ответа. В результате можно получить более подробную информацию о предмете разговора. Задавая подобные вопросы (используя уточнение), вы вызываете собеседника на откровенный разговор. При уточнении надо стараться проявлять заинтересованность, а не вести допрос. Отражение чувств собеседникапредполагает отражение эмоций, которые слушатель получает из сообщения (обычно они выражаются невербально интонациями, тембром голоса и языком тела). При этом он действует как зеркало. Перефразирование сообщения– это пересказ основной идеи сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько правильно оно понято. Вот несколько вариантов вводных фраз: - Значит, вы имеете в виду... - Другими словами... - Если я вас правильно понял... Отражающее перефразирование– это комбинация двух вышеописанных механизмов активного слушания. Оно объединяет отражение эмоции и перефразирование, когда смысловая нагрузка сообщения передается и словами, и эмоциями. Можно сформулировать ряд советов, следование которым позволит привести к успеху в деловой беседе: 1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность; 2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать. Правильная поза помогает сосредоточиться; 3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому чаще смотрите в глаза женщине, слушая ее; 4. Слушайте с интересом – это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником; 5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца; 6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и постарайтесь правильно понять их; 7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора; 8. За время беседы постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное (во время пауз в разговоре); 9) По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы; 10) Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте все полностью, а затем оценивайте. Навыки активного и, следовательно, эффективного слушания так же, как и навыки рационального чтения, весьма важны для развития навыков продуктивных видов речевой деятельности – письменной и устной речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.52 (0.009 с.) |