Обоснование последовательности реализации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование последовательности реализации программы



Условием эффективности реализации программы является определенная этапность в совместной деятельности педагога-психолога и детей. Начальным и заключительным этапом является диагностика (соответственно входящая и исходящая). Программа состоит из трех основных этапов:

Подготовительный этап – введение в проектную деятельность (занятия №№1, 2). В процессе реализации занятий решаются задачи, направленные на знакомство детей, создание благоприятного психологического климата в коллективе и ознакомление с основами проектно-исследовательской деятельности.

Основной этап – занятия (№3 - №10), решаются основные задачи программы, направленные на развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и опыта публичных выступлений, развитие творческого мышления и воображения, повышение познавательной активности.

Заключительный этап (занятие №11), закрепление полученных навыков, подведение итогов, рефлексия, создание условий для оценки детьми младшего школьного возраста своих достижений в исследовательско-поисковой деятельности.

По окончанию реализации программы специалистами филиала ГБУ НСО «ОЦДК» проектируются заключения и рекомендации педагога-психологам образовательной организации, родителям для организации дальнейшего сопровождения ребенка по месту его обучения и проживания (приложение – кейс).

Содержание программы

Подробные сценарии занятий приведены в приложении 1.

Тематический план

Тема занятия Содержание занятия
  Государства планеты Земля. Цель: введение в содержание проекта, знакомство участников с целями занятий, настрой участников на совместную деятельность. Вводное слово. Ритуал приветствия. Введение в проектную деятельность. Развитие рефлексии. Ритуал прощания.
  Мы рисуем карту мира Цель: углубление процессов самопознания, способствовать творческому самовыражению, создание правил в группе, сплочение коллектива.   Ритуал приветствия. Создание Карты Мира Упражнение «Я президент» Упражнение «Свиток правил» Подготовка к созданию рекламы. Рефлексия Ритуал прощания
  Заселение государств. Цель. Углубление процессов самопознания, способствовать творческому самовыражению, создание правил в группе, сплочение коллектива. Ритуал приветствия Заселение государства Упражнение «Самореклама» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в первое государство. "В поисках общения". Цель: отработка навыков сотрудничества, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении, способствовать творческому самовыражению Ритуал приветствия Введение в проект Представление президентом своего государства Упражнение «Полянка» Упражнение «Растопи круг» Упражнение «Звездочки» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие во второе государство. "В стране чувств". Цель: создание условий для обращения подростков к собственному опыту переживания чувств, способствовать творческому самовыражению. Ритуал приветствия Введение в проект Представление президентом своего государства Упражнение «Существа из шариков» Упражнение «Скульптура» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в третье государство. "Злость, агрессия и как с ними бороться?" Цель: создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. Ритуал приветствия Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Гадость-комплимент» Упражнение «Как я зол» Упражнение «Замок героя» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в четвертое государство. "Мое Могущество". Цель: оказание помощи участникам в раскрытии своих сильных сторон, актуализация личностных ресурсов участников. Ритуал приветствия Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Соринка в чужом глазу» Упражнение «Карикатура» Упражнение «Звездное небо» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в пятое государство. "Страшная, страшная история" Цель: обобщение опыта и знаний об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Ритуал приветствия. Волшебное зеркало Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Страшилка» Упражнение «Лист страха» Упражнение «Как справиться со страхом?» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в шестое государство. "Человек в конфликте". Цель: создание условий для анализа собственного опыта конфликтного взаимодействия, для развития способности анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте. Ритуал приветствия Волшебное зеркало Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Снежинка» Упражнение «Копилка» Упражнение «Вред и польза конфликтов» Упражнение «Кошка-дом» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в седьмое государство. "Мои ценности". Цель: создание условий для обращения детей к собственной ценностно-смысловой сфере, раскрытие личностного потенциала, налаживание сотрудничества в группе. Ритуал приветствия. Представление президентом своего государства Введение в проект Сказка «Сокровище» Работа с соленым тестом, коробками Упражнение «Ах, какой ты молодец – раз!» Упражнение «Мои ценности» Рефлексия Ритуал прощания
  Заключительный этап. "Дорога домой". Представление карты мира Цель:создание условий для оценки подростками своих достижений в пройденном путешествии. Ритуал приветствия Введение в проект Упражнение «Кораблекрушение» Упражнение «Волшебная лавка» Упражнение «Ожерелье пожеланий» Упражнение «Мое имя» Упражнение «Наша карта мира» Рефлексия. Упражнение «Волшебная палочка» Ритуал прощания
       

 


ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ И КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Гарантия прав участников программы обеспечивается при наличии:

· пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов филиалов;

· договоров о сотрудничестве с образовательными организациями;

· договора с родителями/законными представителями ребенка на осуществление диагностического исследования и проведение курса развивающей работы в рамках реализации программы;

· комфортной психологической атмосферы, способствующей конструктивному взаимодействию взрослый-ребенок, специалист-родитель.

Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:

Специалист, реализующий данную программу, обязан:

· защищать права и сохранять физическое и психологическое здоровье ребенка;

· соблюдать этический кодекс и профессиональную этику;

· соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы в работе с детьми младшего школьного возраста;

· соблюдать принципы, цели и задачи конкретной развивающей программы;

· использовать в работе комплект сертифицированного диагностического инструментария;

· повышать психолого-педагогические знания родителей и педагогов о возрастных особенностях данных детей;

· предоставлять родителям достоверную и конкретную информацию о ребенке по результатам развивающей работы, рекомендации по оказанию ребенку дальнейшей помощи;

· предоставлять консилиуму образовательной организации, которое посещает ребенок, рекомендации по организации дальнейшего сопровождения.

Специалист, реализующий данную программу, имеет право:

· определять формы развивающей работы – индивидуальная, групповая, смешанная;

· определять частоту консультирования родителей и педагогов, частоту и длительность посещения ими развивающих занятий;

· определять стратегию и тактику проведения развивающей работы, вносить изменения и дополнения в содержание занятия, ориентируясь на потребности и эмоциональное состояние ребенка на данный момент.

Родители ребенка, посещающего занятия обязаны:

· защищать право ребенка на образование, сохранять и укреплять его физическое и психологическое здоровье;

· предоставлять информацию о ребенке, запрашиваемую специалистами филиала, в рамках реализации развивающей работы;

· обеспечивать посещение ребенком занятий (в соответствии с расписанием), информировать специалистов (до начала занятия) о пропуске ребенком занятия и его причине;

· взаимодействовать с специалистами, выполнять их рекомендации.

Родители имеют право:

· запрашивать от специалиста информацию о ребенке по результатам реализации программы;

· принимать участие в развивающей работе – консультироваться, посещать занятия, вносить свои предложения;

· отказаться от получения развивающей помощи своему ребенку;

· не информировать образовательную организацию о рекомендациях специалистов филиала по дальнейшему сопровождению ребенка.

Педагоги образовательной организации, в которой обучается и воспитывается ребенок, при взаимодействии с филиалом в рамках развивающих занятий несут ответственность:

· за предоставленную информацию о развитии ребенка по запросу филиала;

· за выполнение рекомендаций специалистов филиала по итогам занятий;

· за организацию сопровождения ребенка в условиях образовательной организации с мониторингом динамики развития ребенка;

· за информацию об организации сопровождения и динамики развития ребенка по запросу филиала.

Педагоги имеют право:

· направлять родителей и детей с признаками интеллектуальной одаренности на консультацию к специалистам филиала;

· посещать развивающие занятия, консультироваться для ознакомления с формами и методами работы, способствующими успешности ребенка в поисково-исследовательской и коммуникативной деятельности.

 

Требования к специалистам, реализующим развивающую работу:

· наличие базовой фундаментальной подготовки в области психологии и специальной подготовки в области конкретных методов воздействия;

· четкое представление о возрастных особенностях, особенностях развития коммуникативных навыков и познавательной сферы детей с признаками интеллектуальной одаренности младшего школьного возраста;

· знания об индивидуальных особенностях ребенка, посещающего занятия;

· владение методами диагностики развития, умения видеть ресурсы и возможности ребенка в поисково-исследовательской деятельности, ориентация специалиста на развитие ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей;

· личностная готовность специалиста в принятии ребенка как личности;

· высокий уровень эмпатии,

· эмоциональная устойчивость,

· умения разрешать конструктивно конфликтные ситуации;

· высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей;

· владение методами проектной и исследовательской деятельности.

Специалист должен:

· иметь четкое представление о психологических, возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, имеющих признаки интеллектуальной одаренности;

· владеть методами диагностики способностей и одаренности детей младшего школьного возраста;

· знать и уметь применять методы и приемы развития одаренности у детей младшего школьного возраста;

· владеть приемами импровизации при возникновении трудностей при проведении занятий;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.85 (0.028 с.)