Номинация «развивающие психолого-педагогические программы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номинация «развивающие психолого-педагогические программы»



НОМИНАЦИЯ «РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ»

 

ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«КАРТА МИРА»

 

Авторы:

Загородняя Наталья Викторовна,

педагог-психолог высшей категории,

Гревцева Раиса Ивановна,

учитель-логопед высшей категории,

Мороз Оксана Михайловна,

учитель-дефектолог первой категории,

 

Контактная информация:

Гревцева Раиса Ивановна

e-mail: grevceva.raisa@yandex.ru

8-923-709-18-81

Мороз Оксана Михайловна

e-mail: morozothca@mail.ru

8-923-256-62-14

Загородняя Наталья Викторовна

e-mail: znv02031972@mail.ru

8-960-794-12-68


 

В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

Автор (авторский коллектив в составе) Гревцевой Раисы Ивановны, Мороз Оксаны Михайловны, Загородней Натальи Викторовны (ФИО полностью) направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации Развивающие психолого-педагогические программы

Практическая апробация указанной программы проведена с июня по август 2015 г. специалистами государственного бюджетного учреждения Новосибирской области - Центр психолого-педагогической

педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (название образовательного учреждения)   Отзыв образовательного учреждения прилагается.   Автор (авторский коллектив в составе) Гревцевой Раисы Ивановны, Мороз Оксаны Михайловны, Загородней Натальи Викторовны (ФИО полностью) согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

«КАРТА МИРА»

«30» июня 2016 г.

Подпись (подписи)



 


Аннотация

Развивающая психолого-педагогическая программа

Авторы: Гревцева Раиса Ивановна, Загородняя Наталья Викторовна, Мороз Оксана Михайловна - Карасукский филиал государственного бюджетного учреждения Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (ГБУ НСО «ОЦДК»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модернизация образования предполагает воспитание нового подрастающего поколения с активной жизненной позицией. При этом, важнейшим фактором развития образования и общества в целом является ориентация на интеллектуальные ресурсы. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Социальные современные условия требуют сегодня от человека не только высокой активности, но и его умения и способности нестандартного решения проблем. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Развивающая психолого-педагогическая программа дополнительного образования детей «Карта мира» апробирована на базе Карасукского филиала, структурного подразделения ГБУ НСО «ОЦДК», в рамках реализации мероприятий государственной целевой программы «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы»[1], которая направлена, в том числе, и на создание условий для выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализацию нового программного содержания и его методического сопровождения. Перед специалистами филиала была обозначена задача проектирования образовательных условий нового поколения, позволяющие выявить и усилить ресурсы индивидуальности интеллектуально способных детей младшего школьного возраста.

Актуальность разработки программы связана и с тем, что в Новосибирской области с 2012 года активно развивается сеть специализированных классов, осуществляющих обучение на повышенном уровне по физико-математическому, инженерно-технологическому и естественнонаучному профилям. Основной целью создания специализированных классов является обеспечение поддержки академически способных и одаренных учащихся, организация специальных условий для движения по индивидуальным маршрутам развития, тем самым способствуя развитию их интеллектуальных и творческих способностей, но зачисление в эти классы возможно только со среднего звена. Таким образом, дети младшего школьного возраста остаются не охваченными специальной поддержкой, а вместе с тем, известно, что, чем раньше выявлены способности и организовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение, тем успешнее может быть ребенок в дальнейшей жизни. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем деятельность по преобразованию социальной ситуации развития, усиливающая факторы, способствующие развитию личности одаренного ребенка, нейтрализующая блокирующие факторы. При реализации программы свой выбор мы остановили на развитие совместной поисково-исследовательской работе, так как, по нашему мнению, это одна из плодотворнейших и увлекательных форм обучения и развития, которая, к сожалению, редко практикуется в настоящее время.

Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с признаками интеллектуальной одаренности. Известно, что одаренные дети имеют повышенные интеллектуальные и творческие способности, широкую любознательность, повышенную познавательную потребность, потребность в умственной нагрузке. У многих из них отчетливо выражена поисковая потребность (активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы), им присущи избирательность, увлеченность каким-либо видом деятельности (познание, рисование, музыка, конструирование и т. д.), повышенная критичность и т.д. Наряду с этим, одаренные дети могут испытывать трудности, связанные с неустойчивой самооценкой, недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков и страхом публичных выступлений. Чрезмерная нагрузка и участие в различных олимпиадах, конкурсах, концертах или соревнованиях может привести к социальной изоляции. У таких детей чаще возникают и эмоциональные проблемы, связанные с высоким уровнем притязаний, повышенной требовательностью со стороны педагогов и родителей/законных представителей. Целенаправленное интенсивное развитие определенных способностей, начиная с раннего возраста, часто строится воспитывающими ребенка взрослыми без учета специфики формирования высших психических функций и может не соответствовать потребности и внутренней мотивации ребенка. Высокие достижения ставят ребенка в разряд одаренных, в то время как соответствующая структура одаренности не сформирована, в силу чего нарушения в онтогенезе возрастают. Этот факт становится основой как личностных, так и учебных проблем ребенка в дальнейшем. Ожидание высоких результатов от ребенка, имеющего высокую обучаемость (высокий объем памяти, высокую скорость переработки информации), часто приводит к искусственной провокации раннего развития. В том числе характер отношения к ребенку в семье может являться причиной, порождающей действительно серьезные проблемы у одаренных детей. Все это «способствует» тому, что такой ребенок может оказаться в «группе риска».

Педагогам и родителям детей с признаками одаренности, имеющих отмеченные проблемы, надо понимать, что, чем старше ребенок, тем сложнее выявить первопричины нарушений в эмоционально-личностном развитии и в обучении. Ранняя диагностика позволяет наиболее эффективно оказать помощь в профилактике появления возможных проблем развития личности и одаренности. Понимание природы «проблем одаренных» поможет, с одной стороны, реабилитировать этих детей и сохранить их потенциал, с другой — даст в руки педагога-психолога систему, помогающую ему в понимании и принятии адекватных педагогических мер в работе с такими детьми. Но, как правило, ресурсов в условиях образовательной организации для подбора и апробации эффективных методов обучения и организации развивающей работы с такой категорией детей явно недостаточно, поэтому и возникла необходимость разработки такой развивающей программы, которая способствовала бы созданию условий для развития личности и социализации способного ребенка и препятствовала бы «угасанию» одаренности.

Практическая ценность программы заключается и в том, что после ее реализации педагоги и родители/законные представители получают психолого-педагогическое заключение и приложения с описанием наиболее эффективных методов и приемов организации работы с интеллектуально способными детьми младшего школьного возраста. На основе данного пакета документов в образовательной организации, при методической помощи специалистов филиала, разрабатывается индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения интеллектуально способного ребенка младшего школьного возраста (пример кейса в приложении 3). Соответственно, психолог в рамках дальнейшего сопровождения реализует:

· осуществляемый совместно с педагогом анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития одаренного ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

· определение психологических критериев эффективного обучения и развития интеллектуального и творческого развития ребенка;

· разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как психологические условия успешного обучения и развития обучающегося;

· привидение создаваемых условий (посредствам основных видов деятельности: диагностика, психокоррекция, консультирование, просвещение, профилактика) в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат для успешного обучения, интеллектуального и творческого развития ребенка.

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Участники программы: дети младшего школьного возраста.

Противопоказания: интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.

Форма реализации программы - групповая.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 11 занятий по 2 часа каждое. Продолжительность занятия может варьироваться и зависит от его цели и задач.

Назначение программы - повышение уровня развития познавательной активности, творческого воображения и мышления, развитие коммуникативных навыков и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Цель программы: развитие образной креативности и коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.

Задачи:

· развитие познавательной активности, творческого воображения и мышления;

· развитие способности ориентироваться в информационном пространстве;

· развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

· развитие аффективно-эмоциональной сферы;

· развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Психолого-педагогические принципы отбора содержания программы:

· Принцип научности, развивающего и воспитывающего обучения;

· Принцип возрастного соответствия;

· Принцип ориентации на зону ближайшего развития.

· Принцип ведущей деятельности.

· Принцип систематичности и последовательности;

· Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

 

Содержание программы

Подробные сценарии занятий приведены в приложении 1.

Тематический план

Тема занятия Содержание занятия
  Государства планеты Земля. Цель: введение в содержание проекта, знакомство участников с целями занятий, настрой участников на совместную деятельность. Вводное слово. Ритуал приветствия. Введение в проектную деятельность. Развитие рефлексии. Ритуал прощания.
  Мы рисуем карту мира Цель: углубление процессов самопознания, способствовать творческому самовыражению, создание правил в группе, сплочение коллектива.   Ритуал приветствия. Создание Карты Мира Упражнение «Я президент» Упражнение «Свиток правил» Подготовка к созданию рекламы. Рефлексия Ритуал прощания
  Заселение государств. Цель. Углубление процессов самопознания, способствовать творческому самовыражению, создание правил в группе, сплочение коллектива. Ритуал приветствия Заселение государства Упражнение «Самореклама» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в первое государство. "В поисках общения". Цель: отработка навыков сотрудничества, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении, способствовать творческому самовыражению Ритуал приветствия Введение в проект Представление президентом своего государства Упражнение «Полянка» Упражнение «Растопи круг» Упражнение «Звездочки» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие во второе государство. "В стране чувств". Цель: создание условий для обращения подростков к собственному опыту переживания чувств, способствовать творческому самовыражению. Ритуал приветствия Введение в проект Представление президентом своего государства Упражнение «Существа из шариков» Упражнение «Скульптура» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в третье государство. "Злость, агрессия и как с ними бороться?" Цель: создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. Ритуал приветствия Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Гадость-комплимент» Упражнение «Как я зол» Упражнение «Замок героя» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в четвертое государство. "Мое Могущество". Цель: оказание помощи участникам в раскрытии своих сильных сторон, актуализация личностных ресурсов участников. Ритуал приветствия Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Соринка в чужом глазу» Упражнение «Карикатура» Упражнение «Звездное небо» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в пятое государство. "Страшная, страшная история" Цель: обобщение опыта и знаний об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Ритуал приветствия. Волшебное зеркало Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Страшилка» Упражнение «Лист страха» Упражнение «Как справиться со страхом?» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в шестое государство. "Человек в конфликте". Цель: создание условий для анализа собственного опыта конфликтного взаимодействия, для развития способности анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте. Ритуал приветствия Волшебное зеркало Представление президентом своего государства Введение в проект Упражнение «Снежинка» Упражнение «Копилка» Упражнение «Вред и польза конфликтов» Упражнение «Кошка-дом» Рефлексия Ритуал прощания
  Путешествие в седьмое государство. "Мои ценности". Цель: создание условий для обращения детей к собственной ценностно-смысловой сфере, раскрытие личностного потенциала, налаживание сотрудничества в группе. Ритуал приветствия. Представление президентом своего государства Введение в проект Сказка «Сокровище» Работа с соленым тестом, коробками Упражнение «Ах, какой ты молодец – раз!» Упражнение «Мои ценности» Рефлексия Ритуал прощания
  Заключительный этап. "Дорога домой". Представление карты мира Цель:создание условий для оценки подростками своих достижений в пройденном путешествии. Ритуал приветствия Введение в проект Упражнение «Кораблекрушение» Упражнение «Волшебная лавка» Упражнение «Ожерелье пожеланий» Упражнение «Мое имя» Упражнение «Наша карта мира» Рефлексия. Упражнение «Волшебная палочка» Ритуал прощания
       

 


ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ И КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Гарантия прав участников программы обеспечивается при наличии:

· пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов филиалов;

· договоров о сотрудничестве с образовательными организациями;

· договора с родителями/законными представителями ребенка на осуществление диагностического исследования и проведение курса развивающей работы в рамках реализации программы;

· комфортной психологической атмосферы, способствующей конструктивному взаимодействию взрослый-ребенок, специалист-родитель.

Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:

Специалист, реализующий данную программу, обязан:

· защищать права и сохранять физическое и психологическое здоровье ребенка;

· соблюдать этический кодекс и профессиональную этику;

· соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы в работе с детьми младшего школьного возраста;

· соблюдать принципы, цели и задачи конкретной развивающей программы;

· использовать в работе комплект сертифицированного диагностического инструментария;

· повышать психолого-педагогические знания родителей и педагогов о возрастных особенностях данных детей;

· предоставлять родителям достоверную и конкретную информацию о ребенке по результатам развивающей работы, рекомендации по оказанию ребенку дальнейшей помощи;

· предоставлять консилиуму образовательной организации, которое посещает ребенок, рекомендации по организации дальнейшего сопровождения.

Специалист, реализующий данную программу, имеет право:

· определять формы развивающей работы – индивидуальная, групповая, смешанная;

· определять частоту консультирования родителей и педагогов, частоту и длительность посещения ими развивающих занятий;

· определять стратегию и тактику проведения развивающей работы, вносить изменения и дополнения в содержание занятия, ориентируясь на потребности и эмоциональное состояние ребенка на данный момент.

Родители ребенка, посещающего занятия обязаны:

· защищать право ребенка на образование, сохранять и укреплять его физическое и психологическое здоровье;

· предоставлять информацию о ребенке, запрашиваемую специалистами филиала, в рамках реализации развивающей работы;

· обеспечивать посещение ребенком занятий (в соответствии с расписанием), информировать специалистов (до начала занятия) о пропуске ребенком занятия и его причине;

· взаимодействовать с специалистами, выполнять их рекомендации.

Родители имеют право:

· запрашивать от специалиста информацию о ребенке по результатам реализации программы;

· принимать участие в развивающей работе – консультироваться, посещать занятия, вносить свои предложения;

· отказаться от получения развивающей помощи своему ребенку;

· не информировать образовательную организацию о рекомендациях специалистов филиала по дальнейшему сопровождению ребенка.

Педагоги образовательной организации, в которой обучается и воспитывается ребенок, при взаимодействии с филиалом в рамках развивающих занятий несут ответственность:

· за предоставленную информацию о развитии ребенка по запросу филиала;

· за выполнение рекомендаций специалистов филиала по итогам занятий;

· за организацию сопровождения ребенка в условиях образовательной организации с мониторингом динамики развития ребенка;

· за информацию об организации сопровождения и динамики развития ребенка по запросу филиала.

Педагоги имеют право:

· направлять родителей и детей с признаками интеллектуальной одаренности на консультацию к специалистам филиала;

· посещать развивающие занятия, консультироваться для ознакомления с формами и методами работы, способствующими успешности ребенка в поисково-исследовательской и коммуникативной деятельности.

 

Требования к специалистам, реализующим развивающую работу:

· наличие базовой фундаментальной подготовки в области психологии и специальной подготовки в области конкретных методов воздействия;

· четкое представление о возрастных особенностях, особенностях развития коммуникативных навыков и познавательной сферы детей с признаками интеллектуальной одаренности младшего школьного возраста;

· знания об индивидуальных особенностях ребенка, посещающего занятия;

· владение методами диагностики развития, умения видеть ресурсы и возможности ребенка в поисково-исследовательской деятельности, ориентация специалиста на развитие ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей;

· личностная готовность специалиста в принятии ребенка как личности;

· высокий уровень эмпатии,

· эмоциональная устойчивость,

· умения разрешать конструктивно конфликтные ситуации;

· высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей;

· владение методами проектной и исследовательской деятельности.

Специалист должен:

· иметь четкое представление о психологических, возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, имеющих признаки интеллектуальной одаренности;

· владеть методами диагностики способностей и одаренности детей младшего школьного возраста;

· знать и уметь применять методы и приемы развития одаренности у детей младшего школьного возраста;

· владеть приемами импровизации при возникновении трудностей при проведении занятий;

 

Самостоятельность при проектировании

Уровни Этапы Динамика
начальный заключительный
Высокий 8% 88% +
Средний 14% 6% +
Ниже среднего 25% 4% +
Низкий 53% 2% +

Гистограмма 3

Анализ гистограммы 3 показывает, что на начальном этапе реализации программы 53% детей отказывались работать без помощи взрослого, тогда как при систематической работе к заключительному этапу 88% детей могли самостоятельно участвовать в проектной деятельности, в очень редких случаях обращаясь к помощи взрослого, у 2% детей наблюдалась незначительная динамика.

Активность взаимодействия со сверстниками в процессе проектирования

Уровни Этапы Динамика
начальный заключительный
Высокий 8% 86% +
Средний 14% 8% +
Ниже среднего 24% 4% +
Низкий 54% 2% +

Гистограмма 4

Анализ гистограммы 4 показывает, что на начальном этапе 54% детей не вступали во взаимодействие с партнерами, не обращались и не приходили на помощь к партнеру при проектировании в случае затруднения, не вступали в проблемные диалоги. На заключительном этапе 86% детей стремились к взаимодействию с другими детьми, у 2% детей динамика была волнообразная и не позволила перевести их на другой уровень.

Общая сводная таблица (средний показатель)

Гистограмма 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(информационно-методические условия)

1. Венгер Л. А. Педагогика способностей – М.: Педагогика, 1973.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1971.

3. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997, 96 с.

4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. Московский городской психолого-педагогичсский университет, Москва, 2000

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер,2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»), 2004.

6. Емельянова И.Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник ЧГПУ, 2011, № 3, с. 62 – 68.

7. Матюшкин A.M., Сиск Д.Н. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии – 1988, № 2.

8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989, № 6 – с. 29-34.

9. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс].

10. Савенков А.И., Карпова С.И. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2012, № 5 – с. 180 – 187.

11. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. – СПб: Иматон, 2007

 


Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. ГОСУДАРСТВА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

Цель: введение в содержание проекта, знакомство участников с методам проектов, целями занятий, настрой участников на совместную деятельность.

Материал: доска (мольберт), географическая карта (ее проекция), мел, ручки.

Вводное слово.

Каждый из вас хоть 1 раз, но видел карту миру или имеет представления о ней. Если посмотреть на нее, то мы увидим различные государства, материки, острова, о которых мы что-то слышали, но о жизни на них можем только представлять. Если посмотреть на карту мира, мы увидим, что на планете Земля много государств, много стран. Давайте назовём и найдем на карте некоторые из них. (Ответы детей, педагог помогает найти страну на карте). Во главе каждого государства стоит человек, который руководит этой страной. (Казахстан – Нурсултан Назарбаев, Киргизия - Алмазбек Атамбаев, Белоруссия – Александр Лукашенко, Армения - Сержа Саргсяна, Китай - Сунь Ятсен, Монголия - Цахиагийн Элбэгдорж, Азербайджан - Ильхам Алиев и т.д.) Каждое государство имеет свои границы, законы, культуру, обычаи, язык. Но для народов всех государств самым важным является мир, дружба, взаимопомощь.

(Проекция карты мира на мультимедиа, дети рассматривают страны с их границами, ведется беседа с опорой на знания детей).

2. Ритуал приветствия. Итак, мы начинаем. Каждое наше занятие мы будем начинать и заканчивать ритуалами приветствия и прощания.

Вместе карту создадим,

Страны мира посетим,

Свиток правил сочиним.

Президентом станем

И страну возглавим.

Ритуал прощания

Мы друг другу желаем мира, тепла, счастья, здоровья и добра!

 

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Вместе карту создадим,

Страны мира посетим,

Свиток правил сочиним.

Президентом станем

И страну возглавим.

Создание Карты Мира

Всем участникам предлагается придумать вид своего государства и нарисовать его границы.

Упражнение «Я президент»

Цель: Обучение публичному выступлению. Развитие навыков невербального общения – поза, движения тела, жесты, мимика, взгляд, темп и тембр голоса. Развитие навыков словоизменения и словообразования, умений составлять простые распространенные и сложные предложения, стимулирование творческого самовыражения, интереса ребенка к самому себе.

Итак, вы являетесь избранным президентом своего государства, страны. Вам предстоят встречи с другими президентами. Сейчас каждый из вас должен представить себя. Свое представление составляете не менее чем из 4-х предложений в соответствии с предложенным планом. Предложения должны начинаться словами:

1. «Я …»

2. «Мой(я) …»

3. «У меня …»

4. «Я хотел(а), чтобы …»

Обсуждение:

Чья презентация вам понравилась больше всего? (разобрать, какие невербальные методы использовали, насколько убедительно было выступление).

Упражнение «Свиток правил»

Цель: разработка и принятие групповых правил.

Жизнь каждого государства протекает по определенным правилам. Но самое интересное в том, что эти правила определяют те, кто создал это государство. Какие правила каждый из вас введет в своей стране?

Сейчас каждый из вас получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех. На эту работу у вас есть 10 мин.

После оглашения всех правил, необходимо создать единый свод правил, который будет действовать на протяжении всего путешествия по Карте Мира. Этот свод правил оформляется красиво к следующему занятию.

Обсуждение:

· Какое из собственных правил тебе кажется особенно важным?

· Чье правило тебе понравилось?

· С какими правилами ты не согласен?

· Сложно ли тебе будет соблюдать принятый свод правил?

5.Подготовка к созданию рекламы.

Каждый президент мечтает, чтобы о его стране узнало как можно больше людей. Пришло время посетить друг друга, чем мы займемся на последующих занятиях.

При выборе первого государства для путешествия мы будем ориентироваться на рекламу, которую вы приготовите сами. А как сделать, чтобы ваша информация привлекла внимание? (должна быть красочной, меньше текста - больше ярких картинок, выделялся заголовок).

Итог. Рефлексия

Поделитесь вашими впечатлениями о сегодняшнем занятии: что узнали нового? чему научились? где эти знания могут пригодиться?

Ритуал прощания

Мы друг другу желаем мира, тепла, счастья, здоровья и добра!

 

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Вместе карту создадим,

Страны мира посетим,

Свиток правил сочиним.

Президентом станем

И страну возглавим.

Заселение государства.

Каждый из вас является президентом своего государство, но президент должен кем-то управлять, заботиться о благосостоянии своей страны. Границы ваших государств обозначены. Сегодня в вашем государстве по вашему выбору появятся жители, природа, здания и необходимые для жизни объекты.

Можно нарисовать объекты, расставить предметы (киндер-сюрпризы, мелкие игрушки по выбору ребенка). Полученная конструкция ложится в основу рекламы. Макеты остаются на местах для использования на всех последующих занятиях.

Итог. Рефлексия

Поделитесь вашими впечатлениями о сегодняшнем занятии: Чему научились? где эти знания могут пригодиться?

Ритуал прощания

Мы друг другу желаем мира, тепла, счастья, здоровья и добра!

Тема: «В поисках общения»

Цель: отработка навыков сотрудничества, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении, способствовать творческому самовыражению

Материалы: макеты государств, карандаши, краски, кисточки, костюмы, «звездочки»-наклейки, планшеты, зеркало.

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Вместе карту создадим,

Вместе карту создадим,

Страны мира посетим,

Свиток правил сочиним.

Президентом станем

И страну возглавим.

Введение в проект

Сегодня мы отправляемся в 1 государство, выбранное вами.

Но, чтобы попасть в это государство, каждый должен подойти к ВОЛШЕБНОМУ ЗЕРКАЛУ, посмотреть на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме (показать свои лучшие стороны). Например: «Я хороший друг», «Я красивая» и т.д. Это пароль для входа, после чего вы можете пройти на свои места. Высказывания детей записываются.

Упражнение «Полянка»

Цель: актуализация личностных ресурсов, познание себя с помощью группы.

Одним из качеств, необходимых президенту, является развитие умений понимать чувства других, умение принять оценку себя другими.

Мы находимся на одном из прекраснейших мест этого государства (полянка, курортная зона, парк и т.д.). «Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке сидите вы. Выберите, в кого из президентов каждый из вас хотел бы превратиться. Можно воспользоваться костюмами». После чего участниками разыгрываются роли.

Обсуждение:

· Вы довольны выбранной вами и прожитой ролью?

· Какие чувства вы испытывали?

Упражнение «Растопи круг»

Цель: стимулировать у участников группы готовность и способность с искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

Все участники встают в круг и берутся за руки. Водящий входит в круг. Его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет сказать добрые и красивые слова о ком-то, стоящем в круге, кто выразит ему свою теплоту, благодарность и восхищение – самые лучшие человеческие чувства. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий будет тот, кто захочет.

Первый водящий – президент 1 государства, остальные по желанию.

Обсуждение:

· Что понравилось больше: стоять в круге или за кругом?

· Хотелось сразу выпустить человека или подождать дальнейших его действий?

· Что мешало решению выпустить человека?

Упражнение «Звездочки»

Цель: Развитие внимания, логического мышления, чувства взаимопонимания, поиск и обсуждение форм его достижения.

Для игры готовятся «звездочки» - наклейки. Затем педагог просит участников закрыть глаза и приклеивает звездочки им на лоб. Звездочки либо имеют разный цвет (всего 5-6 цветов), либо отличаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же звездочки. Педагог наблюдает, какими способами пользуются участники тренинга, чтобы отыскать себе подобных.

Обсуждение:

· Какие способы использовали?

· Какие возникали трудности?

· Какие чувства возникали, если вас не понимали?

Итог. Рефлексия

Поделитесь вашими впечатлениями о сегодняшнем занятии: чему научились? где эти знания могут пригодиться?

Ритуал прощания

Мы друг другу желаем мира, тепла, счастья, здоровья и добра!

 

Тема: «В стране чувств»

Цель: создание условий для обращения подростков к собственному опыту переживания чувств, способствовать творческому самовыражению.

Материалы: макеты государств, карандаши, краски, кисточки, воздушные шарики по количеству участников, маркеры, зеркало, музыкальное сопровождение.

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Вместе карту создадим,

Страны мира посетим,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.162 с.)