Графическое представление результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графическое представление результатов



Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

 

 

КЕЙС

Проектирование адресной индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения учащегося

Младшего школьного возраста

Общие сведения о ребенке: Александр Д. – муж., 11 лет, 4 класс общеобразовательной школы, успевает на «отлично», рекомендован на заезд для интеллектуально способных детей в ГБУ НСО «ОЦДК». Занимается в спортивных секциях.

Общие сведения о семье. Семья полная, благополучная, многодетная (трое детей, все мальчики, старшему - 18 лет, младшему - 10 лет). Мама, образование высшее, инструктор по физическому воспитанию, отец, образование среднее специальное, водитель. Материальное положение семьи – среднее, жилищно-бытовые условия – удовлетворительные.

В отношении Саши родители строят много планов. Со слов родителей, уже с раннего детства они воспитывали в ребенке дух соревнования и стремление сделать все безупречно. Если у ребенка что-то не получалось, то его заставляли по несколько раз переделывать задание, пока результат не получался отличным. Сейчас ребенка не нужно перепроверять, он сам получает удовлетворение, если работа сделана на высоком уровне.

Общие сведения об образовательной организации. В классе 24 человека.В школе есть педагог-психолог. В педагогической характеристике по месту обучения ребенка педагоги указывают на высокий познавательный интерес, активность, инициативность и «легкость» усвоения общеобразовательной программы. Именно последнее в большей степени волнует учителей, так как, по их мнению, условия, имеющие в образовательной организации недостаточны для дальнейшего развития Саши.

Таким образом, основной запрос, который поступил от родителей и педагогов – это выявление потенциальных возможностей Александра и оказание помощи в разработке индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Заключение по данным экспериментально-психологического обследования

За время пребывания в Центре Саша проявил себя как старательный, добросовестный мальчик с высоким уровнем ответственности. Все поручения взрослых ребенок старался выполнить безупречно, не прекращал работу, пока задание выполнено не полностью и с высоким качеством.

У Саши хороший уровень адаптивных возможностей и гибкости в поведении, но в общении со взрослыми и сверстниками ведет себя по разному. С взрослыми Саша с первых дней вел себя естественно, непринужденно, уважительно. Со сверстниками сошелся не сразу, потребовался определенный промежуток времени. После периода «привыкания» стал контактировать со всеми детьми в группе, отношения со сверстниками были ровные, доброжелательные. В бытовых ситуациях, не связанных с учебной и познавательной деятельностью Саша не проявляет ярко выраженных эмоций, невербальные средства общения использует редко, жестикуляция и мимика минимальны, что на первых этапах взаимодействия в группе сверстников создавало определенные трудности. На протяжении всего заезда Саша разговаривал сдержанно, спокойно, даже в эмоционально насыщенных ситуациях наблюдался ровный фон настроения. Впоследствии дети привыкли к сдержанности Саши и воспринимали происходящее адекватно ситуации и учитывали эту индивидуальную особенность Александра. Среди сверстников Саша имел заслуженный авторитет, стремился к лидерству, достойно разрешал конфликтные ситуации, дети прислушивались к его точке зрения.

Саша самостоятельный, независимый мальчик, готов сам принимать решения даже в серьезных жизненных ситуациях. При необходимости может отстоять свою точку зрения, в тоже время он умеет прислушиваться к мнению других, с ним можно договориться, в чем-то убедить.

В специально организованной проектно-исследовательской деятельности мальчик проявляет инициативу, может организовать совместную деятельность группы. При организации такой деятельности Сашу отличает неустанная умственная активность и любознательность, он эмоционально включается в ситуацию, быстро усваивает новую информацию и может достаточно долго не отвлекаясь, концентрироваться на задании. Познавательная деятельность характеризуется потребностью в приобретении новых знаний, новой информации. Получение нового знания усиливает эту потребность еще больше. При традиционной организации занятий ребенок быстро выполняет все задания, в обсуждения включается редко, чаще занимается посторонними делами (успевает что-то нарисовать, дополнительно прочитать и т.д.). В свободной деятельности Саша остается активным, не любит сидеть без дела, всегда находит себе занятие по душе, пробует что-то новое. Откликается на все, что происходит вокруг.

Уровень интеллектуального развития превышает среднюю условно-возрастную норму. Отмечается достаточно высокий уровень основных операций мышления. Саша много читает, любит слушать истории, рассказы, эмоционально реагирует на юмор, сопереживает героям, понимает внутренний смысл и выделяет основное в материале. Речь грамотная, общая осведомленность, кругозор, словарный запас развиты в соответствии с возрастом. Высокий уровень развития оперативной логической памяти. Интуитивное понятийное и понятийное логическое мышление развиты несколько лучше, чем понятийная категоризация.

Сашу отличает способность к творческому мышлению, он может находить нестандартные, оригинальные решения. Мальчик готов экспериментировать, находить другие варианты решения, проявляет гибкость мышления, но только тогда, когда перед ним ставят такую задачу. Без специальных занятий такое мышление может не развиться.

Темп мыслительной деятельности устойчив, равномерен. Работоспособность достаточно высокая, в деятельности активен, внимателен. У него уже сложились определенные навыки целенаправленной деятельности и самоконтроля. Саша умеет организовать свою работу, сохраняет цель деятельности, настойчиво добивается поставленной цели, доводит начатое до конца, способен замечать и исправлять свои ошибки.

Для мальчика характерна мотивация достижения, ребенок уверен в себе, уровень притязаний высокий, самооценка достаточно устойчивая и адекватная. Саша способен адекватно оценить свои действия и поступки, видит свои положительные стороны и недостатки, может критически к ним относиться.

Резервные возможности:

ü Высокий познавательный интерес.

ü Высокий уровень обучаемости.

ü Хороший уровень развития интуитивного понятийного и понятийного логического мышления, общей осведомленности, операций абстрактно-логического мышления и оперативной логической памяти.

ü Достаточный уровень развития навыков самоконтроля.

Факторы риска:

ü Затруднения в эмоциональной передаче собственных чувств и переживаний, трудности установления «первичных» коммуникативных контактов со сверстниками.

ü Недостаточное стимулирование развития потенциальных возможностей ребенка (интеллектуальные способности и творческий потенциал).

Условно-вариантный прогноз:

При создании благоприятных образовательных условий возможно более полное раскрытие потенциальных возможностей ребенка. В неблагоприятных условиях дальнейшее развитие интеллектуальных и творческих способностей будет тормозиться.

 

 

Работа с психолого-педагогическим заключением и данными психологического исследования, выделение главного, определение приоритетов психолого-педагогического сопровождения

Анализ общих сведений о ребенке и результаты психолого-педагогического исследования, представленные педагогом-психологом в психологическом заключении позволяют нам сделать следующие выводы.

1. В целом, можно констатировать гармоничность психического развития. Педагог-психолог указывает на затруднения в эмоциональной передаче собственных чувств и переживаний, что на первых этапах вызывало трудности взаимодействия с группой пока еще незнакомых детей. К типологическим особенностям трудности эмоционального выражения собственных чувств отнести нельзя, так как эта особенность проявлялась только в ситуациях неформального свободного общения с детьми. В проектно-исследовательской деятельности, где необходимо было отстоять собственную точку зрения, аргументировать принятое решение Саша был более эмоционален, чувствовал себя уверенно. Соответственно, педагогу-психологу необходимо запланировать работу на расширение репертуара эмоционального реагирования в неформальных ситуациях, направить усилия на формирование умений вступать во взаимодействие с помощью невербальных средств общения, развивать навыки распознавания эмоций других людей. Пока данные индивидуальные особенности не закреплены и больших проблем еще не возникало, но это является фактором риска. В дальнейшем могут возникнуть трудности функционирования эмоционального интеллекта, трудности установления межличностных контактов, высок риск появления механизма защиты «изоляция» в форме интеллектуализации. Применяя эту защиту, ребенок может потерять возможность полноценного переживания, и, как следствие, не может дать полноценный эмоциональный отклик в ситуациях межличностного общения.

2. Педагогом-психологом отмечен достаточный для этого возраста уровень развития навыков самоконтроля: «Саша умеет организовать свою работу, сохраняет цель деятельности, настойчиво добивается поставленной цели, доводит начатое до конца». На фоне других нормативно развивающихся детей Саша действительно производит впечатление более самостоятельного ребенка, но учитывая высокий уровень интеллектуального развития и познавательного интереса в дальнейшем, возможно, увеличение разрыва между развитием когнитивной и регулятивно-волевой сфер. В данный момент это является хорошим потенциалом, который необходимо развивать. Для дальнейшего развития осознанной саморегуляции деятельности рекомендуется работа педагогов и педагога-психолога по постановке и осознанию дальних и ближних целей, расстановки иерархии целей, по разработке средств и путей для достижения целей, также следует развивать стремление принимать на себя ответственность за свои решения и свой выбор, создавая ситуации неоднозначного решения.

3. По педагогическим характеристикам, беседам с ребенком и родителями можно предположить, что в образовательной организации осуществляется преподавание в традиционной форме с ориентацией на среднестатистического ученика и потенциальные возможности Саши развиваются не в полной мере. Ребенок не был знаком с проектно-исследовательской деятельностью, на традиционных уроках, со слов ребенка, ему скучно. Поэтому необходимо направить усилия педагогов на преобразование социальной ситуации развития ребенка, моделирование и реализацию образовательной политики, основанной на программно-проектном подходе и принципах опережающего сопровождения. Необходимо разработать рекомендации для педагогов по применению нетрадиционных методов развития познавательной активности и творческого потенциала ребенка на уроках. Возможна организация проблемных учебных ситуаций, введение проектно-исследовательской деятельности, применение интерактивных форм учебного взаимодействия (дебаты, коммуникативные игры, дискуссии), а также развитие у ребенка опыта публичных выступлений. Учебный процесс необходимо осуществлять в соответствии с высокими познавательными потребностями ребенка, создать условия для более глубокой проработки выбранных тем, предъявлять более высокие требования к развитию инициативы, самостоятельности и целеустремленности, создать условия для развития творческого и продуктивного мышления. Учитывая, что данная работа может вызвать затруднения у педагогического коллектива, то необходимо запланировать ряд обучающих семинаров, круглых столов, мастер-классов по организации педагогического сопровождения одаренного ребенка. Таким образом, основные усилия должны быть направлены на развитие потенциальных возможностей ребенка (высокий познавательный интерес, творческие способности, средний уровень понятийного мышления, достаточный уровень развития навыков самоконтроля, целеустремленность).

4. Семья благополучная и может являться как ресурсом для развития потенциальных возможностей ребенка, так и тормозящим фактором. Уже в настоящий момент родители предъявляют завышенные требования к ребенку, указывают на то, что ребенок должен все выполнять в совершенстве, без ошибок. У Саши отмечается повышенная мотивация делать все безупречно и соответствовать ожиданиям родителей. Пока это позитивная характеристика личности, которая направляет ребенка на достижение наилучших результатов и развивает мотив достижения успеха, но высок риск развития социально предписанного перфекционизма и перфекционизма, адресованного по отношению к себе. Родителям рекомендуется поддерживать тёплые и доверительные отношения с основой на авторитетное воспитание (сочетание разумного контроля и самостоятельности). Поощрять увлечения и интересы ребенка; развивать любознательность, творчество и познавательный интерес.

 

Особенности проектирования адресной индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения, определение задач развития подростка и задач работы с педагогическим коллективом и родителями

 

Ребенок из Новосибирской области, из обычной образовательной организации, где нет специализированных классов и педагоги имеют ограниченный опыт работы с интеллектуально способными детьми. По нашим сведениям, курсы повышения квалификации по данной проблеме педагоги не проходили, об особенностях интеллектуально способных/одаренных детей имеют не систематизированные знания. Педагог-психолог также не имел возможности посещать различные семинары, мастер-классы и круглые столы, единственное, что было возможно – это зачисление его на курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми».

Необходимым основным условием проектирования и реализации адресной индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения Александра является объединение усилий участников образовательного процесса и согласование взаимодействия специалистов. Основная цель командного подхода - создание специальных образовательных условий наиболее оптимальных для полноценного развития школьника. Оптимальный вариант - технологизация деятельности школьного консилиума.

Если такая форма работы не развита, то педагогу-психологу необходимо найти другие формы взаимодействия с педагогическим коллективом, выступив в роли инициатора и организатора объединения усилий коллектива. Соответственно, ответственность за проектирование адресной программы психолого-педагогического сопровождения, в большей степени, возлагается на психолога, а педагогов можно привлечь на этапе подбора наиболее эффективных методов и приемов организации образовательного процесса и на этапе реализации программы.

Программа должна иметь личностно-ориентированную направленность и учитывать индивидуальность развития ребенка.

Основными задачами развития ребенка будут являться:

ü Развитие творческого мышления.

ü Развитие понятийной категоризации.

ü Развитие навыков целеполагания, способностей к планированию и структурированию собственной деятельности.

ü Развитие эмоционального интеллекта.

ü Развитие коммуникативных навыков.

 

Задачи несколько разнонаправленные и решить их в рамках реализации одной программы дополнительного образования довольно трудно. Более целесообразно будет объединить решение 1,2,3 задач в одной программе, а 4 и 5 задач - в другой. Для решения 4 и 5 задач педагог-психолог может использовать имеющиеся программы, направленные на расширение репертуара эмоционального реагирования Александра в неформальных ситуациях, развитие навыков саморегуляции и т.д. (это может быть модифицированная/адаптированная программа коммуникативного тренинга). Для решения первых трех задач обязательным является разработка (если таковой нет) развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей, понятийного мышления и навыков самоконтроля и целеполагания.

Основная задача при работе с педагогическим коллективом - это повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах организации образовательного процесса при обучении интеллектуально способного ребенка. Перед педагогами стоит сложная задача, так как коллективу необходимо освоить нетрадиционные формы организации учебного процесса, соответственно, педагогу-психологу в планирование необходимо включить ряд мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции педагогов (консультации индивидуальные и групповые, разработка рекомендаций, организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.). Многое будет зависеть от педагога-психолога, именно ему предстоит конструктивно и деликатно осуществлять совместное с педагогами проектирование образовательного процесса, психологический анализ уроков, консультировать учителей для выбора ими психологически целесообразных методов, приемов, форм организации образовательного процесса, способствующего формированию индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности потенциально одаренного ребенка.

С целью использования ресурса родителей для развития потенциальных возможностей ребенка педагогу-психологу необходимо оказать психологическую помощь родителям ребенка (консультации, рекомендации и т.д.).

Рекомендуемое содержание адресной программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.018 с.)