Ожидаемые результаты реализации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ожидаемые результаты реализации программы



При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии детей младшего школьного возраста:

Дети:

- станут более активными, у них повысится уровень творческого воображения и мышления;

- научатся ориентироваться в информационном пространстве;

- приобретут опыт проектно-исследовательской деятельности,

- научатся описывать свое актуальное эмоциональное состояние и более адаптивно и осознанно реагировать (отвечать) на различные эмоциональные реакции других детей, в соответствии со своими актуальными возрастными возможностями;

- научатся организовывать совместную деятельность, станут более успешными в соблюдении принятых правил групповой работы и организации эффективных коммуникаций, что повысит степень сплоченности группы и даст возможность этим детям приобрести эмоционально позитивный опыт адаптации в коллективе.

Продолжительность реализации программы: 11 занятий по 2 часа каждое. Продолжительность занятия может варьироваться и зависит от его цели и задач.

Практическая ценность программы заключается и в том, что после ее реализации педагоги и родители/законные представители получают психолого-педагогическое заключение и приложения с описанием наиболее эффективных методов и приемов организации работы с интеллектуально способными детьми младшего школьного возраста.


Развивающая психолого-педагогическая программа

Авторы: Гревцева Раиса Ивановна, Загородняя Наталья Викторовна, Мороз Оксана Михайловна - Карасукский филиал государственного бюджетного учреждения Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (ГБУ НСО «ОЦДК»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модернизация образования предполагает воспитание нового подрастающего поколения с активной жизненной позицией. При этом, важнейшим фактором развития образования и общества в целом является ориентация на интеллектуальные ресурсы. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Социальные современные условия требуют сегодня от человека не только высокой активности, но и его умения и способности нестандартного решения проблем. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Развивающая психолого-педагогическая программа дополнительного образования детей «Карта мира» апробирована на базе Карасукского филиала, структурного подразделения ГБУ НСО «ОЦДК», в рамках реализации мероприятий государственной целевой программы «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы»[1], которая направлена, в том числе, и на создание условий для выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализацию нового программного содержания и его методического сопровождения. Перед специалистами филиала была обозначена задача проектирования образовательных условий нового поколения, позволяющие выявить и усилить ресурсы индивидуальности интеллектуально способных детей младшего школьного возраста.

Актуальность разработки программы связана и с тем, что в Новосибирской области с 2012 года активно развивается сеть специализированных классов, осуществляющих обучение на повышенном уровне по физико-математическому, инженерно-технологическому и естественнонаучному профилям. Основной целью создания специализированных классов является обеспечение поддержки академически способных и одаренных учащихся, организация специальных условий для движения по индивидуальным маршрутам развития, тем самым способствуя развитию их интеллектуальных и творческих способностей, но зачисление в эти классы возможно только со среднего звена. Таким образом, дети младшего школьного возраста остаются не охваченными специальной поддержкой, а вместе с тем, известно, что, чем раньше выявлены способности и организовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение, тем успешнее может быть ребенок в дальнейшей жизни. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем деятельность по преобразованию социальной ситуации развития, усиливающая факторы, способствующие развитию личности одаренного ребенка, нейтрализующая блокирующие факторы. При реализации программы свой выбор мы остановили на развитие совместной поисково-исследовательской работе, так как, по нашему мнению, это одна из плодотворнейших и увлекательных форм обучения и развития, которая, к сожалению, редко практикуется в настоящее время.

Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с признаками интеллектуальной одаренности. Известно, что одаренные дети имеют повышенные интеллектуальные и творческие способности, широкую любознательность, повышенную познавательную потребность, потребность в умственной нагрузке. У многих из них отчетливо выражена поисковая потребность (активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы), им присущи избирательность, увлеченность каким-либо видом деятельности (познание, рисование, музыка, конструирование и т. д.), повышенная критичность и т.д. Наряду с этим, одаренные дети могут испытывать трудности, связанные с неустойчивой самооценкой, недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков и страхом публичных выступлений. Чрезмерная нагрузка и участие в различных олимпиадах, конкурсах, концертах или соревнованиях может привести к социальной изоляции. У таких детей чаще возникают и эмоциональные проблемы, связанные с высоким уровнем притязаний, повышенной требовательностью со стороны педагогов и родителей/законных представителей. Целенаправленное интенсивное развитие определенных способностей, начиная с раннего возраста, часто строится воспитывающими ребенка взрослыми без учета специфики формирования высших психических функций и может не соответствовать потребности и внутренней мотивации ребенка. Высокие достижения ставят ребенка в разряд одаренных, в то время как соответствующая структура одаренности не сформирована, в силу чего нарушения в онтогенезе возрастают. Этот факт становится основой как личностных, так и учебных проблем ребенка в дальнейшем. Ожидание высоких результатов от ребенка, имеющего высокую обучаемость (высокий объем памяти, высокую скорость переработки информации), часто приводит к искусственной провокации раннего развития. В том числе характер отношения к ребенку в семье может являться причиной, порождающей действительно серьезные проблемы у одаренных детей. Все это «способствует» тому, что такой ребенок может оказаться в «группе риска».

Педагогам и родителям детей с признаками одаренности, имеющих отмеченные проблемы, надо понимать, что, чем старше ребенок, тем сложнее выявить первопричины нарушений в эмоционально-личностном развитии и в обучении. Ранняя диагностика позволяет наиболее эффективно оказать помощь в профилактике появления возможных проблем развития личности и одаренности. Понимание природы «проблем одаренных» поможет, с одной стороны, реабилитировать этих детей и сохранить их потенциал, с другой — даст в руки педагога-психолога систему, помогающую ему в понимании и принятии адекватных педагогических мер в работе с такими детьми. Но, как правило, ресурсов в условиях образовательной организации для подбора и апробации эффективных методов обучения и организации развивающей работы с такой категорией детей явно недостаточно, поэтому и возникла необходимость разработки такой развивающей программы, которая способствовала бы созданию условий для развития личности и социализации способного ребенка и препятствовала бы «угасанию» одаренности.

Практическая ценность программы заключается и в том, что после ее реализации педагоги и родители/законные представители получают психолого-педагогическое заключение и приложения с описанием наиболее эффективных методов и приемов организации работы с интеллектуально способными детьми младшего школьного возраста. На основе данного пакета документов в образовательной организации, при методической помощи специалистов филиала, разрабатывается индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения интеллектуально способного ребенка младшего школьного возраста (пример кейса в приложении 3). Соответственно, психолог в рамках дальнейшего сопровождения реализует:

· осуществляемый совместно с педагогом анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития одаренного ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

· определение психологических критериев эффективного обучения и развития интеллектуального и творческого развития ребенка;

· разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как психологические условия успешного обучения и развития обучающегося;

· привидение создаваемых условий (посредствам основных видов деятельности: диагностика, психокоррекция, консультирование, просвещение, профилактика) в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат для успешного обучения, интеллектуального и творческого развития ребенка.

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Участники программы: дети младшего школьного возраста.

Противопоказания: интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.

Форма реализации программы - групповая.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 11 занятий по 2 часа каждое. Продолжительность занятия может варьироваться и зависит от его цели и задач.

Назначение программы - повышение уровня развития познавательной активности, творческого воображения и мышления, развитие коммуникативных навыков и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Цель программы: развитие образной креативности и коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.

Задачи:

· развитие познавательной активности, творческого воображения и мышления;

· развитие способности ориентироваться в информационном пространстве;

· развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

· развитие аффективно-эмоциональной сферы;

· развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.009 с.)