Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центральный федеральный округСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Центральный федеральный округ включает Москву и 17 областей Центральной России — Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую. В целом для регионов Центрального федерального округа не характерно наличие многолетних, стабильных политических режимов. Определенными исключениями можно считать Москву, Белгородскую, Орловскую и Ярославскую области, где уровень политической стабильности на протяжении 1990-х гг. и в начале XXI в. оценивается как сравнительно высокий25. • В Москве политический режим персонифицирован фигурой мэра Ю. Лужкова. Москва относится к числу тех регионов, где, пожалуй, без особых оговорок можно признать наличие полноценного регионального политического режима. О его стабильности и постепенном эволюционном развитии свидетельствует тот факт, что Ю. Лужков стал мэром еще в 1992 г.26 и трижды уверенно выиграл выборы в 1996, 1999 и 2003 гг. • В Ярославской области губернатор А. Лисицын был назначен в 1991 г. и в условиях невысокой конкуренции избирался трижды — в 1995, 1999 и 2003 гг. • В Орловской области политическая стабильность была восстановлена после победы на выборах 1993 г. бывшего партийного руководителя региона, политика общенационального масштаба Е. Строева (первый секретарь обкома КПСС в 1985—1989 гг., секретарь ЦК КПСС в 1989—1991 гг.)27. После возвращения к власти в регионе Е. Строев создал один из самых устойчивых и притом четко персонифицированных политических режимов, имеющих безальтернативный характер (на выборах 1997 и 2001 гг. он получил более 90% голосов). В 2005 г. Е. Строева назначил губернатором президент России. • В Белгородской области формирование стабильного режима следует связать с назначением на пост губернатора Е. Савченко в 1993 г. Хотя уровень политической стабильности в регионе ниже, чем в Орловской области, Е. Савченко смог трижды выиграть губернаторские выборы. 25 Однако еще раз огоноримси, что лидеры всех режимов, которые считаются ста 26 Ю. Лужков был избран в 1991 г. вице-мэром в паре с Г. Поповым, который вскоре 27 В 1991 г. губернатором Орловской области был назначен Н. Юдин, не нашедший ¶ Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России В остальных регионах сложно говорить о политической стабильности. Для них типична довольно частая смена власти, хотя динамика развития ситуации может сильно отличаться и в ряде случаев характеризуется заметной стабилизацией в начале XXI в. Тенденции к стабилизации ситуации и консолидации элит были особенно заметными с конца 1990-х гг. во Владимирской, Калужской и Тамбовской областях. • Во Владимирской области заметная консолидация началась после прихода к власти коммуниста, выходца из партийно-советской номенклатуры Н. Виноградова в 1996 г. В 2000 г. Н. Виноградов был избран на второй срок, в 2005 г. его назначил президент России. • В Калужской области этот процесс можно связать с В. Сударенковым (бывший партийный руководитель региона), который выиграл выборы в 1996 г. (до него в области сменились два губернатора), а в 2000 г. способствовал избранию губернатором своего преемника и заместителя А. Артамонова. Последний, в свою очередь, успешно переизбрался на новый срок в 2004 г. 8 В 2005 г. А. Артамонов был назначен на губернаторский пост президентом России. • В Тамбовской области заметная стабилизация началась после возвращения к власти О. Бетина, выигравшего выборы в 1999 и 2003 гг. (О. Бетин назначался губернатором в 1995 г.29, в том же году проиграл выборы бывшему председателю областного совета А. Рябову и взял реванш в 1999 г.). В 2005 г. О. Бетин получил назначение на губернаторский пост. Напротив, примером весьма нестабильной политической ситуации служит Брянская область, которая является одним из крайних в России примеров частой смены власти. В 1993 г. назначенный Б. Ельциным губернатор В. Барабанов проиграл на выборах представителю левых сил Ю. Лодкину. Осенью 1993 г. Ю. Лодкин был отстранен от должности, но найти сильную фигуру на пост губернатора федеральный центр не смог. На протяжении трех лет регионом управляли три губернатора — В. Карпов, во второй раз В. Барабанов и, наконец, А. Семернев. Но последний в 1996 г. проиграл выборы все тому же Ю. Лодкину. В 2000 г. Ю. Лодкин был избран на второй срок, но с большим трудом. В 2004 г. он не был допущен к участию в выборах, которые выиграл депутат Госдумы, бывший руководитель пригородной птицефабрики Н. Денин. При этом ситуация в Брянской области по-прежнему осталась сложной, с множеством центров влияния. Неустойчивая ситуация характерна и для других регионов. • В Рязанской области также отмечается частая ротация правящих групп. 28 В 1991 г. Калужскую область возглавил выходец из научной среды А. Дерягин. В 1996 г. его заменили на представителя президента п области О. Савченко. w До О. Бетина назначенным губернатором Тамбовской области являлся В. Бабен-ко, бывший главный врач областной больницы. ¶ 8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация н прочих субъектах (федерации исполкома) на вице-мэра Рязани Г. Меркулова. В 1996 г. была проведена вторая замена губернатора, которым стал И. Ивлев. Вскоре И. Ивлев потерпел поражение на выборах, а к власти пришел член КПРФ В. Любимов. Последний смог избраться на второй срок в 2000 г., но в 2004 г. даже не прошел во второй тур. Новым губернатором был избран генерал Г. Шпак, бывший командующий воздушно-десантными войсками России. • В Смоленской области на выборах 1993 г. выходец из директорского корпуса А. Глушенков обыграл поставленного Б. Ельциным представителя демократических сил В. Фатеева. В 1998 г. А. Глушенков проиграл выборы мэру Смоленска А. Прохорову, поддержанному КПРФ. В 2002 г. А. Прохоров потерпел поражение от генерала ФСБ В. Маслова. В 2005 г. В. Маслов был назначен на новый срок президентом России. • В Воронежской области первый раз губернатора поменяли в 1996 г.: вместо А. Ковалева был назначен А. Цапин. Но на выборах 1996 г., как и в Рязанской области, новый назначенец уступил кандидату коммунистов И. Шабанову. Однако И. Шабанов не смог переизбраться на второй срок и уступил в 2000 г. генералу ФСБ В. Кулакову. Последний был избран на второй срок в 2004 г. • В Ивановской области в 1996 г. центр заменил губернатора А. Лаптева на В. Тихомирова, бывшего партийного руководителя региона, затем — руководителя областного совета и законодательного собрания. В. Тихомиров в том же году выиграл выборы, но баллотироваться на второй срок не стал. Его преемник А. Головков уступил в 2000 г. коммунисту В. Тихонову. В 2005 г. В. Тихонов, к тому времени исключенный из КПРФ30, не был назначен губернатором. Его место занял московский чиновник М. Мень, заместитель председателя московского правительства (сын известного православного священника А. Меня, бывший депутат Госдумы и вице-губернатор Московской области). • В Курской области в 1996 г. выборы выиграл генерал А. Руцкой, бывший вице-президент России (поражение потерпел назначенный Б. Ельциным губернатор В. Шутеев). Более стабильной ситуация в регионе после этого не стала. В 2000 г. А. Руцкой не смог принять участия в выборах. Новым губернатором избрался член КПРФ А. Михайлов. В 2005 г. его назначил губернатором президент России. • В Тверской области губернатор В. Суслов проиграл на выборах 1995 г. главе районной администрации В. Платову. Последний с трудом смог избраться на второй срок, но в 2003 г. даже не прошел во второй тур. Новым губернатором был избран представитель столичных бизнес-кругов Д. Зеленин. Несмотря на не столь частую ротацию правящих групп, политическая ситуация в Костромской, Липецкой и Тульской областях также обычно характеризу- 311 В. Тихонов участвовал в попытке расколоть КПРФ и избирался лидером "альтернативной" Компартии, а затем возглавил ВКПБ — Всероссийскую коммунистическую партию будущего (организовать которую, однако, не удалось). ¶ Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России ется как нестабильная в связи с ограниченными властными и экономическими ресурсами губернаторов (этот факт можно установить в результате более тщательного регионального анализа). • В Костромской области к власти в 1996 г. при поддержке КПРФ пришел В. Шершунов, обыгравший губернатора В. Арбузова. В 2000 г. В. Шершунов смог переизбраться на второй срок. В 2005 г. его назначил на новый срок президент России. • В Липецкой области в 1998 г. председатель областного совета О. Королев обыграл губернатора М. Наролина, опытнейшего представителя советской партийно-хозяйственной элиты (тот, в свою очередь, пришел к власти через выборы в 1993 г., ранее областью управлял представитель "демократов" Г. Купцов). В 2002 г. О. Королев уверенно переизбрался на второй срок. В 2005 г. его назначили на новый срок. • В Тульской области в 1997 г. губернатором был избран яркий представитель КПРФ, бывший член ГКЧП, руководитель крупного аграрного хозяйства В. Стародубцев, также сумевший переизбраться на второй срок в 2001 г. (его предшественник Н. Севрюгин себя дискредитировал: он набрал очень мало голосов на выборах 1997 г., а затем стал фигурантом ряда уголовных дел). В 2005 г. В. Путин назначил губернатором совершенно новую для местной политической элиты фигуру — главного инженера Конструкторского бюро приборостроения (расположенное в Туле крупное предприятие ВПК) В. Дудку. Однако, несмотря на формальные факты, свидетельствующие о силе губернаторских позиций, для Костромской, Липецкой и в еще большей степени Тульской областей характерно наличие множества конкурирующих групп влияния. Наконец, отдельной оценки требует политическая ситуация в Московской области. Этот регион отличается значительным полицентризмом и территориальной неоднородностью. Поэтому здесь практически невозможно формирование режима доминантного типа в условиях полностью консолидированной элиты. Политический режим в Подмосковье имеет совершенно особый характер. Многочисленные локальные группы, как правило, не способны объединиться, а лидер одной из них не может стать губернатором. Здесь востребован политический режим, позволяющий локальным группам действовать автономно и не допускающий ошибок, ведущих к объединению локальных групп в оппозицию. Первый такой режим был создан выходцем из советской хозяйственной элиты А. Тяжловым. Но в 1999 г. А. Тяжлов утратил контроль за ситуацией и популярность и не смог избраться на второй срок. Новым губернатором стал известный генерал Б. Громов, который, напротив, выстроил отношения с локальными группами таким образом, что выборы 2003 г. оказались практически безальтернативными. Формирование групп влияния на основе законодательных собраний встречается в Центральном федеральном округе довольно часто. Это вызвано тем, что обла- ¶ 8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации стные советы до 1993 г. играли роль центров консолидации оппозиционных элит. Не случайно многие председатели советов 1991 — 1993 гг. или избранных в 1994 г. законодательных собраний в 1995—1996 гг. выиграли губернаторские выборы, пользуясь серьезной поддержкой местной элиты (примеры Н. Виноградова, А. Рябова, В. Сударенкова, И. Шабанова). Неудачную попытку стать губернатором предпринимал бывший спикер М. Бесхмельницын в Белгородской области. Успешные попытки спикеров и связанных с ними клиентел прорваться к власти отмечались и позднее: пример О. Королева в Липецкой области в 1998 г.31. Яркой особенностью Центрального федерального округа является наличие множества групп влияния, имеющих партийную природу. Это можно связать с консерватизмом политической культуры значительной части регионов Центральной России, что привело к повышенному влиянию коммунистов. Именно в Центральном федеральном округе в 1995—1996 гг. в полной мере проявился феномен "красных" губернаторов. В целом ряде регионов к власти пришли члены КПРФ или близкие к левым беспартийные политики, как правило, представлявшие прежнюю партийно-советскую номенклатуру. Некоторые из них уже имели сложившиеся ранее, обычно — еще в советский период, клиентелы. Другие выдвинулись на позиции политических лидеров уже в постсоветский период на протестной волне, и их клиентелы стали складываться только после прихода к власти. Примерами прихода к власти оппозиционных групп "партийного" происхождения являются победы А. Рябова в Тамбовской области в 1995 г. (проработал только один срок), Ю. Лодкина в Брянской области (отработал два срока), Н. Виноградова во Владимирской области, И. Шабанова в Воронежской области (отработал один срок32), В. Любимова в Рязанской области в 1996 г. (отработал два срока), В. Стародубцева в Тульской области в 1997 г. (отработал два срока), А. Михайлова в Курской области и В. Тихонова в Ивановской области в 2000 г. Поддержку КПРФ также получали В. Сударенков в Калужской области, В. Шершунов в Костромской области, О. Королев в Липецкой области, А Прохоров в Смоленской области, но их группы имели более сложный и не столь идеологизированный характер. Заметные группы "партийного" происхождения безуспешно, но все же пытались прийти к власти в Тверской области (В. Баюнов в 1999 г., Т. Астраханкина в 2003 г.), в Белгородской области (М. Бесхмельницын в 1995 и 1999 гг., В. Алтухов в 2003 г.), в Ярославской области (В. Корнилов в 1995 и 1999 гг.). Даже в Московской области на выборах 2000 г. одним из главных кандидатов стал спикер Госдумы Г. Селезнев, состоявший в то время в рядах КПРФ33. '.' Неудачная попытка — выдвижение ярославского спикера С. Вахрукова на пост губернатора в 1999 г., выдвижение воронежского спикера А. Наквасина в 2004 г., который затем снял кандидатуру, а после выборов потерял пост спикера (С. Вахруков покинул и пост спикера, и Ярославль). 12 В 2004 г. второе место на губернаторских выборах занял коммунист С. Рудаков. м Да и в Москве на выборах 1991 г. основным конкурентом Г. Попова был представитель номенклатуры В. Сайкин, позднее вступивший в КПРФ. ¶23 зак. 624 ¶ 705 ¶ Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России Таким образом, в регионах Центральной России именно на поле левой оппозиции чаще всего формировались основные оппозиционные группы, которые во многих случаях смогли стать правящими (но не везде удержали власть). Победу представителя левых сил не следует идентифицировать с "реальным" приходом к власти КПРФ и изменением идеологических приоритетов правящего регионального режима, поскольку степень автономии соответствующих регионов была и остается слишком ограниченной. После победы кандидатов КПРФ в регионах действительно появились новые правящие группы, но они не имели ярко выраженного партийного характера и во многих случаях почти не включали членов КПРФ в свой состав. Поэтому известно множество конфликтов между "красными" губернаторами и региональными организациями КПРФ, не удовлетворенными кадровой политикой и преференциями новой власти. Скорее "красные" губернаторы привели к власти или создали новые клиентелы, имеющие в ряде случаев сложносоставной характер. Географические факторы также играют заметную роль в дифференциации элиты в рассматриваемых регионах. Практически во всех регионах локальные правящие группы в областных центрах являются оппозиционными или латентно-оппозиционными. Наиболее острые конфликты отмечались в Воронеже, Костроме, Рязани и Твери. Например, на выборах в 2000 г. тогдашний мэр Костромы Б. Коробов стал главным соперником губернатора В. Шершунова. Мэр Рязани П. Мама-тов выдвигался на губернаторский пост в 2004 г. Отсутствие ярко выраженных конфликтов между региональными и городскими властями характерно только для самых консолидированных режимов — в Белгородской и Орловской областях. Распространенным явлением можно считать и "муниципальные автономии". Яркий пример — Старый Оскол в Белгородской области, в котором расположены главные бюджетообразующие предприятия региона. "Экономические" группы влияния в регионах Центральной России не столь развиты в связи с ограниченной ресурсной базой. Как правило, деловая элита входит в клиентелы, создаваемые крупными чиновниками, особенно — губернаторами. Такая ситуация характерна не только для бедных регионов, но и для Москвы с ее особым, консолидированным режимом. Формирование самостоятельных "экономических" групп типично для немногих регионов. Один из примеров — Липецкая область, где ядром такой группы стало главное бюджетообразующее предприятие — Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Здесь не возникло ситуации, аналогичной Вологодской области, и поэтому группа НЛМК ведет свою игру. Она все-таки не выдвинула своего кандидата на выборах губернатора в 2002 г., но в то же время одержала победу на выборах мэра Липецка, которым стал ее клиент М. Гулевский. В Тверской области совершенно новая ситуация возникла после победы на выборах выходца из мощной бизнес-группы "Интеррос" Д. Зеленина (но надо учитывать, что сам "Интеррос" не имеет экономических интересов на территории данного региона). ¶ 8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации Формирование "экономических" групп влияния регионального уровня, стремящихся к вершинам региональной власти, можно проследить в той же Тверской области. Так, на выборах 1999 г. выдвигался крупный местный бизнесмен — директор Тверского мелькомбината С. Потапов (представитель оппозиционной тогдашнему губернатору В. Платову "городской" группы). В Тульской области на пост губернатора дважды баллотировался В. Соколовский, руководитель компании "Центргаз", а в 2005 г. область возглавил выходец из КБП В. Дудка. В Брянской области главным соперником Ю. Лодкина еще в 2000 г. стал руководитель крупной пригородной птицефабрики Н. Денин (он же — лидер местной "Единой России"). В 2004 г. Н. Денин победил на губернаторских выборах. Роль лидера влиятельной "экономической" группы в Рязанской области на протяжении многих лет играл бывший мэр города В. Рюмин (так, в 2000 г. он выдвигался на пост губернатора и занял второе место). Особенностью регионов Центральной России является возникновение большого числа групп влияния, лидерами или ведущими представителями которых выступают выходцы из силовых структур. Еще в 1996 г. такую группу начал формировать в Курской области генерал А. Руцкой, но она развалилась после окончания его губернаторских полномочий. В 2000 г. генералы стали лидерами правящих групп в Московской и Воронежской области, в 2002 г. в Смоленской области, в 2004 г. — в Рязанской области. Генерал ФСБ В. Суржиков в 2000 г. неудачно баллотировался на пост губернатора Курской области, но затем был избран на должность мэра Курска. Интересен и пример И. Морозова, выходца из спецслужб, затем — бизнесмена и депутата Госдумы, который занял второе место на выборах губернатора Рязанской области в 2004 г. 8.4.3 Приволжский федеральный округ В состав Приволжского округа входят восемь областей — Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, а также Коми-Пермяцкий АО (в 2005 г. Пермская область и Коми-Пермяцкий АО объединились в Пермский край). Сверхустойчивые политические режимы для "русских" регионов Приволжского округа не характерны. Относительно стабильная политическая ситуация отмечается только в Самарской области, и то правящая группа далеко не является безальтернативной. Самарский губернатор К. Титов относится к числу первых губернаторов, назначенных Б. Ельциным в 1991 г. (бывший научный работник, председатель Самарского городского совета). Он довольно уверенно выиграл выборы в 1996 и 2000 гг. В 2005 г. К. Титов был назначен на очередной срок. На протяжении 23* 707 ¶ Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России 1990-х гг. самарский губернатор являлся одним из заметных политиков на федеральном уровне: возглавлял бюджетный комитет Совета Федерации, входил в руководство НДР, рассматривался в качестве кандидата на крупные правительственные должности, в 2000 г. баллотировался на пост президента России. Кроме того, К. Титов входил в руководящие органы СПС, некоторое время возглавлял СДПР. В 2005 г. его назначил на пост губернатора президент России. Сравнительно устойчивый политический режим в Саратовской области стал формироваться много позже: после назначения губернатором Д. Аяцкова, бывшего вице-мэра Саратова, в 1996 г. Особенностью К. Титова и Д. Аяцкова была активная лоббистская и публично-политическая деятельность на федеральном уровне, которая стала важным фактором сплочения вокруг этих влиятельных лидеров местных элит. Показательно, когда влияние этих двух губернаторов на федеральном уровне стало снижаться после прихода к власти В. Путина, в местных элитах началось прогрессирующее расслоение. В 2005 г. Д. Аяцков не был назначен губернатором. Его место занял генеральный директор Балаковской АЭС П. Ипатов, ранее не игравший активной роли в местной политике. Наименее устойчивая политическая ситуация характерна для Нижегородской и Кировской областей. • В Нижегородской области более стабильная ситуация была характерна для 1991 — 1997 гг., когда у власти находился Б. Немцов, один из немногих ельцинских назначенцев из числа лидеров "демократической волны", сумевший избежать острых конфликтов с консервативными элитами34. Однако после ухода Б. Немцова правящие группы выглядят весьма слабо, и в регионе не стихает острая конкуренция. В 1997 г. губернаторские выборы выиграл мэр Нижнего Новгорода И. Скляров, у которого в 2001 г. взял реванш коммунист Г. Ходырев, бывший первый секретарь обкома КПСС и председатель областного совета35. В 2005 г. власть в Нижегородской области опять сменилась: губернатором был назначен вице-мэр Москвы В. Шанцев, ранее не связанный с данным регионом. • В Кировской области губернатор В. Десятников на первых региональных выборах в 1996 г. даже не прошел во второй тур. Новым губернатором стал представитель левой оппозиции В. Сергеенков, который делал ставку на популизм и тоже не смог создать мощной правящей группы. На третий срок В. Сергеенков права избираться не получил. В результате на выборах 2003 г. губернатором был избран депутат Госдумы Н. Шаклеин, бывший областной прокурор. В среднестабильном состоянии находятся остальные регионы, для которых характерна различная динамика. 14 Следует заметить, что Нижний Новгород, являясь крупным инновационным центром, не был тогда склонен к проявлениям консерватизма. " Позднее Г. Ходырев был исключен из КПРФ и примкнул к "Единой России". ¶ 8.4 Региональные политические ре-жимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации • В Пермской области первая, но небольшая трансформация правящей группы прошла еще во времена назначения губернаторов: место Б. Кузнецова занял его первый заместитель Г. Игумнов. Последний смог выиграть выборы в 1996 г., но в 2000 г. был вынужден уступить лидеру другой группы — мэру Перми Ю. Трут-неву, одновременно представлявшему часть городского бизнеса. При Ю. Трутневе началась консолидация элит вокруг нового центра, но в 2004 г. он занял пост федерального министра: его преемником стал выходец из той же группы О. Чиркунов. В 2005 г. О. Чиркунов был назначен на пост губернатора вновь образованного Пермского края. • В Пензенской области смена правящей группы происходила дважды. Сначала в 1993 г. губернатор из "демократов" А. Кондратьев проиграл выборы крупному представителю партийно-советской номенклатуры А. Ковлягину. Но новая правящая группа тоже оказалась слабой. В 1998 г. А. Ковлягин занял лишь третье место на выборах. С тех пор лидером правящей группы является В. Бочкарев, бывший глава одного из городских районов Пензы. В. Бочкарев дважды выигрывал на губернаторских выборах. В 2005 г. он был назначен на новый срок президентом России. • В Оренбургской области правящая группа сменилась в 1999 г. До того времени руководителем области был В. Елагин, пользовавшийся поддержкой уроженца региона В. Черномырдина. Однако позиции В. Елагина к 1999 г. ослабли. В результате к власти пришел кандидат левых сил А. Чернышев, являющийся также крупным представителем аграрной элиты (бывший руководитель профильного думского комитета). В 2003 г. А. Чернышев уверенно избрался на второй срок, что свидетельствует об относительной стабилизации. В 2005 г. его назначил губернатором президент России. • В Ульяновской области, напротив, смена власти в 2000 г. не привела к стабилизации. Ранее в регионе сформировался устойчивый режим Ю. Горячева, бывшего партийного руководителя региона, который еще в 1987 г. возглавил облисполком, а в 1990 г. — обком КПСС и областной совет. В 1992 г. Б. Ельцин назначил Ю. Горячева губернатором, а в 1996 г. тот выиграл выборы. При Ю. Горячеве Ульяновская область развивалась как закрытый регион, в котором власти пытались сохранить элементы государственного управления и социальной политики, взятые из советской эпохи. К 2000 г. этот режим заметно ослаб, и в местной элите началось формирование оппозиционных групп. Это привело к победе на выборах известного генерала В. Шаманова. Однако ситуация при В. Шаманове оказалась неустойчивой, и конкуренция между группами влияния только обострилась. В 2004 г. В. Шаманов был переведен на федеральную должность, а выборы выиграл мэр Димитровграда (второй по величине город в области) С. Морозов, имевший поддержку федерального центра и крупных бизнес-групп. • В Коми-Пермяцком АО стабильность ситуации заметно снизилась к 2000 г., что привело к поражению губернатора Н. Полуянова, который возглавлял ¶ Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России регион с 1991 г. После раскола местной правящей элиты к власти в регионе пришел бывший первый заместитель губернатора Г. Савельев. В 2005 г. округ был объединен с Пермской областью. Как и во многих других регионах, дифференциация элиты в регионах Приволжского округа в значительной степени связана с географическими, экономическими факторами, а также с деятельностью законодательных собраний. Конфликты между ветвями власти в целом не были характерны для этих регионов. Но нельзя не обратить внимания на тот факт, что в Нижегородской области при Г. Ходыреве законодательное собрание во главе с Е. Люлиным стало центром кристаллизации оппозиционных групп. Заслуживающим внимания фактом было и выдвижение ульяновского спикера С. Рябухина на пост губернатора в 2000 г. (затем С. Рябухин стал заметным федеральным чиновником — аудитором Счетной палаты). Формирование крупных локальных групп характерно практически для всех регионов Приволжского округа. Например, в Самаре мэр Г. Лиманский стал лидером одной из самых мощных оппозиционных групп (по многим вопросам эта группа объединялась с коммунистами — другими традиционными противниками К. Титова)36. В Перми открытого конфликта между губернаторской группой и группой мэра не было, он проявился только на самих выборах 2000 г., которые завершились победой лидера "городской" группы Ю. Трутнева. В Нижнем Новгороде мэры всегда становились центрами кристаллизации отдельных групп влияния, как правило — открыто или латентно-оппозиционных (Д. Бедняков, И. Скляров, Ю. Лебедев, В. Булавинов). Локальные группы, оппозиционные, но не столь сильные, как в указанных выше случаях, на разных этапах складывались вокруг городских органов власти в Кирове (В. Киселев), Оренбурге (Г. Донковцев), Пензе (А. Калашников), Саратове (Ю. Аксененко). Следует обратить отдельное внимание на прецедент создания мощной "муниципальной автономии" в Тольятти (Самарская область). Локальный политический процесс в Тольятти развивался автономно, причем в условиях неконсолидированной городской элиты. Особенностью Приволжского округа было формирование групп влияния, ориентированных на полпреда С. Кириенко. Наиболее очевидным этот процесс оказался в Нижегородской области — столице федерального округа. В некоторых регионах Приволжского федерального округа отмечались попытки формирования прокоммунистических контрэлит. В Кировской области их лидеру В. Сергеенкову удалось прийти к власти. А. Чернышев в Оренбургской области и Г. Ходырев в Нижегородской также стали губернаторами при поддержке КПРФ (но потом дистанцировались от коммунистов, демонстрируя лояльность к ,6 Определенное размежевание групп губернатора и мэра отмечалось и при первом мэре Самары О. Сысуеве. ¶ 8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации центру). В других регионах попытки оказались неудачными, но некоторые лидеры региональных организаций КПРФ сумели создать заметные группы влияния. Интересен пример Пензенской области, где в 2002 г. от КПРФ выдвигался известный федеральный политик, выходец из Пензы В. Илюхин. Значимые группы влияния были созданы коммунистами в Самарской, Саратовской и Ульяновской областях. Но следует учитывать, что В. Сергеенков, Г. Ходырев и А. Чернышев формировали свои группы по клиентельному, а не партийному принципу. "Экономические" группы влияния характерны для многих регионов Приволжского округа. Но очень часто они играют роль или автономных субгрупп в рамках правящей группы, или амбивалентных групп, действующих в соответствии с развитием политической конъюнктуры. Например, в Самарской области такие группы связаны с ведущими экономическими субъектами — компанией ЮКОС, АвтоВАЗом, местной ассоциацией "Волгопромгаз". Губернатор К. Титов привлекал эти группы к сотрудничеству, создавая с ними сложносоставные правящие коалиции. Так, в 2000 г. вице-губернатором был назначен представитель ЮКОСа, а в 2003 г. его сменил представитель дочернего предприятия АвтоВАЗа. Открытое выступление "экономических" групп влияния в борьбе за власть в регионе встречается гораздо реже. Интересной попыткой было выдвижение лидера директорского корпуса Г. Штина в Кировской области на выборах 1996 г. (он занял второе место). В Оренбургской области в выборах 1999 г. участвовал один из самых заметных местных директоров П. Гуркалов, долгие годы руководивший крупным металлургическим комбинатом НОСТА. Отмечаются и попытки местных бизнесменов городского уровня создать группы влияния с претензией на правящий статус. В конечном итоге это удалось Ю. Трутневу, но прежде он стал мэром Перми (на посту губернатора Ю. Трутнева сменил его компаньон по бизнесу О. Чиркунов). Напротив, другой пермский бизнесмен С. Левитан, заняв второе место на выборах 1996 г., к следующим выборам полностью утратил влияние. В Кировской области на выборах 2003 г. второе место занял крупный по местным меркам городской бизнесмен О. Валенчук. Отдельного внимания заслуживает ситуация в Нижнем Новгороде, где на протяжении многих лет роль лидера небольшой контрэлитной группы играл бизнесмен А. Клименть-ев (он неоднократно пытался стать мэром Нижнего Новгорода, выдвигался и на пост губернатора). 8.4.4 Южный федеральный округ В Южном федеральном округе находятся пять "русских" регионов — Краснодарский И Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. ¶ Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России Два региона Южного округа — Астраханская и Ростовская области являются важными для регионального политического анализа примерами регионов с устойчивыми политическими режимами. Эти режимы долгое время были безусловно персонифицированными: В. Чуб олицетворял власть в Ростовской области и А. Гужвин в Астраханской. Оба губернатора руководили своими регионами с момента назначения в 1991 г. и считались крупными представителями еще советской элиты (А. Гужвин — бывший председатель облисполкома, В. Чуб — выходец из ростовской городской элиты, бывший председатель городского совета). В. Чуб и А. Гужвин дважды достаточно уверенно выигрывали выборы. В 2004 г. А. Гужвин скончался, в результате выборов новым губернатором стал его заместитель А. Жилкин, что позволяет говорить о преемственности власти. В. Чуб в 2005 г. был назначен на пост губернатора президентом России. В Краснодарском крае видимая политическая стабилизация началась лишь после 2000 г. (см. также: [Магомедов, 1999]). До этого в регионе отмечалась губернаторская "чехарда", порожденная российскими властями. Сначала, в 1991 г. вопреки интересам традиционных элит губернатором был назначен "демократ" В. Дьяконов, которого через год пришлось уволить. Новый губернатор Н. Егоров, представлявший элиту номенклатурного происхождения, отработал только до 1994 г. и пошел на повышение, став федеральным министром (работал также главой президентской администрации и др.). В 1994—1996 гг. губернатором был Е. Харитонов, еще один представитель традиционной элиты. В 1996 г. несколько месяцев губернатором опять был Н. Егоров. Однако ни один из краснодарских губернаторов не смог обеспечить консолидацию элит, как это сделал В. Чуб в Ростовской области. В 1996 г. в результате выборов к власти пришел харизматический лидер местной левонационалистиче-ской оппозиции Н. Кондратенко. При нем сложилась новая правящая группа, представляющая собой клиентелу очередного губернатора. Н. Кондратенко был одной из крупных фигур в крае в советское время (бывший второй секретарь крайкома КПСС, председатель крайисполкома) и потому обладал разветвленными связями и налаженными отношениями. При нем консолидированность элиты несколько выросла. Тем не менее в силу договоренностей с федеральным центром в 2000 г. Н. Кондратенко не участвовал в выборах, поддержав нового фаворита — А. Ткачева, представителя "комсомольского" поколения кубанской элиты (бывший секретарь райкома ВЛКСМ, затем глава аграрного хозяйства, депутат Госдумы). В 2004 г. А. Ткачев вновь был избран губернатором с очень высоким процентом голосов. Политический режим в Краснодарском крае при А. Ткачеве не является образцом консолидированной правящей группы. Для региона характерно обилие автономных групп влияния, сложившихся в период постоянной смены правящих групп. Однако специфика политического режима позволяет этим группам реализовывать свои интересы. ¶ 8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации Низкий уровень консолидации элит характеризует Ставропольский край и Волгоградскую область. В обоих регионах в 1996 г. к власти пришли коммунисты37, А. Черногоров и Н. Максюта соответственно, которые в 2000 г. не без труда смогли избраться на второй срок. В 2004 г. опять-таки в условиях высокой конкуренции Н. Максюта избрался на третий срок. А. Черногоров в 2005 г. был, несмотря на заметные трудности, назначен на свой пост президентом России. В условиях крупных регионов с консервативной политической культурой главное влияние на дифференциацию элиты оказали географические и партийные факторы. В 1996 г. в трех регионах Юга к власти пришли кандидаты КПРФ, что довольно радикально изменило состав правящих групп. В двух других регионах на том этапе именно коммунисты являлись лидерами ведущих оппозиционных групп. Так, политическая история Ростовской области в значительной степени связана с борьбой губернатора В. Чуба и представителя КПРФ Л. Иванченко, занимавшего ключевые посты в регионе до 1991 г. (бывший предс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.014 с.) |