Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Видовое разнообразие документов 20-го векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Документ, как материальный объект, отражает в своих конкретных материальных формах историю применения человеком материалов, средств, приемов, техники коммуникации в разные периоды развития земной цивилизации. Появление новых видов документов, смена одних видов другими — закономерный процесс, протекающий с постоянным ускорением. Архивные фонды формируются, главным образом, на основе доминирующих видов документов, образующих разные по объему, временной протяженности и физической специфике массивы. Для архивов наличие протяженных и тупиковых ветвей документации, разных видов и разновидностей документов с огромным многообразием свойств и разной долговечностью — достаточно «штатная» ситуация и, в то же время, сложнейшая базовая проблема. Превращение документа в массовый общественный продукт, в средство оперативной коммуникации лишь усложнило проблему сохранности архивных фондов. С конца 19 века на волне естественнонаучных открытий, технических, технологических и промышленных достижений изменилась и структура документопотоков. На базе древесной бумаги, синтетических красителей, машинописи в 70—80-х годах 19-го столетия появляется машинописная документация — главная составная часть архивных фондов 20 века. Уже отмечалось, что машинописная документация прошла начальный этап многообразия форм, в которых наряду с черной машинописью широко применялись цветные средства текстонанесения. В 40-70-х годах 19 века появляется фотограф ия, фотоматериалы, фототехнологии получения изображений на светочувствительных средах (желатиновые галоидосеребряные слои). Создается возможность документально фиксировать события окружающего мира сначала в статике, а затем и в динамике. Появляется новый вид документов — фотодокументы на металле, стекле, бумаге. Синтезируются полимеры — нитроцеллюлоза, ацетилцеллюлоза — которые позволили получить прозрачные пленочные материалы. Формируется новая документационная ветвь — пленочные фото- и кинофотодокументы, а позже микрофильмы и микрофиши. В микрофильмах впервые масштабно воплотилось стремление изменить формат документа, сжать информацию в объеме носителя, решить задачу сохранения информации путем ее переноса (миграции) на новый материальный носитель. Компактность впервые стали использовать как средство страхового хранения информации и ее оперативного использования (страховые фонды и фонды пользования на микропленках). Увеличение светочувствительности фотоматериалов к разным участкам спектра (1873 г.) дало импульс развитию фоторест аврации[34] — способам и методам криминалистического, архивного, музейного выявления невидимых изображений, усиления слабоконтрастных и угасших текстов документов [55]. Постепенно проявились и слабые стороны фотодокументации, как нового архивного объекта. Цветные фотодокументы не могли долго храниться при комнатной температуре. Тупиковой ветвью, опасной в хранении, стала фотодокументация на нитропленке, разлагающейся с выделением крайне агрессивных окислов азота (нитратный синдром). В настоящее время вызывает опасения «ацетатный синдром» — медленное разрушение ацетатных пленок с выделением уксусной кислоты. Таким образом, фотодокументы, как и бумажная документация, также прошли переходный этап несовершенства, характерный для новых образцов продукции [56]. Запись звука была впервые выполнена на фонографе Эдисона (1877 г. — механическая звукозапись на восковых валиках) и на те-леграфоне Поульсена (1898 г. — магнитная звукозапись на стальной проволоке). Развитие механического способа привело к появлению значительного количества фонодокументов на твердых металлических и полимерных носителях (грампластинки, граморигиналы), к поступлению в архивы редких и уникальных звукозаписей первой половины 20-го века [57]. Параллельно шло развитие способа магнитной звукозаписи на гибких пленочных носителях: целлулоиде и бумаге (20-е годы), затем на диацетате целлюлозы (30-40-е годы). В этот период начинается практическое применение магнитных лент в радиовещании, в работе военных, дипломатических, других служб. В послевоенный период магнитофоны поступают в продажу, в том числе транзисторные (1956 г.) и кассетные (1961 г.). В разных странах мира, наряду с архивами кинофотодокументов, создаются архивы звукозаписей [58]. Магнитные носители информации также достаточно быстро проявили себя как недолговечные архивные объекты. Магнитная лента — сложный, многослойный, композиционный материал, в котором трудно совместить противоречивые требования гибкости, прочности к истиранию, адгезии многих слоев и стабильности, причем не просто в хранении, а в жестких условиях применения звукозаписей. [59]. Использование разных полимеров (ацетатов целлюлозы, поливинил-хлорида, поликарбонатов, полиэфиров) улучшило показатели, но не решило до конца проблему долговечности магнитных звукозаписей. Они требовали перезаписи на новые пленки через 15-20-30 лет, а кроме того — специальной защиты при хранении от электромагнитных полей [59]. В 70-80-х годах стало очевидно, что сохранить документы на основе магнитных записей и цветных фотоматериалов можно лишь путем их перевода на новые носители. При огромных масштабах этих фондов и растущих объемах поступлений перспектива перезаписи выливалась в сложнейшую финансовую, техническую и организационную архивную проблему. Было очевидно также, что перезапись — это потеря части информации и проводить ее многократно нельзя. Перспективы осложнялись, кроме того, неизбежной сменой поколений техники. Однако неизбежность этих перспектив была принята архивами мира как очевидный факт и, в частности, нашла отражение в отечественной концепции сохранности архивных документов конца 80-х годов [51]. Прогнозировалось, что сохранение нестойких нетрадиционных новых видов документов будет осуществляться, главным образом, на основе их перезаписи с одновременным уменьшением.объемов реставрационно-консервационных работ. Для традиционной бумажной документации реализация этой тенденции прогнозировалась с инерционным отставанием, с учетом физического различия бумажных оригиналов и копий. В это же время применительно к бумажной документации был сформулирован избирательный принцип обеспечения сохранности, разработана методология и методика выявления приоритетов документов [50]. С учетом реальной обстановки трансформировались и представления о возможностях и перспективном значении основных четырех направлений традиционной архивной деятельности, базирующихся на традиционной концепции сохранности документа, как единого материального объекта [52]. Первое направление (целевое создание долговечных документов) стало нереальным в условиях открытого товарооборота и рыночных отношений, в условиях быстрой смены способов и средств создания документов. В настоящее время главным фактором повышения долговечности становится конкуренция производителей, заинтересованных в улучшении продукции, в том числе в сфере документооборота и архивного хранения информации. Для архивной отрасли крайне актуальной остается задача оценки этой продукции в качестве объектов архивного хранения и применения. Второе направление (создание условий хранения) — является важнейшим в современных условиях, особенно на этапе изменения концепции сохранности и появления новых видов документов. Третье на правление (реставрация) — было и остается единственным средством продления жизни оригинала. Однако в современных условиях реставрация, лишенная квалифицированных кадров и остающаяся малопроизводительным ручным процессом, перестала быть количественно значимым фактором обеспечения сохранности для основной массы хранящихся материалов. Сохранившиеся очаги реставрации необходимо поддерживать даже в ущерб рентабельности, а ее потенциал использовать лишь для целевого спасения уникальных объектов. Четвертое направление — воспроизведение документов — способ и средство сохранения документной информации. Вплоть до 90-х годов оно было ориентировано, главным образом, на микрофильмирование и частично — на фотореставрацию документов. Периодически казалось, что фототехнологии, микрофильмирование, фотореставрация исчерпали свой технический ресурс. Однако в последнее время оно вновь приобрело важное значение, как средство получения долговечных микрокопий документов. В 60-70-х годах долговечность микрофильмов оценивалась в 100—150 лет, т.е. на уровне бумажных носителей. Сегодня новые пленки, видимо, обеспечивают долговечность микрозаписей около 500 лет. Появились также цветные пленки нового поколения (Кодак, Фудзи, Агфа-Геверт) с гидрофобными компонентами, пригодные для изготовления страховых долговечных микрокопий. В 2001-2002 гг. на базе РГАНТД планируется исследовательская и практическая проработка технологических вопросов создания страхового фонда на цветных пленках. Дальнейшее развитие получит новая фотореставрация, сочетающая высокую чувствительность фотоматериалов к разным участкам спектра и современные возможности электронных технологий по коррекции и усилению слабых сигналов. Таким образом, в конце 20 века архивные документы были представлены тремя основными видами — фото, фоно и бумажными. Каждый вид был обособлен, имел присущую только ему специфику материалов, способов создания, хранения, воспроизведения. Межвидовые границы, сложившиеся в ходе развития этих видов, казались естественными и непреодолимыми. Эти три вида имели лишь одно общее свойство: они появились и развивались как аналоговые информационные системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.012 с.) |